Файл: Департамент по образованию администрации Волгограда Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа 89 Дзержинского района Волгограда 400075 Россия, Волгоград, ул. Республиканская, 5 тел.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ (Планы занятий).

1 Этап «Мой внутренний мир».

Занятие 1 «Кто Я»

Цель: Способствовать осознанию особенностей своей личности (характер, темперамент); Способствовать формированию позитивного самоотношения, способности к рефлексии;

Обучать приемам аутотренинга.

-Первичная беседа «Что ты знаешь о себе»

-Анкета «Мои предпочтения»

-упражнение «Кто Я»

-обучение аутотренингу
Занятие 2 «Мои сильные стороны»

Цель: Способствовать формированию умения беспристрастно оценивать черты своего характера, учить осознанию своей индивидуальности, обучать приемам аутотренинга

-Рассмотри себя: мои плюсы, особенности организма, черты характера

-Беседа «Самый-самый»

-упражнение «Никто не знает, что я…»

-обучение аутотренингу
Занятие 3 «Мои слабые стороны»

Цель:. Способствовать формированию умения беспристрастно оценивать черты своего характера, учить осознанию своей индивидуальности, обучать приемам аутотренинга.

-Беседа по терапевтической сказке «Щечка»

- Мои минусы: особенности организма, черты характера

-обучение аутотренингу
Занятие 4 «Мои ресурсы»

Цель: Создавать условия для выделения в себе черт личности, отличающихся от других, учить регулировать свое эмоциональное состояние.

-Беседа по результатам диагностических исследований «Темперамент, характер, способности»; обсудить понятие Скрытые возможности

-упражнение «Ласковое слово»

-учить регулировать свое эмоциональное состояние
Занятие 5 «Моя индивидуальность»

Цель: Создавать условия для формирования позитивного самоотношения; Развивать способность к рефлексии, обучать приемам аутотренинга..

-Беседа «Индивидуальность, в чем она?»

-упражнение «Мое качество»

-упражнение «Чем Я отличаюсь \Чем Я похож на других»

-проективное рисование «Мой путь»

-учить регулировать свое эмоциональное состояние
2 этап «Я во внешнем мире»

Занятие 6 «Как я живу»

Цель: Способствовать самоанализу, развивать умение анализировать и определять составляющие своей жизни; Способствовать формированию умения выносить моральные оценки, анализировать ситуацию учить регулировать свое эмоциональное состояние


-Беседа «Мой образ жизни»: обсудить вредные привычки, положительные моменты, активность/пассивность жизненной позиции

- проективное рисование «Вспомни и нарисуй САМЫЙ… день в твоей жизни»

-учить регулировать свое эмоциональное состояние
Занятие 7 «Умение сказать «НЕТ»

Цель: Способствовать формированию умения различать хорошее и плохое; избегать опасных ситуаций; Создавать условия для формирования способности к волевому усилию. Профилактика созависимого поведения.

-Беседа «Вредные привычки»

-упражнение «Контролируй эмоции»

-моделирование ситуации «Если бы не было норм»

-упражнение «Как сказать НЕТ»
Занятие 8 «Цели маленькие и большие»

Цель: Создавать условия для формирования способности к целеполаганию; умения планировать поэтапно пути достижения цели; Способствовать осознанию Я - реального и возможности самосовершенствоваться в деятельности.-Беседа «Жизненные цели и пути их достижения»

- «Дерево жизни» упражнение на осознание путей достижения целей, необходимости трудиться ради результата
Занятие 9 «Каким я хочу быть»

Цель: Способствовать самоанализу подростка, развивать умение определять и анализировать свои психологические характеристики; Создавать условия для осознания возможного пути от Я реального к Я идеальному.

-проективное рисование «Мой портрет в лучах солнца»

-упражнение «Профконсультация»

-упражнение «Ловушки-капканчики»

-учимся ставить цели
Занятие 10 «Мое место в мире»

Цель: Расширять представления подростка о возможностях планирования профессионального пути, о взаимосвязи профессии и образа жизни человека; Способствовать пониманию учащимся возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям.

-Беседа «Мое место в мире»

-упражнение «Самая-самая профессия»

-Мои задатки/Чего не хватает/Как развивать

-учимся ставить цели

-беседа-упражнение «Три судьбы»

-учимся ставить цели

- упражнение «Один день из жизни»

-упражнение «Защита профессии»
Занятие 13 «Навыки общения»


Цель: Создавать условия для формирования конкретных социальных навыков и приемов межличностного взаимодействия.

-Беседа по терапевтической сказке «Об одинокой рыбке»

-упражнение «Волшебный щит»

-упражнение «Принятие критики».

-упражнение «Преодоление обвинения»

-упражнение «Просьба о помощи»

-упражнение выражение благодарности»

-упражнение «Ведение переговоров»

-упражнение «Отстаивание своего мнения»
Занятие 16 «Люди с МАРСА. Люди с ВЕНЕРЫ»

Цель: Создавать условия для осознания своей половой принадлежности, формирования адекватного образа мужчины и женщины.

- Беседа «Идеальная женщина/Идеальный мужчина, кто они?»

-упражнение «Два в одном»

-«Спрашивайте-отвечаем»

-упражнение «Два мира»

-«Спрашивайте-отвечаем»
3 этап « Мир будущего»

Занятие 18 «Что есть сегодня»

Цель: Способствовать анализу компонентов своей личности и жизненной ситуации.

-Беседа «Расскажи о себе» (школьная жизнь, интересы, увлечения, достижения)

-упражнение «Незаконченные предложения»

-упражнения «Белое-Черное»

-проективное рисование «Я через 5 лет»
Занятие 19 «Что будет завтра»

Цель: Способствовать умению анализировать последствия своих действий; формировать понимание об ответственности за свое будущее; осознать наиболее значимые жизненные события и достижения и пути реализации этих целей.

-упражнение «Моя мечта»

-Создаем «Модель будущего»,

-проективное рисование «Я через 10 лет»

-Шаги к цели
Занятие 20 «Мой путь Уникален»

Цель: Подвести итоги курса занятий; закрепить осознание своей уникальности и неповторимости.

–Беседа «Самое ценное – жизнь! Ты ее хозяин!»

-Придумываем жизненный девиз и правила

-упражнение на развитие позитивного образа Я «Мой портрет в лучах солнца»

-Подведение итогов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. "Практикум по арт-терапии". Ред. А.И.Копытин. – СПб.: Речь, 2001.

  2. Практикум по социально-психологическому тренингу. 3-е изд. / Под. ред. Б.Д. Парыгина. СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 2000 – 352с.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. 5-е изд., испр. и доп. /Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2002 – 369с.

  4. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. (Практическая психология в образовании).

  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Избранные психологические труды. – М.: Воронеж, 1995.

  6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. -М.,1990

  7. Вальдес Одриосола. М. – "Арттерапия в работе с подростками".

  8. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.Б. Драгуновой. - М., 1967.

  9. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999.

  10. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". – СПб.: Речь, 2008.

  11. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". – СПб., 2002.

  12. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010.

  13. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. — СПб: Питер, 2001. 5. Литягин А. 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов. — М.: HRC, 2004.

  14. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". – СПб.: Речь, 2003.

  15. Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение / Н.И. Леонов - СПб: Питер, 2005, - 78 с.

  16. Ментс М. Ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. – СПб: Питер. 2001 – 208с.

  17. Метафорическая деловая игра / Под ред. Ж. Завьяловой. — СПб: Речь, 2003.

  18. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002 – 512с.

  19. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. -184 с.

  20. Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Бахрах-М., 2000.

  21. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003.

  22. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Знание, 1994.

  23. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. / В.И. Слободчиков - М.: Школьная Пресса, 2000, 35-98с.

  24. Шалагинова И.Г. Развитие конфликтологической компетентности в ходе интерактивных



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С ФОРМАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Методика 1. Тест Склонности к девиантному поведению (СДП) Леус Э.В.

Методическое руководство по применению теста СДП

Назначение метода

Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению) разработана коллективом авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск) и прошла процедуру адаптации и стандартизации.

Методика предназначена для измерения для оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения (ЗП), самоповреждающего поведения (СП), агрессивного поведения (АП), делинквентного поведения (ДП), социально обусловленного поведения (СОП) по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника. В зависимости от набранной по шкале суммы баллов оценивают степень выраженности конкретных видов девиантного поведения: отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации, легкая степень социально-психологической дезадаптации, высокая степень социально-психологической дезадаптации. Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у подростков при проведении мониторинговых исследований.

Теоретико-методологическое обоснование

Социально-психологическая дезадаптация предполагает нарушение способности индивида приспосабливаться к воздействиям социума и адаптироваться в нем непринятие им условий среды и жизнедеятельности. Проблема социальной дезадаптированности подростков является актуальной, так как деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост наркомании и преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи.

Девиантное поведение – это поступок, действие человека или группы лиц, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе, культуре, субкультуре, группе нормам и ожиданиям. В современной науке известны различные отраслевые подходы к классификации девиантного поведения: клинический (медицинская классификация поведенческих расстройств), социально-правовой (девиации поведения и девиантное поведение), педагогический (школьная и социальная дезадаптация), психологический. Проанализировав имеющиеся подходы, нами были выделены несколько ведущих типов аномального поведения личности, которым более всего подвержены несовершеннолетние: социально желаемое поведение, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, агрессивное поведение, аутоагрессивное поведение. Таким образом, важным является раннее выявление подростков группы риска, склонных к проявлениям девиантного поведения, а также выявление их агрессивной, аутоагрессивной и криминальной направленности.