Файл: Ситуациях. Психология кризисных состояний личности Тема Специфика экстремальных ситуаций и кризисных состояний личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1013
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Раздел 1. Введение в предмет «Личность в экстремальных
ситуациях. Психология кризисных состояний личности»
Тема 1. Специфика экстремальных ситуаций и кризисных
состояний личности
Проблематика кризисов в индивидуальной жизни традиционно находилась в поле внимания гуманитарного
(в частности, психологического) научного мышления. Однако теоретическое изучение механизмов возникновения и факторов преодоления кризисов развивается с относительно недавних пор. В данном пособии рассматриваются два взаимосвязанных понятия: кризисное состояние личности и критическая ситуация, которая может послужить толчком к возникновению кризисных переживаний.
Необходимо отметить, что вопросы оказания экстренной психологической помощи населению в экстремальных и критических ситуациях в настоящее время все еще остаются достаточно новыми для психолога с методической точки зрения. Необходимость обобщения накопленного специалистами опыта работы в этой сфере обусловливается повышением актуальности кризисной проблематики. В конце минувшего столетия были проведены исследования в 15 экономически наиболее развитых странах мира. Результаты показали катастрофический рост социально детерминированных психических и поведенческих расстройств.
По данным Б.Д. Петракова [36], с 1900 по 1993 год количество пограничных расстройств возросло в 21,4 раза, из них невротических и связанных со стрессом – в 61,7 раза; количество лиц, страдающих алкоголизмом, возросло в 58,2 раза, олигофрениями – в 30 раз.
Понятие «кризис» имеет происхождение от греческого слова «кrisis», что буквально переводится как «решение, поворотный пункт, исход». В том значении термина, которое мы примем за основное в этом курсе, заложено неоднозначное представление о данном явлении. С одной
2 стороны, кризис – это какое-либо негативное, а временами неизбежное явление. С другой стороны, кризис представляет собой необходимый жизненный этап, по своей сути и по механизму влияния на жизненный путь и на самого человека является одной из движущих сил развития личности. Дело в том, что кризис предполагает необходимость принятия жизненно важных решений и осуществления выбора из нескольких возможных альтернатив. Те выборы, которые личность совершает в этой ситуации, часто имеют для нее существенное и даже судьбоносное значение, приводя ее как к возврату на предыдущую ступень развития, стагнации или регрессивному выходу из сложной ситуации, так и к продуктивному личностному развитию, переходу на новую ступень.
В рамках изучаемого предмета «Личность в экстремальных ситуациях. Психология кризисных состояний личности» мы будем исходить из представления, что в основе возникновения кризисных состояний лежит наличие критической ситуации, которая определяется как ситуация, при которой субъект сталкивается либо с потенциальной, либо с реальной невозможностью удовлетворения своих фундаментальных потребностей. Он не может реализовать актуальные для себя мотивы или стремления, его деятельность или сложившаяся жизненная ситуация идут вразрез с системой личных ценностей и смыслов. Критическая ситуация в жизни личности – это такая сложность, с которой человек оказывается не в состоянии справиться привычным путем. «Кризис возникает вследствие возникновения событий, затрудняющих реализацию личностью своего жизненного замысла, когда он оказывается бессильным преодолеть их волевым усилием», – считает Ф.Е. Василюк [4].
Кризис всегда является испытанием для личности, которое возникает на жизненном пути каждого человека вне зависимости от его желания или нежелания. По мере того, как человек проходит через все этапы кризисного состояния, вся его жизнь претерпевает изменения на всех уровнях рассмотрения личности. Смыслообразующий, или когнитивный,
3 уровень организации личности может пониматься, согласно Г. Пери, как
«интроекция новых жизненных ценностей или новой иерархии ценностей».
Аффективный уровень личностных проявлений рассматривается как способность проходить жизненное испытание, сохраняя при этом свою целостность и работоспособность. Поведенческий уровень анализа личности, находящейся в кризисном состоянии, предполагает важность для нее применения новых поведенческих паттернов, которые до этого времени не применялись человеком.
Переживания личности, обусловленные возникновением кризисной ситуации, в работах разных авторов представлены сходным образом. В результате кризиса меняется социальная ситуация развития личности.
Изменение социальной ситуации требует от личности изменения выполняемых ею ролей в соответствии с ожиданиями окружающих. В ходе кризисных изменений личность включается в другой круг лиц для взаимодействия, у человека появляются другие потребности и новые для него проблемы. В кризисные периоды личность принимает необычные для себя альтернативные решения, что отражается на течении жизни.
Результатом постановки и реализации новых целей может стать изменение образа «Я», девальвация прежней и обретение новой идентичности, перемена мировоззрения и системы личностных смыслов. В целях самосохранения личность может прибегнуть к тем или иным защитным механизмам, в целях обнаружения оптимального выхода из тупика личность проводит серьезную внутреннюю работу по поиску новых смыслов, а существенные для человека ценности сортируются, и с учетом новых приоритетов происходит выбор жизненной стратегии и нехарактерных для прежней жизни способов поведения.
С психологической точки зрения, то состояние, которое мы называем кризисным, требует от человека максимальной концентрации и задействования всех имеющихся у него ресурсов для решения задач, которые поставила перед ним жизнь.
4
И.Г. Малкина-Пых выделяет основные четыре аспекта, в которых большинством автором рассматриваются изменения жизни индивида [18]:
1) внутреннее ощущение себя в мире и своего места в нем;
2) чувство защищенности, безопасности и предсказуемости мира;
3) особенности восприятия времени – либо оно замедляется и даже останавливается в субъективном представлении личности, либо возникает его острая нехватка, события движутся слишком быстро;
4) физическое состояние индивида характеризуется снижением тонуса и ростом напряжения.
Как считает В.Ю. Меновщиков [19], кризис задевает различные структуры существования личности, а именно:
– внешние аспекты жизни (работа, профессиональная деятельность, положение в обществе, семья, социальные роли, социальные нормы, коммуникации как характер взаимодействия с другими и пр.), все то, что можно выразить следующим образом: как я себя ощущаю среди других людей;
– внутренние аспекты жизни, или экзистенциальная ситуация индивида (восприятие и опознавание себя как уникальной личности, ответы на экзистенциальные вопросы – кто я, что я, куда я, зачем я), все то, что можно выразить словами следующим образом: как я себя ощущаю в мире.
Личностный кризис, по Л.Н. Юрьевой, – это «психологическое состояние максимальной дезинтеграции и дезадаптации личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров (ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов, «Я»-концепции) и возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта, что приводит к девиантному поведению, нервно-психическим и психосоматическим расстройствам» [43].
Для классификации кризисов личности нам предстоит обратиться к различным контекстам их изучения и рассмотреть исторический ход
5 развития этой научной сферы – кризисной психологии. На начальном этапе развития кризисной психологии переживаемые человеком кризисы изучались в плане возрастных изменений личности, поэтому в теоретических работах они были сопоставлены с динамическими особенностями развития на тех или иных этапах жизни личности (Л.С.
Выготский, Э. Эриксон). С анализа детских возрастных кризисов интересы исследователей постепенно переключаются и на кризисы зрелого периода развития.
В середине прошлого века Э. Линдеманн выдвинул положение о том, что некоторые неизбежные события в жизненном цикле вызывают стрессы и эмоциональное напряжение. В этом случае речь начали вести о том, что кризисы не всегда связаны с естественным ходом развития индивида. В критических жизненных событиях человек либо овладевает новой ситуацией, либо переживает эмоциональный срыв, нарушение поведения и адаптации и ухудшение жизненных функций. Для разных людей стрессовыми могут оказаться разные по силе влияния ситуации, поскольку кто-то является более ранимым в силу личностных особенностей.
Эти жизненные кризисы имеют вероятностный характер. Время их наступления, жизненные обстоятельства, сценарии, участники событий могут быть незакономерными и случайными. Выход из таких ситуаций для личности представляет проблему.
Дж. Каплан и Ф. Линдеманн в числе первых описали методологию работы с личностью для оказания помощи в его разрешении. С 40-х годов
XX века они изучали не нормативные личностные кризисы (в отличие от
Л.С. Выготского), а те переживания и критические состояния, которые возникали вследствие внешних драматических обстоятельств. Это может быть психологическая травма, угроза жизни своей или близких. Дж.
Каплан разработал теорию вмешательства в кризисную ситуацию, в которой перед человеком возникают препятствия в реализации важных жизненных целей. Если он не может справиться с этой ситуацией с
6 помощью привычных средств, она вызывает кризисные переживания.
Автором выделены два типа кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле (например, поступление в школу или выход на пенсию) и те, которые происходят из-за случайных травмирующих событий (тяжелая болезнь, катастрофа, семейные неурядицы и пр.).
Дж. Каплан описал четыре стадии кризиса.
1. В случае возникновения ситуации, угрожающей целостности личности в физическом, социальном, психологическом плане, сначала происходит рост напряжения, который необходим для стимулирования ресурсов личности (первая стадия кризиса).
2. Нарушается естественный ход жизни индивида и ущемляются основные потребности, что приводит к дальнейшему росту напряжения.
Человек понимает, что использованные им попытки выхода из ситуации оказываются безрезультатными (вторая стадия переживания кризиса).
3. Далее при еще большем увеличении напряжения не только подключаются внутренние ресурсы, но осуществляется поиск внешних источников преодоления сложностей (третья стадия).
4. Когда оказываются безрезультатными и эти усилия, наступает четвертая стадия, на которой происходит рост тревоги, возникновение чувства беспомощности. Индивид сталкивается с невозможностью самоорганизации, чувством безнадежности и впадает в депрессивное состояние.
Разрабатывая различные модели помощи личности, оказавшейся в кризисе, авторы исходили из того, что главной целью применяемых методов является помощь, направленная на то, чтобы быстро справиться с острым переживанием, немедленная эмоциональная поддержка клиента.
Дж. Каплан выступил в роли «отца превентивной психиатрии».
Недостаточно разработанным в тот период остались личностные кризисы, связанные со сложностями ценностно-смыслового
7 самоопределения, длительность которых может достигать нескольких лет.
Впоследствии разные авторы использовали для объяснения причин кризисов различные понятия и психологические категории: трудности самоопределения и самонаправления своей жизни (Г. Томэ); ощущение ограниченности жизненной перспективы и трудности ее перестройки (П.
Массен и др., A. Комфорт, Н.В. Панина, Е.И. Головаха, А.А. Кроник); ограниченность ценностей (Б. Ливехуд); потеря смысла жизни (В.
Франкл); невозможность удовлетворить смысложизненные потребности
(Е.А. Донченко); переживание непродуктивности своего жизненного пути
(Р.А. Ахмеров).
В.И. Слободчиков определяет специфику каждого возраста как
«смену режима индивидуальной жизни», как смену самости и идентичности. Выделяются следующие группы кризисов: кризисы
«рождения» («так жить нельзя»); кризисы развития («хочу быть, как ты»), поиск новых способов самоопределения.
В особую группу В.И. Слободчиков включил кризисные проявления в связи с причинами травматического характера. В этом случае речь идет о прохождении личностью через события, которые не могут быть связаны с его прямой волей и не подвластны усилиям личности. В этой группе описаны переживания вследствие утраты родного человека, произошедший развод с супругом, постановка серьезного (даже смертельного) диагноза и окончание жизненной перспективы либо потеря работы вследствие безработицы и другие.
Обобщение различных ситуаций, приводящих к кризисным состояниям, позволило их распределить по следующим категориям:
– переход на следующую ступень развития и переживание сложностей этого перехода (к этой группе относятся возрастные кризисы и кризисы личности в связи с изменением стадий профессионального становления);
– переход на новый этап индивидуального развития личности,
8 связанный с поиском новых жизненных смыслов (экзистенциальные кризисы);
– стрессовые события, вызванные психологическими травмами, катастрофами, войнами, потерей близких и т. п.
Проведя анализ кризисных ситуаций и следуя таким авторам, как Т.
Калошина, Э.Ф. Зеер, все личностные кризисы для лучшего понимания и детализации мы будем делить на две основные категории.
Первая группа – внутренние (нормативные) кризисы, которые носят и другое название – «кризисы развития». В этой группе описаны события, имеющие относительно выраженный хронологический характер, что означает их связь с возрастом человека. Задачей личности является обнаружение новых вариантов самоопределения или новых видов реализуемой в жизни деятельности, появление у человека новых ресурсов для дальнейшего развития. Можно говорить о том, что причиной нормативных кризисов является естественное развитие человека. С этой группой кризисов сталкиваются все люди, но степень выраженности кризиса не обязательно имеет для личности характер конфликта.
Решающее значение в проявлении нормативных кризисов имеет перестройка ведущей или освоение новой деятельности, а также появление у личности психологических новообразований в качестве ресурсов, получаемых ею для перехода на следующую ступень развития. У индивида
«вызревают» какие-либо свойства, качества и новые возможности, меняется социальная ситуация развития, человек встречается с новыми для него задачами. Эти кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития. Однако переход от одной стадии развития к другой может быть связан со сложностью противоречия между реальной и потенциальной формами существования. Внешние и внутренние условия жизни личности входят в противоречие. В момент изменения человек оказывается уязвимым, находится в состоянии дискомфорта. Далее особенности
9 нормативных кризисов будут подробнее рассмотрены нами на примере возрастных кризисов психического развития и кризисов профессионального самоопределения личности.
Вторая группа кризисов – внешние (ненормативные). В этой разновидности в качестве стрессора проявляются внешние по отношению к личности травматические события. В их числе могут оказаться экстремальные жизненные ситуации, которые имеют мощный негативный эффект и тяжелые последствия, случаи, связанные с угрозой жизни для самого человека или значимых близких. Критические ситуации носят не закономерный, а скорее вероятностный характер. Не всегда есть возможность предсказать время их наступления.
Жизненные обстоятельства, участники кризиса, ход протекания ситуации могут быть случайными, они происходят вследствие стечения обстоятельств. Эти кризисы могут быть также связаны со значительными резкими изменениями условий жизни человека, не всегда трагическими, но сопровождающимися значительными субъективными трудностями, перестройкой сознания и поведения, вызывающими психическую напряженность.
Ненормативные кризисы не являются обязательными, а связаны со значительными резкими изменениями условий жизни. Таковыми могут стать важные жизненные события, меняющие индивидуальную биографию человека: окончание учебного заведения, трудоустройство, вступление в брак, рождение ребенка, смена места жительства, уход на пенсию и другие.
Эти изменения социально-экономических, временных и пространственных обстоятельств сопровождаются значительными субъективными трудностями, психической напряженностью, перестройкой сознания и поведения, по Э.Ф. Зееру [9, 10].
К ненормативным относятся также кризисы, которые обусловлены драматическими и трагическими обстоятельствами жизни, такими как потеря трудоспособности, инвалидность, развод, вынужденная
10 безработица, миграция, неожиданная смерть близкого человека, лишение свободы и т. п. Эти кризисы представляют собой испытание на грани человеческих возможностей, вызывают запредельные эмоциональные переживания и требуют кардинальной перестройки сознания, пересмотра ценностей и жизненных смыслов.
В описании причин ненормативных кризисов применяют термины
«психическая травма» и «травмирующее событие». Психической травмой называется жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям. Психическая травма, как событие или ситуация, стоит в ряду всех прочих жизненных ситуаций. Психотравмирующими для личности жизненные события становятся не только в связи с объективно крупным масштабом.
На состояние и благополучие личности оказывает влияние целый ряд характеристик события: интенсивность, внезапность, продолжительность, частота повторения, а также смысл, значимость и актуальность для личности. В.Н. Мясищев поделил психические травмы на две разновидности:
1) объективно-значимые (травматичные для подавляющего большинства людей – смерть близкого, развод, увольнение и пр.);
2) условно-патогенные (они вызывают переживания в силу особенностей иерархии ценностей человека, к примеру потеря ценной для человека вещи).
Г.К. Ушаков рассмотрел разновидности психических травм и выделил для них характеристики, которые позволяют не только делить их на ряд категорий, но и проводить анализ особенностей воздействия травмы на личность и тем самым предсказывать возможное действие на личность и особенности кризиса.
В первую группу детерминант кризисов он включил массивные
(катастрофические) психические травмы, которые возникают внезапно,