Файл: Ситуациях. Психология кризисных состояний личности Тема Специфика экстремальных ситуаций и кризисных состояний личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 864

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
факторы риска завершенности суицида:
– уже совершенные ранее попытки суицида, опыт намерений совершить суицид в течение предшествующей жизни;
– применение наиболее опасных средств совершения самоубийства, таких как яд или оружие;
– применение методов самоубийства с минимальной вероятностью оказания медицинской помощи;
– непривычный способ суицида;
– наличие тщательно разработанного плана;
– устойчивое и осознанное желание умереть;
– усталость от жизни и мысли об успокоении в загробной жизни.

178
Чтобы определить вероятность летального исхода и степень опасности для личности суицидальных намерений или суицидального поведения, человеку задается ряд вопросов. Содержание беседы приведено по примеру работы на телефоне доверия.
Изоляция и степень одиночества. Необходимо выяснить, насколько человек физически либо эмоционально является изолированным от других людей. Чем меньше возможностей поддержки со стороны других, тем больше риск доведения суицида до конца.
Вопросы:
Чувствует ли клиент себя одиноким?
Живет ли он сам по себе?
Как долго длится его одиночество?
Предшествующая история суицидальных попыток. Если попытки суицида уже были, тем более вероятно превращение попытки в завершенный суицид.
Вопросы для диагностики:
Пытался ли клиент прежде совершить самоубийство?
Какие средства он использовал для этого?
Это была единичная попытка?
Как часты в прошлом были эти попытки?
Наличие и степень разработанности плана. Эти вопросы служат выяснению, есть ли у клиента план совершения самоубийства и в чем он состоит. Серьезное отношение к полученной информации позволит диагностировать уровень вероятности летальности. Можно спрашивать о наличии у человека доступа к материалам, которые необходимы для реализации его плана. Психолог выспрашивает детали плана.
Вопросы:
Когда клиент собирается это сделать?
Что для этого понадобится?
Где это произойдет?

179
Внешние и внутренние ресурсы клиента, под которыми имеются в виду всевозможные факторы, которые могут укрепить веру в возможность продолжения жизни и помогут справиться с кризисным состоянием.
Вопросы для оценки внешних ресурсов:
Есть ли у клиента надежные друзья?
Кто из близких людей мог бы помочь в сложившейся ситуации?
Какова реакция родных на происходящее?
Доступна ли помощь социальных служб?
При анализе внутренних ресурсов необходимо искать в прошлом случаи успешного совладания с трудностями, способы разрешения кризисных ситуаций, стрессов и разочарований.
Причины критической ситуации.
Переживал ли человек в последнее время повышенный стресс?
Испытывает ли он боль, депрессию, эмоциональный дискомфорт, боль от утраты? В связи с чем?
Какие проблемы есть у человека в семье или на работе?
Есть ли злоупотребления наркотиками или алкоголем?
Необходимо собрать и проанализировать информацию по следующим факторам, которые повышают степень суицидального риска: возраст, пол, хронические болезни, интоксикация.
Амбивалентность намерений и действий. Если время общения с клиентом, высказывающим суицидальное намерение, идет, а клиент говорит, но не действует, это указывает на то, что он не решается совершить самоубийство. Амбивалентность клиента является союзником консультанта.
Не все люди, в действительности готовые совершить суицид, переживают явную депрессию. Возможны случаи, когда суицидальные намерения трудно выявить, близкие люди и даже консультанты, работающие над проблемой клиента, пропускают их.


180
Очень важно оценить уровень страдания человека в кризисном состоянии, чтобы определить, насколько он близок к пределу своего терпения. Не выражая намерений довести себя до смерти, человек может это сделать неожиданно для всех и не вполне отдавая себе отчет, например с помощью медикаментозных средств в сочетании с алкоголем. Известны также случаи шантажного суицида, которые нужно дифференцировать от истинных намерений. С целью решения указанных задач используют
вербальные, бихевиоральные (поведенческие) и ситуационные «ключи», приведенные в руководстве по телефонному консультированию [21] (табл.
5).
Таблица 5
Признаки суицидальной опасности
Вербальные
«ключи»
Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве» или «Было бы лучше умереть», или «Я не хочу больше жить».
Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться» или «Мне все надоело», или
«Они пожалеют, когда я уйду».
Намек на смерть или шутки по этому поводу. Много- значительное прощание с другими людьми [21]
Бихевиорал ьные
(поведенчес кие)
«ключи»
Отчаяние и плач.
Неоднократное обращение к теме смерти в литературе и живописи.
Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.
Нехватка жизненной активности.
Самоизоляция от семьи и любимых людей.
Рост употребления алкоголя или наркотиков.
Составление или изменение завещания.
Изменение суточного ритма.

181
Повышение или потеря аппетита.
Вялость и апатия.
Неспособность сконцентрироваться и принимать решения; смятение.
Уход от обычной социальной активности, замкнутость.
Приведение в порядок своих дел.
Отказ от личных вещей.
Стремление к рискованным действиям, например без- рассудное управление автомобилем.
Суицидальные попытки в прошлом.
Чувство вины, упреки в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.
Потеря интереса к увлечениям, спорту, работе или школе.
Несоблюдение правил личной гигиены и ухода за внеш- ностью.
Скудные планы на будущее.
Стремление к тому, чтобы оставили в покое (что вызывает раздражение со стороны других людей) [21]
Ситуационн ые «ключи»
Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону.
Достижение мужчиной пожилого возраста.
Смерть любимого человека, особенно супруга.
Недавняя перемена места жительства.
Семейные неурядицы (безработица, развод).
Неприятности с законом.
Коммуникативные затруднения.
Проблемы со школой или занятостью.
Социальная изоляция, особенно от семьи или друзей.
Хроническая, прогрессирующая болезнь.
Нежелательная беременность [21]


182
Работа консультанта с суицидальными клиентами
Психологи работают не только с людьми, имеющими суицидальные намерения. Клиентами становятся также люди, выжившие после незавершенного суицида. За психологической помощью также могут обращаться родственники совершивших самоубийство.
Наибольшее распространение в работе кризисных служб имеет установка на приложение усилий по предотвращению суицида. Для достижения этой цели психологи реализуют два направления:
– профилактическая работа с людьми, находящимися в кризисном состоянии, которые могут выбрать суицид в качестве разрешения сложной ситуации;
– активные попытки препятствовать совершению суицида, нахождение местоположения человека, совершающего самоубийство, в целях его остановить.
Основные действия психолога в предотвращении попыток суицида:
1) обнаружение «сигналов», вербальных и невербальных ключей суицидальных намерений;
2) оценка вероятности летального исхода и степени опасности;
3) остановка действий суицидального клиента, проявление заботы о клиенте, психологическая поддержка, помощь в принятии решения, исключающего самоубийство, хотя бы на данный момент времени; клиента побуждают думать об иных способах решения проблемы, применяют различные техники отвлечения внимания суицидальных желаний;
4) психологическая работа с причинами, вызвавшими кризисное состояние.
В качестве примера метода работы с суицидальными клиентами приведем описание метода когнитивной репетиции. В терапевтической обстановке под наблюдением консультанта клиенту предлагается совершить следующие действия:

183 1. Представить, что он находится в безвыходной ситуации.
2. Прочувствовать возникающие эмоции отчаяния и появляющиеся суицидальные импульсы.
3. Проработать возможные решения проблемы, которая кажется безвыходной, при поддержке консультанта.
Следующим этапом работы является применение этой техники в различных гипотетических, но реалистических жизненных ситуациях, таких, например, как конфронтация с супругом или начальником на работе. Человек погружается в неприятную для него ситуацию и должен попытаться найти реалистические способы решения проблемы.
Обсуждаемая кризисная ситуация схожа с теми, с которыми клиент сталкивался в прошлом, и способна спровоцировать у него суицидальные настроения. В совместной работе клиент с психологом детально обсуждают возможную линию поведения в данной ситуации.
Рассмотрим психотерапевтическую стратегию при работе с чувством безысходности у клиента, которое связано с наличием у него рамок предвзятых умозаключений, с особым стилем мышления и восприятия жизни и конкретной ситуации. Пользуясь различными приемами, консультант показывает клиенту новое видение ситуации:
1) допустимы иные интерпретации произошедшего, не столь мрачные и категорические;
2) существует возможность решить возникшие проблемы иным способом.
В условиях привычной жизни и сложившейся истории предыдущих событий клиенту не приходит в голову подвергнуть сомнению свои предубеждения. Консультативная стратегия заключается в пробуждении интереса к причинам и последствиям негативных предубеждений. Клиент под руководством консультанта обнаруживает факты, которые противоречат сложившимся установкам, создают у него когнитивный диссонанс, что требует от клиента пересмотра позиции.


184
Использованная литература
1.
Бендюков, М.А. Кризисы профессионального развития личности, обусловленные негарантированностью трудовой занятости.
URL:http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razd el_3_a/bendyukov_.html (дата обращения: 24.07. 2017).
2.
Берн, Э. Трансакционный анализ в психотерапии / Э. Берн. –
М. : Эксмо, 2009. – 416 с.
3.
Васильев, В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. –
СПб. : ПИТЕР-Ком, 1997.
4.
Василюк,
Ф.Е.
Типология переживания различных критических ситуаций / Ф.Е. Василюк // Психол. журн. – 1995. – Т. 16. – № 5. – С. 104–114.
5.
Вершинин, М.В. Психологические особенности членов деструктивных и террористических (радикальных) групп / М.В. Вершинин.
– Электронный ресурс http://www.klex.ru/yg (дата обращения: 15.09.2018).
6.
Волков, Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах / Е.Н. Волков // Журнал практического психолога.
– 1996. – № 3.
7.
Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С.
Выготский. – М. : Смысл ; Эксмо, 2005. – 1136 с.
8.
Гуревич, П.С. Психология : учеб. для бакалавров / П.С.
Гуревич. – Гриф МО. – Москва : Юрайт, 2012. – 608 с.
9.
Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций / Э.Ф.
Зеер, Э.Э. Сыманюк. – М. : Академический проект, 2005. – 240 с.
10.
Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов / Э.
Ф. Зеер. – Гриф МО. – Москва : Акад. Проект : Мир, 2005. – 330 с.
11.
Ильина, С.В. К проблеме влияния насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств (тезисы доклада) / С.В.

185
Ильина // Международная конференция памяти А.Р. Лурии, тезисы докладов. – М., МГУ, 1997. – С. 8–18.
12.
Калошина, Т. О кризисных состояния / Электронный ресурс. –
URL: http://www.myword.ru (дата обращения: 15.09.2018).
13.
Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е.Н. Каменская. – Изд. 3-е, перераб. и доп. –
Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 251 с.
14.
Косякова, О.О. Возрастные кризисы: [учеб. пособие] / О.О.
Косякова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 221 с.
15.
Кудин,
А.В.
Как выжить в тюрьме.
URL: http://survive.kudin.org/ (дата обращения: 20.06.2018).
16.
Ляшенко, А.И. Практика участия психологов МСПП в работе по оказанию экстренной психологической помощи / Психология экстремальных ситуаций // С.В. Тиунов, В.Н. Шатило / под ред. В.В.
Рубцова, С.Б. Малых. – М. : Психологический ин-т РАО, 2008. – 304 с.
17.
Магомед-Эминов, М.Ш. Психологическая помощь уцелевшему
/ М.Ш. Магомед-Эминов // Психология экстремальных ситуаций / под ред.
В.В. Рубцова, С.Б. Малых. – М. : Психологический ин-т РАО, 2008. – 304 с.
18.
Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И.Г. Малкина-Пых.– М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.
19.
Меновщиков, В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. –
М. : Смысл, 2002. – 182 с.
20.
Молтсбергер, Дж. Опасность самоубийства: клиническая оценка и принятие решений / Дж. Молтсбергер // Журнал практической психологии и психоанализа.

2003.

№ 1. http://psyjournal.ru/articles/opasnost-samoubiystva-klinicheskaya-ocenka-i- prinyatie-resheniy (дата обращения: 15.09.2018).


186 21.
Моховиков, А.Н. Телефонное консультирование: учеб. пособие для вузов / А.Н. Моховиков ; [под ред. и с предисл. В.Е. Кагана]. – 2-е изд., перераб. и доп. ; Гриф УМО. – Москва : Смысл, 2001. – 494 с.
22.
Орлов, А.Б. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи / А.Б.
Орлов // Психолог в детском саду. – 2000. – Вып. 2–3. – С. 182–187.
23.
Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях : учеб. пособие для вузов спец. «Социальная работа» / Н.Г. Осухова. – 4-е изд., испр. и доп.; Гриф УМО. – Москва :
Академия, 2010. – 284 с.
24.
Пантелеева, В.В. Психология кризисных состояний личности: учеб. пособие / В.В. Пантелеева, О.И. Арбузенко; ТГУ; Гуманит.-пед. ин-т
; каф. «Теоретическая и прикладная психология». – ТГУ. – Тольятти : ТГУ,
2011. – 193 с.
25.
Пергаменщик, Л.А. Список Робинзона. Психологический практикум / Л.А. Пергаменщик. – Минск: Ильин В.П. – 1996. – 128 с.
26.
Петраков, Б.Д. Эпидемиология психических расстройств / Б.Д.
Петраков, Б.Д. Цыганков. – М. : МЗМПРФ,1996. – 133 с.
27.
Плюснин, Ю.М. Социальная психология безработного / Ю.М.
Плюснин, Г.С. Пошевнев. – Новосибирск : ЦСА, 1997. – 84 с.
28.
Практика телефонного консультирования / под ред. А.Н.
Моховикова. – М. : Смысл, 2005. – с.
29.
Психология экстремальных ситуаций / под ред. В.В. Рубцова,
С.Б. Малых. – М. : Психологический ин-т РАО, 2008. – 304 с.
30.
Психология экстремальных ситуаций : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направлению и спец. психологии / Т.Н. Гуренкова [и др.] ; под ред. Ю.С. Шойгу. – Гриф УМО. – Москва : Смысл : Academia, 2009. –
319 с.
31.
Решетников, М.М. Особенности состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой:

187 стихийные бедствия, техногенные катастрофы, теракты // Электронный ресурс: http://anthropology.ru/ru/text/reshetnikov-mm/osobennosti-sostoyaniya- povedeniya-i-deyatelnosti-lyudey-v-ekstremalnyh
(дата обращения:
10.09.2018).
32.
Ромек, В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях :
[учеб. пособие] / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. – Санкт-
Петербург : Речь, 2004. – 256 с.
33.
Руководство по телефонному консультированию. Метро
Крайсис Лайн. Портленд (США) – М. : Щелково, 1996 / Электронный ресурс: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Article/rukovod.php
(дата обращения: 15.09.2018).
34.
Соколова, Е.Т. Роль эмоционального опыта жертв насилия для самоидентичности женщин, занимающихся проституцией / Е.Т. Соколова,
С.В. Ильина // Психологический журнал. Том 21, 2000, № 5.
35.
Суицидология: прошлое и настоящее. Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и художественных текстах / Сост. А.Н. Моховиков. – М. : Когито-центр, 2001.
36.
Тарабрина, Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы / Н.В. Тарабрина, Е.О.
Лазебная // Психол. журн. – 1992. – № 2. – С. 14–29.
37.
Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. :
Прогресс, 1990. – 372 с.
38.
Хассен, С. Освобождение от психологического насилия:
Деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи / С. Хассен. –
СПб. : Прайм – ЕВРОЗНАК; М. : Олма-Пресс, 2001. – 400 с.
39.
Черепанова, Е.М. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей и учителей / Е.М. Черепанова. – М. :
Академия, 1996. – С. 38–59.
40.
Шапарь, В.Б. Психология кризисных ситуаций / В.Б. Шапарь. –
Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 452 с.