Файл: Ситуациях. Психология кризисных состояний личности Тема Специфика экстремальных ситуаций и кризисных состояний личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1014

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Особенности переживания возрастных личностных
кризисов
Понятие «возрастной кризис» раскрывает личностные изменения, связанные с поиском новых способов самоопределения, когда в связи с закономерностями развития личности возникает противоречие между реальной и потенциальной формами жизнедеятельности, между внутренними и внешними условиями, в которых существует личность.
В психологической науке отсутствует единое понимание возрастных кризисов и их роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что в отличие от кризисов невротического или травматического типа эта разновидность кризисов относится к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного хода психического развития. Чем ярче проявляются кризисные явления, тем интенсивнее идет процесс личностного роста. По некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Другие психологи полагают, что развитие в норме должно быть гармоничным, бесконфликтным и бескризисным.
Сложности развития ребенка связаны с недостатками воспитательного воздействия, неблагоприятными условиями среды.
Первоначально в отечественной психологии проблема кризисов стала раскрываться в контексте периодизации детства и личностного развития. Л.С. Выготский понимал под развитием возникновение нового.
На каждой стадии развития им были выделены возрастные

21 новообразования. Этим понятием обозначены свойства и способности личности, которых ранее не было. Эти новые возможности в дальнейшем определяют успешность развития новых функций и адаптации личности.
В конце каждого возрастного периода появляется несколько новообразований, и одно из них является центральным, дающим толчок к развитию на следующей стадии.
Суть возрастных кризисов заключается в изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней и в смене ведущей деятельности и социальной ситуации развития.
Развитие является внутренне детерминированным процессом, который протекает неравномерно, связан с возникновением и разрешением внутренних конфликтов. В кризисе обостряются основные противоречия – между возросшими потребностями личности, которые продиктованы появлением новообразований, и ограниченными возможностями, а также прежними отношениями ребенка со взрослыми.
Источником развития личности является социальная среда, в которую человек включен с рождения и в течение всей жизни.
«Социальная ситуация развития» – этим понятием Л.С. Выготский обозначает специфические отношения между ребенком и социальным окружением, которые различны для каждого возраста. Для анализа текущей социальной ситуации используются два основных фактора – деятельность и переживание, которое отражает отношение личности к происходящему и которое может быть разным у разных индивидов в одной и той же социальной ситуации.
Переход от одной стадии к другой является динамичным и неравномерным. На разных этапах изменения могут происходить постепенно и плавно, а на других резко и достаточно быстро.
В связи с этим выделяют стабильные периоды и переходные
(критические) периоды, когда за небольшие промежутки времени,


22 особенно в детском возрасте, происходят такие изменения, которые заметны окружающим.
Для стабильного периода характерны незначительные минимальные изменения на протяжении длительного времени. Они обычно малозаметны для окружающих. В конце периода эти изменения накапливаются и обеспечивают качественный скачок в развитии. Именно это и является новообразованием. Эти периоды могут длиться по несколько лет.
Появление новых возможностей у личности способствует распаду сложившейся социальной ситуации и возникновению новой. По мнению
Л.С. Выготского, кризис, или критический период, – «время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития» [7].
Таким образом, чередование стабильных и кризисных периодов является законом личностного развития. Длительность кризисных периодов составляет около нескольких месяцев. Возрастные кризисные изменения могут оставаться для самого человека и окружающих почти незаметными и быстро проходят. В других случаях это могут быть аномальные поведенческие реакции, которые длятся достаточно долго, их увеличение до года или двух связано с неблагоприятной социальной ситуацией, когда внешние факторы усиливают остроту проявления кризисов.
Распознать возрастные кризисы можно по резкой смене эмоционального фона, снижению работоспособности и дезадаптированности поведения, сопровождаемых тревогой и другой депрессивной симптоматикой.
Первая характеристика кризиса заключается в том, что он начинается и завершается незаметно. Л.С. Выготский писал о неотчетливости границ кризиса и затрудненном их определении.
Вторая черта – в середине периодов возникает обострение, связанное с изменением поведения. Наблюдаются конфликты с окружающими,

23 признаки трудновоспитуемости у ребенка, аффективные вспышки, капризы. Внешние условия способствуют проявлению кризисной симптоматики по причине обострения внутриличностных противоречий.
Личность становится неустойчивой, реактивной, отвечает на слабые раздражители неадекватно интенсивными реакциями. Третьим признаком кризиса является разрушение ранее достигнутого в психическом развитии, развитие приобретает негативный характер: снижается работоспособность, падает успеваемость, снижается интерес к тому, что раньше увлекало.
Концепция Л.С. Выготского объясняет также и закономерности развития взрослых, т. е. они не имеют жесткой привязанности к конкретному возрасту. Появление резких изменений в социальной ситуации индивида могут внезапно, но чаще всего зреют постепенно.
Развивая идеи Л.С. Выготского, Л.И. Божович описывала кризисы как переходные периоды от одного этапа детского развития к другому, рассматривала их в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности. Возникая на стыке двух возрастов, кризисы сигнализируют о завершении предыдущего этапа развития и начале последующего.
Центральное для определенного возраста системное новообразование представляет собой итог психологического развития, своего рода обобщенный результат всего предыдущего периода. Для дальнейшего развития личности, особенно личности ребенка, это становится необходимой предпосылкой и отправной точкой в следующем возрастном периоде.
Важно также отметить, что каждое системное новообразование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает аффективный компонент и благодаря этому имеет побудительную силу. Отсутствие возможности удовлетворения ставших актуальными новых потребностей в силу неготовности взрослых принять новое поведение, а также


24 недостаточно развитых других возможностей ребенка приводит личность к состоянию фрустрации.
Примером такой депривации существенных для человека потребностей может служить противоречие между появившимся у подростков «чувством взрослости» и неготовностью их нести полную взрослую ответственность за свою жизнь и свое поведение. На стыке двух возрастных периодов наиболее бурную кризисную реакцию можно наблюдать у тех детей, которым социальная среда не предоставляет возможности для удовлетворения новых для них потребностей, появившихся в конце очередного этапа психического развития вместе с центральным личностным новообразованием соответствующего возраста.
Фрустрация потребности в связи с ее насильственным подавлением со стороны социального окружения или самоограничений индивида вызывает конфликт и негативное течение кризиса.
С другой стороны, потребность может не удовлетворяться в результате отсутствия у субъекта соответствующих способов ее удовлетворения. Тогда она играет положительную роль, выступая в качестве основной движущей силы психического развития.
Таким образом, возникновению кризисных явлений служит конфликт между желаемым и доступным для личности. Происходит рассогласование представления человека о собственной личности, о других людях, об окружающем мире и готовности осуществлять спланированную жизненную траекторию.
Подведем итог. Возрастные кризисы представляют собой относительно непродолжительные по времени (как правило, не более одного года), возрастные периоды, для которых свойственны резкие изменения психических процессов и личности в целом. Возникают возрастные кризисы при переходе от одной возрастной ступени к другой.
Причинами кризисных явлений являются системные качественные изменения в системе социальных отношений, деятельности и сознания.

25
Необходимым условием возрастного кризиса и дальнейшего развития личности является возникновение основных новообразований предшествующего стабильного периода. Происходит субъективация, присвоение и активное задействование новообразования предшествующего стабильного периода. Новые черты осваиваются и переходят в разряд субъектных способностей личности. В результате происходят распад прежней социальной ситуации развития и сложное, часто болезненное построение новой ситуации, более адекватной новому уровню развития личности.
В целом все авторы сходятся на том, что возрастной кризис является переходным периодом, который неизбежно переживает человек при завершении определенных стадий развития на фоне смены возрастных этапов. В соответствии с этим нам предстоит разобраться в детерминантах кризисов, возникающих на стыках стадий развития.
В числе факторов, вызывающих возрастные факторы, называют две группы:
– биологические – морфологические и функциональные – причины перестройки организма, физиологические изменения в организме, развитие систем органов, рост, созревание, а в последующем – снижение функциональности и старение;
– социальные причины – смена социальной ситуации развития, необходимость осуществления новых социальных ролей, изменение социального статуса, включение в новую деятельность.
Вспомним примеры принципов периодизации жизненного цикла, разработанных в психологической науке. У З. Фрейда в качестве ключевых рассматриваются стадии психосексуального развития. Ж. Пиаже определял в качестве факторов, определяющих переходные периоды, фазы познавательной и интеллектуальной активности. Л. Колберг основал периодизацию развития личности с опорой на уровни морального развития личности. В отечественной психологии в качестве ключевого фактора,


26 обеспечивающего переход личности от одной стадии развития к другой, изучается смена вида ведущей деятельности.
В отечественной психологии традиционным является рассмотрение развития личности через механизм ведущей деятельности. Возрастной кризис возникает при переходе личности от одного вида ведущей деятельности к другому, когда реализация прежней ведущей деятельности в новых возрастных условиях исчерпала себя или затруднена.
Известная классификация периодов личностного развития, на границах которых личность переживает кризисы, принадлежит отечественному психологу Д.Б. Эльконину. Периодизация развития индивида Д.Б. Эльконина построена по критерию ведущей деятельности.
Под ведущей понимается такая деятельность, осуществление которой позволяет развиваться основным психологическим новообразованиям, формирует необходимые предпосылки для дальнейшего развития.
Автор предлагает изучать индивида как целостную личность, которая включена с момента рождения в два одновременно воздействующих на нее мира – мир предметов и действий с ними и мир людей и человеческих отношений. Каждая из этих систем отношений служит для освоения человеком разных навыков, понятий и развития разных функций. Осуществляется этот процесс в деятельностях разного типа на каждом из возрастных этапов. По ходу развития индивида виды деятельности чередуются. Выделяются две разновидности активности
(рис. 1).

27
Рис. 1.Периодизация психического развития личности по Д.Б. Эльконину
Первый вид – целенаправленная активность, позволяющая получить ориентиры в нормах отношений между людьми и получить навыки взаимодействия в ходе общения и совместной деятельности. В период младенчества такой деятельностью является непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослым. В дошкольном возрасте
Период Младен- Раннее Дошкольное Младшее Младшее
Старшее
чество детство детство школьное подрост-
подрост-
детство ничество
ничество
Эпоха
Раннее детство
Детство
Подростничество
Развитие интеллектуально-познавательной сферы
Развитие мотивационно-потребностной сферы
Переходы от эпохи к эпохе
Переходы от периода к периоду

28 такой деятельностью является сюжетно-ролевая игра. В подростковом возрасте ведущей становится интимно-личностное общение со взрослыми.
В этих видах активности главным образом развивается мотивационно- потребностная сфера личности.
Второй вид активности, в которую включается индивид в ходе своего развития, – это виды деятельности, в которых происходит освоение общественно выработанных способов действий с предметами и накопление в арсенале личности различных эталонов. К этому виду деятельности относятся предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте, учебная деятельность в младшей школе и учебно- профессиональная деятельность в юношеском возрасте.
В указанных видах активности формируются операционно- технические возможности ребенка, развивается интеллектуально- познавательная сфера.
Каким образом чередование сфер вызывает возникновение кризисных явлений? Две представленные линии развития – мотивационно- потребностная и интеллектуально-познавательная – образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе преимущественное развитие получает одна из них.
Таким образом, в каждом возрасте складывается особая социальная ситуация развития и ведущим является один из видов деятельности. В один возрастной период преимущественно развивается и начинает опережать другую мотивационно-потребностная сфера. В другой период интеллектуальная сфера личности получает более интенсивное развитие и позволяет сформироваться возрастным новообразованиям к концу периода. В свою очередь, центральное новообразование приводит к противоречию между возможностями личности и ее стремлениями, что вызывает неудовлетворенность, провоцирует кризис и заставляет личность развиваться. Кризисы – переломные моменты в развитии ребенка, по сути, они служат границами возрастов.


29
Рассмотрим ключевые характеристики нескольких возрастных кризисов, традиционно выделяемых в психологической науке.
По окончании раннего детского возраста возникают условия для
кризиса 3-летнего возраста, который носит в психологической литературе образное название «Я сам». Момент его наступления назван ориентировочно. У всех детей он начинается индивидуально и проявляется в разной степени. Созревание психических процессов делает возможным для ребенка осознание себя и приводит к перестройке личности.
В числе новообразований предшествующего периода психологи рассматривают появление новых черт личности: активности, самостоятельности, развития волевых качеств и осознания своего «Я».
Происходит смена ведущей деятельности – от предметно-манипулятивной к продуктивно-игровой. Проявлением кризиса трех лет является
«семизвездие симптомов»: негативизм, упрямство, строптивость, протест- бунт, обесценивание, своеволие, деспотизм.
Для понимания способов преодоления кризиса и оказания консультативной помощи родителям ребенка с проявлениями кризиса трех лет важно рассмотреть актуальные для личности этого возраста потребности. Фрустрация этих потребностей будет усиливать кризисные проявления, а создание условий для удовлетворения этих потребностей приемлемыми для ребенка и родителей способами смягчит кризис и даст возможность личности конструктивно развиваться.
Актуальными потребностями этого возраста являются самостоятельная продуктивная деятельность ребенка и воспроизведение системы социальных отношений (отношений взрослых) в игре.
В числе конструктивных стратегий выхода из кризиса можно рекомендовать родителям трудного трехлетки замену авторитарного стиля воспитания и гиперопеки на партнерские отношения. Важно предоставление ребенку самостоятельности в разумных пределах.

30
Хорошее влияние оказывает поощрение познавательных интересов у ребенка и обучения навыкам общения со сверстниками и взрослыми.
Кризис «утраты непосредственности» характерен для детей 6–7- летнего возраста. Проявлениями кризиса являются манерничанье ребенка, гримасничанье, паясничанье, негативизм и капризность. Перечислим новообразования этого периода, одновременно выступающие в качестве причин возникновения кризисных явлений. Происходит перестройка познавательных процессов, которая обеспечивает произвольность поведения. У ребенка формируется внутренняя позиция в ориентации в собственных переживаниях, что позволяет ему контролировать свое поведение, в том числе эмоциональные проявления. Развивается отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Эта способность приводит в том числе и к интеллектуализации аффективной сферы, в силу чего происходит утрата детской непосредственности. Между переживанием и поступком вклинивается интеллектуальный момент, появляется логика чувств и ориентация в собственных переживаниях.
Ведущей деятельностью с 7 до 10 лет становится учебная деятельность. Социальная ситуация развития семилеток – «ребенок и социальный взрослый (учитель)». Но значительную роль продолжает еще выполнять сюжетно-ролевая игра, необходимая для понимания социальных смыслов и ролевых ожиданий.
Актуальными потребностями личности в этот период являются новая социально значимая деятельность, новая жизненная позиция и общественный статус. Этот кризис протекает достаточно легко, потому что все эти потребности ребенок удовлетворяет, становясь первоклассником.
Конструктивными стратегиями выхода из этого вида кризиса являются помощь в освоении ребенком новой социальной позиции школьника, стимулирование познавательной учебной мотивации и демонстрация взрослыми гибкости в поведении и принятия в ответ на проявления кризиса, оказание ребенку психологической поддержки.