Файл: Ситуациях. Психология кризисных состояний личности Тема Специфика экстремальных ситуаций и кризисных состояний личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 866

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 являются для личности острыми и, как правило, неожиданными, производят эффект потрясения. Разновидности этих травмирующих факторов Г.К. Ушаков разделил на две подгруппы:
– сверхактуальные для личности;
– неактуальные для личности (к ним могут быть отнесены массовые катастрофы природного характера, различные общественные катастрофы, с которыми непосредственно человек не контактирует, но может на них реагировать.
Вторая группа психических травм, выделенная Г.К. Ушаковым, включает различные ситуационные события, которые многопланово вовлекают в себя личность. Они всегда неожиданные и острые и приводят к ущербу личностного статуса и самоутверждения, к утрате социального престижа.
Третья группа психотравмирующих факторов представляет собой длительно действующие ситуации, создающие трансформирующие условия многих лет жизни человека. Это может быть лишение каких-либо возможностей
(эмоциональной поддержки, уважения, свободы действования и пр.). В эту группу по уровню возможности сопротивляться этим факторам входят две разновидности травм:
– осознаваемые и преодолимые;
– неосознаваемые и непреодолимые.
Четвертая группа психологических травм – это пролонгированные травмы, то есть действующие на протяжении длительного периода. В их число входят ситуации, которые приводят к безысходной и осознаваемой личностью необходимости долго находиться в состоянии психического перенапряжения, что приводит личность к истощению ресурсов. В данной группе выделяются две разновидности:
– психически травмирующие события, обусловленные непосредственно самим содержанием ситуации, объективной ее тяжестью для большинства людей;

12
– ситуации, связанные с чрезмерным уровнем притязаний личности, при том что у нее отсутствуют объективные возможности для достижения поставленной цели в типичном для человека ритме деятельности и на уровне адекватной для него напряженности.
Любой человек, согласно Василюку Ф.Е., попавший в кризисную ситуацию, испытывает кризисное состояние, выражающееся определенной симптоматикой. Глубина и сила переживаний кризисной ситуации зависят от многих факторов:
1) уровня развития личности (уровня развития сознания);
2) социокультурных особенностей – особенностей социума, в который погружена данная личность (моральные и нравственные представления, социокультурные установки, система ценностей, уровень развития сознания социума как организма и т. п.);
3) личностных и характерологических особенностей, специфики онтогенеза данной личности;
4) вида кризисного состояния, переживаемого личностью;
5) социально-психологических особенностей личности
(социальный статус, референтные группы, семья и т. п.) [4].
В соответствии с глубиной и степенью переживания кризиса выделяют разные реакции на травмирующее событие:
– острая реакция на стресс вплоть до реактивного психоза, когда острые реакции на травму развиваются сразу же после события и проходят в течение нескольких часов или дней;
– отсроченная реакция на стресс, от 2 месяцев до 1 года
(посттравматическое стрессовое расстройство);
– сверхотсроченная реакция на стресс (шоковая травма). По интенсивности переживаемых чувств травматический стресс соразмерен со всей предыдущей жизнью. Он может стать той чертой, которая разделит жизнь человека на до и после травмирующего события.
Посттравматическое расстройство возникает после латентного


13 периода от нескольких недель до месяцев (обычно не более 6 месяцев) и вероятно для людей, переживших практически любой травматический стресс. С 1994 года определяющие его критерии включены в американский и европейский диагностические стандарты, применяемые и в нашей стране, а категория ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) заменила термин «травматический невроз».
Раньше этот диагноз ставили участникам военных действий, а сегодня термин ПТСР все чаще используется применительно к последствиям катастроф мирного времени: природные (климатические, сейсмические), экологические и техногенные катаклизмы; пожары; террористические действия; сексуальное насилие; присутствие при насильственной смерти других; несчастные случаи, в т. ч. при транспортных и производственных авариях. На протяжении жизни ПТСР переносит 1 % населения, а у 15 % могут возникнуть отдельные симптомы, как пишет Л.Н. Юрьева [43].
К числу диагностических критериев ПТСР относятся следующие:
1. Человек подвергался воздействию критической ситуации
(краткому или длительному), которое носило катастрофический, угрожающий характер и вызывает стресс почти у любого.
2. Пострадавший имеет стойкие воспоминания, ассоциативное всплывание в памяти событий стрессовой ситуации, имеет яркие повторяющиеся навязчивые воспоминания, одни и те же сны, при этом переживает состояния страха, паники, горя при воздействии ситуаций, напоминающих случившееся с ним.
3. Человек стремится избегать обстоятельства, которые ассоциативно связаны с теми событиями, что стали травмой.
4. Устойчивое состояние повышенной возбудимости и высокой психологической чувствительности, такие как:
– трудное засыпание или постоянные пробуждения;
– трудности с концентрацией внимания;

14
– раздражительность, эмоциональная несдержанность, вспышки гнева;
– усиленный ориентировочный рефлекс.
5. Сложности с припоминанием деталей события и даже полная амнезия.
В терапии посттравматического стрессового расстройства разработан ряд теоретических концепций для объяснения его природы и принципы оказания помощи потерпевшему.
Протекание как нормативных, так и ненормативных кризисов личности подчиняется общей закономерности и проявляется в последовательно возникающих стадиях. Так, Л.С. Выготский выделил три фазы возрастных кризисов (по аналогии с которыми рассматриваются и профессиональные кризисы):
1) предкритическая фаза (обострение противоречий между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития);
2) критическая фаза (противоречие начинает проявляться в поведении);
3) посткритическая фаза (противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития).
Эти периоды обычно выделяют для нормативных кризисов [4].
По В.Г. Ромеку, можно привести следующее описание стадий ненормативных личностных кризисов [32].
Первая стадия. Развитие кризисной проблематики. Может протекать по двум вариантам:
1) накопление нерешенных, второстепенных проблем в конце концов достигает кризисной точки;
2) человек ожидает важного, центрального события, которого невозможно избежать на самом деле или по его представлениям.
В процессе приближения этого события развивается кризис. В


15 качестве примеров можно привести приближение важного экзамена, тяжелую болезнь с предполагаемым смертельным исходом, наступление менопаузы, выход на пенсию.
На стадии развития кризиса человек воспринимает приближающееся событие как неотвратимую угрозу, постоянно думает о том, что проблема усугубляется, он вспоминает о ней часто и непроизвольно; как следствие, могут возникать симптомы тревоги и ухудшение самочувствия.
Вторая стадия. Пик проблемы. Страх перед тяжестью проблемы может быть настолько сильным, что когда она достигает своего пика, у человека не остается психологических ресурсов. Решающая ситуация – экзамен, смерть, развод, побег из дома, потеря работы и т. д. – оказывает громадное давление на человека, который уже исчерпал большую часть психологических сил.
Третья стадия. Кризис (после события). Поскольку для кризиса характерно ощущение невыносимости происходящего, человек напрягает все свои силы, чтобы каким-то образом изменить ситуацию, разрешить проблему. Если кризисная ситуация приобретает травмирующий характер, последующий кризис приобретает характер травматического.
Если попытка преодоления проблемной ситуации терпит неудачу, то последовательно развиваются четыре фазы травматического кризиса, которые были описаны в середине прошлого века, но не потеряли своей актуальности в настоящее время, по Г. Каплану [цит. по: 40]:
1. Рост напряжения, стимулирующий привычные для данной личности способы преодолевающего поведения.
2. Дальнейший рост напряжения, возбуждения, агрессивности, уровня тревоги в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными.
3. Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних психологических и физических ресурсов.
Предпринимаются попытки использовать нехарактерные для личности

16 способы преодоления.
4. Нарастание тревоги и депрессии, чувства беспомощности и безнадежности, нарастание дезорганизации поведения, истощение и декомпенсация.
Было выявлено, что из кризиса можно выйти на любом его этапе, если исчезнет ситуация, его вызвавшая.
Психологическая и психотерапевтическая помощь может быть оказана личности на любой стадии кризиса, однако на третьей и четвертой она становится необходимой уже в обязательном порядке.
Итак, мы переходим к одной из важнейших тем кризисной психологии – к вопросу о стратегиях выхода личности из кризисного состояния.
Для описания способов выхода из кризиса и разрешения противоречия, лежащего в его основе, употребляют термин
«преодолевающее поведение». Способы выхода из кризиса отличаются разной степенью эффективности (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, А.К. Маркова).
Активная стратегия выхода из кризисного состояния предполагает поведение, нацеленное на разрешение проблемы, и свойственна людям с оптимистическим мировоззрением, реалистичным практичным подходом к своей жизни, высокой положительной самооценкой и высокой степенью мотивации достижения. Активная стратегия поведения представляет собой основу для зрелого и адаптивного копинга (преодоления), позволяет реализовать конструктивный способ решений сложной критической ситуации и создает условия для дальнейшего личностного роста.
Личностное самосохранение в кризисе в случае применения этой стратегии обеспечивается проявлением инициативности, выраженной целенаправленностью действий, планированием, постановкой задач в противовес проблемам, ответственностью за свои поступки и принятие решений. Личность имеет конструктивную жизненную стратегию, включает в нее элементы копинга (преодолевающего поведения). Выбор


17 активной стратегии свидетельствует о зрелости личности.
Пассивная стратегия свойственна адаптивным личностям, которые склонны отдаваться воле внешних обстоятельств. Они готовы выполнять социальные требования, стремятся соответствовать ожиданиям со стороны, соблюдают нормы и традиции поведения своего социального круга, в поведении следуют интересам других сторон и соответствуют требованиям среды. Пассивная стратегия характерна для людей, которые не имеют выраженного стремления личности к принятию на себя ответственности за происходящее.
Люди, выбирающие пассивную стратегию, не уверены в своей компетентности, не проявляют признаков независимости, проявляют ригидность в выборе способов действия в ситуации. Они не склонны к самореализации и творчеству и психологически не готовы к изменению своего образа жизни и поведения. Для людей, часто прибегающих к пассивной стратегии, характерно такое личностное изменение, как выученная беспомощность.
Психологическое самочувствие приверженцев пассивной стратегии поведения в кризисе связано с апатией, снижением тонуса, отсутствием мотивации к действию. Одним из вариантов пассивного преодоления является регрессия. В основе ее лежат детские формы поведения, связанные с перекладыванием ответственности на других. Последствиями регрессивного поведения являются алкоголизм и наркомания.
Следующая разновидность стратегий поведения в кризисе –
защитная. Человек стремится переключиться на другие аспекты своей жизни, самоутверждаясь и доказывая себе, что у него все в порядке. Такие люди пытаются уйти от решения возникшей проблемной ситуации и переключиться на другие сферы жизни. Однако внутренне они переживают собственную несостоятельность, поскольку в целом имеют ресурсы для активного поведения. Но у них заниженная самооценка, они склонны к фатализму и отчужденности от происходящего, выбору

18 личностной позиции непричастности.
Прибегание к защитному механизму, связанному с отрицанием наличия проблемы, в качестве способа преодолевающего поведения может быть эффективным, если проблема решается сама собой или постепенно личность придет к осознанию необходимости действий и изменений. В противном случае такая реакция лишь усугубляет решение проблемы.
Самыми неконструктивными способами преодолевающего поведения являются депрессивная стратегия и аффективно-агрессивная стратегия.
Депрессивная стратегия характерна для людей, которые отчаялись найти выход из сложившейся ситуации, пережили неудачи. Человеку в этой стратегии поведения свойственны состояние подавленности, пессимистичность прогнозов на будущее. В поведении проявляется дезорганизованность деятельности, неспособность выполнять многие бытовые или профессиональные роли, утрата интереса ко всем сферам своей жизни. Как правило, эти люди не удовлетворены жизнью в целом.
Депрессивная стратегия выхода из кризиса приводит к негативным изменениям в межличностном общении, семейной жизни. Возможно развитие деформаций личности, проявление деструктивных форм поведения. Когда индивид не находит конструктивных форм поведения и самосохранения, то он сознательно или бессознательно приходит к самопоражающим способам поведения – алкоголизму, наркомании и даже суицидальным попыткам.
В основе принятия личностью описанной стратегии лежит механизм инерции, который выглядит как бездействие и уверенность в том, что в данном случае ничего невозможно предпринять.
В ином варианте развития событий возникновение кризисной ситуации вызывает у человека аффективные реакции (например, реакцию гнева, проявления вербальной и невербальной агрессии, панику, тревогу, состояние апатии и тоски). Аффективная реакция может играть


19 положительную роль в качестве мотиватора для хотя бы какого-то активного поведения, однако такая реакция может представлять проблему, потому что ее следствием является плохое самочувствие, подавленность, сложности в межличностной сфере, апатичное депрессивное настроение, в итоге может потребоваться психотерапевтическое вмешательство.
Агрессивная стратегия поведения в кризисном состоянии, рассмотренная выше, может служить достижению цели, мобилизуя личность. Однако в долгосрочной перспективе такое поведение вызывает осложнение коммуникаций, межличностных отношений и приводит к ухудшению ситуации.
В целом можно отметить, что спецификой кризисных состояний личности является переход к новому через разрушение сложившейся защитной структуры личности в виде иерархии ценностей, социально- психологических установок. В кризисе необходимо начинать свою жизнь на новом уровне, на новой ступени развития, часто требуется смена социальных ролей и принадлежности к определенной референтной группе и т. п.
Решение этих задач требует от личности достаточной степени самосознания, саморегуляции, самоконтроля. Для преодоления кризисного состояния и усвоения всего нового, что имплицитно содержит в себе кризис, личности может потребоваться психологическая поддержка и помощь.
В психологии принято рассматривать кризис, в первую очередь, в отношении самой личности, ее собственной перспективы и перспективы ближайшего окружения. Рассматриваются не только возможные патологические следствия кризиса, но и возможности роста и развития личности. Основные направления работы психолога с кризисными состояниями будут рассмотрены далее в соответствии со спецификой травмирующего события. В целом можно отметить, что под работой с кризисными состояниями обычно понимается облегчение эмоционального

20 состояния индивида и выход на конструктивное разрешение ситуации кризиса.
Раздел 2. Разновидности и специфика нормативных кризисов
личности