Файл: Ситуациях. Психология кризисных состояний личности Тема Специфика экстремальных ситуаций и кризисных состояний личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 867

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

159 1. Фаза вербовки.
2. Введение в учение.
3. Увеличение связи с группой через разрыв человека с прежними
«корнями».
4. Альенация (отчуждение) от окружающего мира и изоляция.
5. Укрепление приверженности к учению секты, характеризующееся усилением зависимости, контроля над сознанием и чувства идентичности с сектой.
Объяснительная модель контроля сознания, носящая название
«ВIТЕ-модель» (behavior – поведение, information – информация, thoughts – мышление и emotion – эмоции) разработана американским психологом С.
Хассеном с опорой на теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
Рассмотрим
ряд
тактических
приемов,
используемых
деструктивными культами, чтобы добиться обращения, которые, в соответствии с представленными моделями, обобщены Е.Н. Волковым [6].
Контроль времени и деятельности (поведения), то есть подчинение потенциальных новообращенных рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью (лекционные марафоны, длительные заседания, интенсивные консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта.
К форме контроля времени и деятельности также относятся различного типа гипнотические упражнения, визуализация, медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания, недостаточные сон и еда и т. д.) В результате не остается возможности для уединения, размышления и повышается внушаемость личности за счет снижения психологической защиты, физического и эмоционального истощения, трансоподобных состояний.
Информационный контроль предотвращает критическую оценку культа. Достигается отсечением информации или клеветой на внешние

160 источники информации; «бомбардировкой» вербуемых культовой литературой, записями и лекциями по идеологической обработке; классифицированием определенной информации о культе как «секретной»
(кто является лидером; на что уходят деньги); искажением информации и открытой ложью. Четко разграничивается информация для «внешнего» и для «внутреннего» пользования.
Манипуляция языком, использование особенного словарного запаса – искусственных или иностранных слов и фраз, приписывание новых и дополнительных значений обычным словам (например, слово «разум» синонимично дурным мыслям и силам внутри людей, которые уводят их от Бога и от Истины). В итоге вербуемые чувствуют себя посвященными в исключительное знание. Кроме того, возникают трудности в общении с людьми вне культа, которые не могут понять, о чем идет речь. Это вносит свой вклад в поляризованный менталитет «мы – они».
Отучивание от критического, рационального мышления. Различные религиозные или оккультные учения предлагают простые и конкретные пути, отучающие думать и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность.
Отучивание от критического мышления достигается блокировкой вопросов и сомнений утверждениями типа «Все станет ясно со временем» или угрозами типа «В корне всякого сомнения – Сатана». В результате вербуемые испытывают чувство вины из-за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки культа.
Обучение методикам, вызывающим транс. Стимуляция трансов повышает внушаемость в дальнейшей идеологической обработке. У некоторых адептов может привести к психическим срывам. Методы: медитация, монотонное пение, говорение на языках (глоссолалия, т. е. произнесение бессвязных и бессмысленных звукосочетаний в состоянии индивидуального или группового экстаза), самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные


161 упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности).
Исповедальные сессии, во время которых культистов принуждают выдавать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых. Культ получает информацию для шантажа тех, кто хочет покинуть его, а вербуемые, которые открывают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а затем ощущение облегчения после признания и благодарность за принятие, несмотря на «грехи».
Групповое давление, то есть предложение позитивного подкрепления, такого как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда культисты соглашаются с целями группы, и отказ от такого подкрепления или наказание тех, кто говорит или действует вопреки культовым предписаниям.
К тому же целая система мероприятий служит поддержанию
верности обращенных:
– строгое следование суровому культовому стилю, когда вся деятельность концентрируется вокруг целей секты, добывания средств, вербовки новых членов, что истощает адептов;
– постоянное обучение и использование трансовых методик перегружает сознание и повышает внушаемость;
– публичные и письменные заявления о верности;
– угрозы санкций за уход из секты;
– постоянные обещания вознаграждения (спасение, новое знание и пр.);
– ограничение внешних связей и доступа к внешним источникам информации;
– контроль сексуальной близости и интимных отношений внутри культа;

162
– постоянная исповедь и самоопорочивание, чтобы вызвать стыд, затем облегчение, благодарность перед культом за спасение от «дурной натуры»;
– чрезмерные финансовые обязательства (передача в пользу культа квартир, банковских счетов, имущества) ставит адептов в финансовую зависимость;
– создание привлекательного образа главы секты (любимый заботливый отец) и секты как понимающей семьи;
– привлечение к проповеднической деятельности провоцирует самопродуцируемое убеждение (повторяя и защищая свои верования, сектанты постоянно подкрепляют свое мнение).
Влияние пребывания в секте на личность
Специалисты по деструктивным культам обращают внимание на то, что приблизительно половина членов различных групп проявляют психотические шизофреноподобные изменения, нарушения восприятия.
Все это приводит к невозможности справляться с задачами повседневной жизни. По мере потери человеком этой способности у него нарастает отчуждение, снижается толерантность к трудностям, нарастает зависимость от секты. Некоторые авторы называют эти психические изменения руинизацией психики, при которой человеку становится все труднее использовать свои потенциальные интеллектуальные и волевые возможности.
При индоктринации человека осуществляется фактическая дезинтеграция образа «Я». Происходит насильственная замена его на искусственно сформированный псевдообраз «Я», сама суть которого подразумевает возможность быть ведомым, управляемым и подчиняемым.
Фактически личность фрагментируется и дезинтегрируется, насильственно лишается целостности и организующего центра. Результатом оказываются исчезновение желания быть независимым, стремление к подчинению более


163 сильной фигуре и снижение мотивации, направленной на реальное саморазвитие.
Фактически жертва такого рода методичной деперсонализации неизбежно останавливается в своем развитии.
Внутреннее время, в пространстве которого разворачивается личная судьба и осуществляется углубление самовосприятия, останавливается. Адепт
«спит наяву», будучи глубоко погруженным в виртуальную реальность сектантского мировидения.
Типичные проблемы жертв культового контроля сознания (С.
Хассен, Е.Н. Волков) могут проявляться в различных сферах.
Психологические личностные проблемы:
– крайнее нарушение идентичности и самодостаточности, подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей;
– неспособность к эмоциональным связям с людьми, не принадлежащими к секте, презрение к ним, боязнь близости (интимности);
– неспособность к самостоятельному принятию решений и управлению своей жизнью;
– потеря спонтанности, непосредственности, непринужденности, чувства юмора;
– эмоциональное неблагополучие: приступы паники и тревожности, страхи (в т. ч. страх остаться предоставленным самому себе), чувство вины;
– замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы «Я».
Психосоматические проблемы: расстройства сна, кошмары, пищеварительные расстройства, сексуальные проблемы, головные боли, боли в спине, астма, кожные нарушения и пр.
Соматические проблемы: ухудшение физического состояния, возрастание восприимчивости к болезням и общее утомление,

164 преждевременная смерть из-за отсутствия или неадекватного медицинского ухода.
Социальные проблемы: преследования и угрозы со стороны последователей культа; финансовая зависимость от культа; потеря близких, разрыв социальных связей; пагубное влияние ухода человека в культ на состояние его семьи.
Психические расстройства (в т. ч. вследствие длительных медитаций): реактивные психозы, галлюцинации, нервные срывы, искаженное восприятие реальности, фобии, а также посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), депрессия, индуцированная шизофрения, мания величия, инфантильность поведения, суицидальные срывы и т. д.
Поскольку одной из главных причин включения в секту являются жизненные сложности адаптации и самоопределения личности, мерой
профилактики индоктринации будет помощь в обретении социальных навыков, в нахождении ресурсов личности, в принятии решения и целеполагании в сложных ситуациях и переходных состояниях личности.
Для этого наилучшей формой являются индивидуальное консультирование, все программы социально-психологического тренинга как способа научения социальными умениям и навыкам, формирования гибкого стиля поведения с самоответственностью, критичностью, креативностью, уверенностью в себе, а также тренинги личностного роста.
В числе первых методов вывода личности из культа в 1970-е годы был разработан метод депрограммирования.Недостатком метода является его недостаточно гуманное, жесткое воздействие на личность. Человека, попавшего в культ, могут похитить, изолировать, на него оказывают давление, обрушивают поток разоблачающей информации о секте. В книге
С. Хассена «Освобождение от психологического насилия» приводится отзыв о методе депрограммирования жертвы культа, которая попала в секту будучи аспиранткой с целью проведения исследования по психологии.


165
Свидетельница и участница тех событий пишет: «Мне хватило бы и одной психологической травмы; вместо этого у меня их было две – обе болезненные, обе попирающие достоинство, обе причиняющие ущерб! В обоих случаях игнорировали меня как человека в пользу других людей»
[38]. В настоящее время в США депрограммирование людей старше 18 лет признано незаконным.
В 1980-е и в начале 1990-х депрограммирование вытесняется
консультированием
о
выходе.
Это информационный подход, ориентированный на предоставление негативной информации о культе, которую должен усвоить адепт. Участие в консультировании всегда добровольное. Большинство консультантов в этой области – бывшие члены культов, не имеющие специальной подготовки. В сферу их компетентности входит только обеспечение информацией о культах и принципах контроля сознания (в беседе, через демонстрацию видео- и аудиозаписей, документов и пр.).
Третье направление названо С. Хассеном подходом стратегического
взаимодействия (ПС3) и представляет собой непринудительный курс терапии, использующий семью сектанта как ресурс. Акцент делается скорее на процессе необходимых изменений, чем на содержании проблемы или информации. Фокус ПСВ направлен на стимулирование внутреннего роста – как самого адепта, так и его близких. Члены семьи и друзья работают вместе как команда стратегического взаимодействия над тем, чтобы осознать влияние культа на адепта и восстановить чувство личной дееспособности, целостности и ориентации. В рамках подхода друзья и члены семьи побуждаются делать последовательные шаги посредством того, что С. Хассен называет «мини-взаимодействия»: звонки по телефону, письма или дружеские беседы лицом к лицу (например, рассказ отца адепта о своем детстве, передача гостинца от бабушки и пр.).
Их предназначение – усилить сомнения адепта, вернуть ему чувство реальности и мобилизовать комплекс приятных переживаний, испытанных

166 вместе с семьей и друзьями, которые составляют «команду» людей, добивающихся общей цели. Адепт и члены команды ориентируются на обретение и использование эффективных навыков общения, учатся понимать других и выражать свои эмоции, гибче реагировать на ситуации и в целом работают над личностным ростом. Часто причиной ухода ребенка из семьи в секту является отсутствие нормальных отношений между родителями. Выявление истинных причин обращения в культ также является важнейшей задачей. Выявляются ресурсы личности и проводится работа над представлениями о будущем – его структурирование и планирование. Культовый опыт также может быть пересмотрен в качестве ресурса.
Часто необходимыми оказываются мероприятия по восстановлению психических процессов и самоконтроля, поскольку в течение длительного времени удерживаются остаточные явления нанесенного ущерба психическому здоровью и личности (снижение умственной работоспособности, ослабление памяти и творческих способностей, снижение эмоционального и волевого тонуса и т. д.).
Основные методы работы с человеком, возвращенным из культа, – психологическое консультирование, психологическая поддержка, самостоятельная работа.
Раздел 4. Неблагоприятные последствия экстремальных
ситуаций и личностных кризисов
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Тема 12. Посттравматическое стрессовое расстройство личности
Термином «посттравматическое стрессовое расстройство» называют комплекс симптомов, который наблюдается у людей, переживших травматический стресс. На первых этапах изучения этой проблемы Р.
Гринкер и П. Шпигель выделили 19 симптомов, которые наблюдаются у фронтовиков. Описанные симптомы не попадали ни под какую известную ранее классификацию, к тому же они имели отсроченный характер, возникая на фоне общего благополучия личности.

167
История развития исследований в данной области описывается М.Ш.
Магомед-Эминовым следующим образом:
«Вся феноменология психологических последствий экстремальных событий явно или неявно концентрируется вокруг понятий «психологическая травма» или
«травматический невроз» [17].
Понятие «посттравматическое стрессовое расстройство» является относительно новым, а в прошлом, начиная с XIX века, ему соответствовали термины «травматический невроз», «синдром солдатского сердца», «снарядный шок», «военный невроз», «боевая усталость»,
«боевое истощение». Ученые под этими терминами собирали данные о последствиях участия людей в гражданской войне в Америке, в первой и второй мировых войнах, а также в локальных военных конфликтах.
Аналогичные функциональные расстройства нервной системы были описаны в работах Д. Эриксона, который провел систематизацию последствий у людей, перенесших железнодорожную катастрофу. Между тем, Д. Эриксон придавал причинам описанных им симптомов в большей степени органический характер, рассматривая психологическую травму в связи с повреждением спинного мозга.
О психогенной природе последствий участия в экстремальных обстоятельствах заговорили благодаря Г. Оппенгейму, который стал использовать понятие «травматический невроз», изучая физическое и психическое повреждение нервов, что, по его мнению, являлось причиной невротических нарушений. Решающее значение в возникновении травматического невроза отводилось механическим повреждениям и лишь отчасти – психогенным факторам.
Первым провел в своих работах именно психологическое объяснение причин травматического невроза З. Фрейд. Ключевой причиной он считал фиксацию личности на травме.
Впоследствии в изучение посттравматического стрессового расстройства с психологической точки зрения внесли серьезный вклад исследования, которые были проведены

168 американскими учеными на ветеранах войны во Вьетнаме и российскими психологами и психиатрами – на ветеранах, вернувшихся из Афганистана и Чечни. Постепенно исследования с полей сражений были перенесены на экстремальные явления мирной жизни, так как имеются многочисленные данные, свидетельствующие о клинико-патогенетическом единстве этих состояний.
В настоящее время исследования посттравматического стрессового расстройства относятся к категории кризисных состояний. Такая
«прописка» проблемы позволила сделать исследования посттравматического стрессового расстройства более широкими, появились новые факты и новые обобщения, выполненные на обширном эмпирическом материале изучения последствий стресса у жертв многих трагических событий – от насилия до стихийных бедствий и транспортных аварий. Классификация наиболее частых причин в мирное время предполагает выделение следующих психотравмирующих факторов: природные (климатические, сейсмические), экологические и техногенные катаклизмы; пожары; террористические действия; сексуальное насилие; присутствие при насильственной смерти других в случае разбойного нападения; несчастные случаи, в т. ч. при транспортных и производственных авариях; семейные драмы.
Развитие проблематики позволило конкретизировать проявления расстройства у детей. Затем наряду с посттравматическим стрессовым расстройством стали рассматривать категорию острого стрессового расстройства. Проявления у этой формы схожи с посттравматическим стрессовым расстройством. Но острые реакции развиваются сразу же после травмы и проходят в течение нескольких часов или дней.
Критерии диагностики посттравматического стрессового расстройства включены в американский национальный диагностический психиатрический стандарт. С 1994 года эти критерии применяются и в