ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подростки, понижено возбудимые, как правило, в движениях малоактивны. Образование условных рефлексов у них крайне затрудненно, экстра раздражители вызывают заметное снижение условного рефлекса, они удовлетворительно овладевают двигательными действиями.
Подростки, которые имеют различные особенности нервной системы, обладают не только определенными двигательными способностями, но и по-разному реализуют эти способности в экстремальных условиях, в процессе соревнований.
Изучение типологических особенностей нервной системы и ее свойств позволяет объяснить индивидуальные различия в физических способностях.
В младшем школьном возрасте дети легко могут овладевать технически сложными формами движений. Объясняется это тем, что в возрасте 7-8 лет высшая нервная система достигает высокой степени развития. К этому времени заканчивается рост и структурная дифференцировка нервных клеток.
Но функциональные показатели нервной системы еще далеки до совершенства. Сила нервных процессов у детей младшего школьного возраста относительно невелика. Резко выражено запредельное торможение при действии сверхсильных или монотонных, длительных раздражителей.
Младшие школьники, обладая способностью вырабатывать сложные дифференцировки, отличаются слабой устойчивостью к воздействию посторонних раздражителей, вызывающих внешнее торможение. У детей инертного или возбудимого типа эта особенность проявляется больше, чем у сильных, уравновешенных.
Дети младшего школьного возраста могут оперировать понятиями, логически мыслить и сопоставлять факты и события. Поэтому на уроках физической культуры в школе, на тренировках наряду с наглядными, широко используются словесные методы обучения. Причем словесные объяснения должны вызывать у детей ассоциации с ранее прочувственными, известными двигательными действиями, носить образный характер.
У подростков существует тенденция к усилению способности закрепления запаздывающего торможения, они менее восприимчивы к воздействию сбивающих факторов внешней среды. В этом возрасте усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения. Становится более выраженной тормозящая, регулирующая функция коры больших полушарий головного мозга.
К 11-12 годам замена непосредственного раздражителя словесным в большинстве случаев дает положительный результат.
Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями высшая нервная деятельность детей приобретает специфические черты: у тренированных все показатели ее становятся относительно выше.
1.1.2. Особенности соматического развития двигательной
подготовленности
Профессор В.Н. Крамаренко устанавливает, что у детей, представителей различных соматических типов, развитие физических способностей обуславливается особенностями строения их тела. Например лица брахипластического типа (широко сложенный) имеют длину тела чаще всего ниже среднего, сравнительно короткие, толстые руки и ноги, широкую грудную клетку. При выполнении скоростных беговых упражнений у них вскоре появляется одышка, дыхание становится резким. Дыхательная недостаточность объясняется привычным, слишком высоким положением грудной клетки, даже в спокойном состоянии. Дети данного типа гораздо легче переносят большие физические нагрузки силового характера, чем скоростного.
К такому же выводу приходит и профессор В.В. Бунак, замечая при этом, что узко- грудной субъект едва ли способен к продолжительному физическому труду; для поднятия тяжестей высокорослые будут менее приспособлены, чем низкорослые; для быстрых и ловких передвижений длинноногие пригоднее, чем коротконогие; широкая кисть непригодна для тонкой работы; короткая нога и рука в целом непродуктивна при размашистых движениях и т.д.
Полученные другими исследователями данные позволяют установить, что сила кисти астеников обычно незначительна, но они могут при кратковременном напряжении производить значительную работу. У них слабо развита способность к своевременному мускульному напряжению и расслаблению. Атлетики могут при работе применять значительную силу ( по динамометру 60-65 кг), но способность к легкой ручной работе у них ниже, чем у представителей других групп.
Лица пикнического телосложения работают быстро, сила рук равна 45-50 кг, средняя ручная умелость их хуже чем у астеников, но лучше, чем у астеников.
Выдающиеся успехи в определенных видах физических упражнений или выполнении тяжелых физических работ совпадают с наиболее благоприятными физическими данными, характерными для определенных типов.
Эти и другие данные позволили более четко провести дифференциацию развития двигательных способностей представителей различных соматических типов.
Многими исследователями отмечаются, что формирование и развитие двигательных способностей оказывают влияние и отдельные антропометрические признаки.
Наиболее четкая зависимость между уровнем физического развития и двигательными способностями замечена в пубертатном периоде [5]. Так, у детей 12-15 лет до 75% вариаций скоростно-силовых способностей определяются возрастными показателями роста и массы. Избирательное влияние возраста не превышает 25%. В значительном числе случаев рост и масса оказывают большее влияние на конечный результат в скоростно-силовом упражнении нежели возраст.
Была получена достаточно четкая информация о влиянии массы на показатели силовых способностей. Степень физического развития, определяемого по тотальным признакам, у детей младшего школьного возраста оказывает существенное влияние на результаты в упражнениях и требуется проявление силы, быстроты и скоростно-силовых способностей.
Отмечена наибольшая распространенность низких показателей контрольных испытаний среди школьников с низким физическим развитием - 100%; среди школьников с уровнем физического развития ниже среднего таких детей оказалось 79,4%, а в группе со средним уровнем физического развития - 14,8%. Учащиеся высокого выше среднего уровней физического развития отставания двигательных способностей и низких показателей контрольных упражнений не имеют [5].
Как правило, большинство исследований свидетельствуют о том, что спортсмены, которые достигают значительного успеха в скоростных, силовых и других видах деятельности, имеют определенные особенности строения тела.
Изучение влияния генетических факторов на морфологические признаки свидетельствуют о том, что наименьшему влиянию среды подвергаются длина туловища и конечностей.
Несколько меньше влияние наследственный фактор оказывает на размеры тела по горизонтальной оси, наиболее значимое - на поперечный диаметр нижних эпифизов бедра и голени, поперечный диаметр эпифизов плеча, ости-повздошный и вертикальный диаметр.
Исследования, проведенные В.Б. Шварцем (1973), позволили сделать вывод, что 65% всех морфологических показателей имеют наследственную зависимость. Это свидетельствует о значительном влиянии особенностей строения тела на формирование и развитие физических способностей человека.
Таким образом, многочисленные исследования говорят о том, что на уровень развития физических способностей значительное воздействие оказывают биологические, индивидуальные особенности человека и это во многом определяет успех в трудовой и спортивной деятельности.
- 1 2 3
2. Возрастные особенности двигательной подготовленности
Термины «физические качества» и «двигательные качества» используются в специальной литературе как равнозначные.
Физические качества - это величины, характеризующие потенциальные двигательные возможности человека [11,28].
Качественные особенности двигательной деятельности характеризуются быстротой, силой, длительностью, слаженностью выполнения целостного движения.
Количественное проявление силы можно выразить через величину мышечного напряжения, быстроты - через скорость мышечного сокращения, величину скрытого периода двигательной реакции, скорость передвижения.
Характер нервных влияний, состояние периферического аппарата движений, уровень обменных процессов и состояние функций внутренних органов различны в каждом из физических качеств. Так, существенно отличаются частота и сила нервных импульсов, обеспечивающих проявление быстроты и выносливости. Изменяется состояние периферического двигательного аппарата при выполнении силовых и скоростных упражнений.
Зависимость физических качеств от состояния вегетативных функций очевидна. Невозможно, например, развить выносливость при неудовлетворительном состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Особое значение в проявлении физических качеств у человека имеет сознательный контроль и возможность волевого преодоления сложных функциональных состояний, возникающих в процессе выполнения упражнений. Воспитание специальной выносливости немыслимо без волевого преодоления сложных функциональных состояний организма, связанных с накоплением продуктов промежуточного обмена, гипоксическими явлениями.
В развитии и проявления физических качеств важная роль принадлежит условно-рефлекторным механизмам. Многократное повторение движения обеспечивает формирование таких условно-рефлекторных отношений в деятельности центрального и периферического аппарата, которые создают условия для оптимального проявления физических качеств в зависимости от изменяющихся условий внешней среды.
Уровень физических качеств повышается даже после однократного выполнения упражнения. В результате однократной тренировки темп движений увеличивается на 30-60%, мышечная сила - на 50-100%, выносливость - в 2,5 раза [31,32].
Подобное увеличение показателей физических качеств носит условно- рефлекторный характер.