Файл: Содержани е введение Глава I. Обзор литературы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Картина критических периодов прироста физических качеств была неоднозначной у групп школьников из различных мест наблюдения. Причем разница в критических точках прироста наблюдалась и между детьми, живущими в городах и сельской местности, но в одинаковой климатической зоне, и между детьми, проживающими в городах, расположенных в различных климатических зонах.

Необходимость отметить, что отдельным физическим качествам отмечено совпадение некоторых критических периодов с полученными в исследованиях других авторов, по другим такого совпадения не наблюдалось. Несомненно лишь то, что наряду с общими закономерностями поступательного развития физических качеств детей имеются и особенности, связанные с условиями проживания испытуемых.

Критические периоды с наибольшими темпами прироста качества могут значительно варьировать в пределах одного и того же возраста у детей, проживающих в сельской или городской местности одного и того же климатогеографического района, а также в сходных условиях урбанизации, но в разных климатогеографических районах. Организация специальной двигательной активности ребенка, во многом зависящая от климатогеографических условий (занятия на открытом воздухе, лыжная подготовка, плавание и т.д.), можете оказать существенное влияние на развитие того или иного физического качества.

Планирование специальной двигательной деятельности ( годовые планы по физической культуре, основанные на базовой и вариативной частях программы по физическому воспитанию) должно осуществляться с учетом этапных особенностей развития физических качеств в онтогенезе и динамики развития качества в тех или иных климатогеографических условиях с обязательной коррекцией физических нагрузок, исходя из приоритетов развития того или иного качества ребенка в конкретных условиях его проживания. Такой подход к региональному физическому воспитанию детей определяется нами как этапно-географический принцип [19].



ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В современных социально-экономических условиях возрастает необходимость более полного использования возможностей, которыми располагает система физкультурного образования детей и молодежи для их подготовки к самостоятельной жизни. Начавшийся спонтанно процесс пересмотра и ревизии школьных программ и предмета «Физическая культура» в структуре современного среднего образования требует опережающей разработки прогрессивных и методических оправданных концепций педагогических технологий и овладения ими учителями физической культуры.

Цель личной физической культуры - овладение учащимися навыками, умениями и знаниями воспитательной, развивающей, учебной, оздоровительной, рекреационной деятельности для дальнейшего использования в процессе личного самосовершенствования.

Создание системы информационного обеспечения процесса физического воспитания детей и молодежи становится важнейшей предпосылкой развития инновационных процессов в этой сфере образования и культуры. Получение объективной информации об уровне двигательной подготовленности школьников на различных ступенях образования является неотъемлемой частью деятельности по оценке эффективности действующих и научному обоснованию новых учебных программ по предмету «Физическая культура» в школе.

Продолжительное время программной и нормативной основой советской системы физического воспитания был комплекс ГТО. Успешно решая задачи во времена своего создания, комплекс ГТО в новых социальных условиях стал тормозом обновления как программных средств, так и системы нормативных оценок.

Законом РФ «Об образовании» [9] определены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, установлены требования к уровню подготовки выпускников. «Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте» [22] предусмотрено проведение регулярного тестирования двигательной подготовленности детей дошкольного возраста и учащихся школ.

Значительное внимание ученых и практиков уделяется разработке и использованию оптимальных методов оценки двигательных качеств детей школьного возраста. Применяются различные механизмы организации мероприятий по изучению готовности детей к осуществлению физкультурно-спортивной деятельности.



Школьные годы представляют собой важнейший период в формировании осознанной потребности в регулярной физической активности, которая затем переносится во взрослости, которая затем переносится во взрослую жизнь. В государственном образовательном стандарте по предмету «Физическая культура» указывается на то, что целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей индивида составляют основу физической культуры.

Проведение тестирования двигательной подготовленности детей школьного возраста достаточно широко распространенно в практике работы для решения целого комплекса задач:

  • оценки индивидуального уровня двигательной подготовленности учащегося;

  • анализа динамики изменения развития двигательных качеств в ходе учебного процесса;

  • определение соответствия двигательной подготовленности учащихся определенным требованиям;

  • проведения массовых обследований учащихся с целью анализа уровня их двигательной подготовленности;

  • выявление эффективности применения действующих программ физического воспитания;

  • изучения результатов деятельности учителей физической культуры;

Для оценки фактического уровня двигательной подготовленности как одного из важнейших компонентов сформированности физической культуры учащихся обычно используется показатели, характеризующие развитие двигательных качеств [8]. Известно, что основные двигательные качества (быстрота, сила, выносливость, гибкость) могут оцениваться совершенно определенным набором контрольных упражнений, соответствующим основным требованиям стандартизации измерений [15].

В комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы и государственном образовательном стандарте рекомендуются следующие контрольные упражнения и тесты: скоростные способности (бег 30, 60 и 100м); координационные (челночный бег 3х10м); скоростно-силовые (прыжок в длину с места); выносливость (бег 1500, 2000, 3000 м или 6-минутный бег); гибкость (наклон вперед из положения стоя); силовые (подтягивание на перекладине).

В образовательной программе для учащихся средней общеобразовательной школы «Физическая культура» содержатся нормативы физической подготовленности при выполнении контрольных упражнений, аналогичных комплексной программе физического воспитания, а
также добавлены виды испытаний, характеризующие уровень развития основных двигательных умений и навыков. В целях разностороннего развития двигательных качеств школьников предлагаемые для учителей физической культуры современные программы физического воспитания школьников, разработанные для реализации базового и вариативного компонентов, также содержат набор контрольных упражнений, с помощью которых оценивается общая и специальная физическая подготовленность в различных возрастных группах учащихся
2.1. Цель и задачи исследования

Цель исследования - исследование физического развития и двигательной подготовленности эвенков и русских школьников.

Задачи:

  1. Определить физическое развитие и двигательную подготовленность эвенков и русских.

  2. Проанализировать состояние физического развития и двигательной подготовленности эвенков и русских.


2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ литературных данных.

  2. Педагогическое тестирование.

  3. Определение физического развития. Антропометрия.

  4. Методы математической статистики.

2.2.1. Анализ и обобщение литературных данных.

В процессе исследования для решения поставленных задач, обобщались и анализировались данные научной и научно-методической литературы по проблематике физического развития детей и подростков.

Изучалась литература по развитию физических способностей школьников.

2.2.2. Педагогическое тестирование.

Для решения поставленных в работе задач нами применялся метод педагогического тестирования. В ходе педагогического тестирования определялись двигательная подготовленность и физическое развитие учащихся 1-11 классов Ново-Уоянской школы №36 и эвенков 1-11 классов Уоянской сельской школы.

В структуру нашего исследования включено 6 контрольных испытаний, (3 измерения) отвечающих таким условиям, как:

  1. Взаимосвязь требований, предъявляемых к выполнению контрольных испытаний и содержание учебного процесса в общеобразовательной школе.

  2. доступность, т.е. выполнение среднестатистических требований, предъявляемых к его физическим кондициям учащимся со стороны данных контрольных испытаний;

  3. целевая направленность на основные физические качества человека;

  4. глобальность воздействия на опорно-двигательный и нервно-мышечный аппарата человека;

  5. повышенная активность проявлений основных функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной)

  6. взаимодополняемость и взаимообусловленность отдельно взятого испытания в ряду других видов предлагаемого комплекса.


Критерием оценки физической подготовленности эвенков и русских является сравнительный анализ показателей выполнения тестов [16]. Нами регистрировались и анализировались следующие показатели:

  1. скоростные способности - бег на 30 м

  2. координационные способности - челночный бег 3 х 10 м

  3. скоростно-силовые способности - прыжок

  4. аэробная возможность организма - 6 мин. бег на выносливость

  5. динамическая сила мышц верхних конечностей -

юноши - подтягивание на высокой перекладине (максимальное количество раз)

девушки - подтягивание на низкой перекладине (максимальное количество раз)

  1. определение уровня гибкости - наклон вперед.

2.2.3. Определение физического развития. Антропометрия.

Исследование физического развития школьников осуществлялась общепринятой методикой [29]. Уровень физического развития оценивался по результатам следующих антропометрических измерений.

1. Длина тела – измерение с помощью ростомера в положении стоя (см.)

2. Масса тела – измерение с помощью взвешивания на медицинских весах (кг).

3. Окружность грудной клетки – измеряется гибким сантиметром в покое (см).

Оценка уровня двигательной подготовленности проводилась по результатам следующих тестов.

Тест 1. Скоростные способности. Бег 30 м.

Требования к тесту: Исследование проводится на ровной прямой дорожке, длиной 30 м.

Необходимое оборудование: Секундомер, финишная отметка, протокол теста.

Описание теста: По команде «На старт!» испытуемый становится у стартовой линии в положении высокого старта (низкий старт не используется). Когда испытуемые приготовились и замерли, дается сигнал стартера. Во время преодоления испытуемыми дистанции нужно следить, чтобы они не снижали темпа бега перед финишем.

Результат: Окончившим дистанцию является учащийся пересекший всем телом без посторонней помощи плоскость финиша. Только при пересечении линии финиша фиксируется время с точностью до десятой доли секунды.

Тест 2. Координационные способности. Челночный бег 3 х 10 м

Требования к тесту: Исследование проводится на ровной прямой дорожке длиной 10 м, ограниченной двумя параллельными чертами; за каждой чертой - два полукруга радиусом 50 см с центром на черте; в которых лежит по 1 набивному мячу массой 2 кг.

Необходимое оборудование: Секундомер, 2 набивных мяча массой 2 кг, протокол теста.

Описание теста: По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовый чертой с любой стороны набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда «Марш!» испытуемый пробегает 10м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращается назад,