Файл: Содержани е введение Глава I. Обзор литературы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Физическое развитие человека, несмотря на то, что оно происходит по определенным биологическим закономерностям, находится под постоянным воздействием факторов окружающей среды, из которых наиболее важную роль играют социально-экономические условия жизни.

При оценке физического развития особое внимание должно обращаться на выявление акселерации (ускорение роста и развития молодежи). Она наблюдается в течение последних ста лет, но особенно высоких темпов достигла в послевоенный период в экономически развитых странах.

При этом наблюдаются:

  • изменение исходного уровня физического развития (более крупные размеры при рождении),

  • ускорение темпов развития,

  • более раннее половое созревание,

  • абсолютное увеличение окончательного уровня физического развития у взрослых.

В настоящее время половое созревание начинается на 2-2,5 года раньше, чем в довоенные года.

Наряду с ускоренной возрастно-половой дифференциацией детей у подростков, акселерация проявляется в более ранней морфологической стабилизации организма. Так, рост практически прекращается у девушек к 17 годам, а у юношей - к 20 годам [2].

Акселерация может быть объяснена влиянием факторов внешней среды, улучшением питания и жизненно-бытовых условий, рациональным режимом труда и отдыха, влиянием физических упражнений и спорта, лечебно-профилактическими мероприятиями.

Всесторонняя характеристика организма не может складываться только из морфологических признаков и должна быть дополнена данными о состоянии здоровья. Подчас физическое развитие отождествляет с понятием состояния здоровья: люди со слабым физическим развитием болеют гораздо чаще остальных. Болезненное состояние детей обусловлено не физическим развитием, а напротив, именно болезнь мешает ему. Под влиянием некоторых болезней у детей нарушаются процессы роста и возрастной дифференциации, т.е. на физиологические особенности организма, которые у взрослых менее выражены. Это дает основание считать, что распространенное мнение о непосредственной связи состояния здоровья и физического развития у взрослых людей должно быть взято под сомнение. Физическое развитие и состояние здоровья являются параллельными явлениями, зависящими от других причин, действующих в одних случаях на физическое развитие, в третьих - только на здоровье.

При оценке физического развития детей и подростков необходимо учитывать состояние здоровья, их двигательные возможности, работоспособность и иммунологическую реактивность организма.


При оценке физического развития студенту необходимо знать, что в педиатрии принята следующая возрастная периодизация: 7 лет - конец периода первого детства; 8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) - период второго детства; 12-15 лет (девочки) и 13-16 лет (мальчики) - подростковый возраст. С 16 лет начинается юношеский возраст. Однако в практике работы по физической культуре и в спортивной медицине значительно удобнее другое деление школьников на возрастные группы: младшая (7-11 лет), средняя (12-15 лет) и старшая (16-18 лет). При этом важно учитывать, что «паспортный» возраст школьника не всегда совпадает с уровнем его биологического возраста. В последние годы такое расхождение особенно часто встречаются в связи с явлениями акселерации [2].

Для оценки физического развития школьника определяют так называемые описательные признаки и проводят антропометрические измерения. К описательным признакам физического развития относятся телосложение, состояние скелета, развитие мускулатуры, осанка, форма грудной клетки, спины, позвоночника, ног и стопы, жироотложение.

Уровень физического развития является одним из критериев морфологических и функциональных особенностей, определяющих запас физической дееспособности детей. Для изучения формирования этих показателей, определения их динамики и влияния на них физического воспитания в обучении большое значение имеет знание физического развития детей 1-10 классов.

В полученных сведениях важно определить средние и крайние формы индивидуальной и возрастной изменчивости морфологических и функциональных признаков физического развития детей, поэтому большое внимание в процессе наблюдений должно быть уделено выявлению исходных форм и возрастной характеристике учащихся 1-10 классов.

Для выявления поставленных задач необходимо исследовать 10 основных антропометрических признаков: рост стоя, массу тела, окружность грудной клетки в трех измерениях, экскурсию грудной клетки, силу костей правой и левой руки и динамометрию становую. Детальный анализ полученных параметров дает возможность проследить за изменчивость, вариабельностью плотностью и дисперсией признаков физического развития, а также выявить информативный признак или опережающее развитие.

Изучение роста чрезвычайно важно для выяснения механизмов эволюции морфологических признаков вследствие изменения генетически обусловленного роста и развития. Кроме того, изучение этого процесса существенно для понимания индивидуальных различий формы и функции у человека.



При физическом воспитании школьников необходимо учитывать возрастные особенности организма.

Младшая возрастная группа (7-11 лет). Второе детство является наиболее спокойным периодом в развитии детей. Однако, несмотря на замедление темпов роста, на плавность изменения структур и функций, рост тела в длину у девочек до 11 лет и у мальчиков до 12 лет протекает интенсивнее, чем увеличение массы. Ежегодное увеличение массы составляет в среднем 3-4 кг, длина тела увеличивается на 4-5см, а окружность грудной клетки - на 1,5-2 см. Изменяются пропорции тела; заметно удлиняются ноги, уменьшается грудной показатель (отношение окружности грудной клетки к длине тела) и индекс Эрисмана (разность между окружностью грудной клетки в состоянии покоя и половиной длины тела), т.е. происходит как бы вытягивание тела. Четкой разницы между девочками и мальчиками в росте, массе тела и пропорциях частей тела не отмечается. В 7 лет масса тела мальчика больше массы тела девочки лишь 0,2 кг, в 10 лет - меньше на 0,4 кг; в 7 лет рост мальчика превышает рост девочки всего на 1 см, в 11 лет - меньше на 0,6 см [28].

Окостенение скелета происходит также неравномерно: к 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 12 годам - запястья и пястья. Кости таза интенсивнее развиваются у девочек с 3 до 10 лет. С 10-12 лет формирование этих костей у девочек и мальчиков идет равномерно. К началу полового созревания темпы развития тазового пояса у девочек увеличиваются. Сращение трех костей безымянной кости, окостенение ключицы, костей плеча и предплечья, фаланг пальцев ног, костей плюсны и предплюсны происходит намного позже и заканчивается иногда уже во взрослом состоянии.

При занятиях физической культурой необходимо принимать во внимание особенности формирования скелета. Следует помнит, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую, правую ногу могут вызвать смещение таза и неправильное срастание его костей. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, если окостенение не закончилось, могут привести к появлению плоскостопия.

Скелет детей младшего школьного возраста содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягиваются. В результате изменения в строении связочного аппарата, хрящевых и костных элементов позвоночников постепенно фиксируются изгибы позвоночника: к 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12 - поясничная. Позвоночник обладает наибольшей подвижностью у школьников до 8-9 лет. Отсюда у младших школьников нередко нарушается осанка и деформируется позвоночник. Этому способствуют длительное сидение в школе и выполнение домашних заданий дома.


Поэтому одна из важных задач физического воспитания - обеспечить правильное формирование скелета, укрепление мышечной системы и предупреждение нарушений осанки. При этом важно помнить, что нарастание силы мышц сгибателей из-за постоянного тонического напряжения, вызванного действием сил тяжести конечностей, опережает развитие мышц-разгибателей.

К 12 годам мышцы конечностей развиты еще слабее, чем мышцы туловища. Поэтому широко используются упражнения для воспитания силы, связанные с преодолением массы тела (лазанье) в наклонном и вертикальном положениях. Следует избегать больших по объему и интенсивности нагрузок, так как это может повлечь за собой общую задержку роста.

Средняя возрастная группа (12-15лет). Подростковый возраст характеризуется максимальным темпом роста всего организма и отдельных частей, усилением окислительных процессов, нарастанием функциональных резервов организма. Физическое развитие школьников в этот период существенно отличается от предыдущего. Половое созревание сопровождается бурным ростом и увеличением всех размеров тела. Годичный прирост длины тела составляет 4- 7,5 см, главным образом за счет увеличения длины ног. Масса тела увеличивается ежегодно на 3-6 кг.

Максимальный темп роста мальчиков отмечается в 13-14 лет когда длина тела увеличивается за один только год на 7-9 см, а у девочек в 11-12 лет происходит увеличение роста в среднем на 7,22 см.

В подростковом возрасте отчетливо заметна разница в неравномерности роста отдельных частей туловища. Рост конечностей преобладает над ростом туловища. Отмечается также неравномерность роста верхних и нижних конечностей, что приводит к изменениям пропорций тела. Значительно увеличивается переднезадний и особенно поперечный размеры грудной клетки. Однако рост костей грудной клетки отстает от общего роста тела. У девочек по сравнению с мальчиками относительно более длинное туловище и короткие ноги.

В пубертатный период быстрыми темпами развивается мышечная система. К 14-15 годам развитие суставосвязочного аппарата, мышц сухожилий достигает высокого уровня. Одновременно с абсолютным увеличением массы и объема мышечной ткани увеличивается сила мышца. Самое интенсивное нарастание силы происходит в возрасте 13-14 лет.

Для физического воспитания необходимо помнить, что в этом возрасте сила мышц увеличивается меньше, чем масса тела. Это должно предопределить выбор оптимальных исходных положений и упражнений.

Старшая возрастная группа (16-18 лет). В старшем школьном возрасте рост и развитие еще продолжаются, отличаясь от предшествующего периода новыми особенностями. В этом возрасте рост тела замедляется и наступает явное преобладание развития в ширину. Кости становятся и половые различия. Девушки старшей возрастной группы отстают от юношей в росте в 10-12 см, а в массе тела на 5-8 кг. Продолжает нарастать различие между девушками и юношами в показателях мышечной силы.

1.4. Этапность развития физических качеств у учащихся,

проживающих в различных климато- географических условиях
Проблема этапности развития физических качеств человека имеет не только фундаментальное научно-теоретическое значение в плане изучения онтогенетических закономерностей, но и практическое применение для программирования двигательной деятельности растущего организма с учетом всей гаммы воздействия на него внешней среды.

Известно, что периоды возрастного снижения темпов развития физических качеств являются малогабаритными для избирательно направленного развития соответствующих физических качеств независимо от возраста школьников. Совмещение же временами акцентированных воздействий с периодами ускоренного развития физических качеств позволяет существенно повысить темпы возрастного развития физических качеств школьников [13,20].

Между тем остается открытым ряд вопросов: всегда ли большой эффект педагогических воздействий достигается в периоды, совмещенные во времени с фазами ускоренного развития тех или иных двигательных способностей; совпадают ли представления о сенситивных или критических периодах развития одинаковых двигательных способностей, полученных с помощью разных исследовательских (инструментальных, педагогических) методов и разными авторами или нет; изменяется ли картина сенситивных периодов в зависимости от региональных особенностей и таких факторов, как постановка физического воспитания в разных классах и школах.

Широкомасштабные исследования физической подготовленности школьников, проведенные в 80-90-х годах сотрудниками Хабаровских институтов (физической культуры и педагогического) позволило дать ответы на некоторые вопросы [21].

Обработка результатов исследований позволила графически представить не только разницу абсолютных показателей проявления физических качеств, но и степень их прироста в критические (сенситивные) периоды.

Было выявлено, что наряду с разницей абсолютных показателей, полученных у детей в различные периоды наблюдения, а также в одно время, но в различных климато-географических условиях проживания, могут заметно различаться во времени и критические периоды прироста некоторых физических качеств [19,20].