Файл: Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине 23.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 597

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Классификация документов – 1) есть разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами; 2) деление документов на классы по наиболее общим признакам сходства и различия; 3) это система их соподчинения, используемая как средство установления связей между классами документов, а также для ориентировки в их многообразии.

Клише печати – элемент печати, содержащий зеркальное отображение оттиска печати.

Код организации – идентификатор организации, учреждения, предприятия, выраженный при помощи условного цифрового обозначения.

Код формы документа – идентификатор документа, являющийся условным цифровым обозначением.

Контроль исполнения документов – совокупность действий, обеспечивающих своевременное исполнение документов.

Копия – 1) Повторные воспроизведения подлинников (в целях размно­жения); 2) точное воспроизведение реквизитов подлинника, соответствующим образом заверенное.

Копия документа документ, полностью воспроизводящий информа­цию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы.

Корректура – исправление ошибок типографического набора, сделанного рукописи, посредством особых корректурных знаков, отмечаемых на полях листа.

Корреспондент – учреждение или отдельное лицо, которым ведется переписка.

Купчая (купчая крепость) – документ, которым оформляется акт купли–продажи сел, деревень, земель, промысловых угодий, двора, движимого имущества и т.д. XII в.).

Манифест – торжественное обращение верховной власти к населению (с XVIII в).

Машиночитаемый документдокумент, приспособленный для авто­матического считывания содержащейся в нем информации.

Машинописный документ – письменный документ, при создании которого знаки письма наносятся техническими средствами.

Мемориал – 1) памятная записка (XVIII начало XX вв,.).

Мемория – записка (выписка из документа), представляв­шаяся на рассмотрение вышестоящего лица или учрежде­ния (с XVIII в.).

Метод документирования – это прием или совокупность приемов фиксирования информации на материальном носителе с помощью знаковых систем (характер кодов языков, знаковые системы т.п.).


Наименование документа – обозначение вида письменного документа.

Наказ – документ, содержащий поручение, задание выбор­ным органам и лицам.

Номер входящего письма – регистрационный номер документа, проставляемый адресатом.

Номер исходящего письма – регистрационный номер документа, проставляемый отправителем.

Носитель документированной информации – материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде.

Нота 1) официальное обращение правительства одной страны к правительству другой страны по какому–либо вопросу, переданное через ведомства иностранных дел и дипломатических представителей (вербальная нота.). (Устарело); 2) личное обращение дипломатического представители, содержащее информацию о каком–либо событии (об изме­нении государственного строя, о вручении своих верительных грамот и т.д.).

Общий бланк – бланк документа, используемый для подготовки всех организационно–распорядительных документов, за исключением писем.

ОКПО – общероссийский классификатор предприятий и организаций.

ОКУД – Общероссийский классификатор управленческой документации.

Оригинал документа – 1) экземпляр документа, являющийся исходным материалом для копирования; 2) первый, подлинный экземпляр документа.

Отзывные грамоты – документ об отзыве дипломатиче­ского представителя, направленный главой государства, назначившего дипломатического представителя, главе го­сударства, при котором дипломатический представитель аккредитован.

Отметка об исполнении документа и направлении его в дело – реквизит документа, содержащий сведения о характере исполнения документа и месте его хранения в архиве учреждения.

Отметка об исполнителе – реквизит документа, содержащий сведения о непосредственном составителе документа.

Отметка о заверении копии – реквизит документа, придающий юридическую силу копии документа.

Отметка о контроле – реквизит документа, свидетельствующий о постановке документа на контроль.

Отметка о наличии приложения – реквизит документа, содержащий сведения о документах, дополняющих основной документ.

Отметка о поступлении документа в организацию – отметка, проставляемая на нижнем поле входящего документа, состоящая из порядкового номера и даты поступления.



Отношение – письмо, употреблявшееся для переписки учреждений, не связанных подчиненностью.

Отписка – донесение подведомственного местного учреж­дения в вышестоящее центральное учреждение на имя царя (XVIXVII вв.).

Оттиск изображение клише печати на бумаге.

Оттиск печати – реквизит документа, удостоверяющий подлинность подписи должностного лица.

Отпуск – 1) копия, оставляемая в составе служебной до­кументации учреждения, т. е. подшиваемая в дело, когда ори­гинал отослан; 2) заверенная копия исходящего документа, оставшаяся у отправителя.

Отпускные грамоты – документ об освобождении дип­ломатического представителя и о положительной роли его в развитии дипломатических отношений, направленный главой государства, при котором дипломатический представитель был аккредитован, главе государства его на­значившего.

Память – обобщенное название документов установленной формы, применявшихся большей частью при сношениях неподчиненных между собой учреждений и лиц (XVIнач. XVIII вв.); в частности:

1) название документа служебной переписки между при­казами;

2) название документа служебной переписки администра­тивных учреждений с выборными учреждениями и ли­цами;

3) инструкции или распоряжения должностному лицу;

4) название публичных и частных актов разного содер­жания.

Папирусмноголетнее травянистое растение из семейства осоковых, растет по берегам вод Сев. Африки и Сицилии. Особенно важное использование папируса для приготовления писчего материала из разрезанной на пластины и спрессованной сердцевины.

Первичный документдокумент, содержащий исходную информацию.

Переменная часть реквизита документа – изменяемая часть реквизита документа, вносимая в бланк документа при его изготовлении.

Переменный реквизит – реквизит документа, фиксируемый на бланке в процессе его заполнения.

Печать – устройство, содержащее клише печати для нанесения оттисков на бумагу.


Печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации – печать, имеющая в центре клише печати зеркальное отображение Государственного герба Российской Федерации.

Письменный документ – текстовой документ, информация которого зафиксирована любым типом письма.

Подлинник (официального) документа – первый или единичный экземпляр официального документа.

Подлинный документ – документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения.

Подпись – реквизит документа, представляющий собой собственноручную роспись полномочного должностного лица.

Полезность информации – ценность информации в определенных конкретных условиях.

Полнота информации – оптимальное соотношение между необходимой и полученной информацией.

Пометы – надписи или знаки на документе, свидетельствующие об отношении к документу лица, знакомящегося с ним, или о движении документа в делопроизводстве (резолюция, отметка об исполнении и др.).

Постоянная часть реквизита документа – неизменяемая часть реквизита документа, содержащаяся в бланке документа, наносимого при его изготовлении.

Постоянный реквизит документа – реквизит документа, наносимый на бланк при его изготовлении.

Правила документирования – требования и нормы, устанавливающие порядок документирования.

Право подписи – полномочие должностного лица на подписание документов.

Приговор – решение учреждения, общего собрания вы­борных людей или населения по какому–либо делу, вопро­су (с XVI в.).

Признак – свойство объекта, обусловливающее его различие или общность с другими объектами.

Припись – подпись ответственного за составление документа лица, сделанная на оборотной стороне документа, по склейкам листов и завершающаяся на лицевой стороне в конце текста (в делопроизводстве XVI–XVII вв.). Ср. скрепа по листам.

Промемория – один из видов документов, которыми сно­сились равные по положению учреждения (XVIII в.).

Протоколзапись решения центрального или местного правительственного учреждения по рассмотренному воп­
росу, делу (с XVIII в.).

Прошение – заявление частного лица или группы лиц в государственное учреждение с просьбой о решении како­го–либо дела или вопроса (XVIIIXIX вв.).

Рапорт – 1) донесение низшего должностного чина высшему; 2) донесение или заявление военнослужаще­го начальнику по различным вопросам, составленное по предусмотренной уставом форме; 3) торжественный отчет о выполнении лицом или коллек­тивом взятых на себя обязательств.

Ревизские сказки – первичный документ учета подат­ного населения городов, сел, деревень и т. д. со сведениями о составе семей по сословной принадлежности, нацио­нальности, возрасту, полу и т. д., составлявшийся при переписях (ревизиях) населения (XVIII – 1–я пол. XIX вв.).

Резолюция – 1) решение, принятое совещанием, съездом, конференцией и т.п. по обсуждаемому вопросу; 2) реквизит документа, содержащий указание руководителя о характере и сроках исполнения документа.

Резолюция документа – реквизит, состоящий из надписи на документе, сделанной должностным лицом и содержащей принятое им решение.

Резолюция на документе – письменное указание руководителя исполнителю о характере и сроках исполнения документа.

Реквизиты – обязательные элементы служебного документа.

Реквизит документа – 1) составная часть (элемент) документа; 2) обязательный элемент оформления официально­го документа; 3) обязательный информационный элемент оформления официального документа.

Релевантность – 1) характеристика степени соответствия сообщения информационному запросу; 2) способность информации соответствовать запросам, нуждам, требованиям потребителя.

Реляция – военный или дипломатический доклад (с XVIII в.).

Рескрипт – распоряжение главы государства должностно­му лицу (с XVIII в.).

Речи – запись показаний определенного лица в учреждении (до XVIII в.).

Роспись – список, опись чего–либо (до XVIII в.).

Рукописный документ – письменный документ, при создании которого знаки письма наносят от руки.

Сказка – запись объяснений, показаний должностного лица или свидетеля: показания на суде или при сыске.

Скрепа – подпись секретаря, удостоверяющая правильность составления и оформления документа (в делопроизводстве XVIII вв.).