Файл: Коррекция нарушений звукопроизношения детей 7го года жизни с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФГБОУ ВО «Марийский Государственный Университет»

Педагогический институт

Психолого-педагогический факультет

Кафедра специальной педагогики и психологии

Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Направленность (профиль) программы: Логопедия


Выпускная квалификационная работа

студентки заочной формы обучения, 5 курса, группы ДФ-52

Гороховой Альбины Витальевны

на тему: «Коррекция нарушений звукопроизношения детей 7-го года жизни с задержкой психического развития»


Руководитель ВКР:

канд. пед. наук, доцент

________ И.Б. Козина

Студент(ка)

________А.В. Горохова

Йошкар-Ола

2023

Оглавление

Введение.........................................................................................................3

1. Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений звукопроизношения детей 7 года жизни с задержкой психического развити…………………………………………………………………..….……...8

1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с задержкой психического развития.......................................................................8

1.2. Классификация нарушений звукопроизношений у дошкольников........................................................................................................16

1.3. Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития..................................................... 25

2. Экспериментальное исследование нарушений звукопроизношения детей 7 года жизни с задержкой психического развития....................................34

2.1. Диагностическое исследование звукопроизношения детей 7-го года жизни с задержкой психического развития……………………........................ 34

2.2. Реализация коррекционной программы по коррекции нарушений звукопроизношения дошкольников с задержкой психического развития..................................................................................................................46

2.3. Анализ результатов экспериментального исследования.................. 55

Заключение..................................................................................................65

Список использованных источников.........................................................70

Приложение................................................................................................76
Введение

Задержка психического развития (ЗПР) считается одной из наиболее часто встречающихся аномалий развития психики ребенка.


Она проявляется обычно с раннего возраста, но диагностируется зачастую в 5-7 лет - в период подготовки ребенка к школе, в подготовительной группе детского сада.

У более младших детей, для которых основной деятельностью является игровая, различия между нормотипичными сверстниками и отстающими в развитии могут проявляться не так ярко. Но в процессе подготовки к школе они становятся заметными: ребенок с отставанием в развитии не может овладеть необходимыми навыками, развитие произвольности познавательных процессов у него находится на очень низком уровне. Т.е. задержка психического развития у детей 5-7-летнего возраста проявляется как нарушение (замедление) темпа развития психики, включающее существенную ограниченность кругозора, незрелость когнитивных и эмоционально-волевых процессов по сравнению с нормой, инфантилизм, преобладание форм игровой деятельности, свойственных более ранним возрастам. Нередко ЗПР также включает и задержку формирования двигательных навыков, а также недоразвитие речи.

При этом важно отметить, что понятие ЗПР является педагогической категорией, а не медицинским диагнозом. Оно отражает состояние между психической нормой и умственной отсталостью, которое поддается педагогической компенсации (т.е. является обратимым). В результате педагогической работы ЗПР может быть полностью преодолена, и ребенок нагоняет сверстников, сравниваясь с ними в развитии. Однако, если к окончанию младшего школьного возраста развитие ребенка все же не выравнивается, остаются признаки недоразвития психических функций, говорят уже не о ЗПР, а медицинских диагнозах, которые ставятся исходя из тяжести проблемы. Т.е. термин ЗПР применяется только только к детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Как уже было отмечено, недостатки психического и моторного развития при ЗПР у страших дошкольников часто отражаются на формировании речевой функции. Причем обычно страдают не отдельные, а сразу все стороны речи: как смысловая, так и грамматическая, звуковая, словарный запас. Слабое осознание звукового строения слов и нарушения в звукопроизношении выступают наиболее яркими и хорошо заметными окружающим проявлениями отклонений в речи у ребят в дошкольный период с задержкой развития.

У данной группы детей существуют свои особенности речевого развития. К ним относятся: нарушенная артикуляция в большинстве произношений звуков, искаженное слуховое восприятие, невозможность дифференцировать как звуки речевого, так и неречевого характера.



Если вовремя не скорректировать нарушения в речевом развитии, то у будущего школьника с синдромом ЗПР могут возникнуть некоторые сложности в обучении. Трудностями называют барьеры в восприятии потока информации на уроке, неспособность концентрироваться на важной теме или, наоборот, переключаться с одной темы на лругую, замедленный этап социализации у ребенка из-за речевых дефектов в общении со сверстниками. Все это говорит нам о том, что исправление нарушенного звукопроизношения является обязательным критерием при подготовке детей с ЗПР к школьному обучению.

Исправление звукопроизношения у детей с ЗПР обычно требует работы со специалистом-логопедом, поскольку осуществляется намного сложнее и дольше, чем у их нормотипичных ровестников и требует специальных знаний и методик. Логопедическая помощь детям с задержкой развития должна осуществляться с учетом специфических особенностей развития их эмоционального фона и интересующей деятельности.

Также для соответсвующей логопедической и педагогической работы необходимо знание особенностей произношения, восприятия и понимания звуков дошкольниками с ЗПР по сравнению с нормотипичными сверстниками. Без учета этих особенностей невозможно создать оптимальные педагогические условия, которые нужны для формирования необходимых речевых функций и преодоления недоразвития речи ребят данной возрастной категории.

Получается, вопросы изучения особенностей звукопроизношения 6-7- летних детей с ЗПР являются очень актуальными для современной педагогики и психологии. Этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования «Коррекция нарушений звукопроизношения детей 7-го года жизни с задержкой психического развития».

Цель работы: сформировать и теоретически обосновать, воспроизвести и апробировать методику исправления звукопроизношения у детей семилетнего возраста.

Объект исследования: речевые дефекты детей возраста 7-ми лет с задержкой психического развития.

Предмет исследования: динамика исправления дефектов речевого развития детей семилетнего возраста в процессе коррекционной работы.

Гипотеза исследования: мы считаем возможным реализовать преодоление нарушений речи у детей семи лет с задержкой психического развития с помощью логопедической программы, если будут использованы речевые упражнения, сопровождаемые наглядными средствами и занятия будут проводиться в игровой форме.


Задачи:

• Воплотить диагностическое изучение произношения звуков ребят семилетнего возраста с замедленным психическим развитием.

• Рассмотреть психолого-педагогические источники, основанные на проблеме нарушения звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

• Создать и апробировать программу коррекции звукового произношения семилетних детей.

• Подвести итог эффективности созданной программы по исправлению дефектов речи детей 7-го года жизни.

Теоретико-методологической базой исследования являются фундаментальные труды Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой, Е.М. Мастюковой,

О.В. Защиринской, посвящённые изучению особенностей личности детей с задержкой психического развития; исследования А.Н. Гвоздева, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева, М.Ф. Фомичевой, посвящённые изучению формирования звукопроизношения в онтогенезе; работы Г.И. Лалаевой, И.Ф. Марковской, Е.Ф. Архиповой, Н.Н. Китаевой, посвящённые исследованию звукопроизношения у детей с задержкой психического развития.

Методы исследования:

1. Теоретический: исследования психолого-педагогических источников по выдвинутой в работе проблеме, классификация, анализ;

2. Эмпирический: педагогическая работа, включающая констатирующий, организующий и контрольный этапы;

3. Способы количественного и качественного исследования экспериментальных данных.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад No19 г. Йошкар-Олы «Василёк» 13 воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности «Ромашка» составили экспериментальную группу; МБДОУ «Детский сад No37 г. Йошкар-Олы «Красная шапочка» 14 воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности «Малинка» вошли в контрольную группу.

Апробация исследования.

Теоретические основы и результаты научных исследований были отражены в публикации статьи на тему: «Коррекция нарушений звукопроизношения детей 7-го года жизни с задержкой психического развития» ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» Всероссийская научная конференция студентов и молодых ученых «Технологические перспективы человечества».


Выпускная квалификационная работа общим объёмом 77 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников из 50 наименований, 6 приложений.

1. Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений звукопроизношения детей 7 года жизни с задержкой психического развития

1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с задержкой психического развития

Первым, кто ввел научный термин «задержка психического
развития» (ЗПР), является известный отечественный ученый и клиницист Г.Е. Сухарева [34]. Понятие стало общепринятым в отечественной психологии и педагогике и впоследствии уточнялось и дорабатывалось в работах ряда авторов (М.С. Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская и др.).

Во всех определениях, которые встречаются в литературе, подчеркивается отставание от норм психического развития как главная отличительная черта приведенного нарушения.

При упоминании задержки психического развития у ребенка имеется в виду отклонение формирования психики от нормы в возрастном диапазоне рассматриваемого ребенка. То есть незрелость по сравнению с другими сверстниками[30].

Задержка психического развития является дефектом правильного и равномерного темпа психического развития и неразвитость эмоционального фона, которое характеризуется недостаточным уровнем развития высших психических функций [20].

Данное отклонение есть ни что иное, как синдром временного отклонения процесса формирования психического здоровья у ребенка в общей картине или каких-либо его составляющих, задержка воплощения психо-физических возможностей, выраженное в малом количестве фонда знаний ребенка, узком кругозоре по отношению к окружающему миру, некой инфантильностью мышления, незрелостью и быстрой истощаемостью интеллектуального развития, а также в подавляющем интересе к игровой деятельности [22].

Термин ЗПР относится к детям с низковыраженной органической или функциональной неполноценностью ЦНС: подразумевает нарушение функции микромозга или медленный темп взросления и функциональное слияние разнообразных мозговых структур, а также функциональную задержку формирования центральной нервной системы благодаря сочетанию биологических и социальных причин (соматическая ослабленность, педагогическая запущенность и др.) [6]. Соответственно, приведенный термин относится к детям с неполностью выраженной органической неполноценностью ЦНС. Причинами задержки психического развития могут быть внутриутробные поражения центральной нервной системы, родовые травмы, недоношенность, инфекционные заболевания на ранних периодах жизни ребёнка и т.д.