Файл: Коррекция нарушений звукопроизношения детей 7го года жизни с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, основываясь на данных экспериментального исследования, мы можем сделать вывод об эффективности реализованной коррекционной программы. Следовательно, целенаправленная и регулярная коррекционная работа, учитывающая данные диагностического обследования и особенности задержки психического развития, способствует коррекции звукопроизношения у детей 7-го года жизни данной категории.


Список использованных источников
• Александрова Н.А. О клиническом обследовании детей раннего возраста со сложной структурой дефекта / Н.А. Александрова. – Дефектология. – 2003 – No4. – С. 30-33.

• Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 319 с.

• Бабина Г.В. Логопедия. Дизартрия / Г.В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. – М.: МПГУ, 2016. – 104 с.

• Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 201 с.

• Болтакова Н.И. Теоретические основы логопедии. Дислалия: Краткий конспект лекций / Н.И. Болтакова. – Казань: Каз. федер.ун-т, 2013 –69 с.

• Борякова Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика / Н.Ю. Борякова. – М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2017. – 169 с.

• Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – М.: Феникс, 2007. – 160 с.

• Власова Т.А. Задержка речевого развития у детей и пути ее преодоления. Обзорная информация. / Т.А. Власова. – М.: Прогресс, 2016. – 142 с.

• Выготский Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2013. – 502 с.

• Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2017. – 328 с

• Голубева Г.Г. Структура и механизмы фонетических нарушений у дошкольников с задержкой психического развития / Г.Г. Голубева // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – No55. – С. 36-42.

• Григоренко Н.Ю., Покровская Ю.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения / Н.Ю. Григоренко, Ю.А. Покровская. – М.: ООО «Логомаг», 2015. – 201 с.


• Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями: учебное пособие / Г.В. Бабина, Л.А. Головчиц, А.В. Кроткова и др.; под ред. Л.А. Головчиц. – М.: МПГУ, 2019. – 288 с.

• Жукова Н.С. Логопедия: основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011. – 282 с.

• Кажаева, Т. В. Анализ состояния звукопроизношения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития / Т. В. Кажаева // Студенческая наука и XXI век. – 2017. – No 14. – С. 284-285.

• Карслиева И.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / И.В. Карслиева, А.П. Зарин, С.Ю. Ильина // Специальное образование. – 2015. – No3. – С. 92-99.

• Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Под ред. Левиной Р.Е. – М.: Просвещение, 1971. – 192 с.

• Кетова А. С. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с задержкой психического развития / А. С. Кетова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. – С. 255-258.

• Классификация нарушений звукопроизношения / URL: https:// www.defectologiya.pro/zhurnal/ klassifikacziya_narushenij_zvukoproiznosheniya/ (дата обращения: 08.01.2023).

• Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития / И.Д. Коненкова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014. – 80 с.

• Котмакова Н.В. Коррекция звукопроизношения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами дидактической игры / Н.В. Котмакова // Студенческий научный форум. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017039595 (дата обращения: 08.01.2023).

• Лалаева Р.И., Зорина С.В., Серебрякова Н.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, С.В. Зорина, Н.В. Серебрякова. – М.: Владос, 2004. – 303 с.

• Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Дефектология. – 2006. – No3. – С. 15-27

• Литвиненко И.В. Задержка психического развития / И.В. Литвиненко – М.: Академия, 2009. – 175 с.

• Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2017. – 680 с.

• Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития / Е.В. Мальцева // Дефектология. – 1990 – No6. – С. 10–17.

• Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клиническая и нейропсихологическая диагностика) / И.Ф. Марковская. – М.: Просвещение, 1995. – 194 с.

• Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.



• Осолихина А.А. Исследования звукопроизношения у детей с задержкой психического развития / URL: https://www.defectologiya.pro/ zhurnal/ issledovaniya_zvukoproiznosheniya_u_detej_s_zaderzhkoj_psixicheskogo_razv itiya/ (дата обращения: 08.01.2023).

• Официальный сайт Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад No19 г. Йошкар-Олы «Василёк» / URL: http://edu.mari.ru/mouo-yoshkarola/dou19/default.aspx (дата обращения: 08.10.2021).

• Павалаки Н.Ф., Рассказова Н.П. Классификации задержки психического развития и перспективы обучения / Н.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsii-zaderzhki- psihicheskogo-razvitiya-i-perspektivy-obucheniya (дата обращения: 08.01.2023).

• Правдина О.В. Логопедия / О.В. Правдина. – М.: Просвещение, 1973. – 272 с.

• Психология дошкольника с задержкой психического развития / Л.В. Шипова. – Саратов, 2018. – 86 с.

• Рубинштейн Л.С. Избранные труды / Л.С. Рубинштейн. – М.: Олма- пресс, 2009. – 430 с.

• Салихова А.Н., Борисова Е.Ю. Особенности нарушения звукопроизношения у детей шестого года жизни с задержкой психического развития / А.Н. Салихова, Е.Ю. Борисова // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. Сборник научных статей по материалам Х международной научно-практической конференции. – Йошкар-Ола: АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт», 2021. – С. 132-135.

• Сенина Е.Н. К вопросу об особенностях звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е.Н. Сенина // Специальное образование. – 2017. – С. 105-108.

• Симонова И.А. Характеристика детей с задержкой психического развития / И.А. Симонова // Дефектология. – 2008. – No3. – С. 19-20.

• Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович. – M.: Нар. асвета, 1989. – 64 с.

• Соколова Е.П. Психология детей с задержкой психологического развития / Е.П. Соколова. – М.: Сфера, 2009. – 320 с.

• Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева. – М.: Медицина, 1965. – 337 с.

• Терещенкова В.В. Речевые особенности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / В.В. Терещенкова // Психология когнитивных процессов. – 2018. – No7. – С. 181-188.

• Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. – Балашов: "Николаев", 2004. – 68 с.

• Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.

• Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / М.Е. Хватцев. – М.: Просвещение, 2014. – 207 с.


• Хохлова Т.А. Сборник логопедических игр для развития речи детей дошкольного возраста / Т.А. Хохлова. – М.: Владос, 2014. – 130 с.

• Чвякин В.А. Психология детей с задержкой психического развития / В.А. Чвякин, Н.С. Киселева. – М.: МРСЭИ, 2014. – 92 с.

• Черепкова Н.В. Особенности логопедической работы с детьми с задержкой психического развития / Н.В. Черепкова, Т.А. Гоцкина, В.И. Плотникова // Science Time. – 2014. – No12. – С. 597-600.

• Черешко А.К. Логопедическая работа в детском саду / А.К. Черешко. – М.: Олма-пресс, 2017. – 224 с.

• Шоткало А.Н. Специфика коррекции звукопроизношения у дошкольников с задержкой психического развития / А.Н. Шоткало // Молодёжь и наука: шаг к успеху. – 2021. – С. 188-191.

• Якунина О.В. Фонетические основы логопедии / О.В. Якунина. – Саратов: ИЦ «Наука», 2015 – 63 с.
Приложение А

Методика изучения состояния звукопроизношения у детей с ЗПР Е.Ф. Архиповой
1. Исследование возможности изолированного произнесения звука. Инструкция: «Повтори за мной звуки».
[с] - [с’] -
[з] - [з'] -
[ц] - [ш] -
[х] - [х’] -
Критерии оценки:
4 балла – правильно произносятся все звуки;
3 балла – нарушается произношение одного звука; 2 балла – нарушается произношение 2-3 звуков;

1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;
0 баллов – искажаются, заменяются все звуки.
2. Исследование возможности произнесения звука в слогах разной конструкции.
Инструкция: «Повтори за мной».

С - согласный, Г - гласный, СN - звук правильно произносимый, С$ - обследуемый звук.
1. С$ Г - С$А, С$0, С$У, С$Ы
2. Г С$ - АС$, ОС$, УС$, ЫС$
3. С$ CN Г - С$БА, С$БО, С$БУ, С$БЫ и др. сочетания с правильно произносимыми звуками
4. CN С$ Г - БС$А, БС$0, БС$У, БС$Ы и др. сочетания с правильно имыми звуками
5. Г CN С - АБС$, ОБС$, УБС$, ЫБС$ и др. сочетания звуков
6. Г С$ CN - АС$Б, ОС$Б, УС$Б, ЫС$Б
7. С$ Г С$ - С$АС$, С$ОС$, С$УС$, С$ЫС$
8. Г С$ Г - АС$А, OCSO, УС$У, ЫС$Ы
Критерии оценки:
4 балла – во всех типах слогов звуки произносятся правильно;
3 балла – искажает только в слогах со стечением Г С$ CN, Г CN С$
2 балла – искажает только в слогах со стечением Г С$ CN, CN С$ Г, Г CN C$, C$ CN Г;
1 балл – искажает, заменяет во всех типах слогов, кроме С$ Г, Г С$ (открытый и закрытый слог);
0 баллов – искажает, заменяет звуки во всех типах слогов (8 модулей). 3. Исследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова. Инструкция 1: «Повтори за мной слова» (отраженно).




Инструкция 2:



«Назови эти картинки» (без образца).

Критерии оценки:

4 балла – все свистящие звуки произносятся верно во всех словах;

3 балла – нарушается произношение одного звука;

2 балла – нарушается произношение 2-3 звуков;

1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;

0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки, не зависимо от места позиции звука в слове.


4. Исследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры.

13 классов слов по А.К. Марковой

1 кл. - двусложные слова с открытыми слогами (МУКА)

2 кл. - трехсложные слова с открытыми слогами (МОЛОКО)

3 кл. - односложные слова (ДОМ, КОТ, ДУБ)

4 кл. - двусложные слова из открытого и закрытого слога (ПЕНАЛ)

5 кл. - двусложные слова со стечением согласных в середине (МЫШКА)

6 кл. - двусложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (КОМПОТ)

7 кл. - трехсложные слова с закрытым слогом (ТЕЛЕФОН)

8 кл. - трехсложные слова со стечением согласных (КОНФЕТЫ)

9 кл. - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ПАМЯТНИК)

10 кл. - трехсложные слова с двумя стечениями согласных (МОРКОВКА) 11 кл. - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (ХЛЕБ, ВОЛК)

12 кл. - двусложные слова с двумя стечениями согласных (КЛЕТКА) 13 кл. - четырехсложные слова из открытых слогов (ЧЕРЕПАХА) Инструкция 1:

«Повтори за мной слова».

Инструкция 2: «Назови эти картинки»,



Критерии оценки:

4 балла – все свистящие звуки произносятся верно во всех словах разной слоговой структуры;

3 балла – нарушается произношение одного звука;

2 балла – нарушается произношение 2-3 звуков;

1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков;

0 баллов – искажаются, заменяются все свистящие звуки во всех типах (классах) слоговых структур.

5. Исследование возможности произнесения звука в предложении. Инструкция 1: «Повтори за мной предложения».

На суку спит сова.

У Сони новый самокат.

В саду сухой песок.

Сегодня дома вся семья.