Файл: Коррекция нарушений звукопроизношения детей 7го года жизни с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ данных таблицы 10 показывает, что у 86% испытуемых (11 дошкольников) экспериментальной группы и 56% испытуемых (8 дошкольников) контрольной группы выявлен средний уровень развития звукопроизношения в словах разной слоговой структуры. В процессе повторения слов дошкольники неверно произнесли 1-2 звука. Как правило, ошибки были выявлены в двухсложных и трёхсложных словах с закрытыми слогами и со стечением согласных.

Низкий уровень звукопроизношения в словах разной слоговой структуры выявлен у 14% испытуемых (2 дошкольников) экспериментальной группы и 42% испытуемых (6 дошкольников) контрольной группы. Данные дошкольники не смогли верно произнести 3 и более звука во всех типах слоговых структур. Большое количество ошибок связано с пропусками и заменами звуков.

Сравним изменения, произошедшие в экспериментальной и контрольной группе, на рисунке 5.

Рисунок 5 – Результаты изучения возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры на констатирующем и контрольном этапе Оценивая данные рисунка, видим, что дошкольники экспериментальной группы лучше справились с выполнением заданий на контрольном этапе. Количество дошкольников, имеющих средний уровень, повысилось на 24% (3 дошкольников), а количество дошкольников с низким уровнем сократилось на 24%. Повышение количества дошкольников со средним уровнем развития на четверть доказывает, что проведённая работа с дошкольниками экспериментальной группы является эффективной.

В контрольной группе количество дошкольников со средним уровнем также незначительно увеличилось: на 6% (1 дошкольник).

Следующим было проведено исследование особенностей произнесения звука в предложениях. Протокол обследования представлен в Приложении 5 и 6. Сводные результаты представлены в таблице 11.

Таблица 11 – Результаты повторной диагностики возможности произнесения звуков в предложении у дошкольников у дошкольников экспериментальной и контрольной группы с ЗПР

Уровень развития

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество испытуемых

Процентное соотношение

Количество испытуемых

Процентное соотношение

Высокий

-

-

-

-

Средний

12

92%

7

50%

Низкий

1

8%

7

50%


Анализ данных таблицы 11 показывает, что на среднем уровне с заданием справились 92% испытуемых (12 дошкольников) экспериментальной группы и 50% испытуемых (7 дошкольников) контрольной группы. Дошкольники справились с заданием на повторение предложений и формулирование ответов на вопросы, однако в ответах выявлено нарушение звукопроизношения одного-двух звуков.

8% испытуемых (1 дошкольник) экспериментальной группы и 50% испытуемых (7 дошкольников) контрольной группы показали нарушенное произношение нескольких звуков, поэтому были отнесены к низкому уровню развития. Помимо этого, дошкольникам требовалась дополнительная помощь в формулировании полного ответа на вопрос.

Сравним изменения, произошедшие в экспериментальной и контрольной группе, на рисунке 6.

Рисунок 6 – Результаты изучения возможности произнесения звука в предложениях на констатирующем и контрольном этапе

Представим обобщённые результаты диагностики звукопроизношения детей 7-го года жизни с ЗПР в диаграмме на рисунке 7.

Рисунок 7 – Результаты диагностического исследования звукопроизношения дошкольников экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе

По данным, представленным в виде диаграммы, видим, что у 86% испытуемых (11 дошкольников) экспериментальной группы и 56% испытуемых (8 дошкольников) контрольной группы выявлен средний уровень развития звукопроизношения. Низкому уровню развития звукопроизношения соответствует результат 14% испытуемых (2 дошкольников) экспериментальной группы и 42% испытуемых (6 дошкольников) контрольной группы.

Сравнивая данные констатирующего и контрольного этапов, мы увидели положительную в обеих исследуемых группах. В экспериментальной число ребят со средним уровнем речевого развития выросло уже на 40%, соответственно число ребят с низким уровнем развития речи уменьшилось на 40%. Следовательно, у большей части группы было скорректировано звукопроизношение, в результате которого дети стали владеть достаточным звукопроизношением, за исключением одного-двух звуков. У каждого дошкольника увеличилось количество баллов за каждое задание. На основании этого, можем сделать вывод об эффективности реализованной коррекционной программы по формированию звукопроизношения дошкольников с задержкой психического развития.

В контрольной группе выявленные изменения являются менее выраженными: на 8% увеличилось количество дошкольников со средним уровнем развития звукопроизношения

, на 8% сократилось количество дошкольников с низким уровнем звукопроизношения. Положительная динамика в контрольной группе обусловлена проведением плановой работы по развитию всех сторон речи.

Таким образом, проведённое повторное диагностическое обследование детей 7-го года жизни с ЗПР, направленное на изучение звукопроизношения, показало, что в экспериментальной группе количество дошкольников со средним уровнем значительно увеличилось, а количество дошкольников с низким уровнем сократилось. Полученный результат доказывает эффективность реализованной коррекционной программы.



Заключение

Среди контингента современных дошкольных образовательных учреждений встречается достаточное количество детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) — это «замедление нормального темпа психического развития и незрелость эмоционально-волевой сферы, которое характеризуется недостаточным уровнем развития высших психических функций». Структура дефекта при ЗПР обусловлена недостатками психического и моторного развития, которые оказывают прямое влияние на формирование речевой функции. У дошкольников с ЗПР нарушены такие компоненты речи, как звукопроизношение, лексический и грамматический строй речи.

Самым часто встречающимся дефектом в речи у ребят дошкольного возраста с синдромом ЗПР является дефект в произношении фонем. В рассматриваемой нами категории детей встречаются следующие дефекты: искажение произношения большей части фонетики, пропуски и комбинация звуков, а также их взаимозаменяемость, дефекты в восприятии информации на слух, неспособность определять звуки речевого и неречевого видов слуховым анализатором. Если у детей 7-го года жизни с нормативным речевым развитием, как правило, нарушено произношение одной группы звуков, то у их сверстников с ЗПР отмечаются нарушения произношения двух, трёх или четырёх фонетических групп. Особую актуальность приобретают вопросы изучения особенностей звукопроизношения шестилетних детей с ЗПР в период подготовки к обучению в школе.

Опираясь на теоретические данные, мы воспроизвели исследования с экспериментальной направленностью, в ходе которого изучили речевые особенности у детей семилетнего возраста, имеющих задержки психического характера. Сперва мы провели констатирующий этап в нашем экспериментальном исследовании, который был проведён в сентябре — октябре 2022 года. Цель констатирующего этапа: выявление актуального уровня сформированности звукопроизношения у дошкольников с ЗПР. Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад No19 г. Йошкар-Олы «Василёк» 13 воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности «Ромашка» составили экспериментальную группу (ЭГ), МБДОУ «Детский сад No37 г. Йошкар-Олы «Красная Шапочка» 14 воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности «Малинка» вошли в контрольную группу (КГ). В ходе работы нам помогла методика Е.Ф. Архиповой, мы диагностировали ситуацию речевых особенностей у детей с ЗПР. Работа Архиповой подразумевает изучение способностей речевого аппарата у детей, их фонематического восприятия, а также возможность произношения детьми звуков как изолированно, так и в определенных словах, предложениях.


Представим обобщённые результаты констатирующего исследования на основе 4 диагностических проб. У 46% испытуемых (6 дошкольников) ЭГ и 50% испытуемых (7 дошкольников) КГ выявлен средний уровень развития звукопроизношения. Низкому уровню развития звукопроизношения соответствует результат 54% испытуемых (7 дошкольников) ЭГ и 50% испытуемых (7 дошкольников) КГ. Качественный анализ звукопроизношения у детей с ЗПР позволило установить, что у большинства детей наблюдается нарушение в произношении более 3 звуков. В процессе диагностики дошкольников с ЗПР было зафиксировано смешение звуков, имеющих сложную артикуляцию и требующих тонких акустических дифференцировок ([с]-[ш], [з]-[ж], [с]-[ч], [с]-[щ], [р]-[л]) при произношении слов. Также у детей с ЗПР наблюдалось смешение двух групп звуков, в частности, искажения межзубного произношения свистящих, а также велярное и увулярное произношение звука [р] и стойкие замены одного звука другим (р- л, л-л, л-в, ш-с, ж-л). У некоторых дошкольников выявлено отсутствие звука [р]. У некоторых дошкольников отмечались пропуски звуков. В исследовании отмечены единичные случаи смешения звуков [ц] и [т], [ч] и [ц].

На формирующем этапе исследования, который продолжался с ноября 2022 года по апрель 2023 года, нами была реализована коррекционная программа по формированию звукопроизношения дошкольников с задержкой психического развития. Основой программы является серия логопедических занятий, разработанных для дошкольников ЭГ с учётом диагностических данных. Занятия проводились 2 раза в месяц. Общее количество занятий — 12. Структура занятий составлена таким образом, чтобы способствовать коррекции звукопроизношения и воздействовать на развитие высших психических функций. В ходе занятий использовались такие методы работы, как артикуляционная и дыхательная гимнастика, загадки, беседа, упражнения на произнесение звука в разной позиции, дидактические игры, направленные на дифференциацию и автоматизацию звуков. На занятиях сочеталась индивидуальная и фронтальная работа.

В ходе последнего этапа нашего диагностического исследования в мае 2023 года произведено вторичное обследование ребят дошкольного возраста в двух рассматриваемых группах (экспериментальной и контрольной) по методике Е.Ф. Архиповой. Процедура диагностического обследования была организована таким же образом, как и на констатирующем этапе. По итогу анализа данных мы отметили, что в ЭГ улучшились показатели звукопроизношения: количество испытуемых с средним уровнем на констатирующем этапе составляло 46%, а на контрольном этапе составило 86%, то есть увеличилось на 40% (5 дошкольников). Количество дошкольников с низким уровнем развития звукопроизношения на констатирующем этапе составляло 54%, а на контрольном этапе составило 14%, то есть значительно сократилось — на 34% (также 5 дошкольников). Мы отметили, что количество нарушенных групп звуков сократилось до 1-2, выявлено меньшее количество случаев смешения звуков и пропуска звуков. В контрольной группе уровень развития звукопроизношения повысился незначительно: на 8% увеличилось количество дошкольников со средним уровнем развития звукопроизношения, на 8% повысилось количество дошкольников с низким уровнем звукопроизношения.