Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 2406

Скачиваний: 104

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С указания вида начинается и всякий индивидуальный акт (приказ, договор, определение, заключение, приговор и т.д.).
Орган, принявший юридический документ
Его указание предопределяет юридическую силу правового документа. Должна быть абсолютная корреляция между видом нормативного акта и органом, его издавшим.

В других правовых актах, например индивидуальных, этот реквизит часто бывает включен в так называемую шапку документа (часть общего характера или вводную часть). Даже беглый взгляд на нее позволяет вычленить субъекта (субъектов), ответственного за создание акта.
Наименование (заголовок) нормативного акта
Заголовок играет наиболее важную роль в нормативных актах, так как с его помощью определяются предмет и круг регулируемых общественных отношений. Четкое и правильное отражение предмета регулирования необходимо для того, чтобы исполнители могли по названию правового акта определить его содержание, легко запомнить название и при необходимости быстро найти такой акт. Заголовок важен также в плане проведения систематизации и учета нормативных актов.

Окончательный вариант заголовка обычно утверждается после рассмотрения всех поправок к тексту проекта нормативного акта, так как в процессе создания его содержание может частично измениться. Заголовок должен точно отражать содержание всего законопроекта.

Различают полное и краткое наименование закона.

Полное наименование является главным идентификационным признаком закона, так как официально все ссылаются именно на него. Как правило, не рекомендуется включать в наименование закона пояснения, заключенные в скобках. Это затрудняет восприятие наименования в целом.

В науке избирательного права уже ведутся разработки, связанные с кодификацией избирательного законодательства. Избирательный кодекс как полное наименование закона, регулирующего все выборы на федеральном уровне, является наиболее удачным, так как четко и в лаконичной форме отражает круг регулируемых отношений. Нецелесообразно включать в его наименование указание на регулирование именно федеральных выборов, потому что, во-первых, выборы в субъектах Федерации и выборы в органы местного самоуправления не могут регулироваться федеральным законодательством и, во-вторых, все избирательные кодексы субъектов Федерации в обязательном порядке должны включать в наименование указание на название субъекта (например, Избирательный кодекс Свердловской области).


Введение в закон краткого наименования обусловлено неудобством последующего воспроизведения полного наименования. В соответствии с канонами законодательной техники краткое наименование добавляется в скобках в заголовке после полного наименования.

Если обратиться к процессу законотворчества в Российской Федерации, то следует заметить, что практически отсутствует официальная практика добавления краткого наименования после полного, хотя иногда это необходимо.

Продолжая иллюстрацию данного правила юридической техники на примере избирательного законодательства, можно проанализировать наименование действующего Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Оно слишком громоздко для воспроизведения, но официального краткого наименования не существует. Вот почему чаще используется неофициальное краткое наименование Федерального закона "Об основных гарантиях..." - более удобное и тождественное полному наименованию. В будущем, если будет принят Избирательный кодекс, наименование которого содержит всего два слова, необходимость в кратком наименовании отпадет.

Дополнительным компонентом наименования является официальная аббревиатура - словообразование, состоящее из начальных букв слов полного наименования нормативного акта, например ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации. Как и полное наименование, аббревиатура является признаком идентификации нормативного акта и должна быть уникальной.

Что касается наименования индивидуальных актов, то название их содержится опять-таки во вводной части, причем зачастую не автономно, а в единой увязке с указанием на орган (или субъект), его вынесший (создавший). Приведем выдержку из судебного определения, где подчеркнуто название (тема) определения:

"15 января 2006 г. я, судья Самарского областного суда Петрова Л.Р., рассмотрела ходатайство АО "АвтоВАЗ" об обеспечении иска по делу АО "АвтоВАЗ" к профкому АО "АвтоВАЗ" "Справедливость" о признании незаконной забастовки..."
Дата принятия правового акта
Согласно Федеральному закону "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" датой принятия федерального закона (кодекса) считается дата принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, хотя на титульном листе пишется и дата принятия его Государственной Думой, и 

дата одобрения Советом Федерации, и дата подписания Президентом. Из-за такого многообразия указаний на дату на практике наблюдается разнобой: иногда датой принятия закона неправильно считают дату подписания его Президентом. Например, такие справочно-правовые базы, как "КонсультантПлюс", "Гарант", предлагают использовать при поиске по дате принятия именно дату подписания закона Президентом, что противоречит ст. 2 вышеприведенного Закона.

Дата важна и для индивидуальных актов, поскольку позволяет определить его действия (исполнения, обжалования и др.).

Дата принятия пишется следующим образом: месяц указывается прописью, а число месяца и год - арабскими цифрами (например, 15 февраля 2006 г.).
Регистрационный номер
Регистрационный номер облегчает поиск правового акта. Он присуждается нормативному акту в самом конце нормотворческого процесса органом, его принявшим. Ведомственные акты, затрагивающие права и свободы граждан, правовой статус организаций или носящие межведомственный характер, получают номер, когда Министерство юстиции Российской Федерации регистрирует их в своей картотеке, предварительно проведя экспертизу на предмет законности. Регистрационный номер присуждается последовательно в зависимости от даты принятия нормативного акта того или иного вида в течение календарного года.

Регистрационный номер индивидуальных актов зависит от номера заведенного конкретного дела, требующего своего разрешения (номера договора). Такой номер определяется моментом, когда дело открывается, с тем чтобы еще до его завершения и вынесения индивидуального акта обеспечить нахождение, беспрепятственное ознакомление с ним заинтересованным лицам и продвижение его до получения нужного результата.
7.7. Процедурные правила принятия юридических документов
Значение процедуры в праве
Процедура заключается в последовательном выполнении действий, которые обычно должны быть сделаны в присутствии определенных представителей власти или частных лиц с целью достижения определенного результата. Если в этой последовательности был опущен какой-либо акт или элемент, то в обычных условиях весь процесс должен быть начат заново.


Некоторые из этих процедур иногда кажутся притеснительными, громоздкими и дорогостоящими, но почти всегда они работают на благо субъектов права:

- способствуют достижению ими своих целей;

- устраняют препятствия на пути удовлетворения их интересов;

- защищают интересы лиц, заинтересованных в принятии юридического документа.

Процедуры используются в частном праве, но еще большее применение находят в праве публичном.

В частном праве четкие процедуры определяют принятие многих важных актов. Так, в предпринимательском праве применяются процедура учреждения акционерных обществ, процедура банкротства и т.д. В трудовом праве приходится иметь дело с различными процедурами увольнения работников, разрешения трудовых конфликтов и т.д.

В публичном праве достаточно большое количество юридических актов может быть принято только после проведения четких и весьма кропотливых процедур. В административном и финансовом праве процедуры очень важны, поскольку основное внимание уделяют защите прав и свобод граждан, контролю над деятельностью государственных органов. В конституционном праве наиболее важной является правотворческая процедура. Она далее будет (см. гл. 13) предметом пристального рассмотрения.
Особенности правовой процедуры
Правовой процедуре присущи следующие черты:

- она четко изложена в нормативных актах (например, порядок принятия в вузы прописан в Правилах приема в вузы);

- касается выполнения юридической деятельности (заключение брака, назначение пенсии, регистрации предприятия и др.);

- нарушение правовой процедуры, как правило, влечет наступление неблагоприятных последствий (например, нарушение порядка приема в вуз влечет отмену приказа о зачислении);

- ориентирована на достижение определенной цели (например, регистрация юридического лица преследует цель выявить нового налогоплательщика);

- гарантирует результативность юридической деятельности.
Примечание. Правовая процедура - это нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности, направленный на реализацию норм материального права и охраняемый от нарушений санкциями.
Процедура принятия юридических документов должна отвечать следующим требованиям.
Законность процедуры

Законность означает, что последовательность действий, связанных с принятием юридического документа, прописывается в нормативном акте либо ее можно вывести из содержания правовых актов. Так, процедуре принятия ведомственных актов посвящено около десятка нормативных актов (указов, постановлений, писем Минюста России). Кроме того, в каждом ведомстве принимаются свои акты по данному вопросу. Более детально в законодательстве прописывается, конечно, порядок принятия правоприменительных актов, особенно судебных.