Файл: Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 2409

Скачиваний: 104

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рациональность (оптимальность, целесообразность) процедуры
Это правило призвано обеспечить достижение целей быстрого и полного осуществления юридической деятельности с наименьшей затратой сил, средств и времени со стороны государственных органов, должностных лиц и граждан.

Правило, о котором идет речь, имеет двоякий смысл:

1) это задача органа, установившего процедуру, постоянно работать над ее усовершенствованием, внося соответствующие изменения в установленный им порядок принятия правовых актов. Именно неутомимость по совершенствованию процедуры выборов на протяжении последних лет демонстрирует Центральная избирательная комиссия России, предложившая для принятия Государственной Думе не один десяток поправок в избирательное законодательство;

2) это задача тех, кто реализует процедурные нормы, поступать при этом рационально. Наглядный пример - принятие Государственной Думой Закона "О Гимне Российской Федерации". Он был принят сразу в первом чтении, хотя по Регламенту Государственной Думы вполне допустимо было провести три чтения.
Обоснованность изменения процедуры
Имеется в виду совершение юридически значимых действий в последовательности, вытекающей из существующих условий. Рассмотрим пример из нотариальной практики.

Если нотариус удостоверяет сделку по передаче жилой площади (купля-продажа или дарение) между близкими родственниками, вряд ли он перед этим будет осуществлять действия по выяснению всей генеалогии жилой площади. Он обязательно потребует предоставить документы о праве собственности на жилое помещение и другие необходимые документы, пригласит на регистрацию сделки обе стороны и выполнит все нужные действия. Но процедура будет гораздо сложнее, если речь пойдет о сделке по поводу недвижимости между незнакомыми людьми. В таком случае, чтобы обеспечить юридическую чистоту сделки, нотариус обязан проверить еще множество фактов (их наличие или отсутствие).
Плановость процедуры
Юридическая процедура порой настолько сложна, что растягивается на довольно продолжительное время. Например, три чтения в Государственной Думе самого незамысловатого закона занимает около шести месяцев. Некоторые сложные уголовные дела тянутся по полгода и более. На каждом этапе процедуры задействуются те или иные ее участники. Для экономии их времени и сил, а также для удобства тех, кто обеспечивает их присутствие, желательно заранее определять время возможного участия всех лиц.


Принцип плановости хорошо просматривается в работе Государственной Думы, где составляются планы прохождения законопроектов на год, квартал, месяц, неделю. Планируется работа каждого пленарного заседания. Однако часто планы нарушаются как по объективным, так и по субъективным причинам. Не стоит видеть в этом катастрофу: депутаты - живые люди. Кто-то из мыслителей в шутку сказал, что планы для того и существуют, чтобы их нарушать.
Учет и согласование интересов адресатов юридического документа
Процедура должна обеспечивать учет и согласование интересов лиц, которым адресован правовой документ. Это означает, что к процессу его разработки и принятия должны привлекаться граждане и организации, на правовом положении которых может отразиться это решение (управленческое, судебное или др.).

Выполнение этого процедурного правила - обычно обязанность составителя юридического документа (управленческого решения, договора или нормативного акта). В уголовном процессе судья до вынесения приговора всегда выясняет мнение не только потерпевшего по многим для него принципиальным вопросам, но и личные, семейные обстоятельства подсудимого. Делается это для того, чтобы точнее урегулировать ситуацию. Рассмотрим в качестве примера конкретное уголовное дело.

Российская глубинка... Проблемы с трудовой занятостью, проведением культурного досуга... С., недавно вернувшийся из армии, решил с другом отметить это событие. Поскольку никто из них не работал, они решили добыть деньги на выпивку продажей краденного у своих соседей имущества. Забравшись в кладовую, они украли мешок пшена и трехлитровую банку растительного масла. Реализовали односельчанам, купили спиртное и веселились весь вечер. Их, разумеется, привлекли к уголовной ответственности.

На процессе судья для правильной квалификации дела детально выяснял у потерпевшей, является ли причиненный ущерб для семьи значительным. Потерпевшая ответила утвердительно, обосновав это тем, что она не может в селе найти работу, ее муж умер и на ее иждивении находятся двое детей, вся семья живет на пенсию ее матери. Деяние подсудимых было квалифицировано по ч. 2 ст. 158 УК РФ.

Значимость этого процедурного правила куда большая при принятии законов. Для того чтобы претворить его в жизнь, необходимо:



- познать закономерности общественного развития;

- выявить социальные интересы;

- определить доминирующие интересы и т.д.

Для согласования интересов используются согласительные процедуры, экспертиза законопроектов, их всенародное обсуждение, освещение законотворческого процесса в прессе и др.
Логическая последовательность выполнения действий, составляющих процедуру
Логика должна пронизывать не только содержание юридических документов, но и процедуру осуществления юридической деятельности. Впрочем, одно с другим связано накрепко. Если нарушается последовательность процедурных действий, становится проблематичным и вынесение правильного и логичного решения по юридическому делу.
Соблюдение процедурных сроков
Срок является определенным промежутком времени, в течение которого какой-либо акт, операция или действие должны быть осуществлены или, наоборот, в течение которого запрещено что-либо предпринимать. Это требование очень часто подкрепляется конкретными указаниями закона (легальные сроки). Особенно сроки важны в юрисдикционной деятельности (устанавливаются предельные сроки предъявления обвинения, расследования, предания суду). Иногда сроки для участников правоотношения устанавливаются судом (судебные сроки), а также сторонами договора (сроки по соглашению). Однако при решении многих вопросов конкретные сроки не устанавливаются (например, назначение на должность, награждение, принятие закона, нотариальная регистрация сделки и др.). В этих случаях должно действовать следующее правило (правовая аксиома): юридически значимое действие должно быть выполнено в оптимально короткий срок.

Часто сроки вводятся для того, чтобы заставить отдельных лиц действовать быстрее, ускоряя, таким образом, их вступление в юридические отношения и ведя борьбу с их бездеятельностью и небрежностью. Иногда причины обратные: в этом случае сроки используются, чтобы замедлить активность. В некоторых случаях сроки защищают какое-либо дело достаточно уязвимого свойства от поспешных действий партнера. Иногда сроки носят чисто технический характер и соответствуют естественным или биологическим потребностям.


Углубленное изучение сроков в правовой деятельности демонстрирует их мощное практическое воздействие, а также социологический, психологический и иногда моральный эффект, которые может нести в себе этот важный элемент.
Проверка правильности выполнения процедуры
Юридическая деятельность, как уже указывалось, всегда затрагивает интересы лиц. Обозначенное в подзаголовке процедурное правило дает им возможность для их выражения и защиты. Заинтересованным лицам должна предоставляться возможность обжалования несправедливого, на их взгляд, решения. Без контроля и надзора не может нормально развиваться никакая юридическая деятельность.

Универсальным контролирующим органом в этом деле является суд, хотя не стоит пренебрегать и административным порядком обжалования (в вышестоящий орган).

К сожалению, на практике это правило далеко не всегда можно применить. В частности, куда обжаловать факт постоянной отсрочки принятия многих важных законов?
Применение санкций за нарушение процедуры
Санкции могут быть самыми разными: уголовными (например, за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, принуждение к даче показаний и др.), дисциплинарными (например, освобождение от должности). Возможно также признание правового акта недействительным или ничтожным.

Главная проблема состоит в реальном исполнении правила, о котором идет речь: порой должностные лица, виновно нарушившие процедуру, избегают применения санкций.

Завершая рассмотрение процедурных правил, следует отметить, что их никак нельзя считать второразрядными в ряду общих правил юридического документоведения. Они несут две очень важные задачи:

- повышают эффективность юридической деятельности;

- гарантируют интересы граждан, которые затрагиваются в ходе ее осуществления.
Особенная часть

Раздел I. Законодательные акты
Глава 8. Требования к законодательным актам
8.1. Законодательство: три подхода к его пониманию
В юридической литературе и в обыденной жизни широко распространен термин "законодательство". Он понимается по-разному.


В соответствии с первой точкой зрения законодательство - это совокупность законов*(13).

Согласно второй точке зрения - совокупность нормативных актов, издаваемых федеральными органами власти*(14). От рафинированного (или узкого) понимания законодательства заставила отказаться сама жизнь: нехватка собственно законов особенно остра была в период перехода к рыночным отношениям. Однако на сегодняшний день этот голод устранен, он восполняется с помощью подзаконных нормативных актов. Нельзя не считаться и с правовым менталитетом народа. В сознании людей любое нормативное веление верховной власти всегда приравнивалось и приравнивается до сих пор к "закону". В защиту этой точки зрения выдвигаются и другие аргументы. Так, некоторые ученые утверждают, что исключение из системы законодательства, например, ведомственных нормативных актов означает признание "фрагментарного" характера законодательства, что "негативно отразится на всей системе, поскольку позволит каждому, теперь уже отдельному звену функционировать самостоятельно, не обеспечивая единство и взаимодействие всех звеньев"*(15).

Сторонники третьей точки зрения считают, что законодательство - это совокупность всех действующих нормативных актов в стране (как федеральных, так и региональных). Эта позиция стала завоевывать все больше сторонников в связи с тем, что массив и значимость законодательства субъектов Федерации все более возрастают. Теперь и справочно-поисковые правовые системы, в частности "КонсультантПлюс" и "Гарант", аккумулируют в своих базах данных не только федеральные нормативные акты, но и региональные. Пользователи при желании могут с ними ознакомиться. Вот почему сегодня, в принципе, не только научно стерильным, но и реальным является именно такое понимание законодательства: это система федеральных и региональных нормативных актов.
8.2. Система законодательных актов
Законодательные акты представляют собой строго иерархичную систему, т.е. многоуровневую систему, элементы которой связаны отношениями подчиненности.

Система законодательных актов такова.

А. Федеральный уровень

По субъектам нормативные акты делятся на четыре группы.

1. Законы. Их принимают парламенты государств - представительные органы народа (в России - Государственная Дума). Существует три вида законов: