Файл: Методическое пособие Студия ВиЭль СанктПетербург 2021 год введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 448

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. 5. 3. Составить слово из звуков: С, Т, О, Л; К, А, Р; Р, А, Ш
Отмечаются слова, которые ребёнок не смог составить из звуков
8. 5. 4. Придумать слово на заданный звук: С, Ш, Л, Р;
Отмечаются слова, которые ребёнок придумал.
8. 5. 5. Из общего количества картинок отобрать только те, названия кото- рых начинаются на определенный звук. Например, картинки с изо- бражением стола, кошки, слона, ворот, самолёта. Отобрать только те, названия которых начинаются на звук [С].
Отмечаются слова, которые ребёнок неправильно отобрал.
9. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ
И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ
9. 1. Исследование типа дыхания
Инструкция
Доминирующий тип дыхания определяется визуально и тактильно в процессе следующей экспериментальной ситуации. Предложите ребёнку лечь, положив игрушку (руку) на живот.
Отметьте ведущий тип дыхания.
9. 2. Исследование речевого дыхания
Инструкция
Попросите ребёнка произнести фразу из 3-4 или 4-5 слов (норма для 4-5 лет), 4-6 или 6-8 слов (норма для 6-7 лет).
Отмечается:
• правильное и точное выполнение задания;
• замедленное и напряженное;
• с ошибками;
• невыполнение.
9. 3. Исследование голоса
В процессе выполнения последующих заданий обращайте внимание на наличие/отсутствие саливации.
Инструкция
9. 3. 1. Сила голоса
33

Попросите ребёнка сосчитать от 1 до 10 с разной силой голоса:
• громко, тихо, громко,
• усиливая голос,
• ослабляя голос.
9. 3. 2. Диапазон
Попросите ребёнка произнести фразу «Я - аист»:
• посылая звук в небо,
• «и вверх и вниз…», как будто красишь забор.
9. 3. 3. Выразительность
Попросите ребёнка произнести фразу «У меня есть собака»:
• равнодушно,
• таинственно,
• восхищенно.
9. 3. 4. Тембр
Попросите ребёнка произнести фразу «Уронили мишку на пол» как:
• маленький ребенок,
• директор школы.
Отмечается:
• правильность и точность выполнения задания;
• выполнение замедленное и напряженное;
• выполнение с ошибками;
• невыполнение;
• голос: нормальный, громкий, тихий, гнусавый, глухой, монотонный.
9. 4. Наличие саливации
Отметьте наличие или отсутствие саливации.
10. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ
КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ
10. 1. Ритм речи
Инструкция
Предложите ребёнку вспомнить мелодию и прохлопать песенку.
Если он затрудняется, можно прослушать мелодию и повторить за- дание.
10. 1. 1. «В лесу родилась елочка»,
34


10. 1. 2. «В траве сидел кузнечик»,
10. 1. 3. «От улыбки солнечной одной».
Отмечаются трудности при самостоятельном воспроизведении.
10. 2. Темп речи
Инструкция
Попросите ребёнка рассказать стихотворение А. Барто «Мячик»:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
-Тише, Танечка, не плач:
Не утонет в речке мяч.
10. 2. 1. со скоростью улитки,
10. 2. 2. как марширующий солдат,
10. 2. 3. как робот.
Отмечается темп (нормальный, ускоренный, замедленный).
10. 3. Логическое ударение
Инструкция
Попросите ребёнка произнести скороговорку, меняя ударение на словах.
10. 3. 1. Шесть мышат в шалаше шуршат.
10. 3. 2. Шесть мышат в шалаше шуршат.
10. 3. 3. Шесть мышат в шалаше шуршат.
10. 3. 4. Шесть мышат в шалаше шуршат.
Отмечаются затруднения расстановки логического ударения в рече- вом материале любой сложности.
11. ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
11. 1. Исследование произнесения слов сложного слогового состава
Инструкция
Попросите ребёнка посмотреть внимательно на картинки и на- звать кто или что это.
35

Трамвай
Верблюд
Виноград
Сахарница
Конфеты
Скатерть
Ласточка
Черепаха
Одуванчик
Аквариум
Холодильник
Парашютист
Матрёшка
Под мухомором
Балерина
Кукуруза
Обезьяна
Сковородка
Полотенце
Ящерица
Отмечаются особенности нарушений слоговой структуры слова:
• произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному;
• элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
• парафазии, перестановки при сохранении контура слов;
• итерации, персеверации, добавление звуков (слогов);
• контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).
11. 2. Исследование произнесения слов различного слогового состава
Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух- и трехсложные слова с закрытыми и открытыми слогами, со стечениями согласных звуков.
Инструкция_12._1._1._Попросите_ребёнка_показать_предметы:_«Где_кукла,_стол,_стул»__В_окошке_«примечания»_отмечаются_затруднения_в_показе_предметов._Инструкция'>Инструкция
Попросите ребёнка посмотреть внимательно на картинки и на- звать кто или что это.
11. 2. 1. Сани – Муха
двухсложные слова из двух открытых слогов;
11. 2. 2. Панама – Малина
трехсложные слова из открытых слогов;
11. 2. 3. Рак – Лев
односложные слова;
11. 2. 4. Петух – Енот
двухсложные слова с одним закрытым слогом;
11. 2. 5. Тыква – Утка
двухсложные слова со стечением согласных в середине слова;
11. 2. 6. Колпак – Фартук
двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных;
11. 2. 7. Котенок – Бегемот
36

трехсложные слова с закрытым слогом;
11. 2. 8. Конфета – Ракетка
трехсложные слова со стечением согласных;
11. 2. 9. Кузнечик – Снеговик
трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом;
11. 2. 10. Картошка – Морковка
трехсложные слова с двумя стечениями;
11. 2. 11. Танк, Ключ
односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова;
11. 2. 12. Гвозди – Клетка
двухсложные слова с двумя стечениями;
11. 2. 13. Паутина – Батарея
четырехсложные слова из открытых слогов.
Отмечаются особенности нарушений слоговой структуры слова:
• произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному;
• элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
• парафазии, перестановки при сохранении контура слов;
• итерации, персеверации, добавление звуков (слогов);
• контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).
11. 3. Исследование произнесения слов различного слогового состава в предложениях
Инструкция
Попросите ребёнка повторить предложения:
11. 3. 1. Мальчик слепил снеговика.
11. 3. 2. Водопроводчик чинит водопровод.
11. 3. 3. Полицейский ездит на мотоцикле.
11. 3. 4. Регулировщик стоит на перекрёстке.
Отмечаются особенности нарушений слоговой структуры слова:
• произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному;
• элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
• парафазии, перестановки при сохранении контура слов;
37

• итерации, персеверации, добавление звуков (слогов);
• контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).
12. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
12. 1. Исследование пассивного словаря
Инструкция
12. 1. 1. Попросите ребёнка показать предметы:
«Где кукла, стол, стул?»
В окошке «примечания» отмечаются затруднения в показе предметов.
Инструкция
12. 1. 2. Попросите ребёнка выполнить действия:
«Посади куклу, прокати машинку.»
Отмечаются затруднения в выполнении действий.
12. 2. Исследование понимания грамматических форм
Инструкция
Попросите ребёнка показать, где один предмет, а где много предметов. стол – столы дом – дома стул – стулья дерево – деревья берёза - берёзы
Отмечаются затруднения в показе предметов.
12. 3. Исследование понимания предложно – падежных конструкций
Инструкция
12. 3. 1. Попросите ребёнка показать и показать на картинках различные действия:
В – ИЗ «Где печенье лежит в банке, а где девочка достает печенье из банки?»
НА – С «Где мальчик стоит на горке, а где он катится с горки?»
ПОД – ИЗ-ПОД «Где косточка лежит под шкафом, а где собачка до- стает косточку из-под шкафа?»
38


Инструкция
12. 3. 2.Попросите ребёнка выполнить различные действия:
Возьми линейку С пенала.
Возьми линейку ИЗ пенала.
Возьми линейку ИЗ-ПОД пенала.
Отмечаются затруднения в показе действий.
12. 4. Исследование дифференциации существительных
12. 4. 1. Исследование дифференциации уменьшительно-ласкательных существительных, с 5 лет.
Инструкция
Попросите ребёнка показать картинки, на которых изображены различные предметы.
«Покажи где ДОМ, а где домик?»
дом – домик стул – стульчик мяч – мячик
Отмечаются затруднения в показе предметов.
12. 4. 2. Исследование дифференциации существительных с суффиксом –
ИНК, с 5 лет.
Инструкция
Попросите ребёнка показать картинки и назвать, что на них изо- бражено. Можно подсказать ребёнку: «Смотри, вот виноград, а как назвать каждую ягодку. Покажи виноградинку».
виноград – виноградинка бусы – бусинка
Отмечаются затруднения в показе предметов.
12. 5. Исследование дифференциации глаголов с различными приставками
1   2   3   4   5   6

Инструкция
Попросите ребёнка показать картинки, на которых изображены различные действия. Можно подсказать ребёнку: «Покажи, где на рисунке мальчик вышел?»
12. 5. 1. Шел – Вышел – Отошел
39

12. 5. 2. Ушел - Перешел - Вошел – Зашел
Отмечаются затруднения в показе действий, изображённых на картинках.
12. 6. Исследование понимания сочетаний и простых предложений
Инструкция
Попросите ребёнка показать по картинкам.
12. 6. 1. Покажи ключом карандаш, ключ карандашом.
12. 6. 2. Где хозяин собаки, где собака хозяина.
12. 6. 3. Где дочка мамы, где мама дочки.
12. 6. 4. Где девочка рвет цветы, где девочка убирает комнату.
Отмечаются затруднения в показе действий.
13. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА
13. 1. Исследование словаря существительных
Активный словарь
Инструкция
Попросите ребёнка назвать картинки.
13. 1. 1. Существительные: обувь, ботинки, посуда, тарелки, плита, кро-
вать, пила, стол, майка, рубашка.
13. 1. 2. Части предметов: тело (голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот),
лицо (лоб, глаза, ресницы, брови, нос, рот, губы, щеки). Ребёнок показывает на себе, на картинке или на игрушке из методического набора.
13. 1. 3. Называние профессий: врач, водитель, учитель, продавец.
13. 1. 4. Называние формы (нарисованной на плоскости) – с 5 лет.
Квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб.
Отмечаются затруднения в назывании картинок.
13. 2. Исследование обобщающих понятий
Инструкция
Попросите ребёнка назвать одним словом картинки:
Платье, кофта, куртка, брюки – одежда.
40

Комод, стул, шкаф, диван – мебель.
Помидор, огурец, морковка, огурец – овощи.
Яблоко, груша, лимон, ананас – фрукты.
Лошадь, лиса, белка, слон – животные.
Отмечаются затруднения в назывании обобщающих слов.
13. 3. Исследование глагольного словаря
Инструкция
Попросите ребёнка ответить на вопрос.
Начиная с 5 лет:
13. 3. 1. Что ты делаешь в течение дня? (5 действий)
13. 3. 2. Как ты можешь передвигаться? (5 действий)
13. 3. 3. Кто как кричит? (5 подражаний)
Начиная с 6 лет:
13. 3. 1. Что ты делаешь в течение дня? (5 действий)
13. 3. 2. Как ты можешь передвигаться? (5 действий)
13. 3. 3. Кто как кричит? (5 подражаний)
13. 3. 4. Кто какие звуки издает? (5 подражаний)
13. 3. 5. Кто что делает? (по профессиям) (5 действий)
Отмечаются затруднения в ответах на вопросы.
13. 4. Исследование словаря прилагательных
Инструкция
Попросите ребёнка назвать одним словом цвет фигуры (круг или квадрат).
Начиная с 4 лет:
13. 4. 1. Белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый.
Начиная с 5 лет:
13. 4. 1. Белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый.
13. 4. 2. Коричневый, розовый, голубой, оранжевый.
Отмечаются затруднения в ответах на вопросы.
41