Файл: Методическое пособие Студия ВиЭль СанктПетербург 2021 год введение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 449

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13. 5. Исследование подбора антонимов
Инструкция
Попросите ребёнка подобрать слово противоположное по смыслу.
Количество слов обычно приблизительно соответствует возрасту ребёнка. (Антонимы – слова с взаимопротивоположными значени- ями, служащие для обозначения контрастных явлений.)
Начиная с 6 лет:
13. 5. 1. Добро, высокий, горе, легкий, большой, покупать.
13. 5. 2. Друг, поднимать, хороший, давать, широкий.
Отмечаются затруднения в ответах на вопросы.
14. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ
14. 1. Исследование образования существительных именительного падежа множественного числа
Инструкция
Покажите ребёнку картинку, на которой изображён один предмет, попросите назвать картинку, на которой будут изображены пред- меты. Можно подсказать ребёнку: «Это стол, а это ……» стол – столы дерево – деревья воробей – воробьи лев – львы пень – пни
Отмечаются затруднения в назывании существительных именительного падежа множественного числа.
14. 2. Исследование образования существительных в косвенных падежах.
Инструкция
Попросите ребёнка назвать картинки. Можно подсказать ребёнку:
«Что есть в коробке на первой картинке? Чего нет в коробке на вто- рой картинке?»
14. 2. 1. В коробке есть карандаш, кукла.
В коробке нет карандаша, куклы.
42

14. 2. 2. Мальчик играет на скрипке.
Мальчик мечтает о футболе.
Отмечаются затруднения в образовании существительных в косвенных падежах.
14. 3. Исследование образования существительных родительного падежа множественного числа
Инструкция
Покажите картинку, на которой изображён один предмет, попроси- те назвать картинку, на которой будет изображено много предме- тов. Можно использовать подсказку: «На первой картинке 1 шар, а на второй много…. . »
шар – шаров,
чашка – чашек дерево – деревьев книга – книг мяч – мячей лист – листьев
Отмечаются затруднения в назывании существительных родительного па- дежа множественного числа.
14. 4. Исследование употребления предлогов
Инструкция
Попросите ребёнка показать по картинкам различные действия.
Можно задавать наводящие вопросы. Например: где находятся во- робьи?
В (в кормушке);
НА (на ветке);
ПОД (под скамейкой);
НАД (над гнездом);
ЗА (за окном);
ПЕРЕД (перед окном);
ОКОЛО (около скамейки).
Отмечаются затруднения в назывании действий.
43


14. 5. Исследование согласования числительного с существительным
Инструкция
Попросите ребёнка посчитать количество предметов на каждой картинке. дом – два дома – три дома – четыре дома – пять домов;
кукла – две куклы – три куклы – четыре куклы – пять кукол; мяч – два мяча – три мяча – четыре мяча – пять мячей.
Отмечаются затруднения в пересчете предметов.
14. 6. Исследование согласования прилагательного с существительным
Инструкция
Попросите ребёнка назвать (описать) какой предмет. Обычно из свойств должен назвать цвет, размер, материал.
шар (например, голубой);
ведро (например, пластмассовое);
платье (например, летнее);
сапог (например, большой);
машина (например, гоночная);
пальто (например, осеннее).
Отмечаются затруднения в назывании.
14. 7. Исследование образования названий детёнышей
Инструкция
Попросите ребёнка назвать детёныша:
– с 4 лет: у кошки… у утки … у гуся… у лисы…
– с 5 лет: у зайца… у белки… у медведя … у волка…
– с 6 лет: у коровы… у лошади… у собаки…
Отмечаются затруднения в образовании названий детёнышей.
14. 8. Исследование образования уменьшительно-ласкательных форм
44

Инструкция
Покажите ребёнку картинку, на которой изображён предмет, и по- просите назвать этот предмет ласково:
– с 5 лет: стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф.
– с 6 лет: гриб, лиса, лист, воробей, одеяло.
Отмечаются затруднения в образовании уменьшительно- ласкатель- ных форм.
14. 9. Исследование образования относительных прилагательных
Инструкция
Покажите ребёнку картинку, на которой изображён предмет, и по- просите назвать характеристику материала, из которого он сделан
(например: дерево – деревянный).
14. 9. 1. Дерево, резина, металл, бумага, солома.
14. 9. 2.Кирпич, снег, вишня, шерсть.
Отмечаются затруднения в образовании прилагательного.
14. 10. Исследование образования притяжательных прилагательных
Инструкция
Покажите ребёнку картинку, на которой изображён предмет, и по- просите сказать, чей это предмет.
– с 6 лет:
Газета папина, сумка мамина, кофта бабушкина.
След/следы: лисий/лисьи, заячий/заячьи, вороний/вороньи.
Отмечаются затруднения в образовании притяжательных прилагательных.
14. 11. Исследование образования приставочных глаголов
Инструкция
Покажите ребёнку картинку, на которой совершаются действия.
– с 6 лет:
ходит, бежит (прибежал, выбежал, входит, сходит);
летит (улетел, прилетел, слетел, залетел).
Отмечаются затруднения в образовании приставочных глаголов.
45


14. 12. Исследование образования глаголов совершенного вида
Инструкция
Покажите ребёнку картинку, на которой совершаются действия.
Можно подсказать ребёнку: А как сказать, если работа уже готова?
14. 12. 1. Рисовал – Нарисовал;
14. 12. 2. Писал – Написал.
Отмечаются затруднения в образовании глаголов совершенного вида.
15. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
15. 1. Исследование пересказа
Инструкция
Прочитайте ребёнку рассказ и попросите пересказать.
с 4 лет: Рассказ «Умная галка».
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.
с 5 лет: Рассказ «Муравей и голубка».
Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.
Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку.
Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Оцените пересказ по предложенным параметрам:
• наличие/отсутствие соответствия изображаемой ситуации, нали- чие/отсутствие искажений и добавлений;
• наличие/отсутствие смысловых звеньев, целостности;
• наличие/отсутствие правильной последовательности;
• плавность пересказа, наличие/отсутствие остановок, пауз, допол- нительных слов;
• наличие/отсутствие понимания излагаемого материала;
46

• наличие/отсутствие правильной полноты, пропусков;
• наличие/отсутствие грамматически верного построения предложе- ний;
• самостоятельное выполнение задания/использование помощи экспериментатора.
15. 2. Исследование составления рассказа по сюжетной картинке
Инструкция
Материалом исследования служат сюжетные картинки
«Зимние забавы»
«День Рождения»
Предложите ребёнку сюжетную картинку. Дайте инструкцию:
Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на картинке. Составь рассказ, который будет называться «Зимние за- бавы»/«День Рождения».
При выборе стимульного материала следует учитывать возраст- ные особенности детей; их речевые возможности; конкретность, понятность, точность сюжета.
Оцените рассказ по предложенным параметрам:
• наличие/отсутствие соответствия изображаемой ситуации, наличие/
отсутствие искажений и добавлений;
• наличие/отсутствие смысловых звеньев, целостности;
• наличие/отсутствие правильной последовательности;
• плавность пересказа, наличие/отсутствие остановок, пауз, дополни- тельных слов;
• наличие/отсутствие понимания излагаемого материала;
• наличие/отсутствие правильной полноты, пропусков;
• наличие/отсутствие грамматически верного построения предложений;
• самостоятельное выполнение задания/использование помощи экспе- риментатора.
15. 3. Исследование составления рассказа по серии сюжетных картинок
Материалом исследования служит серия из 4-х сюжетных картинок
«Верный друг»:
1 – Мальчик ловил рыбу с лодки, а собака сидела на берегу.
47


2 – Лодка покачнулась.
3 – Мальчик упал в воду и стал тонуть. Собака бросилась в воду.
4 – Собака схватила мальчика за рубашку и вытащила его на берег.
Инструкция
Предложите ребёнку серию сюжетных картинок. Дайте инструк- цию: Рассмотри внимательно картинки и составь небольшой рас- сказ. Вы можете также попросить ребёнка установить правильную последовательность картинок.
Оцените рассказ по предложенным параметрам:
• наличие/отсутствие соответствия изображаемой ситуации, наличие/
отсутствие искажений и добавлений;
• наличие/отсутствие смысловых звеньев, целостности;
• наличие/отсутствие правильной последовательности;
• плавность пересказа, наличие/отсутствие остановок, пауз, дополни- тельных слов;
• наличие/отсутствие понимания излагаемого материала;
• наличие/отсутствие правильной полноты, пропусков;
• наличие/отсутствие грамматически верного построения предложений;
• самостоятельное выполнение задания/использование помощи экспе- риментатора.
4. Обоснование логопедического
заключения
По результатам обследования и на основании подсчёта количества баллов, набранных ребёнком, определяется уровень. Учитель-логопед даёт заключение о состоянии речевого развития каждого ребёнка. В при- ложении 2 и приложении 3 находятся таблицы с результатами и баллами по уровням.
Ниже предлагаются возможные варианты логопедического заклю- чения, сделанного логопедом по результатам обследования, но всё же окончательный вывод о логопедическом заключении на ребёнка логопед должен сделать сам. При этом логопед должен обратить внимание на сле- дующие моменты:
• есть ли в анамнезе патологии. Если логопед даёт заключение
НПОЗ, ФФНР, то в анамнезе не должно быть пренатальной, наталь- ной и постнатальной патологии;
• динамика коррекционной работы может быть следующей:
1. ОНР I уровень – ОНР II уровень – ОНР III уровень – ОНР IV уровень –
48

НОРМА (например, при выходе из моторной алалии).
2. ОНР I уровень – ОНР II уровень – ОНР III уровень – ОНР IV уровень –
ФФНР – НПОЗ – НОРМА (например, при выходе из дизартрии).
3. ФФНР – НПОЗ - НОРМА.
Ниже представлены примерные рекомендации написания логопеди- ческого заключения.
Первый уровень (низкий, менее 58 баллов (с 4лет) и менее 62 баллов
(с 5-6 лет) – Общее недоразвитие речи ОНР I уровень. Речь как коммуни- кативная функция отсутствует.
Второй уровень (ниже среднего, 59-114 баллов (с 4лет) и 61-119 бал- лов (с 5-6 лет) – Общее недоразвитие речи ОНР II уровень. Речевая актив- ность возросла, но речь не выполняет своей роли как коммуникативная функция.
Третий уровень (средний, 113-160 баллов (с 4лет) и 115-166 баллов
(с 5-6 лет) – Общее недоразвитие речи ОНР III уровень. Речь понятная, од- нако, имеют место лексико-грамматические, фонетико-фонематические нарушения и в целом, несформированность связной речи.
Четвёртый уровень (выше среднего,159-196 баллов (с 4лет) и 165-203 баллов (с 5-6 лет) – Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - на- ряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой диф- ференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематиче- ских представлений. Возможно, чаще всего как результат логопедическо- го воздействия, не резко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).
При отсутствии нарушений звукопроизношения возможно заключение:
Лексико-грамматическое недоразвитие речи. ЛГНР – у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы
(чаще всего как результат логопедического воздействия), однако отмеча- ются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.
Пятый уровень (высокий, 195-227 баллов (с 4 лет) и 202-231 баллов
(с 5-6 лет) – Возможна норма речевого развития. При наличии нарушенно- го звукопроизношения возможно фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).
Когда ребёнок набирает 156-201, и в анамнезе нет патологий, то воз- можно заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие, при усло- вии что в результате обследования у ребёнка не было нарушений лекси- ки, грамматики и связной речи.
49


Если ребёнок набирает это же количество баллов, но анамнез отяго- щён, и, помимо нарушений звукопроизношения, моторики артикуляци- онного аппарата, фонематического восприятия (слуховой дифферен- циации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, у ребёнка выявляются нарушения лексики, грамматики и связной речи, то возможно заключение: общее недоразвитие речи ОНР IV уровня или нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).
Если же, при этих набранных баллах, у ребёнка выявлено преоблада- ние нарушений лексики, грамматики и связной речи, а состояние звуко- произношения в норме, относительно сохранны фонематические про- цессы, то можно говорить о следующем логопедическом заключении:
Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).
5. Рекомендации по коррекционному
воздействию
5. 1. Содержание коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи I-II уровня
Основы коррекционного обучения детей с ОНР разработаны в пси- холого-педагогических исследованиях ряда авторов (Р. Е. Левина, Б. М.,
Гриншпун, Л. Ф. Спирова, Н. А. Никашина, Г. В. Чиркина, Н. С. Жукова, Т. Б.
Филичева, А. В. Ястребова и др.).
Формирование речи основывается на следующих положениях:
• распознавание ранних признаков ОНР и его влияние на общее психическое развитие;
• своевременное предупреждение потенциально возможных отклонений на основе анализа структуры речевой недостаточ- ности, соотношения дефектных и сохранных звеньев речевой деятельности;
• учет социально обусловленных последствий дефицита речевого общения;
• учет закономерностей развития детской речи в норме;
• взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;
• дифференцированный подход в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР различного происхождения;
• единство формирования речевых процессов, мышления и позна- вательной активности;
50

• одновременное коррекционно-воспитательное воздействие на сенсорную, интеллектуальную и афферентно-волевую сферу.
Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь разви- тия речи, свойственный нормальным детям (Л. Ф. Спирова, 1980). Коррек- ция речи для них длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.
Обучение детей первого уровня речевого развития предусматривает: развитие понимания речи; развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности; формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований.
Логопедические занятия с безречевыми детьми проводятся небольши- ми подгруппами (2
1   2   3   4   5   6