Файл: Министерство образования и науки рф московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- активизация творческого мышления студентов;

- стимулирование студентов к самостоятельному освоению знаний и решению практических задач профессиональной деятельности;

3) игровые

- имитация производственного совещания и оценка себя в исполняемой роли;

- создание психологической основы для активного участия студентов в получении новых и применении полученных знаний в профессиональной деятельности;

- формирование навыков поиска оптимального варианта решения сложившейся ситуации.
Лекционный курс, предшествующий игре составляет 6-8 учебных часов.

Игра может проводиться автономно или включаться в серию игр, завершающих изучение тем курса «Методы принятия управленческих решений».

Необходимое время для проведения игры  80 мин.
Содержание и характеристика игры

Игра является моделью процесса проведения производственного совещания со взаимодействием участников (межличностным и групповым). Игра является саморазвивающей (т.к. есть элементы творчества и возможность предлагать свои решения) и проходит с использованием ТСО (компьютеров и соответствующего программного обеспечения (MS Excel)).

Цель участников игры  выработать оптимальное решение проблемы.

На занятии, предшествующему игровому, преподаватель сообщает о проведении игры и предлагает список тем, по которым студенты должны повторить теоретический материал. Двое - трое наиболее подготовленных студентов назначаются консультантами (независимыми экспертами), в обязанности которых входит предоставление дополнительной информации по обсуждаемым вопросам, решение спорных ситуаций, возникающих в ходе игры и подведение итогов анализа ситуации и выработки управленческого решения. Консультанты должны самостоятельно подобрать необходимую информацию.
Регламент и порядок проведения игры

1. Введение в тему игры (10-15 мин.)

Обосновывается актуальность проблемы управления в современных экономических условиях. Преподаватель раскрывает сложность проблемы, указывает на ее связь с различными социальными и производственными аспектами профессиональной деятельности менеджера. Знакомит с опытом решения аналогичных проблем в практической деятельности организации.

2. Постановка проблемы (3-5 мин.)

Учебная группа делится на три подгруппы (по 4-8 чел.), состоящих из руководителя и менеджеров. Преподаватель знакомит участников игры с ситуацией, по которой необходимо принять управленческое решение. Распределяет задания между подгруппами.


3. Групповая работа над ситуацией (20 мин.)

Каждая подгруппа во главе с руководителем анализирует управленческую ситуацию, формулирует и обосновывает свои решения. Идеи фиксирует один из менеджеров, так называемый «аккумулятор» (назначается руководителем подгруппы). Группа также прогнозирует ситуацию, которая сложится в результате принятого решения. Эксперты оценивают работу каждой подгруппы и консультируют участников.

Максимальные оценки, которые могут быть выставлены группе: за обоснованные решения  3 балла, за научную верность решения  5 баллов, за правильное прогнозирование ситуации после принятого решения  3 балла.

Преподаватель напоминает тему и задания для каждой группы, вопросы игры, определяет и контролирует временные рамки каждого этапа игры.

Пока команды работают, преподаватель предлагает экспертной группе также решать поставленную проблему, чтобы на заключительном этапе экспертам было проще комментировать решения групп.

4. Групповая дискуссия в форме производственного совещания (20-25 мин.)

Подгруппы выступают с результатами анализа и вносят свои предложения:

- обсуждаются точки зрения и варианты решения;

- оцениваются и анализируются результаты;

- формируется единый подход к решению;

- выбирается лучший вариант решения проблемы (участвуют все присутствующие).

План выступления подгруппы должен включать:

- аспекты профессиональной деятельности, которые затрагивает предложенная ситуация;

- противоречие, лежащие в основе ситуации, время и условия его возникновения;

- потери (социальные, производственные), которые несет коллектив организации в связи с возникшей ситуацией;

- привлекательность, выгодность, полезность предлагаемых группой вариантов решения управленческой проблемы;

- достоинства и недостатки вариантов, предложенных другими подгруппами.

5. Заключение экспертной комиссии и подведение итогов деловой игры (не более 15 мин.)

Эксперты комментируют работу групп и называют оценки. Затем преподаватель вместе с участниками подводит итоги игры: выделяется общий положительный результат работы над ситуацией; освещаются позиции, занятые подгруппами; эти позиции сопоставляются с реальной практикой управления организацией

; анализируются правильные и ошибочные решения; обосновывается оптимальный подход к такого рода ситуациям; очерчивается круг знаний и навыков, необходимых для решения подобных проблем, рекомендуется литература.

Цели занятия-практикума
1) дидактические

- активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении дисциплины «Методы принятия управленческих решений»;

- выработка практических навыков анализа деятельности организации и принятия управленческого решения с использованием экономических методов анализа данных;
2) воспитательные

- воспитание культуры диалога и дискуссии;

- воспитание умения слушать друг друга (т.е. быть партнерами по общению);

- выработка у студентов способности практически оценивать разные точки зрения путем их сопоставления;

- активизация творческого мышления студентов;

- стимулирование студентов к самостоятельному освоению знаний и решению практических задач профессиональной деятельности;
Лекционный курс, предшествующий занятию составляет 2-4 учебных часа.

Необходимое время для проведения занятия  45 мин.
Подготовительная работа
На занятии, предшествующему игровому, преподаватель сообщает о проведении практикума и предлагает тему, по которым студенты должны повторить теоретический материал. Четыре/ пять наиболее подготовленных студентов назначаются консультантами. Остальные студенты делятся на группы по числу консультантов (т.е. 4-5 групп). Преподаватель поручает каждому консультанту подготовить дополнительный теоретический материал по методике проведения индексного факторного анализа и составить и решить несколько задач по теме.

Через несколько дней преподаватель проводит обсуждение теоретической части с консультантами и проверяет подготовленные ими задачи. На основе этих задач консультанты составляют карточки, выбирая задания с разной степенью сложности (3-4 задачи). Это необходимо для того, чтобы студенты с разным уровнем подготовленности работали с полной нагрузкой. Преподаватель продумывает критерии оценки каждого задания в баллах. Вместе с преподавателем консультанты готовят методические указания к решению задач (иллюстративно-пояснительный материал: схему или алгоритм проведения анализа).
Регламент и порядок проведения занятия-практикума

1. Введение в тему занятия, организационный момент (5 мин.)

Преподаватель обосновывает актуальность и значимость анализа деятельности предприятия в современных экономических условиях, раскрывает сложность проблемы, указывает на ее связь с различными социальными и производственными аспектами профессиональной деятельности менеджера, раскрывает роль метода индексного факторного анализа в практической деятельности организации. Затем преподаватель проводит инструктаж о порядке проведения занятия: объясняет действия студентов в группах и действия консультантов.
2. Самостоятельная работа студентов (30 мин.)

Каждый консультант излагает своей группе суть и алгоритм решения задач. Многие экономико-математические методы реализованы в надстройке Excel Поиск решения, которую можно использовать для решения экономических задач. В процессе решения задач консультанты координируют работу студентов в группе, при необходимости помогают им, следят за самостоятельностью выполнения заданий. Кроме того, консультанты оценивают каждого студента за правильно решенное задание, суммируют баллы и фиксируют их в таблице «Итоги занятия-практикума» (табл.1). Консультант дает также характеристику каждому студенту по следующим критериям: подготовленность к занятию, усвоение материала, заинтересованность, активность, самостоятельность в учебной деятельности, необходимость дополнительной индивидуальной работы. Эту характеристику он фиксирует в графе «Примечание» таблицы 1.

Таблица 1

Итоги занятия-практикума

консультант ______________________


№ п/п

Ф.И.О. студента

Сумма баллов

Примечание

1










2










3










4










5











3. Групповое обсуждение (5 мин.)

Консультанты анализируют работу студентов в соответствии с выделенными критериями, отмечают лучших. Студенты в свою очередь анализируют работу консультантов по следующим критериям: доходчивость объяснений, терпеливость, корректность в отношении к однокурсникам.

4. Подведение итогов занятия (5 мин.)

Преподаватель вместе со студентами подводит итоги занятия: выделяется общий положительный результат работы и эффективность занятия, достижение целей занятия.
Для закрепления полученных знаний и итогового контроля их усвоения рекомендуется после занятия-практикума провести контрольную работу по данной теме.
Подобные занятия в форме кооперативной учебной деятельности, организованной на уровне межличностных отношений преподавателя и студентов, повышают качество знаний, т.к. материал каждым студентом усваивается сознательно, происходит свободный обмен мнениями, возникает атмосфера взаимной заинтересованности в результатах труда, снимаются отрицательные эмоциональные барьеры.

Занятие-практикум, организованное в соответствии с требованиями принципа персонификации, способствует взаимообогащению студентов, т.к. позитивный настрой студентов с высоким уровнем субъектной позиции в условиях межличностных отношений оказывает положительное влияние на остальных студентов.