Файл: Министерство образования и науки рф московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 341
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Практикум по дисциплине «Методы принятия управленческих решений»
3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов
4. Методические рекомендации по проведению активных форм обучения
5. Тесты по дисциплине (обучающие, контролирующие)
6. Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Методы принятия управленческих решений»
- активизация творческого мышления студентов;
- стимулирование студентов к самостоятельному освоению знаний и решению практических задач профессиональной деятельности;
3) игровые
- имитация производственного совещания и оценка себя в исполняемой роли;
- создание психологической основы для активного участия студентов в получении новых и применении полученных знаний в профессиональной деятельности;
- формирование навыков поиска оптимального варианта решения сложившейся ситуации.
Лекционный курс, предшествующий игре составляет 6-8 учебных часов.
Игра может проводиться автономно или включаться в серию игр, завершающих изучение тем курса «Методы принятия управленческих решений».
Необходимое время для проведения игры 80 мин.
Содержание и характеристика игры
Игра является моделью процесса проведения производственного совещания со взаимодействием участников (межличностным и групповым). Игра является саморазвивающей (т.к. есть элементы творчества и возможность предлагать свои решения) и проходит с использованием ТСО (компьютеров и соответствующего программного обеспечения (MS Excel)).
Цель участников игры выработать оптимальное решение проблемы.
На занятии, предшествующему игровому, преподаватель сообщает о проведении игры и предлагает список тем, по которым студенты должны повторить теоретический материал. Двое - трое наиболее подготовленных студентов назначаются консультантами (независимыми экспертами), в обязанности которых входит предоставление дополнительной информации по обсуждаемым вопросам, решение спорных ситуаций, возникающих в ходе игры и подведение итогов анализа ситуации и выработки управленческого решения. Консультанты должны самостоятельно подобрать необходимую информацию.
Регламент и порядок проведения игры
1. Введение в тему игры (10-15 мин.)
Обосновывается актуальность проблемы управления в современных экономических условиях. Преподаватель раскрывает сложность проблемы, указывает на ее связь с различными социальными и производственными аспектами профессиональной деятельности менеджера. Знакомит с опытом решения аналогичных проблем в практической деятельности организации.
2. Постановка проблемы (3-5 мин.)
Учебная группа делится на три подгруппы (по 4-8 чел.), состоящих из руководителя и менеджеров. Преподаватель знакомит участников игры с ситуацией, по которой необходимо принять управленческое решение. Распределяет задания между подгруппами.
3. Групповая работа над ситуацией (20 мин.)
Каждая подгруппа во главе с руководителем анализирует управленческую ситуацию, формулирует и обосновывает свои решения. Идеи фиксирует один из менеджеров, так называемый «аккумулятор» (назначается руководителем подгруппы). Группа также прогнозирует ситуацию, которая сложится в результате принятого решения. Эксперты оценивают работу каждой подгруппы и консультируют участников.
Максимальные оценки, которые могут быть выставлены группе: за обоснованные решения 3 балла, за научную верность решения 5 баллов, за правильное прогнозирование ситуации после принятого решения 3 балла.
Преподаватель напоминает тему и задания для каждой группы, вопросы игры, определяет и контролирует временные рамки каждого этапа игры.
Пока команды работают, преподаватель предлагает экспертной группе также решать поставленную проблему, чтобы на заключительном этапе экспертам было проще комментировать решения групп.
4. Групповая дискуссия в форме производственного совещания (20-25 мин.)
Подгруппы выступают с результатами анализа и вносят свои предложения:
- обсуждаются точки зрения и варианты решения;
- оцениваются и анализируются результаты;
- формируется единый подход к решению;
- выбирается лучший вариант решения проблемы (участвуют все присутствующие).
План выступления подгруппы должен включать:
- аспекты профессиональной деятельности, которые затрагивает предложенная ситуация;
- противоречие, лежащие в основе ситуации, время и условия его возникновения;
- потери (социальные, производственные), которые несет коллектив организации в связи с возникшей ситуацией;
- привлекательность, выгодность, полезность предлагаемых группой вариантов решения управленческой проблемы;
- достоинства и недостатки вариантов, предложенных другими подгруппами.
5. Заключение экспертной комиссии и подведение итогов деловой игры (не более 15 мин.)
Эксперты комментируют работу групп и называют оценки. Затем преподаватель вместе с участниками подводит итоги игры: выделяется общий положительный результат работы над ситуацией; освещаются позиции, занятые подгруппами; эти позиции сопоставляются с реальной практикой управления организацией
; анализируются правильные и ошибочные решения; обосновывается оптимальный подход к такого рода ситуациям; очерчивается круг знаний и навыков, необходимых для решения подобных проблем, рекомендуется литература.
Цели занятия-практикума
1) дидактические
- активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении дисциплины «Методы принятия управленческих решений»;
- выработка практических навыков анализа деятельности организации и принятия управленческого решения с использованием экономических методов анализа данных;
2) воспитательные
- воспитание культуры диалога и дискуссии;
- воспитание умения слушать друг друга (т.е. быть партнерами по общению);
- выработка у студентов способности практически оценивать разные точки зрения путем их сопоставления;
- активизация творческого мышления студентов;
- стимулирование студентов к самостоятельному освоению знаний и решению практических задач профессиональной деятельности;
Лекционный курс, предшествующий занятию составляет 2-4 учебных часа.
Необходимое время для проведения занятия 45 мин.
Подготовительная работа
На занятии, предшествующему игровому, преподаватель сообщает о проведении практикума и предлагает тему, по которым студенты должны повторить теоретический материал. Четыре/ пять наиболее подготовленных студентов назначаются консультантами. Остальные студенты делятся на группы по числу консультантов (т.е. 4-5 групп). Преподаватель поручает каждому консультанту подготовить дополнительный теоретический материал по методике проведения индексного факторного анализа и составить и решить несколько задач по теме.
Через несколько дней преподаватель проводит обсуждение теоретической части с консультантами и проверяет подготовленные ими задачи. На основе этих задач консультанты составляют карточки, выбирая задания с разной степенью сложности (3-4 задачи). Это необходимо для того, чтобы студенты с разным уровнем подготовленности работали с полной нагрузкой. Преподаватель продумывает критерии оценки каждого задания в баллах. Вместе с преподавателем консультанты готовят методические указания к решению задач (иллюстративно-пояснительный материал: схему или алгоритм проведения анализа).
Регламент и порядок проведения занятия-практикума
1. Введение в тему занятия, организационный момент (5 мин.)
Преподаватель обосновывает актуальность и значимость анализа деятельности предприятия в современных экономических условиях, раскрывает сложность проблемы, указывает на ее связь с различными социальными и производственными аспектами профессиональной деятельности менеджера, раскрывает роль метода индексного факторного анализа в практической деятельности организации. Затем преподаватель проводит инструктаж о порядке проведения занятия: объясняет действия студентов в группах и действия консультантов.
2. Самостоятельная работа студентов (30 мин.)
Каждый консультант излагает своей группе суть и алгоритм решения задач. Многие экономико-математические методы реализованы в надстройке Excel Поиск решения, которую можно использовать для решения экономических задач. В процессе решения задач консультанты координируют работу студентов в группе, при необходимости помогают им, следят за самостоятельностью выполнения заданий. Кроме того, консультанты оценивают каждого студента за правильно решенное задание, суммируют баллы и фиксируют их в таблице «Итоги занятия-практикума» (табл.1). Консультант дает также характеристику каждому студенту по следующим критериям: подготовленность к занятию, усвоение материала, заинтересованность, активность, самостоятельность в учебной деятельности, необходимость дополнительной индивидуальной работы. Эту характеристику он фиксирует в графе «Примечание» таблицы 1.
Таблица 1
Итоги занятия-практикума
консультант ______________________
№ п/п | Ф.И.О. студента | Сумма баллов | Примечание |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
3. Групповое обсуждение (5 мин.)
Консультанты анализируют работу студентов в соответствии с выделенными критериями, отмечают лучших. Студенты в свою очередь анализируют работу консультантов по следующим критериям: доходчивость объяснений, терпеливость, корректность в отношении к однокурсникам.
4. Подведение итогов занятия (5 мин.)
Преподаватель вместе со студентами подводит итоги занятия: выделяется общий положительный результат работы и эффективность занятия, достижение целей занятия.
Для закрепления полученных знаний и итогового контроля их усвоения рекомендуется после занятия-практикума провести контрольную работу по данной теме.
Подобные занятия в форме кооперативной учебной деятельности, организованной на уровне межличностных отношений преподавателя и студентов, повышают качество знаний, т.к. материал каждым студентом усваивается сознательно, происходит свободный обмен мнениями, возникает атмосфера взаимной заинтересованности в результатах труда, снимаются отрицательные эмоциональные барьеры.
Занятие-практикум, организованное в соответствии с требованиями принципа персонификации, способствует взаимообогащению студентов, т.к. позитивный настрой студентов с высоким уровнем субъектной позиции в условиях межличностных отношений оказывает положительное влияние на остальных студентов.