Файл: Министерство образования и науки рф московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов


При изучении дисциплины «Методы принятия управленческих решений» студенту необходимо усвоить основные категории, общие принципы и методы разработки и принятия управленческих решений, методы построения моделей экономических процессов, применение информационных технологий при разработке решений.

Эти знания студенты приобретают, в основном, путем самостоятельного изучения учебного материала. При этом следует руководствоваться программой курса и методическими указаниями, облегчающими самостоятельную работу.

Изучение отдельных разделов курса рекомендуется проводить в такой последовательности:

а) ознакомление с содержанием тем по рабочей программе;

б) внимательное изучение рекомендуемой специальной литературы и краткое конспектирование прочитанного материала;

в) решение примеров и задач, способствующих закреплению навыков применения современных методов разработки и принятия управленческих решений.

Изучение каждой темы дисциплины заканчивается выполнением тестовых заданий.
Виды и содержание самостоятельной работы студентов по разделам и темам курса
Модуль 1. Управленческие решения в организации процесса управления
Тема 1.1. Процесс управления и разработка управленческого решения

Цель: закрепить изученный материал по данной теме.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое управленческое решение?

2. Влияние каких основных факторов предполагает управленческий про­цесс?

3. Назовите объекты управления, управляющую и управляемую системы?

4. Каковы положительные и отрицательные стороны инди­видуальных и коллективных управленческих решений?

5. Что такое «тех­нологическая схема» разработки и принятия управленческого решения?

6. Каково в общем виде содержание оперативно-производственных управ­ленческих решений?


Тема 1.2. Условия и факторы качества управленческих решений

Цель: усвоить и закрепить материал по изученной теме, научиться использовать информационные системы управления на примере программы «Корпорация плюс».

Вопросы для самоконтроля.

1. Перечислите основные факторы, влияющие на качество управленческих решений?

2. Что такое системный подход?

3. Какие экспертные методы используются при разработке управленческих решений?

4. Как используется ситуационный подход при разработке управленческих решений?

5. Каким образом внедрение информационных систем управления и управленческий учет позволяют улучшить качество управленческих решений?
Тема 1.3. Модели, методология и организация процесса разработки

управленческих решений

Цель: усвоить и закрепить материал по теме, изучить различные методы разработки и принятия управленческих решений, научиться решать многовариантные задачи с использованием MS Excel .

Вопросы для самоконтроля.

1. Как иначе называются администра­тивные методы управления и в чем их особенности?

2. Какие методы управления включают в себя административные?

3. Что собой представляют организационное регламентирование и нормирование?

4. Какие специальные положения разрабатываются на основе «Положения о предприятии»?

5. По каким вопросам принимаются хозяйственно-руководя­щие управленческие решения?

6. Каким образом оформляются перечислен­ные виды решений?

7. Совокупность каких методов включают в себя эко­номические?

8. Назовите основные экономико-математические методы и сферу их применения?

9. Что собой представляет экономико-математическая модель и каковы ее особенности?
Тема 1.4. Анализ альтернатив действий

Цель: усвоить и закрепить материал по теме, научиться на основе исходных данных решать многовариантные задачи с помощью экономико-математических моделей и программы Excel.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Каково значение экономико-математического моделирования в управлении?

  2. Какой из методов используется при решении ассортиментной задачи?

  3. Каким образом определяется целевая функция при оптимизации планов перевозок?

  4. Какие составные элементы экономико-математических моделей?

  5. В каком виде оформляется информация при разработке альтернативных вариантов решения?



Модуль 2. Технология разработки управленческих решений
Тема 2.1. Анализ внешней среды и ее влияние на реализацию альтернатив

Цель: усвоить и закрепить материал по теме, приобрести навыки по проведению анализа внешней среды и альтернатив, использовать методы прогнозирования.

Вопросы для самоконтроля:

1. С помощью каких методов обрабатывается информация о внешней среде?

2. Какие экспертные методы используются при анализе альтернатив?

3. Какие технические средства используются при подготовке и обработке информации о внешней среде?

4. Какие основные факторы влияют на процесс разработки и принятия управленческих решений?

Тема 2.2. Приемы разработки и выбора решений в условиях неопределенности

и риска

Цель: усвоить и закрепить материал по теме, приобрести навыки по анализу экономических показателей, применение программы «Корпорация плюс».

Вопросы для самоконтроля:

  1. Почему информация считается основой управленческих решений?

  2. Определите понятия «определенность», «неопределенность» и «риск»?

  3. По каким признакам классифицируются риски?

  4. В каком виде оформляется информация для разработки управ­ленческих решений?

  5. Что такое информационный поток и от чего он зависит?

  6. Каким требованиям должно отвечать информационное обеспе­чение управления?


Тема 2.3. Контроль управленческих решений

Цель: усвоить и закрепить материал по теме, научиться анализировать взаимосвязи экономических показателей с помощью экономических методов и методов прогнозирования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные показатели эффектив­ности по внедрению инновационных проектов.

2.Что собой представляют приведенные затраты?

3. Какие показатели используются в рас­четах годового экономического эффекта?

4. Какой физический смысл представляет расчетный коэффициент экономической эффективности?

5. Какие виды кон­троля бывают со стороны руководства?

6. Что собой представляет контроллинг и какова его роль в осуществлении функций контроля.

Тема 2.4. Управленческие решения и ответственность

Цель занятия: закрепить знания по изученной теме.

Вопросы для самоконтроля:


1. Какие виды ответственности вы знаете?

2. Какие составные части плана по реализации управленческого решения?

3. Каким образом распределяется ответственность за реализацию управленческого решения?

4. Почему появились экологические службы и что такое ответственность за экологию?



4. Методические рекомендации по проведению активных форм обучения


Деловая игра «Организация принятия управленческого решения»
Руководитель любой организации стремится решить проблему управления как можно оперативнее. Однако отсутствие опыта и практика систематического анализа управленческих ситуаций часто приводит к тому, что решение принимается на основе неполных, а иногда непроверенных сведений и статистических данных. В этом случае вне поля зрения менеджера остаются:

- специфические признаки, по которым могут быть обнаружены причины возникновения данной ситуации;

- причинно-следственные связи и характерные особенности ситуации.

Принятие решения в конкретной игровой ситуации требует от студентов умения применять полученные знания по изучаемому предмету на практике, расширить границы своих интересов, привлечь знания из других дисциплин, применить свой практический опыт. При выработке решения необходимо помнить о нескольких обязательных условиях:

- решение не может противоречить юридическим нормам;

- решение должно быть нравственным и соответствовать морали общества;

- решение должно учитывать социально-экономические и производственные интересы коллектива;

- решение не должно подрывать авторитет коллектива и руководства организации.

Особый успех игра приносит в случае, если решается конкретная ситуация, приближенная к реальной профессиональной деятельности менеджера.
Цели игры

1) дидактические

- активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении дисциплины «Методы принятия управленческих решений»

- выработка практических навыков анализа деятельности организации и принятия управленческого решения в игровой ситуации;

2) воспитательные

- воспитание культуры диалога и дискуссии;

- воспитание умения слушать друг друга (т.е. быть партнерами по общению);

- выработка у студентов способности практически оценивать разные точки зрения путем их сопоставления;