Файл: Министерство образования и науки рф московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 254

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


B. Вы считаете, что наилучший выбор в том, чтобы оставить все идти своим чередом, не наживая себе врагов, как в своем коллективе, так и со стороны начальства. И причина оправдания самого себя есть: «За месяц ничего не успеешь».

Г. Сознавая свои далеко не безграничные возможности и недостаток времени, вы попытаетесь провести несколько ново­введений, которые бы оценил коллектив, что привело бы к укреплению вашего авторитета.

Ситуация 4. После реорганизации вам необходимо перекомплектовать в коллективе ряд рабочих групп согласно новому штатному расписанию. Какой путь вы изберете?

A. Возьметесь за дело сами, изучите все списки кандидатов,
предложите администрации свой проект групп и их руководителей.

Б. Предложите решить этот вопрос отделу кадров: это его работа.

B. Соберете весь коллектив. Во избежание конфликтов пред­ложите заинтересованным лицам подать свои предложения по Уставу групп. Затем обсудите их на собрании коллектива.

Г. Вначале будете обсуждать вопрос о предстоящей работе этих групп со специалистами и руководителями.

Ситуация 5. На одном из совещаний аппарата админист­рации, состоявшемся вскоре после вашего назначения, предложенное вами решение проблемы не нашло ни поддержки, других предложений. Ваши действия.

A. Дадите конкретные задания по реализации предложенных мер,

Б. Отложите решение на неопределенный срок.

B. Предложите сотрудникам поработать над возможными вариантами решения.

Г. Оставите свершившийся факт без внимания.

Практическое занятие № 4

Разработка управленческих решений в условиях риска

Выполняется каждым студентом индивидуально. Результаты работы коллективно обсуждаются, выявленные различия в ответах на поставленные вопросы аргументируются.

Менеджмент в рыночной экономике немыслим без принятия управленческих решений, связанных с риском. Рисковое поле носит всеобъемлющий характер, охватывая как производственную, так и непроизводственную сферы деятельности.

Существуют различные определения риска. В частности, риск характеризуется как:

действия «наудачу», в надежде на счастливый исход;

образ действий в неопределенной обстановке, ожидаемый положительный результат которых носит случайный характер;

количественная оценка неудачного исхода и др.

Для ситуации риска типично наличие следующих элементов:

вероятность потерь или выигрыша,


альтернативность выбора, надежда на успех,

возможность управления риском,

величина потерь (выигрыша).

Факторами риска в рыночной экономике являются:

ограниченная сфера государственного регулирования хозяйственной деятельности,

усиление роли случайных факторов во внешней среде,

частная собственность предпринимателя,

конкурентная борьба товаропроизводителей и другие.

Причинами риска для менеджера могут быть:

- незнание законов природы,

-незнание социальных, экономических, юридических норм,

-неопределенность.

При этом неопределенность может рассматриваться как явление, связанное с отсутствием либо недостатком информации, а также как следствие допущенных ошибок по причине некомпетентности работника.

Предметом риска выступают потери ресурсов, недополучение доходов.

Существуют различные виды рисков. Они классифицируются по ряду признаков. В частности, по источнику возникновения риски могут быть связаны с предпринимательской деятельностью (производственные, коммерческие, финансовые). Психологические особенности руководителя, политические события, природные условия также могут стать источником появления риска. В зависимости от вероятности потерь и их влияния на финансовые результаты различаются риски наиболее вероятные (ожидаемые), допустимые (возможна потеря дохода), критические (возможна потеря выручки), катастрофические (потеря имущества, банкротство, гибель предприятия).

Одним из критериев анализа и выбора альтернатив решения проблемы может быть степень и уровень возможного риска. При этом показатель степени риска характеризует размер потенциальных потерь и определяется как произведение сомножителей: вероятности неудачи и затрат на исполнение решения, по формуле:

Ср =В х З,

где Ср - степень риска,

В - вероятность неудачного исхода,

3 - размер затрат.

В процессе анализа рисковой ситуации не ограничиваются расчётом степени риска. Необходимо также определять и показатель уровня риска. Это производится для того, чтобы соотнести размер потенциальных, потерь с размером капитала предприятия, его доходами, расходами. Уровень риска вычисляется по формулам:

Ур= П : (Фос + Фоб) х 100 ,

где Ур - уровень риска,

П - размер потерь,

Фос -фонды основные,

Фоб -фонды оборотные.

Аналогичным образом рассчитывается показатель уровня риска относительно доходов (Д) и затрат (3) предприятия:



Ур = П : Д х 100

Ур =П : 3 х 100

В зависимости от величины уровня риска различают риск незначительный ( до 5%), малый (6-10%), средний (11-20%), повышенный (21-30%), азартный (свыше 30%). Как правило, предприятия выбирают способ действий в пределах среднего уровня риска.

B зависимости от величины уровня риска различают риск незначительный ( до 5%), малый (6-10%), средний (11-20%), повышенный (21-30%), азартный (свыше 30%). Как правило, предприятия выбирают способ действий в пределах среднего уровня риска.

Ситуация

Малое предприятие решило заняться продажей сувенирной продукции. Первоначальный собственный капитал 20000 руб. Для организации производства взяли беспроцентную ссуду в размере 150000 руб. с гарантией её погашения к определенному сроку. Предприятие находится в густонаселенном пункте, появление конкурентов в котором в ближайшем будущем вполне возможно.

Зарплата сотрудников – 25000 руб./мес.

Расходы на рекламу – 5000 руб./мес.

Цена продажи – 50 руб./шт.

Предположительный объём продаж – 3000 шт./мес.

Себестоимость – 30 руб./ шт.

Расходы в январе:

Аренда помещения – 180000 руб.

Покупка оборудования – 40000 руб.

Предполагается, что каждый месяц будет производиться по 3000 изделий.

В себестоимости основные расходы составляют расходы на закупку сырья у другого предприятия. При оплате за сырьё малое предприятие пользуется одномесячным кредитом.

Беспроцентная ссуда должна погашаться каждый месяц по частям.

Задание

1.Рассчитать срок возврата кредита.

2.Рассчитать степень и уровень риска, при вероятности удачного осуществления предпринятого дела равной 0,85.

Для того чтобы решить эту задачу необходимо составить смету доходов и расходов на несколько месяцев.

Например:







Смета













Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Баланс

0

70000










Инвестиции

170000













Оплата кредиторской задолженности

50000










Выручка от продаж

150000

150000










Доход

320000

220000










Оплата кредиторской задолженности

0

90000










Зарплата

25000

25000










Реклама

5000

5000










Аренда

180000













Оборудование

40000













Расход

250000

170000










Баланс на конец

70000

50000











Ситуации для принятия управленческих решений

Ситуация 1. Возглавляемая вами как руководителем отдела рабочая группа подготовила в срок проект реорганизации департамента госслужбы. Однако в последний момент перед рассмотрением на коллегии областной администрации один из сотрудников предложил разработанный им лично проект, который в беглом ознакомлении производит благопри­ятное впечатление. Как поступить?

A. Проигнорировать проект сотрудника.

Б. Предложить коллегии его проект.

B. Получив разрешение на отсрочку, сделать совместный проект.

Г. Некоторое время спустя выдать проект сотрудника за свой.

Ситуация 2. При распределении премий некоторые сотрудники коллектива посчитали, что их несправедливо обошли, и обратились к вам с жалобой. Что вы ответите?

A. Скажете, что премии распределяются и утверждаются в соответствии с приказом руководителя.

Б. Успокойте сотрудников, пообещав, что они получат премию в следующий раз, если заслужат.

B. Посоветуете недовольным обратиться в соответствующий
юридический или профсоюзный орган.

Ситуация 3. Вы недавно назначены руководителем круп­ного отдела. Еще не все знают вас в лицо. Идя по коридору, вы видите трех работников, о чем-то оживленно беседующих и не обративших на вас никакого внимания. Возвращаетесь через 20 минут и застаете их в том же положении. Как вы поведете себя.

A. Остановитесь. Скажете, что вы их новый начальник, и вскользь заметите, что видите их здесь давно. «Если нет работы, зайдите ко мне в кабинет».

Б. Спросите, кто их непосредственный начальник. Попро­сите, чтобы он зашел к вам.

B. Поинтересуетесь, что их волнует, о чем разговор, как идут дела, нет ли претензий к администрации. После этого на­помните, что пора работать.

Г. Прежде всего поинтересуетесь, как обстоят дела в их отделе, иаковы сроки окончания работы, что мешает работать ритмично.

Ситуация 4. В коллективе освобождается место заместителя начальника. Среди членов группы существует несколько реальных претендентов на данную должность. Кого выбрать руководителю?

A.. Руководитель принимает решение самостоятельно, без
обсуждения с коллективом. Выбирает того, кто более исполни­телен, послушен и не обладает инициативой, т.е. такого человека, которым можно легко управлять и который не будет составлять ему конкуренцию.

Б. Принять решение самому очень трудно. Поэтому будет оттягивать дело и, возможно, ждать помощи со стороны (мнение коллектива или указание вышестоящего руководителя).


B. Руководитель действует в соответствии с демократическим стилем:

Надо узнать мнение бывшего коллеги: кого он хотел бы видеть на своем месте и почему.

Провести личную беседу с каждым членом группы о том, кого он может предложить на эту должность.

Выявить тех, кто имеет больше рекомендаций со стороны коллег.

Провести среди претендентов письменный опрос: что, по их мнению, следует изменить в будущей работе?

Проанализировать, кто обладает большей инициативой и творческим подходом; тому и делегировать полномочия.

Официально представить этого человека в коллективе и объяснить, почему именно его кандидатура была выбрана.

Как быть с остальными претендентами? Поговорить с ними в личной беседе и дать понять, что руководитель ценит их как специалистов и что никто другой не сможет справиться с работой лучше, чем они.

Ситуация 5. Недавно назначенный руководитель администрации, получив отчет одного из начальников отдела, признает его некачественно сделанным. Выберите наиболее рациональный вариант решения:

A. Принять отчет таким, какой он есть.

Б. Вернуть на доработку, строго указав на недопустимость подобного.

B. Дать на доработку отдельные пункты отчета через голову
начальника одному из сотрудников, сказав, что это мелкие замечания, и он не хотел бы отрывать от работы начальника отдела.

Г. Устроить обсуждение отчета в отделе, чтобы обратить внимание работников на их недобросовестность, в конце попросив начальника отдела быть строже к подчиненным.