ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Юридическая консультация
Юридическая консультация
Телефон: +7 920-985-9888
Телефон: +7 920-985-9888
Задать вопрос
Задать вопрос
Вопросы и ответы
Вопросы и ответы
Законодательство
Законодательство
Библиотека
Библиотека
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Авторизация
Авторизация
Платные услуги
Платные услуги
Поиск...
Найти.
←
Содержание.
Шпаргалка по административному праву.
1. АДМИНИСТРАТИВНО
1. АДМИНИСТРАТИВНО
Е ПРАВО В ПРАВОВОЙ
Е ПРАВО В ПРАВОВОЙ
СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ
СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
ФЕДЕРАЦИИ.
Административное право – одна из
Административное право – одна из важнейших отраслей правовой важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм,
совокупность правовых норм,
регулирующих общественные регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с отношения, возникающие в связи с практической реализацией практической реализацией исполнительной власти, или, в более исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе широком понимании, – в процессе осуществления государственно- осуществления государственно- управленческой деятельности.
управленческой деятельности.
Сущность административного
Сущность административного права:
права:
– является публичным правом,
– является публичным правом,
призванным обеспечить публичный призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения,
интерес, регулируя отношения,
связанные с управлением связанные с управлением общественными процессами;
общественными процессами;
– нормы административного права
– нормы административного права обеспечивают интересы общества,
обеспечивают интересы общества,
государства, коллективов, права и государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
интересы граждан и т. д.;
– составляет основу правового
– составляет основу правового регулирования разнообразных регулирования разнообразных общественных отношений.
общественных отношений.
В основе разделения отраслей
В основе разделения отраслей права лежит предмет правового права лежит предмет правового регулирования. В административном регулирования. В административном праве он включает в себя:
праве он включает в себя:
– управленческие отношения, в
– управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи,
рамках которых реализуются задачи,
функции и полномочия органов функции и полномочия органов исполнительной власти и местного исполнительной власти и местного самоуправления;
самоуправления;
– управленческие отношения
– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера,
внутриорганизационно-го характера,
возникающие в процессе деятельности возникающие в процессе деятельности органов законодательной, судебной органов законодательной, судебной
власти и органов прокуратуры;
власти и органов прокуратуры;
– управленческие отношения
– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера в внутриорганизационно-го характера в сфере негосударственных сфере негосударственных образований.
образований.
Воздействие административного
Воздействие административного права на общественные отношения:
права на общественные отношения:
– регулирует отношения во всех
– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в сферах общественных отношений – в экономике, административно- экономике, административно- политической, социально-культурной политической, социально-культурной и т. д.;
и т. д.;
– определяет систему и структуру
– определяет систему и структуру органов, задействованных в органов, задействованных в общественных отношениях;
общественных отношениях;
– устанавливает правила
– устанавливает правила поведения граждан, должностных поведения граждан, должностных лиц, организаций и других лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли,
субъектов(правила в сфере торговли,
дорожного движения, строительства и дорожного движения, строительства и т. д.);
т. д.);
– за нарушение установленных
– за нарушение установленных правил нормами административного правил нормами административного права предусматривается права предусматривается ответственность, закрепляется ответственность, закрепляется порядок привлечения к порядок привлечения к ответственности, порядок ответственности, порядок
власти и органов прокуратуры;
– управленческие отношения
– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера в внутриорганизационно-го характера в сфере негосударственных сфере негосударственных образований.
образований.
Воздействие административного
Воздействие административного права на общественные отношения:
права на общественные отношения:
– регулирует отношения во всех
– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в сферах общественных отношений – в экономике, административно- экономике, административно- политической, социально-культурной политической, социально-культурной и т. д.;
и т. д.;
– определяет систему и структуру
– определяет систему и структуру органов, задействованных в органов, задействованных в общественных отношениях;
общественных отношениях;
– устанавливает правила
– устанавливает правила поведения граждан, должностных поведения граждан, должностных лиц, организаций и других лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли,
субъектов(правила в сфере торговли,
дорожного движения, строительства и дорожного движения, строительства и т. д.);
т. д.);
– за нарушение установленных
– за нарушение установленных правил нормами административного правил нормами административного права предусматривается права предусматривается ответственность, закрепляется ответственность, закрепляется порядок привлечения к порядок привлечения к ответственности, порядок ответственности, порядок
обжалования решений и т. д. Методом обжалования решений и т. д. Методом административно-правового административно-правового регулирования является совокупность регулирования является совокупность средств и способов воздействия на средств и способов воздействия на управленческие отношения, на управленческие отношения, на поведение их участников.
поведение их участников.
Методы административного права:
Методы административного права:
1)метод власти-подчинения, согласно
1)метод власти-подчинения, согласно которому один участник которому один участник административных правоотношений административных правоотношений подчиняется другому, а другой подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для вправе давать ему обязательные для исполнения указания;
исполнения указания;
2) метод рекомендации, при
2) метод рекомендации, при котором обязательных для котором обязательных для исполнения указаний не дается, но исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения,
предлагается вариант поведения,
наиболее благоприятный в наиболее благоприятный в определенной ситуации;
определенной ситуации;
3) метод согласования характерен
3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны,
они могут быть неравноправны,
например согласование порядка например согласование порядка работы между двумя работы между двумя государственными органами,
государственными органами,
должностными лицами, разными по должностными лицами, разными по правовому статусу;
правовому статусу;
поведение их участников.
Методы административного права:
Методы административного права:
1)метод власти-подчинения, согласно
1)метод власти-подчинения, согласно которому один участник которому один участник административных правоотношений административных правоотношений подчиняется другому, а другой подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для вправе давать ему обязательные для исполнения указания;
исполнения указания;
2) метод рекомендации, при
2) метод рекомендации, при котором обязательных для котором обязательных для исполнения указаний не дается, но исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения,
предлагается вариант поведения,
наиболее благоприятный в наиболее благоприятный в определенной ситуации;
определенной ситуации;
3) метод согласования характерен
3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны,
они могут быть неравноправны,
например согласование порядка например согласование порядка работы между двумя работы между двумя государственными органами,
государственными органами,
должностными лицами, разными по должностными лицами, разными по правовому статусу;
правовому статусу;
4) метод равенства – в некоторых
4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид источниках называется как подвид метода согласования;
метода согласования;
5) метод дозволения –
5) метод дозволения –
юридическое разрешение совершать в юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по воздержаться от их совершения по своему усмотрению;
своему усмотрению;
6) метод запрета – возложение
6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой условиях, предусмотренных правовой нормой.
нормой.
2. ПОНЯТИЕ
2. ПОНЯТИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ» В
«УПРАВЛЕНИЕ» В
АДМИНИСТРАТИВНОМ
АДМИНИСТРАТИВНОМ
ПРАВЕ.
ПРАВЕ.
Понятие «администрация»
Понятие «администрация»
произошло от латинского слова произошло от латинского слова
«управление».
«управление».
Управление – действия
Управление – действия распорядительного характера,
распорядительного характера,
направленные на функционирование направленные на функционирование сложно организованных систем,
сложно организованных систем,
призванные обеспечить их призванные обеспечить их
сохранность, поддержать режим сохранность, поддержать режим деятельности.
деятельности.
Выделяют объект, субъект и
Выделяют объект, субъект и содержание управления.
содержание управления.
Объект управления – различные
Объект управления – различные системы и их составляющие (люди,
системы и их составляющие (люди,
явления, события и т. д.).
явления, события и т. д.).
Субъекты управления – это всегда
Субъекты управления – это всегда люди. Выделяют две группы субъектов люди. Выделяют две группы субъектов управления:
управления:
1) единоличные;
1) единоличные;
2) коллегиальные (группы людей).
2) коллегиальные (группы людей).
Содержание управления –
Содержание управления –
правоотношения, возникающие в ходе правоотношения, возникающие в ходе управленческой деятельности,
управленческой деятельности,
включающие в себя воздействие на включающие в себя воздействие на объекты путем согласования,
объекты путем согласования,
направления различных действий,
направления различных действий,
процессов субъектом управления процессов субъектом управления путем применения соответствующих путем применения соответствующих методов и механизмов.
методов и механизмов.
Выделяют три вида управления:
Выделяют три вида управления:
техническое, биологическое,
техническое, биологическое,
социальное:
социальное:
1) техническое – управление
1) техническое – управление объектами на основе технических объектами на основе технических правил (физических,
правил (физических,
деятельности.
Выделяют объект, субъект и
Выделяют объект, субъект и содержание управления.
содержание управления.
Объект управления – различные
Объект управления – различные системы и их составляющие (люди,
системы и их составляющие (люди,
явления, события и т. д.).
явления, события и т. д.).
Субъекты управления – это всегда
Субъекты управления – это всегда люди. Выделяют две группы субъектов люди. Выделяют две группы субъектов управления:
управления:
1) единоличные;
1) единоличные;
2) коллегиальные (группы людей).
2) коллегиальные (группы людей).
Содержание управления –
Содержание управления –
правоотношения, возникающие в ходе правоотношения, возникающие в ходе управленческой деятельности,
управленческой деятельности,
включающие в себя воздействие на включающие в себя воздействие на объекты путем согласования,
объекты путем согласования,
направления различных действий,
направления различных действий,
процессов субъектом управления процессов субъектом управления путем применения соответствующих путем применения соответствующих методов и механизмов.
методов и механизмов.
Выделяют три вида управления:
Выделяют три вида управления:
техническое, биологическое,
техническое, биологическое,
социальное:
социальное:
1) техническое – управление
1) техническое – управление объектами на основе технических объектами на основе технических правил (физических,
правил (физических,
математических), например математических), например управление станками, сложными управление станками, сложными машинами и т. д.;
машинами и т. д.;
2) биологическое – управление
2) биологическое – управление биологическими процессами с учетом биологическими процессами с учетом законов природы, закономерностей законов природы, закономерностей развития тех или иных организмов развития тех или иных организмов
(птицеводство, селекция,
(птицеводство, селекция,
животноводство и т. д.);
животноводство и т. д.);
3) социальное – управление
3) социальное – управление людьми. В данном случае в качестве людьми. В данном случае в качестве объекта управления могут выступать объекта управления могут выступать как группы людей (трудовой как группы людей (трудовой коллектив, учащиеся и т. д.), так и коллектив, учащиеся и т. д.), так и отдельные люди. Самым сложным по отдельные люди. Самым сложным по своей структуре является управление своей структуре является управление государством, которое в широком государством, которое в широком смысле представляет собой смысле представляет собой объединение групп людей (трудовых объединение групп людей (трудовых коллективов, общественных коллективов, общественных объединений, наций и т. д.). Именно объединений, наций и т. д.). Именно социальное управление является социальное управление является основной составляющей в содержании основной составляющей в содержании управления в целом. Особенностями управления в целом. Особенностями социального управления являются:
социального управления являются:
А) объект – это всегда человек или
А) объект – это всегда человек или группа людей;
группа людей;
Б) возникающие в ходе
Б) возникающие в ходе
машинами и т. д.;
2) биологическое – управление
2) биологическое – управление биологическими процессами с учетом биологическими процессами с учетом законов природы, закономерностей законов природы, закономерностей развития тех или иных организмов развития тех или иных организмов
(птицеводство, селекция,
(птицеводство, селекция,
животноводство и т. д.);
животноводство и т. д.);
3) социальное – управление
3) социальное – управление людьми. В данном случае в качестве людьми. В данном случае в качестве объекта управления могут выступать объекта управления могут выступать как группы людей (трудовой как группы людей (трудовой коллектив, учащиеся и т. д.), так и коллектив, учащиеся и т. д.), так и отдельные люди. Самым сложным по отдельные люди. Самым сложным по своей структуре является управление своей структуре является управление государством, которое в широком государством, которое в широком смысле представляет собой смысле представляет собой объединение групп людей (трудовых объединение групп людей (трудовых коллективов, общественных коллективов, общественных объединений, наций и т. д.). Именно объединений, наций и т. д.). Именно социальное управление является социальное управление является основной составляющей в содержании основной составляющей в содержании управления в целом. Особенностями управления в целом. Особенностями социального управления являются:
социального управления являются:
А) объект – это всегда человек или
А) объект – это всегда человек или группа людей;
группа людей;
Б) возникающие в ходе
Б) возникающие в ходе
социального управления отношения социального управления отношения носят организованный, правовой носят организованный, правовой характер;
характер;
В) социальное управление имеет
В) социальное управление имеет властно-волевой характер, т. е.
властно-волевой характер, т. е.
осуществляется на основе приоритета осуществляется на основе приоритета воли субъектов управления,
воли субъектов управления,
закрепления за ними особых прав;
закрепления за ними особых прав;
Г) специальный субъект
Г) специальный субъект управления – органы власти или иное управления – органы власти или иное уполномоченное лицо.
уполномоченное лицо.
Виды управления:
Виды управления:
– государственное;
– государственное;
– коллективное – регулирование
– коллективное – регулирование на уровне коллектива;
на уровне коллектива;
– семейное.
– семейное.
Государственное управление – вид
Государственное управление – вид социального управления, с социального управления, с функционированием которого связано функционированием которого связано формирование специальной отрасли формирование специальной отрасли права – административного права.
права – административного права.
Основной сферой применения норм
Основной сферой применения норм административного права является административного права является именно государственное управление.
именно государственное управление.
Государственное управление – это
Государственное управление – это организующее воздействие всего организующее воздействие всего
характер;
В) социальное управление имеет
В) социальное управление имеет властно-волевой характер, т. е.
властно-волевой характер, т. е.
осуществляется на основе приоритета осуществляется на основе приоритета воли субъектов управления,
воли субъектов управления,
закрепления за ними особых прав;
закрепления за ними особых прав;
Г) специальный субъект
Г) специальный субъект управления – органы власти или иное управления – органы власти или иное уполномоченное лицо.
уполномоченное лицо.
Виды управления:
Виды управления:
– государственное;
– государственное;
– коллективное – регулирование
– коллективное – регулирование на уровне коллектива;
на уровне коллектива;
– семейное.
– семейное.
Государственное управление – вид
Государственное управление – вид социального управления, с социального управления, с функционированием которого связано функционированием которого связано формирование специальной отрасли формирование специальной отрасли права – административного права.
права – административного права.
Основной сферой применения норм
Основной сферой применения норм административного права является административного права является именно государственное управление.
именно государственное управление.
Государственное управление – это
Государственное управление – это организующее воздействие всего организующее воздействие всего
государственного аппарата на государственного аппарата на предельно широкий спектр предельно широкий спектр общественных отношений всеми общественных отношений всеми доступными для государства доступными для государства способами.
способами.
Также выделяют подвиды
Также выделяют подвиды социального управления:
социального управления:
1) семейное социальное –
1) семейное социальное –
осуществляемое внутри семьи;
осуществляемое внутри семьи;
2) общественное социальное –
2) общественное социальное –
руководство отдельными руководство отдельными организованными группами людей организованными группами людей
(политическими партиями,
(политическими партиями,
религиозными организациями и т. д.);
религиозными организациями и т. д.);
3) муниципальное – управление на
3) муниципальное – управление на местном уровне;
местном уровне;
4) государственное социальное.
4) государственное социальное.
3. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
3. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ВЛАСТЬ.
ВЛАСТЬ.
И ГОСУДАРСТВЕННОЕ
И ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД
УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие «государственное
Понятие «государственное управление» и его место в управление» и его место в государственном механизме государственном механизме
способами.
Также выделяют подвиды
Также выделяют подвиды социального управления:
социального управления:
1) семейное социальное –
1) семейное социальное –
осуществляемое внутри семьи;
осуществляемое внутри семьи;
2) общественное социальное –
2) общественное социальное –
руководство отдельными руководство отдельными организованными группами людей организованными группами людей
(политическими партиями,
(политическими партиями,
религиозными организациями и т. д.);
религиозными организациями и т. д.);
3) муниципальное – управление на
3) муниципальное – управление на местном уровне;
местном уровне;
4) государственное социальное.
4) государственное социальное.
3. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
3. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ВЛАСТЬ.
ВЛАСТЬ.
И ГОСУДАРСТВЕННОЕ
И ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД
УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие «государственное
Понятие «государственное управление» и его место в управление» и его место в государственном механизме государственном механизме
определяется следующими определяется следующими признаками:
признаками:
1) государственное управление –
1) государственное управление –
это деятельность органов это деятельность органов государственной власти по государственной власти по регулированию общественных регулированию общественных отношений с целью придания им отношений с целью придания им организованной правовой формы;
организованной правовой формы;
2) государственное управление –
2) государственное управление –
это одновременно форма это одновременно форма осуществления одной из ветвей осуществления одной из ветвей государственной власти –
государственной власти –
исполнительной, заключающейся в исполнительной, заключающейся в деятельности вполне определенных деятельности вполне определенных органов государства (исполнительных органов государства (исполнительных органов) по его управлению.
органов) по его управлению.
Особенности государственного
Особенности государственного управления:
управления:
1) государственное управление
1) государственное управление имеет ярко выраженный правовой имеет ярко выраженный правовой характер, направлено на реализацию характер, направлено на реализацию законов и подзаконных актов;
законов и подзаконных актов;
2) государственное управление
2) государственное управление осуществляется непрерывно;
осуществляется непрерывно;
3) государственное управление
3) государственное управление имеет свою структуру, включающую в имеет свою структуру, включающую в себя: объект государственного себя: объект государственного управления (различные системы,
управления (различные системы,
признаками:
1) государственное управление –
1) государственное управление –
это деятельность органов это деятельность органов государственной власти по государственной власти по регулированию общественных регулированию общественных отношений с целью придания им отношений с целью придания им организованной правовой формы;
организованной правовой формы;
2) государственное управление –
2) государственное управление –
это одновременно форма это одновременно форма осуществления одной из ветвей осуществления одной из ветвей государственной власти –
государственной власти –
исполнительной, заключающейся в исполнительной, заключающейся в деятельности вполне определенных деятельности вполне определенных органов государства (исполнительных органов государства (исполнительных органов) по его управлению.
органов) по его управлению.
Особенности государственного
Особенности государственного управления:
управления:
1) государственное управление
1) государственное управление имеет ярко выраженный правовой имеет ярко выраженный правовой характер, направлено на реализацию характер, направлено на реализацию законов и подзаконных актов;
законов и подзаконных актов;
2) государственное управление
2) государственное управление осуществляется непрерывно;
осуществляется непрерывно;
3) государственное управление
3) государственное управление имеет свою структуру, включающую в имеет свою структуру, включающую в себя: объект государственного себя: объект государственного управления (различные системы,
управления (различные системы,