ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 380
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
люди, предметы, явления и т. д.),
люди, предметы, явления и т. д.),
субъект (органы исполнительной субъект (органы исполнительной власти), сферы государственного власти), сферы государственного управления, процесс государственного управления, процесс государственного управления (функции, формы, методы управления (функции, формы, методы управления);
управления);
4) государственное управление –
4) государственное управление –
подзаконная деятельность,
подзаконная деятельность,
осуществляемая «на основе и во осуществляемая «на основе и во исполнение закона», она вторична по исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной власти.
отношению к законодательной власти.
Государственная власть – это
Государственная власть – это разновидность общественной власти,
разновидность общественной власти,
осуществляемая непосредственно осуществляемая непосредственно государством либо делегируемая им государством либо делегируемая им другим субъектам.
другим субъектам.
В соответствии со ст.10
В соответствии со ст.10
Конституции РФ государственная
Конституции РФ государственная власть в РФ делится: 1) на власть в РФ делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную;
законодательную; 2) исполнительную;
3) судебную.
3) судебную.
Исполнительная власть – ветвь
Исполнительная власть – ветвь государственной власти,
государственной власти,
представленная системой органов представленная системой органов исполнительной власти,
исполнительной власти,
осуществляющих государственное осуществляющих государственное управление делами общества,
управление делами общества,
обеспечивая его поступательное обеспечивая его поступательное
люди, предметы, явления и т. д.),
субъект (органы исполнительной субъект (органы исполнительной власти), сферы государственного власти), сферы государственного управления, процесс государственного управления, процесс государственного управления (функции, формы, методы управления (функции, формы, методы управления);
управления);
4) государственное управление –
4) государственное управление –
подзаконная деятельность,
подзаконная деятельность,
осуществляемая «на основе и во осуществляемая «на основе и во исполнение закона», она вторична по исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной власти.
отношению к законодательной власти.
Государственная власть – это
Государственная власть – это разновидность общественной власти,
разновидность общественной власти,
осуществляемая непосредственно осуществляемая непосредственно государством либо делегируемая им государством либо делегируемая им другим субъектам.
другим субъектам.
В соответствии со ст.10
В соответствии со ст.10
Конституции РФ государственная
Конституции РФ государственная власть в РФ делится: 1) на власть в РФ делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную;
законодательную; 2) исполнительную;
3) судебную.
3) судебную.
Исполнительная власть – ветвь
Исполнительная власть – ветвь государственной власти,
государственной власти,
представленная системой органов представленная системой органов исполнительной власти,
исполнительной власти,
осуществляющих государственное осуществляющих государственное управление делами общества,
управление делами общества,
обеспечивая его поступательное обеспечивая его поступательное
развитие на основе законодательства развитие на основе законодательства
РФ и самостоятельной реализации
РФ и самостоятельной реализации полномочий исполнительно- полномочий исполнительно- распорядительного характера.
распорядительного характера.
Государственное управление
Государственное управление включает в себя исполнительную включает в себя исполнительную ветвь власти и имеет ряд особенных ветвь власти и имеет ряд особенных черт:
черт:
1) являясь самостоятельной ветвью
1) являясь самостоятельной ветвью власти, тесно взаимодействует с власти, тесно взаимодействует с законодательной и судебной;
законодательной и судебной;
2) основная задача
2) основная задача исполнительной власти – реализация исполнительной власти – реализация законов и иных нормативных актов;
законов и иных нормативных актов;
3) специальные субъекты – органы
3) специальные субъекты – органы исполнительной власти РФ, круг и исполнительной власти РФ, круг и полномочия которых закреплены полномочия которых закреплены законодательно;
РФ и самостоятельной реализации
РФ и самостоятельной реализации полномочий исполнительно- полномочий исполнительно- распорядительного характера.
распорядительного характера.
Государственное управление
Государственное управление включает в себя исполнительную включает в себя исполнительную ветвь власти и имеет ряд особенных ветвь власти и имеет ряд особенных черт:
черт:
1) являясь самостоятельной ветвью
1) являясь самостоятельной ветвью власти, тесно взаимодействует с власти, тесно взаимодействует с законодательной и судебной;
законодательной и судебной;
2) основная задача
2) основная задача исполнительной власти – реализация исполнительной власти – реализация законов и иных нормативных актов;
законов и иных нормативных актов;
3) специальные субъекты – органы
3) специальные субъекты – органы исполнительной власти РФ, круг и исполнительной власти РФ, круг и полномочия которых закреплены полномочия которых закреплены законодательно;
законодательно;
4) данная ветвь власти имеет
4) данная ветвь власти имеет исполнительно-распорядительный исполнительно-распорядительный характер. По отношению к характер. По отношению к вышестоящему тот или иной орган вышестоящему тот или иной орган или должностное лицо является или должностное лицо является исполнительным, по отношению к исполнительным, по отношению к нижестоящему– распорядительным,
нижестоящему– распорядительным,
по этому принципу строится по этому принципу строится вертикаль исполнительной власти.
вертикаль исполнительной власти.
Государственное управление – вид
Государственное управление – вид
социального управления, с социального управления, с функционированием которого связано функционированием которого связано формирование специальной отрасли формирование специальной отрасли права – административного права.
права – административного права.
Основной сферой применения норм
Основной сферой применения норм административного права является административного права является именно государственное управление.
именно государственное управление.
Государственное управление – это
Государственное управление – это организующее воздействие всего организующее воздействие всего государственного аппарата на государственного аппарата на предельно широкий спектр предельно широкий спектр общественных отношений всеми общественных отношений всеми доступными для государства доступными для государства способами.
способами.
Признаки государственного
Признаки государственного управления:
управления:
– территориальность – признак
– территориальность – признак правомерности управленческого правомерности управленческого воздействия на определенную воздействия на определенную территорию или связи с ней;
территорию или связи с ней;
– применение принуждения –
– применение принуждения –
возможность применения возможность применения принуждения, в том числе насилия, по принуждения, в том числе насилия, по отношению к управляемым объектам.
отношению к управляемым объектам.
4. ПОНЯТИЕ
4. ПОНЯТИЕ
АДМИНИСТРАТИВНОГО
АДМИНИСТРАТИВНОГО
права – административного права.
Основной сферой применения норм
Основной сферой применения норм административного права является административного права является именно государственное управление.
именно государственное управление.
Государственное управление – это
Государственное управление – это организующее воздействие всего организующее воздействие всего государственного аппарата на государственного аппарата на предельно широкий спектр предельно широкий спектр общественных отношений всеми общественных отношений всеми доступными для государства доступными для государства способами.
способами.
Признаки государственного
Признаки государственного управления:
управления:
– территориальность – признак
– территориальность – признак правомерности управленческого правомерности управленческого воздействия на определенную воздействия на определенную территорию или связи с ней;
территорию или связи с ней;
– применение принуждения –
– применение принуждения –
возможность применения возможность применения принуждения, в том числе насилия, по принуждения, в том числе насилия, по отношению к управляемым объектам.
отношению к управляемым объектам.
4. ПОНЯТИЕ
4. ПОНЯТИЕ
АДМИНИСТРАТИВНОГО
АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА. ПРЕДМЕТ И
ПРАВА. ПРЕДМЕТ И
МЕТОД
МЕТОД
АДМИНИСТРАТИВНО-
АДМИНИСТРАТИВНО-
ПРАВОВОГО
ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ.
РЕГУЛИРОВАНИЯ.
Предмет административного права
Предмет административного права
– общественные отношения, которые
– общественные отношения, которые урегулированы нормами урегулированы нормами административного права.
административного права.
В предмет административного
В предмет административного права входят 3 области права входят 3 области правоотношений, а именно:
правоотношений, а именно:
1) управленческие правоотношения
1) управленческие правоотношения
– представляют собой исполнительно-
– представляют собой исполнительно- распорядительную деятельность. В
распорядительную деятельность. В
рамках данных правоотношений рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели,
непосредственно реализуются цели,
задачи, функции, полномочия задачи, функции, полномочия исполнительной власти;
исполнительной власти;
2) организационные
2) организационные правоотношения – вспомогательные.
правоотношения – вспомогательные.
Организационные правоотношения
Организационные правоотношения реализуются в процессе реализуются в процессе формирования состава формирования состава государственных органов,
государственных органов,
распределения между ними прав,
распределения между ними прав,
обязанностей и ответственности в обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры целом при формировании структуры управления;
управления;
3) контрольные правоотношения –
3) контрольные правоотношения –
как и любой другой вид деятельности,
как и любой другой вид деятельности,
осуществление государственного осуществление государственного управления контролируется управления контролируется специализированными органами. В
специализированными органами. В
какой-то мере контрольные какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого полномочия характерны для любого государственного органа, но для государственного органа, но для некоторых органов данная функция некоторых органов данная функция является основной. Методом является основной. Методом административно-правового административно-правового регулирования является совокупность регулирования является совокупность средств и способов воздействия на средств и способов воздействия на управленческие отношения, на управленческие отношения, на поведение их участников.
поведение их участников.
Выделяют следующие методы
Выделяют следующие методы административного права:
административного права:
1) метод власти-подчинения,
1) метод власти-подчинения,
согласно которому один участник согласно которому один участник административных правоотношений административных правоотношений подчиняется другому, а другой подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для вправе давать ему обязательные для исполнения указания;
исполнения указания;
2) метод рекомендации, при
2) метод рекомендации, при
управления;
3) контрольные правоотношения –
3) контрольные правоотношения –
как и любой другой вид деятельности,
как и любой другой вид деятельности,
осуществление государственного осуществление государственного управления контролируется управления контролируется специализированными органами. В
специализированными органами. В
какой-то мере контрольные какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого полномочия характерны для любого государственного органа, но для государственного органа, но для некоторых органов данная функция некоторых органов данная функция является основной. Методом является основной. Методом административно-правового административно-правового регулирования является совокупность регулирования является совокупность средств и способов воздействия на средств и способов воздействия на управленческие отношения, на управленческие отношения, на поведение их участников.
поведение их участников.
Выделяют следующие методы
Выделяют следующие методы административного права:
административного права:
1) метод власти-подчинения,
1) метод власти-подчинения,
согласно которому один участник согласно которому один участник административных правоотношений административных правоотношений подчиняется другому, а другой подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для вправе давать ему обязательные для исполнения указания;
исполнения указания;
2) метод рекомендации, при
2) метод рекомендации, при
котором обязательных для котором обязательных для исполнения указаний не дается, но исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения,
предлагается вариант поведения,
наиболее благоприятный в наиболее благоприятный в определенной ситуации;
определенной ситуации;
3) метод согласования характерен
3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны,
они могут быть неравноправны,
например согласование порядка например согласование порядка работы между двумя работы между двумя государственными органами,
государственными органами,
должностными лицами, разными по должностными лицами, разными по правовому статусу;
правовому статусу;
4) метод равенства – в некоторых
4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид источниках называется как подвид метода согласования, особенностью метода согласования, особенностью которого является то, что данный которого является то, что данный метод применяется лишь между метод применяется лишь между равноправными лицами;
равноправными лицами;
5) метод дозволения –
5) метод дозволения –
юридическое разрешение совершать в юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по воздержаться от их совершения по своему усмотрению;
своему усмотрению;
6) метод запрета – возложение
6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не прямой юридической обязанности не
предлагается вариант поведения,
наиболее благоприятный в наиболее благоприятный в определенной ситуации;
определенной ситуации;
3) метод согласования характерен
3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны,
они могут быть неравноправны,
например согласование порядка например согласование порядка работы между двумя работы между двумя государственными органами,
государственными органами,
должностными лицами, разными по должностными лицами, разными по правовому статусу;
правовому статусу;
4) метод равенства – в некоторых
4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид источниках называется как подвид метода согласования, особенностью метода согласования, особенностью которого является то, что данный которого является то, что данный метод применяется лишь между метод применяется лишь между равноправными лицами;
равноправными лицами;
5) метод дозволения –
5) метод дозволения –
юридическое разрешение совершать в юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по воздержаться от их совершения по своему усмотрению;
своему усмотрению;
6) метод запрета – возложение
6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не прямой юридической обязанности не
совершать те или иные действия в совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой условиях, предусмотренных правовой нормой. Воздействие нормой. Воздействие административного права на административного права на общественные отношения:
общественные отношения:
– регулирует отношения во всех
– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в сферах общественных отношений – в экономике, административно- экономике, административно- политической, социально-культурной политической, социально-культурной и т. д.;
и т. д.;
– определяет систему и структуру
– определяет систему и структуру органов, задействованных в органов, задействованных в общественных отношениях;
общественных отношениях;
– устанавливает правила
– устанавливает правила поведения граждан, должностных поведения граждан, должностных лиц, организаций и других лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли,
субъектов(правила в сфере торговли,
дорожного движения, строительства и дорожного движения, строительства и т. д.);
т. д.);
– за нарушение установленных
– за нарушение установленных правил нормами административного правил нормами административного права предусматривается права предусматривается ответственность, закрепляется ответственность, закрепляется порядок привлечения к порядок привлечения к ответственности, порядок ответственности, порядок обжалования решений и т. д.
обжалования решений и т. д.
5. ИСТОЧНИКИ
5. ИСТОЧНИКИ
общественные отношения:
– регулирует отношения во всех
– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в сферах общественных отношений – в экономике, административно- экономике, административно- политической, социально-культурной политической, социально-культурной и т. д.;
и т. д.;
– определяет систему и структуру
– определяет систему и структуру органов, задействованных в органов, задействованных в общественных отношениях;
общественных отношениях;
– устанавливает правила
– устанавливает правила поведения граждан, должностных поведения граждан, должностных лиц, организаций и других лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли,
субъектов(правила в сфере торговли,
дорожного движения, строительства и дорожного движения, строительства и т. д.);
т. д.);
– за нарушение установленных
– за нарушение установленных правил нормами административного правил нормами административного права предусматривается права предусматривается ответственность, закрепляется ответственность, закрепляется порядок привлечения к порядок привлечения к ответственности, порядок ответственности, порядок обжалования решений и т. д.
обжалования решений и т. д.
5. ИСТОЧНИКИ
5. ИСТОЧНИКИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО
АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА.
ПРАВА.
Источники административного
Источники административного права – это внешние формы права – это внешние формы выражения административно- выражения административно- правовых норм, которыми являются правовых норм, которыми являются различные по юридической силе различные по юридической силе нормативные правовые акты.
нормативные правовые акты.
Виды источников
Виды источников административного права:
административного права:
1. Общепризнанные принципы и
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и нормы международного права и международные договоры РФ –
международные договоры РФ –
включаются в систему источников включаются в систему источников норм административного права в норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15
соответствии с положениями ч. 4 ст. 15
Конституции РФ.
Конституции РФ.
2. Конституция РФ, а также
2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов конституции и уставы субъектов
Федерации – содержат нормы,
Федерации – содержат нормы,
имеющие определенную имеющие определенную административно-правовую административно-правовую направленность, например нормы,
направленность, например нормы,
устанавливающие основы устанавливающие основы организации и функционирования организации и функционирования исполнительной власти и др.
исполнительной власти и др.
3. Законы (федеральные,
3. Законы (федеральные,
конституционные, основы конституционные, основы законодательства, а также законы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере различные вопросы в сфере организации и деятельности организации и деятельности федеральных органов исполнительной федеральных органов исполнительной власти и т. д.
власти и т. д.
4. Указы Президента РФ и
4. Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав нормативные правовые акты глав субъектов Федерации – определяют субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые исполнительной власти, которые находятся под руководством находятся под руководством
Президента РФ и глав субъектов
Президента РФ и глав субъектов
Федерации (Указ Президента РФ от 9
Федерации (Указ Президента РФ от 9
марта 2004 г. № 314 «О системе и марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и исполнительной власти» (с изм. и доп.)).
доп.)).
5. Постановление Правительства
5. Постановление Правительства
РФ и нормативные правовые акты
РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций)
правительств (администраций)
субъектов Федерации – утверждают субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок различного рода правила и порядок осуществления той или иной осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о деятельности (Положение о
Федеральной службе по надзору в
Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки,
сфере образования и науки,
власти и т. д.
4. Указы Президента РФ и
4. Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав нормативные правовые акты глав субъектов Федерации – определяют субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые исполнительной власти, которые находятся под руководством находятся под руководством
Президента РФ и глав субъектов
Президента РФ и глав субъектов
Федерации (Указ Президента РФ от 9
Федерации (Указ Президента РФ от 9
марта 2004 г. № 314 «О системе и марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и исполнительной власти» (с изм. и доп.)).
доп.)).
5. Постановление Правительства
5. Постановление Правительства
РФ и нормативные правовые акты
РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций)
правительств (администраций)
субъектов Федерации – утверждают субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок различного рода правила и порядок осуществления той или иной осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о деятельности (Положение о
Федеральной службе по надзору в
Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки,
сфере образования и науки,
утвержденное постановлением утвержденное постановлением
Правительства РФ от 17 июня 2004 г.
Правительства РФ от 17 июня 2004 г.
№ 330).
№ 330).
6. Нормативные правовые акты
6. Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти и органов местного самоуправления –
местного самоуправления –
регулируют различные сферы регулируют различные сферы общественных отношений в общественных отношений в соответствии с переданными соответствии с переданными государственно-властными государственно-властными полномочиями.
полномочиями.
7. Публичные договоры –
7. Публичные договоры –
федеративные, административные федеративные, административные договоры, соглашения между договоры, соглашения между общефедеральными объединениями общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.
профсоюзов и т. д.
Формы источников
Формы источников административного права:
административного права:
– правила – чаще всего
– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон обязательны для обеих сторон управленческого процесса,
управленческого процесса,
утверждаются, как правило, указом утверждаются, как правило, указом
Президента РФ или постановлением
Президента РФ или постановлением
Правительства РФ;
Правительства РФ;
– положения – делятся на
– положения – делятся на предметные (группируют нормы,
предметные (группируют нормы,
призванные регулировать призванные регулировать
Правительства РФ от 17 июня 2004 г.
Правительства РФ от 17 июня 2004 г.
№ 330).
№ 330).
6. Нормативные правовые акты
6. Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти и органов местного самоуправления –
местного самоуправления –
регулируют различные сферы регулируют различные сферы общественных отношений в общественных отношений в соответствии с переданными соответствии с переданными государственно-властными государственно-властными полномочиями.
полномочиями.
7. Публичные договоры –
7. Публичные договоры –
федеративные, административные федеративные, административные договоры, соглашения между договоры, соглашения между общефедеральными объединениями общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.
профсоюзов и т. д.
Формы источников
Формы источников административного права:
административного права:
– правила – чаще всего
– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон обязательны для обеих сторон управленческого процесса,
управленческого процесса,
утверждаются, как правило, указом утверждаются, как правило, указом
Президента РФ или постановлением
Президента РФ или постановлением
Правительства РФ;
Правительства РФ;
– положения – делятся на
– положения – делятся на предметные (группируют нормы,
предметные (группируют нормы,
призванные регулировать призванные регулировать