ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 961
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
теплота сгорания древесины, кДж/кг;
Тпл – температура пламени, ºК.
Известно, что допустимое время работы человека в задымлённой атмосфере, когда он тушит кромку пожара, по содержанию окиси углерода составляет: 0,6 мг/л – 6 мин; 0,3 мг/л – 10 мин, 0,2 мг/л 60 – минут.
Расчёты показывают, что при ликвидации горения кромки лесного пожара (Hпл ≈ 1м) концентрации углекислого газа на высоте 1,5 м может быть 0,9 - 1,0 мг/л. Практика тушения лесных пожаров показывает, что бывают случаи смертельного отравления тушильщиков в процессе тушения пожара. Поэтому руководителю тушения пожара необходимо обеспечить людей, участников тушения, - средствами защиты органов дыхания. Чаще проводить смены людей, участвующих в ликвидации горения на кромке пожара. Отдых тушильщиков проводить в незадымлённой зоне не ближе 50 м от кромки пожара с наветренной стороны.
4. Организация и тактика тушения лесных пожаров
4.1. Организация тушения крупных лесных пожаров
Вопросы организации борьбы с крупными пожарами очень актуальны и недооценка их часто приводит к тяжелым последствиям. На тушение крупных пожаров привлекаются тысячи людей и десятки технических средств, без четкой организации их деятельности невозможно достичь желаемых результатов.
Анализ тушения крупных пожаров показал, что это проблема не столько техническая, сколько организационная. При тушении таких пожаров возникает потребность за несколько часов создать организацию, способную руководить и контролировать деятельность большого числа тушильщиков в условиях, когда на тушение пожара привлекают людей, которые никогда не работали вместе и не имеют навыка работы в лесу, и тем более на тушении пожара. B процессе тушения изменяется объем работ, условия тушения и в зависимости от реальной обстановки сокращаются или наращиваются силы и средства пожаротушения. Только на очень крупных пожарах структура организации тушения может стабилизироваться на продолжительный период.
В 2003 году МПР России приступило к созданию на Дальнем Востоке первого в России регионального координационного центра по пре
дупреждению и тушению лесных пожаров. Координационный центр создан на основе Дальневосточной базы авиационной охраны лесов. В его состав входят представители территориальных органов МПР России, представители аппарата полпреда Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, органов исполнительной власти субъектов РФ, входящих в состав ДВФО, а также территориальных органов других федеральных ведомств. На первом этапе центр должен координировать деятельность существующих наземных и авиационных сил МПР России. В функции центра входят оперативный сбор и обработка информации по лесным пожарам, учет лесопожарных ресурсов на территории региона, прогнозирование лесопожарной ситуации, организация неотложных мер по профилактике и предупреждению лесных пожаров. На втором этапе будет создана мобильная группа пожаротушения, координационный центр сосредоточит значительные технические ресурсы, станет разработчиком законопроектов в сфере охраны окружающей среды от пожаров.
В дальнейшем планируется создать аналогичные центры в Сибирском (Новосибирск), Уральском (Екатеринбург) и Центральном (Москва) федеральных округах.
Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации осуществляют контроль за выполнением договорных обязательств авиабазами, а лесхозы - авиаотделениями в части:
- своевременного начала и окончания работ по авиационной охране лесов в соответствии с фактическими метеорологическими условиями текущего года;
- соответствия режима работы авиапожарных сил и средств установленному «Рекомендациями по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб» в зависимости от классов пожарной опасности в лесу по условиям погоды;
- своевременности и точности определения мест возникновения пожаров, сообщения о них лесхозам в районах наземной охраны лесов, полноты и качества сообщенных сведений;
- своевременности и полноты принимавшихся мер по обнаружению и ликвидации пожаров с использованием авиационных сил и средств в районах авиационной охраны;
- численности авиапожарных сил и средств, установленных договором, и норм оснащения авиаотделений, установленных Инструкцией по авиационной охране лесов.
До начала пожароопасного сезона органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы на местах ежегодно, не позднее февраля, вносят на утверждение соответствующих органов власти оперативные планы борьбы с лесными пожарами.
В соответствии со статьёй 100 лесного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними органы государственной власти субъеков Российской Федерации:
- создают резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон;
- оказывают содействие организациям, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователям в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых для авиационной охраны лесов от пожаров, в обеспечении горюче-смазочными материалами лесопожарных формирований, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством необходимое количество дежурных транспортных средств (автомобилей, катеров и других транспортных средств) с запасом горюче-смазочных материалов;
- организуют проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов, выполнении правил пожарной безопасности в лесах;
- обеспечивают координацию всех работ по борьбе с лесными пожарами на территориях субъектов Российской Федерации с созданием в необходи
мых случаях для этой цели специальных комиссий.
В оперативном плане борьбы с лесными пожарами предусматривается организация работ по тушению лесных пожаров:
- в районах авиационной охраны;
- в районах наземной охраны лесов с учетом закрепления участков леса за лесной охраной, ПХС, механизированными отрядами, лесопользователями, предприятиями и организациями;
- привлечение дополнительных сил и средств пожаротушения при возникновении ситуаций стихийного развития лесных пожаров.
Во всех случаях указываются лица, ответственные за организацию работ, порядок их проведения и обеспечения.
Для реализации оперативного плана борьбы с лесными пожарами, лесхозы представляют на утверждение соответствующим органам власти порядок привлечения на тушение лесных пожаров: населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций; противопожарной техники, транспортных и других средств; формирований гражданской обороны и войсковых частей (в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций). Определяется также порядок обеспечения привлеченных сил на тушение: средствами передвижения; питанием и медицинской помощью, а также выделения в распоряжение лесхозов в периоды пожарной опасности дежурного транспорта (автомобилей, катеров и др.) с запасом горючего и организации из числа привлекаемых сил и средств мобильных отрядов, обеспечивающих немедленный выезд на тушение лесных пожаров.
Руководитель лесхоза или лесничий, получив сообщение о пожаре, принимает меры к его тушению силами команды пожарно-химической станции или других пожарных формирований лесхоза (лесничества). Если сообщение о пожаре было передано непосредственно на пожарно-химическую станцию, начальник станции обязан срочно принять меры к выезду команды или отдельной бригады на пожар и получить необходимые указания от руководителя лесхоза или лесничего, а при отсутствии связи с лесхозом или лесничеством самостоятельно принять решение о выезде на пожар команды или отдельной бригады.
В случае, когда на территории лесхоза или лесничества одновременно возникло несколько пожаров или когда быстро потушить возникший пожар силами одной пожарно-химической станции невозможно, лесничий немедленно сообщает об этом руководителям лесхоза для направления на тушение допол
нительных сил и средств из соседних лесничеств.
При недостаточности имеющихся мобильных сил для быстрого тушения возникших пожаров руководители лесхозов (а при отсутствии связи лесничества с лесхозом - непосредственно лесничие) немедленно привлекают на тушение пожаров резервные команды, необходимую технику и средства транспорта с производства.
При возникновении лесных пожаров в местах работ лесопользователей или вблизи их поселков, местах расположения их дорог, складов, сооружений и иных объектов и непринятии или недостаточности принимаемых ими мер к обеспечению быстрого тушения, лесхозы обязаны потребовать от них немедленной ликвидации действующих пожаров.
В тех случаях, когда имеющихся в лесхозе сил и средств для быстрого подавления действующих пожаров недостаточно и выявляется угроза распространения пожаров на больших площадях, руководители лесхозов сообщают вышестоящему органу управления лесами о необходимости задействовать пожарно-химическую станцию III типа и немедленно принимают меры к привлечению в установленном порядке на тушение населения, пожарной техники и транспортных средств местных предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц. Если же пожары принимают характер стихийного бедствия, руководители лесхозов должны принять соответствующие меры к привлечению на тушение формирований гражданской обороны и воинских подразделений.
При направлении для тушения пожаров необходимых сил и средств руководители лесхозов или лесничеств учитывают возможную силу и скорость распространения пожара и особенно опасность развития его в верховой части. Для обеспечения быстрой ликвидации пожара силами одной бригады (6 - 10 человек) из команды пожарно-химической станции или из резервной команды с приданной ей пожарной техникой эта бригада должна прибыть на место пожара и развернуть работы по тушению на участках (выделах), отнесенных к I классу природной пожарной опасности – не позднее одного часа; II классу- 2 часов, III и IV классам - 3 часов после возникновения пожара.
При ветре более 5 м/с, а также в периоды
Тпл – температура пламени, ºК.
Известно, что допустимое время работы человека в задымлённой атмосфере, когда он тушит кромку пожара, по содержанию окиси углерода составляет: 0,6 мг/л – 6 мин; 0,3 мг/л – 10 мин, 0,2 мг/л 60 – минут.
Расчёты показывают, что при ликвидации горения кромки лесного пожара (Hпл ≈ 1м) концентрации углекислого газа на высоте 1,5 м может быть 0,9 - 1,0 мг/л. Практика тушения лесных пожаров показывает, что бывают случаи смертельного отравления тушильщиков в процессе тушения пожара. Поэтому руководителю тушения пожара необходимо обеспечить людей, участников тушения, - средствами защиты органов дыхания. Чаще проводить смены людей, участвующих в ликвидации горения на кромке пожара. Отдых тушильщиков проводить в незадымлённой зоне не ближе 50 м от кромки пожара с наветренной стороны.
4. Организация и тактика тушения лесных пожаров
4.1. Организация тушения крупных лесных пожаров
Вопросы организации борьбы с крупными пожарами очень актуальны и недооценка их часто приводит к тяжелым последствиям. На тушение крупных пожаров привлекаются тысячи людей и десятки технических средств, без четкой организации их деятельности невозможно достичь желаемых результатов.
Анализ тушения крупных пожаров показал, что это проблема не столько техническая, сколько организационная. При тушении таких пожаров возникает потребность за несколько часов создать организацию, способную руководить и контролировать деятельность большого числа тушильщиков в условиях, когда на тушение пожара привлекают людей, которые никогда не работали вместе и не имеют навыка работы в лесу, и тем более на тушении пожара. B процессе тушения изменяется объем работ, условия тушения и в зависимости от реальной обстановки сокращаются или наращиваются силы и средства пожаротушения. Только на очень крупных пожарах структура организации тушения может стабилизироваться на продолжительный период.
В 2003 году МПР России приступило к созданию на Дальнем Востоке первого в России регионального координационного центра по пре
дупреждению и тушению лесных пожаров. Координационный центр создан на основе Дальневосточной базы авиационной охраны лесов. В его состав входят представители территориальных органов МПР России, представители аппарата полпреда Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, органов исполнительной власти субъектов РФ, входящих в состав ДВФО, а также территориальных органов других федеральных ведомств. На первом этапе центр должен координировать деятельность существующих наземных и авиационных сил МПР России. В функции центра входят оперативный сбор и обработка информации по лесным пожарам, учет лесопожарных ресурсов на территории региона, прогнозирование лесопожарной ситуации, организация неотложных мер по профилактике и предупреждению лесных пожаров. На втором этапе будет создана мобильная группа пожаротушения, координационный центр сосредоточит значительные технические ресурсы, станет разработчиком законопроектов в сфере охраны окружающей среды от пожаров.
В дальнейшем планируется создать аналогичные центры в Сибирском (Новосибирск), Уральском (Екатеринбург) и Центральном (Москва) федеральных округах.
Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации осуществляют контроль за выполнением договорных обязательств авиабазами, а лесхозы - авиаотделениями в части:
- своевременного начала и окончания работ по авиационной охране лесов в соответствии с фактическими метеорологическими условиями текущего года;
- соответствия режима работы авиапожарных сил и средств установленному «Рекомендациями по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб» в зависимости от классов пожарной опасности в лесу по условиям погоды;
- своевременности и точности определения мест возникновения пожаров, сообщения о них лесхозам в районах наземной охраны лесов, полноты и качества сообщенных сведений;
- своевременности и полноты принимавшихся мер по обнаружению и ликвидации пожаров с использованием авиационных сил и средств в районах авиационной охраны;
- численности авиапожарных сил и средств, установленных договором, и норм оснащения авиаотделений, установленных Инструкцией по авиационной охране лесов.
До начала пожароопасного сезона органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы на местах ежегодно, не позднее февраля, вносят на утверждение соответствующих органов власти оперативные планы борьбы с лесными пожарами.
В соответствии со статьёй 100 лесного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними органы государственной власти субъеков Российской Федерации:
-
организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов; -
обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а так же лесопользователей к пожароопасному сезону; -
утверждают ежегодно, до начала пожароопасного сезона, оперативные планы борьбы с лесными пожарами; -
устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью; -
предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание лесопожарных формирований из числа привлеченных к тушению лесных пожаров граждан и обеспечивают готовность этих формирований к немедленным выездам в случаях возникновения лесных пожаров;
- создают резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон;
- оказывают содействие организациям, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователям в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых для авиационной охраны лесов от пожаров, в обеспечении горюче-смазочными материалами лесопожарных формирований, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством необходимое количество дежурных транспортных средств (автомобилей, катеров и других транспортных средств) с запасом горюче-смазочных материалов;
- организуют проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов, выполнении правил пожарной безопасности в лесах;
- обеспечивают координацию всех работ по борьбе с лесными пожарами на территориях субъектов Российской Федерации с созданием в необходи
мых случаях для этой цели специальных комиссий.
В оперативном плане борьбы с лесными пожарами предусматривается организация работ по тушению лесных пожаров:
- в районах авиационной охраны;
- в районах наземной охраны лесов с учетом закрепления участков леса за лесной охраной, ПХС, механизированными отрядами, лесопользователями, предприятиями и организациями;
- привлечение дополнительных сил и средств пожаротушения при возникновении ситуаций стихийного развития лесных пожаров.
Во всех случаях указываются лица, ответственные за организацию работ, порядок их проведения и обеспечения.
Для реализации оперативного плана борьбы с лесными пожарами, лесхозы представляют на утверждение соответствующим органам власти порядок привлечения на тушение лесных пожаров: населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций; противопожарной техники, транспортных и других средств; формирований гражданской обороны и войсковых частей (в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций). Определяется также порядок обеспечения привлеченных сил на тушение: средствами передвижения; питанием и медицинской помощью, а также выделения в распоряжение лесхозов в периоды пожарной опасности дежурного транспорта (автомобилей, катеров и др.) с запасом горючего и организации из числа привлекаемых сил и средств мобильных отрядов, обеспечивающих немедленный выезд на тушение лесных пожаров.
Руководитель лесхоза или лесничий, получив сообщение о пожаре, принимает меры к его тушению силами команды пожарно-химической станции или других пожарных формирований лесхоза (лесничества). Если сообщение о пожаре было передано непосредственно на пожарно-химическую станцию, начальник станции обязан срочно принять меры к выезду команды или отдельной бригады на пожар и получить необходимые указания от руководителя лесхоза или лесничего, а при отсутствии связи с лесхозом или лесничеством самостоятельно принять решение о выезде на пожар команды или отдельной бригады.
В случае, когда на территории лесхоза или лесничества одновременно возникло несколько пожаров или когда быстро потушить возникший пожар силами одной пожарно-химической станции невозможно, лесничий немедленно сообщает об этом руководителям лесхоза для направления на тушение допол
нительных сил и средств из соседних лесничеств.
При недостаточности имеющихся мобильных сил для быстрого тушения возникших пожаров руководители лесхозов (а при отсутствии связи лесничества с лесхозом - непосредственно лесничие) немедленно привлекают на тушение пожаров резервные команды, необходимую технику и средства транспорта с производства.
При возникновении лесных пожаров в местах работ лесопользователей или вблизи их поселков, местах расположения их дорог, складов, сооружений и иных объектов и непринятии или недостаточности принимаемых ими мер к обеспечению быстрого тушения, лесхозы обязаны потребовать от них немедленной ликвидации действующих пожаров.
В тех случаях, когда имеющихся в лесхозе сил и средств для быстрого подавления действующих пожаров недостаточно и выявляется угроза распространения пожаров на больших площадях, руководители лесхозов сообщают вышестоящему органу управления лесами о необходимости задействовать пожарно-химическую станцию III типа и немедленно принимают меры к привлечению в установленном порядке на тушение населения, пожарной техники и транспортных средств местных предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц. Если же пожары принимают характер стихийного бедствия, руководители лесхозов должны принять соответствующие меры к привлечению на тушение формирований гражданской обороны и воинских подразделений.
При направлении для тушения пожаров необходимых сил и средств руководители лесхозов или лесничеств учитывают возможную силу и скорость распространения пожара и особенно опасность развития его в верховой части. Для обеспечения быстрой ликвидации пожара силами одной бригады (6 - 10 человек) из команды пожарно-химической станции или из резервной команды с приданной ей пожарной техникой эта бригада должна прибыть на место пожара и развернуть работы по тушению на участках (выделах), отнесенных к I классу природной пожарной опасности – не позднее одного часа; II классу- 2 часов, III и IV классам - 3 часов после возникновения пожара.
При ветре более 5 м/с, а также в периоды