Файл: Книга 6 (леса, торфа, лесосклады) Москва 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 770

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
теплота сгорания древесины, кДж/кг;

Тпл – температура пламени, ºК.

Известно, что допустимое время работы человека в задымлённой атмосфере, когда он тушит кромку пожара, по содержанию окиси углерода составляет: 0,6 мг/л – 6 мин; 0,3 мг/л – 10 мин, 0,2 мг/л 60 – минут.

Расчёты показывают, что при ликвидации горения кромки лесного пожара (Hпл ≈ 1м) концентрации углекислого газа на высоте 1,5 м может быть 0,9 - 1,0 мг/л. Практика тушения лесных пожаров показывает, что бывают случаи смертельного отравления тушильщиков в процессе тушения пожара. Поэтому руководителю тушения пожара необходимо обеспечить людей, участников тушения, - средствами защиты органов дыхания. Чаще проводить смены людей, участвующих в ликвидации горения на кромке пожара. Отдых тушильщиков проводить в незадымлённой зоне не ближе 50 м от кромки пожара с наветренной стороны.

4. Организация и тактика тушения лесных пожаров
4.1. Организация тушения крупных лесных пожаров
Вопросы организации борьбы с крупными пожарами очень актуальны и недооценка их часто приводит к тяжелым последствиям. На тушение крупных пожаров привлекаются тысячи людей и десятки технических средств, без четкой организации их деятельности невозможно достичь желаемых результатов.

Анализ тушения крупных пожаров пока­зал, что это проблема не столько техническая, сколько организацион­ная. При тушении таких пожаров возникает потребность за несколько часов создать организацию, способную руководить и контролировать деятельность большого числа тушильщиков в условиях, когда на тушение по­жара привлекают людей, которые никогда не работали вместе и не имеют навыка работы в лесу, и тем более на ту­шении пожара. B процессе тушения изменяется объем работ, условия тушения и в зависимости от реальной обстановки сокращаются или на­ращиваются силы и средства пожаротушения. Только на очень крупных пожарах структура организации тушения может стабилизироваться на продолжительный период.

В 2003 году МПР России приступило к созданию на Дальнем Востоке первого в России регионального координационного центра по пре­
дупреждению и тушению лесных пожаров. Координационный центр создан на основе Дальневосточной базы авиационной охраны лесов. В его состав входят представители территориальных органов МПР России, представите­ли аппарата полпреда Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, органов исполнительной власти субъектов РФ, входящих в состав ДВФО, а также территориальных органов других федеральных ведомств. На первом этапе центр должен координировать деятельность существующих наземных и авиационных сил МПР России. В функции центра входят оперативный сбор и обработка информации по лесным пожарам, учет лесопожарных ресурсов на территории региона, прогнозирование лесопожарной ситуации, организа­ция неотложных мер по профилактике и предупреждению лесных пожаров. На втором этапе будет создана мобильная группа пожаротушения, координационный центр сосредоточит значительные технические ресурсы, станет разработчиком законопроектов в сфере охраны окружающей среды от пожаров.

В дальнейшем планируется создать аналогичные центры в Сибирском (Новосибирск), Уральском (Екатеринбург) и Централь­ном (Москва) федеральных округах.

Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации осуществляют контроль за выполнением договорных обязательств авиабазами, а лесхозы - авиаотделениями в части:

- своевременного начала и окончания работ по авиационной охране лесов в соответствии с фактическими метеорологическими условиями текущего года;

- соответствия режима работы авиапожарных сил и средств установленному «Рекомендациями по противопожарной профилактике в лесах и регламен­тации работы лесопожарных служб» в зависимости от классов пожарной опасности в лесу по условиям погоды;

- своевременности и точности определения мест возникновения пожаров, сообщения о них лесхозам в районах наземной охраны лесов, полноты и качества сообщенных сведений;

- своевременности и полноты принимавшихся мер по обнаружению и лик­видации пожаров с использованием авиационных сил и средств в районах авиационной охраны;

- численности авиапожарных сил и средств, установленных договором, и норм оснащения авиаотделений, установленных Инструкцией по авиационной охране лесов.

До начала пожароопасного сезона органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы на местах ежегодно, не позднее февраля, вносят на утверждение соответствующих органов власти оперативные планы борьбы с лесными пожарами.



В соответствии со статьёй 100 лесного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними органы государственной власти субъеков Российской Федерации:

  • организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;

  • обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а так же лесопользователей к пожароопасному сезону;

  • утверждают ежегодно, до начала пожароопасного сезона, оперативные планы борьбы с лесными пожарами;

  • устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;

  • предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах созда­ние лесопожарных формирований из числа привлеченных к тушению лес­ных пожаров граждан и обеспечивают готовность этих формирований к не­медленным выездам в случаях возникновения лесных пожаров;

- создают резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон;

- оказывают содействие организациям, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователям в строительстве и ремонте дорог про­тивопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для само­летов и вертолетов, используемых для авиационной охраны лесов от пожа­ров, в обеспечении горюче-смазочными материалами лесопожарных формирований, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряже­ние территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством необходимое количество дежурных транспортных средств (автомобилей, катеров и других транспортных средств) с запасом горюче­-смазочных материалов;

- организуют проведение противопожарной пропаганды, регулярное осве­щение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов, выполнении правил пожарной безопасности в лесах;

- обеспечивают координацию всех работ по борьбе с лесными пожарами на территориях субъектов Российской Федерации с созданием в необходи­
мых случаях для этой цели специальных комиссий.

В оперативном плане борьбы с лесными пожарами предусматривается ор­ганизация работ по тушению лесных пожаров:

- в районах авиационной охраны;

- в районах наземной охраны лесов с учетом закрепления участков леса за лесной охраной, ПХС, механизированными отрядами, лесопользовате­лями, предприятиями и организациями;

- привлечение дополнительных сил и средств пожаротушения при возник­новении ситуаций стихийного развития лесных пожаров.

Во всех случаях указываются лица, ответственные за организацию работ, порядок их проведения и обеспечения.

Для реализации оперативного плана борьбы с лесными пожарами, лесхозы представляют на утверждение соответствующим органам власти порядок при­влечения на тушение лесных пожаров: населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций; противопожарной техники, транспортных и других средств; формирований гражданской обороны и войсковых частей (в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций). Определяется также поря­док обеспечения привлеченных сил на тушение: средствами передвижения; питанием и медицинской помощью, а также выделения в распоряжение лесхозов в периоды пожарной опасности дежурного транспорта (автомобилей, катеров и др.) с запасом горючего и организации из числа привлекаемых сил и средств мобильных отрядов, обеспечивающих немедленный выезд на тушение лесных пожаров.

Руководитель лесхоза или лесничий, получив сообщение о пожаре, принимает меры к его тушению силами команды пожарно-химической станции или других пожарных формирований лесхоза (лесничества). Если сообщение о пожаре было передано непосредственно на пожарно-химическую станцию, начальник станции обязан срочно принять меры к выезду команды или отдельной бригады на пожар и получить необходимые указания от руководителя лесхоза или лесничего, а при отсутствии связи с лесхозом или лесничеством самостоятельно принять решение о выезде на пожар команды или отдельной бригады.

В случае, когда на территории лесхоза или лесничества одновременно возникло несколько пожаров или когда быстро потушить возникший пожар сила­ми одной пожарно-химической станции невозможно, лесничий немедленно сообщает об этом руководителям лесхоза для направления на тушение допол
нительных сил и средств из соседних лесничеств.

При недостаточности имеющихся мобильных сил для быстрого тушения возникших пожаров руководители лесхозов (а при отсутствии связи лесничест­ва с лесхозом - непосредственно лесничие) немедленно привлекают на тушение пожаров резервные команды, необходимую технику и средства транспорта с производства.

При возникновении лесных пожаров в местах работ лесопользователей или вблизи их поселков, местах расположения их дорог, складов, сооружений и иных объектов и непринятии или недостаточности принимаемых ими мер к обеспечению быстрого тушения, лесхозы обязаны потребовать от них немедленной ликвидации действующих пожаров.

В тех случаях, когда имеющихся в лесхозе сил и средств для быстрого подавления действующих пожаров недостаточно и выявляется угроза распространения пожаров на больших площадях, руководители лесхозов сообщают вышестоящему органу управления лесами о необходимости задействовать пожарно-химическую станцию III типа и немедленно принимают меры к привлечению в установленном порядке на тушение населения, пожарной техники и транспортных средств местных предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц. Если же пожары принимают характер стихийного бедствия, руководители лесхозов должны принять соответствующие меры к привлечению на тушение формирований гражданской обороны и воинских подразделений.

При направлении для тушения пожаров необходимых сил и средств руководители лесхозов или лесничеств учитывают возможную силу и скорость распространения пожара и особенно опасность развития его в верховой части. Для обеспечения быстрой ликвидации пожара силами одной бригады (6 - 10 человек) из команды пожарно-химической станции или из резервной команды с приданной ей пожарной техникой эта бригада должна прибыть на место пожара и развернуть работы по тушению на участках (выделах), отнесенных к I классу природной пожарной опасности – не позднее одного часа; II классу- 2 часов, III и IV классам - 3 часов после возникновения пожара.

При ветре более 5 м/с, а также в периоды