Файл: Книга 6 (леса, торфа, лесосклады) Москва 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 771

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
IV и V классов пожарной onacности по условиям погоды предельное время на доставку к месту пожара и развертывание работ по тушению на участках (выделах) I - III классов природной пожарной опасности леса сокращается не менее чем в 2 раза, а при невозможности такого сокращения времени должны быть увеличены не менее чем в 2 раза численность рабочих и количество средств пожаротушения, направ­ленных на пожар.

Организация тушения лесных пожаров авиационными силами и средства­ми осуществляется авиаотделениями в соответствии с Инструкцией по авиаци­онной охране лесов. В случае, когда авиаотделение не может по какой-либо причине обеспечить ликвидацию пожара в зоне авиационной охраны лесов, начальник авиаотделения немедленно докладывает об этом лесхозу и авиабазе. Руководитель лесхоза незамедлительно принимает дополнительные меры для тушения указанного пожара.

Привлеченные по решению соответствующих органов власти на тушение лесных пожаров рабочие из населенных пунктов, предприятий, организаций и учреждений должны быть по месту жительства или работы организованы в отряды, команды или бригады, возглавляемые назначенными руководителя­ми предприятий, организаций и учреждений начальниками отрядов, команд и бригад.

Привлеченные пожарная техника и средства транспорта, с обслуживаю­щим их персоналом, придаются соответствующим отрядам, командам или бри­гадам.

К каждому отдельному отряду, команде и бригаде на пункте сбора прикреп­ляется назначенный лесхозом работник для сопровождения к месту пожара и помощи в руководстве работами по тушению пожара.

Невоенизированные формирования гражданской обороны и воинские по­дразделения, направленные на тушение лесных пожаров, сохраняют свою ор­ганизационную структуру.

В случае, когда в зоне авиационной охраны лесов, особенно в ее удаленных районах, возникли лесные пожары, охватившие значительные площади, туше­ние которых не может быть обеспечено авиационными и наземными силами и средствами (с учетом возможностей маневрирования), решением органа ис­полнительной власти субъекта Российской Федерации совместно с органом управления лесным хозяйством или специальной комиссией по чрезвычайным ситуациям тушение таких пожаров может осуществляться частично, т. е. оста­
новка, локализация и тушение кромки пожара проводится в направлениях, уг­рожающих лесным поселкам, ценным лесным массивам, особо охраняемым природным территориям, народнохозяйственным и другим объектам. В случа­ях, когда такие лесные пожары не представляют угрозы перечисленным выше территориям и объектам, их тушение может быть прекращено.

Общее руководство тушением лесных пожаров на территории лесхоза и от­ветственность за полноту и своевременность принимаемых мер к их ликвида­ции возложены на директора лесхоза; координацию всех мероприятий по борь­бе с лесными пожарами в данном районе, когда на их тушение привлечено население, пожарная техника и транспортные средства предприятий, органи­заций и учреждений, осуществляет соответствующий орган власти, лесхоз или специальная комиссия (штаб) по борьбе с лесными пожарами, а в субъектах Российской Федерации - комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС). Непосредственное руководство работами по тушению каждого лесного по­жара в районах наземной охраны осуществляет работник лесхоза или началь­ник пожарно-химической станции, либо бригадир (если прибыла лишь одна бригада из состава команды станции). Если на тушение пожара прибыла команда пожарно-химической станции II или III типа, руководство работами по тушению переходит к прибывшему начальнику этой станции.

Прибывшее на пожар вышестоящее должностное лицо лесной охраны (лес­ничий, инженер по охране и защите леса и др.) при необходимости (в случае усложнившейся обстановки) должен принять руководство тушением пожара на себя.

В зона и районах авиационной охраны лесов руководство тушением лесных пожаров осуществляется старшими по должности работниками из числа находящихся на пожарах парашютно-пожарных и авиадесантных команд, групп. В местах использования на тушении механизированных отрядов руководство работой по ликвидации пожара осу­

ществляет начальник механизированного отряда или другое должностное лицо.

В случаях невозможности ликвидации лесного пожара своими силами авиаотделение обязано немедленно доложить об этом соответствующему лес­хозу. Лесхоз незамедлительно принимает меры к тушению этого пожара и со­вместно с авиаотделением осуществляет руководство мероприятиями по ликвидации пожара.

Для ориентирования в лесу (на местности) руководители тушения исполь­зуют специальные лесопожарные карты масштаба 1:100 000. На эти карты на­носится вся пожарная ситуация в районе работ, уточненные данные, получен­ные в результате воздушной и наземной разведки пожара, прогнозируемые направления его развития, основные намечаемые (планируемые) меры борьбы и др. данные по реализации плана тушения. Лесопатрульные карты использу­ются также для составления общей схемы пожара, прилагаемой к Протоколу о лесном пожаре.

Если пожар уже принял такие размеры и характер, что прибывших сил для быстрой его ликвидации явно недостаточно, руководитель немедленно ставит об этом в известность лесхоз (или лесничество) и приступает к разведке пожара.

Целью разведки является обеспечение руководителя тушения необходимой информацией для разработки оперативного плана тушения и наблюдения за состоянием действующей и локализованной кромок пожаров.

При разведке должны быть выяснены:

- вид и скорость распространения пожара, его контур и примерная площадь;

- тактические части пожара (фронт, фланги и тыл) и основные типы (виды) горючих материалов;

- наиболее опасное направление распространения (чему угрожает пожар);

- наличие естественных и искусственных препятствий для распространения пожара;

- возможное усиление или ослабление пожара вследствие особенностей лес­ных участков и рельефа местности на пути его распространения;

- возможность подъезда к кромке пожара и применения механизированных средств локализации и тушения;

- наличие водных источников и возможность их использования;

- наличие опорных полос для отжига и условия прокладки таких полос;

- безопасные места стоянки транспортных средств и пути отхода, рабочих на случай прорыва огня, места укрытия.

Результаты разведки отражаются в составляемых схемах местности или лесопожарных картах.
Кроме этих данных, разведка должна определить направление (предполо­жительно) распространения и развития пожара в ближайшее время, если не бу­дут приняты достаточные меры к его тушению. При этом учитывается возмож­ное усиление и развитие пожара в зависимости от особенностей лесных участков, по которым будут проходить его фронт и фланги, от метеорологиче­ской обстановки и рельефа местности. Для пожаров площадью 5—10 га такой прогноз составляется на ближайшие 2 - 3 часа, а для более крупных пожаров — на более длительные сроки в зависимости от реальных возможностей их лик­видации.

По данным разведки и прогноза распространения и развития пожара руко­водитель тушения разрабатывает план его тушения. В плане определяются:

- технические способы и тактические приемы ликвидации пожара;

- сроки выполнения отдельных стадий тушения;

- распределение наличных сил и средств по периферии пожара;

- организация связи с отрядами, командами и бригадами рабочих;

- привлечение дополнительных сил и средств (количество и сроки);

- мероприятия по непрерывной разведке пожара, ходу его тушения и страху­ющие мероприятия.

Работы по тушению надо планировать так, чтобы ликвидация (или, по крайней мере, локализация) пожара была закончена не позднее 10 ча­сов утра следующего дня, так как наибольшая производительность тушения достигается в вечерние, включая светлые ночи, и ранние утренние часы.

Если пожар распространился на большой площади и принял затяжной ха­рактер, разведка пожара должна производиться ежедневно, а при быстром рас­пространении горения - 2 раза в день. В районах наземной охраны лесов дан­ные разведки летчиков-наблюдателей сбрасываются вымпелом непосредствен­но руководителю тушения. При возможности посадки самолета (вертолета) вблизи пожара разведка пожара на самолете (вертолете) производится с учас­тием руководителя.

Руководитель тушения крупного лесного пожара в районах наземной охра­ны лесов назначается директором лесхоза или замещающим его лицом, а в рай­онах авиационной охраны - начальником авиаотделения.

При необходимости руководители тушения крупных пожаров могут назна­чаться КЧС либо созданным при ней оперативным штабом по руководству ту­шением. Руководителю тушения пожара подчиняются все силы, прибывшие на
тушение пожара. Он несет персональную ответственность за правильность проводимых мероприятий по борьбе с пожаром, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности и успешность ликвидации пожара.

Успех локализации пожара зависит в первую очередь от организованности действия бригад тушильщиков и механизированных звеньев, взаи­модействия между тушильщиками, а также способов и методов дейст­вий их на линии огня. При тушении пожаров распространен метод индивидуальных заданий. Каждая задача выполняется отдельной группой с после­дующим переходом на другие позиции по линии тушения.

В последние годы используется метод, где каждая бригада, продвигаясь вперед по линии тушения, сохраняется как устойчивая целостная единица тушения.

Этот метод предусматривает, что каждому тушильщику в бригаде выдается определенный вид ручного инструмента, которым он выполняет определенную работу. Использование инстру­ментов в бригаде определяется зависимости от типа горючих материалов и параметров прокладываемой минерализованной полосы. Другой метод требует, чтобы каждый тушильщик полностью обрабатывал свой участок полосы. Работа закан­чивается тогда, когда участок полосы, сделанный одним тушильщиком, примыкает к участнику впереди работающего. В этом случае первый тушильщик, продвигаясь вперед по обработанному участку, вытесняет переднего, тот вытесняет впереди идущего и т.д.

Первый метод эффективен во всех типах горючих материалов, а второй - только в однородных типах, где одним инструментом можно полностью подготовить участок полосы. Те же принципы применяются в процессе дотушивания. Дотушивание - это длительный, утомительный и довольно опасный процесс.

Усталость членов бригады к концу тушения, упадок моральных и физических сил после тушения основного пожара, формальное наблюдение за выгоревшей площадью - все это приводит к частым травмам. Обычно дотушивание концентрируется вдоль полосы, па­раллельной линии заграждения. Однако в этой зоне полной ликвидации огня можно добиться только в результате применения правильной мето­дики дотушивания и эффективной организации труда.

Этот вид работ наиболее эффективно выпол­няют небольшие группы тушильщиков, так как они более мобильны при выполнении разнообразных заданий. На дотушивании распределение за­