ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 960
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
IV и V классов пожарной onacности по условиям погоды предельное время на доставку к месту пожара и развертывание работ по тушению на участках (выделах) I - III классов природной пожарной опасности леса сокращается не менее чем в 2 раза, а при невозможности такого сокращения времени должны быть увеличены не менее чем в 2 раза численность рабочих и количество средств пожаротушения, направленных на пожар.
Организация тушения лесных пожаров авиационными силами и средствами осуществляется авиаотделениями в соответствии с Инструкцией по авиационной охране лесов. В случае, когда авиаотделение не может по какой-либо причине обеспечить ликвидацию пожара в зоне авиационной охраны лесов, начальник авиаотделения немедленно докладывает об этом лесхозу и авиабазе. Руководитель лесхоза незамедлительно принимает дополнительные меры для тушения указанного пожара.
Привлеченные по решению соответствующих органов власти на тушение лесных пожаров рабочие из населенных пунктов, предприятий, организаций и учреждений должны быть по месту жительства или работы организованы в отряды, команды или бригады, возглавляемые назначенными руководителями предприятий, организаций и учреждений начальниками отрядов, команд и бригад.
Привлеченные пожарная техника и средства транспорта, с обслуживающим их персоналом, придаются соответствующим отрядам, командам или бригадам.
К каждому отдельному отряду, команде и бригаде на пункте сбора прикрепляется назначенный лесхозом работник для сопровождения к месту пожара и помощи в руководстве работами по тушению пожара.
Невоенизированные формирования гражданской обороны и воинские подразделения, направленные на тушение лесных пожаров, сохраняют свою организационную структуру.
В случае, когда в зоне авиационной охраны лесов, особенно в ее удаленных районах, возникли лесные пожары, охватившие значительные площади, тушение которых не может быть обеспечено авиационными и наземными силами и средствами (с учетом возможностей маневрирования), решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно с органом управления лесным хозяйством или специальной комиссией по чрезвычайным ситуациям тушение таких пожаров может осуществляться частично, т. е. оста
новка, локализация и тушение кромки пожара проводится в направлениях, угрожающих лесным поселкам, ценным лесным массивам, особо охраняемым природным территориям, народнохозяйственным и другим объектам. В случаях, когда такие лесные пожары не представляют угрозы перечисленным выше территориям и объектам, их тушение может быть прекращено.
Общее руководство тушением лесных пожаров на территории лесхоза и ответственность за полноту и своевременность принимаемых мер к их ликвидации возложены на директора лесхоза; координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами в данном районе, когда на их тушение привлечено население, пожарная техника и транспортные средства предприятий, организаций и учреждений, осуществляет соответствующий орган власти, лесхоз или специальная комиссия (штаб) по борьбе с лесными пожарами, а в субъектах Российской Федерации - комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС). Непосредственное руководство работами по тушению каждого лесного пожара в районах наземной охраны осуществляет работник лесхоза или начальник пожарно-химической станции, либо бригадир (если прибыла лишь одна бригада из состава команды станции). Если на тушение пожара прибыла команда пожарно-химической станции II или III типа, руководство работами по тушению переходит к прибывшему начальнику этой станции.
Прибывшее на пожар вышестоящее должностное лицо лесной охраны (лесничий, инженер по охране и защите леса и др.) при необходимости (в случае усложнившейся обстановки) должен принять руководство тушением пожара на себя.
В зона и районах авиационной охраны лесов руководство тушением лесных пожаров осуществляется старшими по должности работниками из числа находящихся на пожарах парашютно-пожарных и авиадесантных команд, групп. В местах использования на тушении механизированных отрядов руководство работой по ликвидации пожара осу
ществляет начальник механизированного отряда или другое должностное лицо.
В случаях невозможности ликвидации лесного пожара своими силами авиаотделение обязано немедленно доложить об этом соответствующему лесхозу. Лесхоз незамедлительно принимает меры к тушению этого пожара и совместно с авиаотделением осуществляет руководство мероприятиями по ликвидации пожара.
Для ориентирования в лесу (на местности) руководители тушения используют специальные лесопожарные карты масштаба 1:100 000. На эти карты наносится вся пожарная ситуация в районе работ, уточненные данные, полученные в результате воздушной и наземной разведки пожара, прогнозируемые направления его развития, основные намечаемые (планируемые) меры борьбы и др. данные по реализации плана тушения. Лесопатрульные карты используются также для составления общей схемы пожара, прилагаемой к Протоколу о лесном пожаре.
Если пожар уже принял такие размеры и характер, что прибывших сил для быстрой его ликвидации явно недостаточно, руководитель немедленно ставит об этом в известность лесхоз (или лесничество) и приступает к разведке пожара.
Целью разведки является обеспечение руководителя тушения необходимой информацией для разработки оперативного плана тушения и наблюдения за состоянием действующей и локализованной кромок пожаров.
При разведке должны быть выяснены:
- вид и скорость распространения пожара, его контур и примерная площадь;
- тактические части пожара (фронт, фланги и тыл) и основные типы (виды) горючих материалов;
- наиболее опасное направление распространения (чему угрожает пожар);
- наличие естественных и искусственных препятствий для распространения пожара;
- возможное усиление или ослабление пожара вследствие особенностей лесных участков и рельефа местности на пути его распространения;
- возможность подъезда к кромке пожара и применения механизированных средств локализации и тушения;
- наличие водных источников и возможность их использования;
- наличие опорных полос для отжига и условия прокладки таких полос;
- безопасные места стоянки транспортных средств и пути отхода, рабочих на случай прорыва огня, места укрытия.
Результаты разведки отражаются в составляемых схемах местности или лесопожарных картах.
Кроме этих данных, разведка должна определить направление (предположительно) распространения и развития пожара в ближайшее время, если не будут приняты достаточные меры к его тушению. При этом учитывается возможное усиление и развитие пожара в зависимости от особенностей лесных участков, по которым будут проходить его фронт и фланги, от метеорологической обстановки и рельефа местности. Для пожаров площадью 5—10 га такой прогноз составляется на ближайшие 2 - 3 часа, а для более крупных пожаров — на более длительные сроки в зависимости от реальных возможностей их ликвидации.
По данным разведки и прогноза распространения и развития пожара руководитель тушения разрабатывает план его тушения. В плане определяются:
- технические способы и тактические приемы ликвидации пожара;
- сроки выполнения отдельных стадий тушения;
- распределение наличных сил и средств по периферии пожара;
- организация связи с отрядами, командами и бригадами рабочих;
- привлечение дополнительных сил и средств (количество и сроки);
- мероприятия по непрерывной разведке пожара, ходу его тушения и страхующие мероприятия.
Работы по тушению надо планировать так, чтобы ликвидация (или, по крайней мере, локализация) пожара была закончена не позднее 10 часов утра следующего дня, так как наибольшая производительность тушения достигается в вечерние, включая светлые ночи, и ранние утренние часы.
Если пожар распространился на большой площади и принял затяжной характер, разведка пожара должна производиться ежедневно, а при быстром распространении горения - 2 раза в день. В районах наземной охраны лесов данные разведки летчиков-наблюдателей сбрасываются вымпелом непосредственно руководителю тушения. При возможности посадки самолета (вертолета) вблизи пожара разведка пожара на самолете (вертолете) производится с участием руководителя.
Руководитель тушения крупного лесного пожара в районах наземной охраны лесов назначается директором лесхоза или замещающим его лицом, а в районах авиационной охраны - начальником авиаотделения.
При необходимости руководители тушения крупных пожаров могут назначаться КЧС либо созданным при ней оперативным штабом по руководству тушением. Руководителю тушения пожара подчиняются все силы, прибывшие на
тушение пожара. Он несет персональную ответственность за правильность проводимых мероприятий по борьбе с пожаром, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности и успешность ликвидации пожара.
Успех локализации пожара зависит в первую очередь от организованности действия бригад тушильщиков и механизированных звеньев, взаимодействия между тушильщиками, а также способов и методов действий их на линии огня. При тушении пожаров распространен метод индивидуальных заданий. Каждая задача выполняется отдельной группой с последующим переходом на другие позиции по линии тушения.
В последние годы используется метод, где каждая бригада, продвигаясь вперед по линии тушения, сохраняется как устойчивая целостная единица тушения.
Этот метод предусматривает, что каждому тушильщику в бригаде выдается определенный вид ручного инструмента, которым он выполняет определенную работу. Использование инструментов в бригаде определяется зависимости от типа горючих материалов и параметров прокладываемой минерализованной полосы. Другой метод требует, чтобы каждый тушильщик полностью обрабатывал свой участок полосы. Работа заканчивается тогда, когда участок полосы, сделанный одним тушильщиком, примыкает к участнику впереди работающего. В этом случае первый тушильщик, продвигаясь вперед по обработанному участку, вытесняет переднего, тот вытесняет впереди идущего и т.д.
Первый метод эффективен во всех типах горючих материалов, а второй - только в однородных типах, где одним инструментом можно полностью подготовить участок полосы. Те же принципы применяются в процессе дотушивания. Дотушивание - это длительный, утомительный и довольно опасный процесс.
Усталость членов бригады к концу тушения, упадок моральных и физических сил после тушения основного пожара, формальное наблюдение за выгоревшей площадью - все это приводит к частым травмам. Обычно дотушивание концентрируется вдоль полосы, параллельной линии заграждения. Однако в этой зоне полной ликвидации огня можно добиться только в результате применения правильной методики дотушивания и эффективной организации труда.
Этот вид работ наиболее эффективно выполняют небольшие группы тушильщиков, так как они более мобильны при выполнении разнообразных заданий. На дотушивании распределение за
Организация тушения лесных пожаров авиационными силами и средствами осуществляется авиаотделениями в соответствии с Инструкцией по авиационной охране лесов. В случае, когда авиаотделение не может по какой-либо причине обеспечить ликвидацию пожара в зоне авиационной охраны лесов, начальник авиаотделения немедленно докладывает об этом лесхозу и авиабазе. Руководитель лесхоза незамедлительно принимает дополнительные меры для тушения указанного пожара.
Привлеченные по решению соответствующих органов власти на тушение лесных пожаров рабочие из населенных пунктов, предприятий, организаций и учреждений должны быть по месту жительства или работы организованы в отряды, команды или бригады, возглавляемые назначенными руководителями предприятий, организаций и учреждений начальниками отрядов, команд и бригад.
Привлеченные пожарная техника и средства транспорта, с обслуживающим их персоналом, придаются соответствующим отрядам, командам или бригадам.
К каждому отдельному отряду, команде и бригаде на пункте сбора прикрепляется назначенный лесхозом работник для сопровождения к месту пожара и помощи в руководстве работами по тушению пожара.
Невоенизированные формирования гражданской обороны и воинские подразделения, направленные на тушение лесных пожаров, сохраняют свою организационную структуру.
В случае, когда в зоне авиационной охраны лесов, особенно в ее удаленных районах, возникли лесные пожары, охватившие значительные площади, тушение которых не может быть обеспечено авиационными и наземными силами и средствами (с учетом возможностей маневрирования), решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно с органом управления лесным хозяйством или специальной комиссией по чрезвычайным ситуациям тушение таких пожаров может осуществляться частично, т. е. оста
новка, локализация и тушение кромки пожара проводится в направлениях, угрожающих лесным поселкам, ценным лесным массивам, особо охраняемым природным территориям, народнохозяйственным и другим объектам. В случаях, когда такие лесные пожары не представляют угрозы перечисленным выше территориям и объектам, их тушение может быть прекращено.
Общее руководство тушением лесных пожаров на территории лесхоза и ответственность за полноту и своевременность принимаемых мер к их ликвидации возложены на директора лесхоза; координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами в данном районе, когда на их тушение привлечено население, пожарная техника и транспортные средства предприятий, организаций и учреждений, осуществляет соответствующий орган власти, лесхоз или специальная комиссия (штаб) по борьбе с лесными пожарами, а в субъектах Российской Федерации - комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС). Непосредственное руководство работами по тушению каждого лесного пожара в районах наземной охраны осуществляет работник лесхоза или начальник пожарно-химической станции, либо бригадир (если прибыла лишь одна бригада из состава команды станции). Если на тушение пожара прибыла команда пожарно-химической станции II или III типа, руководство работами по тушению переходит к прибывшему начальнику этой станции.
Прибывшее на пожар вышестоящее должностное лицо лесной охраны (лесничий, инженер по охране и защите леса и др.) при необходимости (в случае усложнившейся обстановки) должен принять руководство тушением пожара на себя.
В зона и районах авиационной охраны лесов руководство тушением лесных пожаров осуществляется старшими по должности работниками из числа находящихся на пожарах парашютно-пожарных и авиадесантных команд, групп. В местах использования на тушении механизированных отрядов руководство работой по ликвидации пожара осу
ществляет начальник механизированного отряда или другое должностное лицо.
В случаях невозможности ликвидации лесного пожара своими силами авиаотделение обязано немедленно доложить об этом соответствующему лесхозу. Лесхоз незамедлительно принимает меры к тушению этого пожара и совместно с авиаотделением осуществляет руководство мероприятиями по ликвидации пожара.
Для ориентирования в лесу (на местности) руководители тушения используют специальные лесопожарные карты масштаба 1:100 000. На эти карты наносится вся пожарная ситуация в районе работ, уточненные данные, полученные в результате воздушной и наземной разведки пожара, прогнозируемые направления его развития, основные намечаемые (планируемые) меры борьбы и др. данные по реализации плана тушения. Лесопатрульные карты используются также для составления общей схемы пожара, прилагаемой к Протоколу о лесном пожаре.
Если пожар уже принял такие размеры и характер, что прибывших сил для быстрой его ликвидации явно недостаточно, руководитель немедленно ставит об этом в известность лесхоз (или лесничество) и приступает к разведке пожара.
Целью разведки является обеспечение руководителя тушения необходимой информацией для разработки оперативного плана тушения и наблюдения за состоянием действующей и локализованной кромок пожаров.
При разведке должны быть выяснены:
- вид и скорость распространения пожара, его контур и примерная площадь;
- тактические части пожара (фронт, фланги и тыл) и основные типы (виды) горючих материалов;
- наиболее опасное направление распространения (чему угрожает пожар);
- наличие естественных и искусственных препятствий для распространения пожара;
- возможное усиление или ослабление пожара вследствие особенностей лесных участков и рельефа местности на пути его распространения;
- возможность подъезда к кромке пожара и применения механизированных средств локализации и тушения;
- наличие водных источников и возможность их использования;
- наличие опорных полос для отжига и условия прокладки таких полос;
- безопасные места стоянки транспортных средств и пути отхода, рабочих на случай прорыва огня, места укрытия.
Результаты разведки отражаются в составляемых схемах местности или лесопожарных картах.
Кроме этих данных, разведка должна определить направление (предположительно) распространения и развития пожара в ближайшее время, если не будут приняты достаточные меры к его тушению. При этом учитывается возможное усиление и развитие пожара в зависимости от особенностей лесных участков, по которым будут проходить его фронт и фланги, от метеорологической обстановки и рельефа местности. Для пожаров площадью 5—10 га такой прогноз составляется на ближайшие 2 - 3 часа, а для более крупных пожаров — на более длительные сроки в зависимости от реальных возможностей их ликвидации.
По данным разведки и прогноза распространения и развития пожара руководитель тушения разрабатывает план его тушения. В плане определяются:
- технические способы и тактические приемы ликвидации пожара;
- сроки выполнения отдельных стадий тушения;
- распределение наличных сил и средств по периферии пожара;
- организация связи с отрядами, командами и бригадами рабочих;
- привлечение дополнительных сил и средств (количество и сроки);
- мероприятия по непрерывной разведке пожара, ходу его тушения и страхующие мероприятия.
Работы по тушению надо планировать так, чтобы ликвидация (или, по крайней мере, локализация) пожара была закончена не позднее 10 часов утра следующего дня, так как наибольшая производительность тушения достигается в вечерние, включая светлые ночи, и ранние утренние часы.
Если пожар распространился на большой площади и принял затяжной характер, разведка пожара должна производиться ежедневно, а при быстром распространении горения - 2 раза в день. В районах наземной охраны лесов данные разведки летчиков-наблюдателей сбрасываются вымпелом непосредственно руководителю тушения. При возможности посадки самолета (вертолета) вблизи пожара разведка пожара на самолете (вертолете) производится с участием руководителя.
Руководитель тушения крупного лесного пожара в районах наземной охраны лесов назначается директором лесхоза или замещающим его лицом, а в районах авиационной охраны - начальником авиаотделения.
При необходимости руководители тушения крупных пожаров могут назначаться КЧС либо созданным при ней оперативным штабом по руководству тушением. Руководителю тушения пожара подчиняются все силы, прибывшие на
тушение пожара. Он несет персональную ответственность за правильность проводимых мероприятий по борьбе с пожаром, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности и успешность ликвидации пожара.
Успех локализации пожара зависит в первую очередь от организованности действия бригад тушильщиков и механизированных звеньев, взаимодействия между тушильщиками, а также способов и методов действий их на линии огня. При тушении пожаров распространен метод индивидуальных заданий. Каждая задача выполняется отдельной группой с последующим переходом на другие позиции по линии тушения.
В последние годы используется метод, где каждая бригада, продвигаясь вперед по линии тушения, сохраняется как устойчивая целостная единица тушения.
Этот метод предусматривает, что каждому тушильщику в бригаде выдается определенный вид ручного инструмента, которым он выполняет определенную работу. Использование инструментов в бригаде определяется зависимости от типа горючих материалов и параметров прокладываемой минерализованной полосы. Другой метод требует, чтобы каждый тушильщик полностью обрабатывал свой участок полосы. Работа заканчивается тогда, когда участок полосы, сделанный одним тушильщиком, примыкает к участнику впереди работающего. В этом случае первый тушильщик, продвигаясь вперед по обработанному участку, вытесняет переднего, тот вытесняет впереди идущего и т.д.
Первый метод эффективен во всех типах горючих материалов, а второй - только в однородных типах, где одним инструментом можно полностью подготовить участок полосы. Те же принципы применяются в процессе дотушивания. Дотушивание - это длительный, утомительный и довольно опасный процесс.
Усталость членов бригады к концу тушения, упадок моральных и физических сил после тушения основного пожара, формальное наблюдение за выгоревшей площадью - все это приводит к частым травмам. Обычно дотушивание концентрируется вдоль полосы, параллельной линии заграждения. Однако в этой зоне полной ликвидации огня можно добиться только в результате применения правильной методики дотушивания и эффективной организации труда.
Этот вид работ наиболее эффективно выполняют небольшие группы тушильщиков, так как они более мобильны при выполнении разнообразных заданий. На дотушивании распределение за