Файл: Книга 6 (леса, торфа, лесосклады) Москва 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 774

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
даний производится в соответствии со специализацией бригады.

Например, лесопильные бригады распиливают валежник и сучья, другие бригады ликвидируют очаги горения, третьи сме­шивают тлеющие горючие материалы с землей. За небольшими брига­дами на полосе обычно закрепляют определенные секторы, при этом каждая бригада отвечает за полное дотушивание в своем секторе. Ра­бота по дотушиванию очень трудоемкая, и ее необходимо постоянно контролировать, чтобы она была выполнена квалифицированно, в про­тивном случае, дотушивание может продолжаться слишком долго, с перерывами, люди быстро устают и качество работы снижается. Это чревато повторной вспышкой очагов горения и возобновлением пожара.

Механизированные звенья с тракторами или автоцистернами существенно упрощают организацию тушения и осуществление тактического замысла на линии. Бульдозеры и водоподающая техника составляют основные средства тушения крупного пожара.

В состав звена из двух бульдозеров входят направляющий – человек, который прокладывает трассу, корректировщик, который находится в зоне видимости ведущего бульдозер (первого) и корректирует его движения относительно движения кромки пожара. Бульдозеры оснащены поворотными ножами, и первый срезает подрост и подлесок, а также небольшие деревья и сдвигает их в противоположную от пожара сторону.

Крупный лесной пожар, как правило, не имеет замкнутого контура, периметра горящей кромки. Он состоит из участков, где горение наи­более интенсивно (это или фронт пожара, или участок с повышенным запасом горючих материалов), участков с менее интенсивным горени­ем, с тлением и участков, где горение полностью отсутствует или проявляется отдельными очагами. В связи с этим пожар следует разделить на сектора тушения. На крупном пожаре, до 1000 га, следует выделять их не менее 2-3, на пожаре более 1000 га - больше, что зависит от особенностей распространения пожара, объема работ и их слож­ности, а также от численности тушильщиков, вида и эффективности средств пожаротушения и применяемых тактических приемов. Руководители секторов должны быть квалифицированными специалистами из числа лесничих или старших
инструкторов парашютно-пожарной и десантной служб. Они полностью отвечают каждый за свой сектор и организуют работу отрядов и бригад. Постоянно поддерживают связь с руководителем тушения пожара и действуют в рамках реализации общего плана тушения.

В каждом секторе обычно действуют 2-3 отряда и каждый отряд состоит из 2-3 бригад. Если в отряде имеются механизированные звенья, то отряд может состоять из 2 бригад тушильщиков и 1-2 ме­ханизированных звеньев. Каждая бригада делится на 3-4 группы, объ­единяющие по 2-3 тушильщика. Отряды должны возглавлять инструк­торы парашютно-пожарной и десантной служб, помощники лесничего или техники. Бригады возглавляют мастера леса, лесники или рабочие пожарно-химических станций, а также бригадиры или мастера других лесных предприятий, мобилизованные на тушение вместе со своей бригадой.

Кроме того, на очень сложных для тушения пожарах должен дей­ствовать оперативный отряд, состоящий из специалистов парашютно-пожарной и десантной служб. Задача отряда - остановка быстро распространяющихся или интенсивно горящих участков кромки пожара. В его состав входит бригада взрывников и две бригады тушильщиков с ручными орудиями и средствами для пуска отжига. Этот отряд подчиняется непосредственно руководителю участка (сектора) пожара и является также его резервом.

На пожаре, охватывающем площадь в сотни гектаров и расчлененном на несколько участков горения, представляющих самостоятельные пожары, необходимо маневрирование силами и средствами. В этом случае в распоряжении руководителя сектора должны быть 1-2 вер­толета, которыми руководит специалист по обслуживанию пожара (это может быть летчик-наблюдатель из резерва авиабазы).

Предлагаемая система может сокращаться или увеличиваться в зависимости от размеров пожара и ско­рости тушения. Например, при площади пожара до 500 га уменьшает­ся число бригад, отрядов, возможно, и зон тушения. В этом случае руководитель тушения пожара сам руководит тушением на линии огня. В штабе снижается численность группы планирования.

В случае увеличения объема работ, вызванного сложностью туше­

ния или размерами пожара, при наращивании сил необходимо руковод­ствоваться тем, что число тушильщиков в бригадах и отрядах не долж­но увеличиваться. Увеличивать можно только число бригад и отрядов. Такое ограничение связано с тем, что бригадир может контролировать работу определенного числа тушилыциков так же, как руководитель от­ряда или сектор тушения может руководить определенным числом подчи­ненных.
4.2. Силы и технические средства для тушения лесных пожаров
Силами, призванными обеспечивать своевременное обнаружение и туше­ние лесных пожаров, являются:

- служба государственной лесной охраны (лесники, мастера и др.), за кото­рыми закреплены для непосредственной охраны участки леса; временные пожарные сторожа, нанимаемые лесхозами на пожароопасный сезон, в по­мощь лесной охране и другие работники лесхозов, находящиеся на работах в лесу;

- пожарно-химические станции со специально подготовленными команда­ми, оснащенные лесопожарной техникой и средствами транспорта;

- резервные пожарные команды, специально организованные из рабочих и служащих лесхозов с закрепленными за ними техникой, средствами транспорта и пожарным инвентарем;

- лесопожарные формирования, создаваемые из привлекаемых сил и средств, в соот­ветствии с оперативными планами борьбы с лесными по­жарами, утверждаемыми орга­нами местного самоуправления;

- пожарные дружины (добровольные пожарные дружины), создаваемые на пожаро­опасный сезон в подразделениях, осуществляющих лесные поль­зования или производящих работы в лесу, а также в поселках, расположен­ных в лесу;

- авиаотделения баз авиационной охраны лесов с имеющимся в их составе парашютными, десантно-пожарными командами (группами).

В случаях, когда быстрая ликвидация возникших лесных пожаров указан­ными выше силами не может быть обеспечена и создается угроза распростра­нения пожаров на больших площадях, органами исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации в необходимых случаях создаются специальные комиссии, которые, кроме населения, работников, пожарной техники и транс­портных средств местных предприятий, организаций и учреждений привлека
ют также невоенизированные формирования Гражданской обороны и воин­ские подразделения.

На работников государственной лесной охраны возлагается также руковод­ство силами и средствами, привлеченными для тушения лесных пожаров.

Резервными силами для тушения лесных пожаров в лесхозах являются все работники лесхозов, организованные в пожарные дружины.

Резервные команды (или их отдельные бригады) привлекаются на тушение лесных пожаров по распоряжению лесничего или руководителя лесхоза в по­мощь командам пожарно-химических станций, а в районах применения авиа­ционных сил и средств пожаротушения - в помощь подразделениям авиа­ционной службы. В случае необходимости резервные команды или бригады могут привлекаться и для самостоятельного тушения пожаров, если пожары возникли вблизи мест их работы или если команды пожарно-химических стан­ций и подразделений авиапожарной службы заняты на тушении других по­жаров.

Предприятия, организации, учреждения и другие юридические лица, про­водящие работы или имеющие в лесах рабочие поселки, дороги, склады, сооружения и иные объекты, обязаны до наступления пожароопасного се­зона в лесах создать в своем составе лесопожарные формирования из числа рабочих и служащих и провести их подготовку по тактике тушения лесных пожаров.

Предприятия, организации, учреждения и другие юридические лица, кото­рым не утверждены нормы обеспечения пожарным оборудованием и средства­ми тушения лесных пожаров, создают в местах своих работ и в местах располо­жения объектов в лесах простейшие средства пожаротушения (емкости с водой, лесные огнетушители, топоры, лопаты и т. д.). Создаются пункты сосредоточения пожарной техники и оборудования, предназначенные для хра­нения оборудования и инвентаря, используемого при тушении пожаров насе­лением и привлеченными лицами.

Лесхозы совместно с предприятиями, организациями, учреждениями и другими юридическими лицами обязаны установить порядок информации о лесных пожарах и взаимной работе по борьбе с ними, а также обеспечить контроль за своевременной организацией и подго­товкой лесопожарных формирований, их обеспеченностью пожарным обору­дованием и средствами для тушения лесных пожаров.

Из числа привлекаемых сил и средств на периоды высокой пожарной опас­
ности в лесах предусматривается создание лесопожарных формирований повышенной готовности с целью их немедленного выезда на тушение лесного пожара.

Для тушения лесных пожаров, возникающих в непосредственной близости от сельских и городских объектов, по решению местных органов самоуправле­ния могут привлекаться подразделения ведомственной пожарной охраны и добровольные пожарные дружины (команды), организуемые в соответствии с Федеральным 3аконом о пожарной безопасности.

Для обеспечения ликвидации лесных пожаров в лесохозяйственных предприятиях создаются пожарно-химические станции (ПХС), оснащаемые пожарной тех­никой, транспортом и средствами связи.

Пожарно-химические станции могут быть двух ти­пов. ПХС-1 придаются в основном легкие средства по­жаротушения и транспорт. Перед ними стоит задача обеспечить быструю ликвидацию возникающих на обслуживаемой территории лесных пожаров, а также тушение совместно со станцией второго типа распространившихся пожаров.

ПХС-2 имеет наряду с легкими средствами пожаро­тушения и транспортом более мощную технику, приме­няемую для борьбы с лесными пожарами. На эти стан­ции, 'наряду с обеспечением быстрой ликвидации лесных пожаров, возлагается также тушение крупных пожаров на территории всего лесхоза. Численность работников и оснащение ПХС приведены в таблицах 4.1, 4.2.
Таблица 4.1.