ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 965
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
даний производится в соответствии со специализацией бригады.
Например, лесопильные бригады распиливают валежник и сучья, другие бригады ликвидируют очаги горения, третьи смешивают тлеющие горючие материалы с землей. За небольшими бригадами на полосе обычно закрепляют определенные секторы, при этом каждая бригада отвечает за полное дотушивание в своем секторе. Работа по дотушиванию очень трудоемкая, и ее необходимо постоянно контролировать, чтобы она была выполнена квалифицированно, в противном случае, дотушивание может продолжаться слишком долго, с перерывами, люди быстро устают и качество работы снижается. Это чревато повторной вспышкой очагов горения и возобновлением пожара.
Механизированные звенья с тракторами или автоцистернами существенно упрощают организацию тушения и осуществление тактического замысла на линии. Бульдозеры и водоподающая техника составляют основные средства тушения крупного пожара.
В состав звена из двух бульдозеров входят направляющий – человек, который прокладывает трассу, корректировщик, который находится в зоне видимости ведущего бульдозер (первого) и корректирует его движения относительно движения кромки пожара. Бульдозеры оснащены поворотными ножами, и первый срезает подрост и подлесок, а также небольшие деревья и сдвигает их в противоположную от пожара сторону.
Крупный лесной пожар, как правило, не имеет замкнутого контура, периметра горящей кромки. Он состоит из участков, где горение наиболее интенсивно (это или фронт пожара, или участок с повышенным запасом горючих материалов), участков с менее интенсивным горением, с тлением и участков, где горение полностью отсутствует или проявляется отдельными очагами. В связи с этим пожар следует разделить на сектора тушения. На крупном пожаре, до 1000 га, следует выделять их не менее 2-3, на пожаре более 1000 га - больше, что зависит от особенностей распространения пожара, объема работ и их сложности, а также от численности тушильщиков, вида и эффективности средств пожаротушения и применяемых тактических приемов. Руководители секторов должны быть квалифицированными специалистами из числа лесничих или старших
инструкторов парашютно-пожарной и десантной служб. Они полностью отвечают каждый за свой сектор и организуют работу отрядов и бригад. Постоянно поддерживают связь с руководителем тушения пожара и действуют в рамках реализации общего плана тушения.
В каждом секторе обычно действуют 2-3 отряда и каждый отряд состоит из 2-3 бригад. Если в отряде имеются механизированные звенья, то отряд может состоять из 2 бригад тушильщиков и 1-2 механизированных звеньев. Каждая бригада делится на 3-4 группы, объединяющие по 2-3 тушильщика. Отряды должны возглавлять инструкторы парашютно-пожарной и десантной служб, помощники лесничего или техники. Бригады возглавляют мастера леса, лесники или рабочие пожарно-химических станций, а также бригадиры или мастера других лесных предприятий, мобилизованные на тушение вместе со своей бригадой.
Кроме того, на очень сложных для тушения пожарах должен действовать оперативный отряд, состоящий из специалистов парашютно-пожарной и десантной служб. Задача отряда - остановка быстро распространяющихся или интенсивно горящих участков кромки пожара. В его состав входит бригада взрывников и две бригады тушильщиков с ручными орудиями и средствами для пуска отжига. Этот отряд подчиняется непосредственно руководителю участка (сектора) пожара и является также его резервом.
На пожаре, охватывающем площадь в сотни гектаров и расчлененном на несколько участков горения, представляющих самостоятельные пожары, необходимо маневрирование силами и средствами. В этом случае в распоряжении руководителя сектора должны быть 1-2 вертолета, которыми руководит специалист по обслуживанию пожара (это может быть летчик-наблюдатель из резерва авиабазы).
Предлагаемая система может сокращаться или увеличиваться в зависимости от размеров пожара и скорости тушения. Например, при площади пожара до 500 га уменьшается число бригад, отрядов, возможно, и зон тушения. В этом случае руководитель тушения пожара сам руководит тушением на линии огня. В штабе снижается численность группы планирования.
В случае увеличения объема работ, вызванного сложностью туше
ния или размерами пожара, при наращивании сил необходимо руководствоваться тем, что число тушильщиков в бригадах и отрядах не должно увеличиваться. Увеличивать можно только число бригад и отрядов. Такое ограничение связано с тем, что бригадир может контролировать работу определенного числа тушилыциков так же, как руководитель отряда или сектор тушения может руководить определенным числом подчиненных.
4.2. Силы и технические средства для тушения лесных пожаров
Силами, призванными обеспечивать своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, являются:
- служба государственной лесной охраны (лесники, мастера и др.), за которыми закреплены для непосредственной охраны участки леса; временные пожарные сторожа, нанимаемые лесхозами на пожароопасный сезон, в помощь лесной охране и другие работники лесхозов, находящиеся на работах в лесу;
- пожарно-химические станции со специально подготовленными командами, оснащенные лесопожарной техникой и средствами транспорта;
- резервные пожарные команды, специально организованные из рабочих и служащих лесхозов с закрепленными за ними техникой, средствами транспорта и пожарным инвентарем;
- лесопожарные формирования, создаваемые из привлекаемых сил и средств, в соответствии с оперативными планами борьбы с лесными пожарами, утверждаемыми органами местного самоуправления;
- пожарные дружины (добровольные пожарные дружины), создаваемые на пожароопасный сезон в подразделениях, осуществляющих лесные пользования или производящих работы в лесу, а также в поселках, расположенных в лесу;
- авиаотделения баз авиационной охраны лесов с имеющимся в их составе парашютными, десантно-пожарными командами (группами).
В случаях, когда быстрая ликвидация возникших лесных пожаров указанными выше силами не может быть обеспечена и создается угроза распространения пожаров на больших площадях, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в необходимых случаях создаются специальные комиссии, которые, кроме населения, работников, пожарной техники и транспортных средств местных предприятий, организаций и учреждений привлека
ют также невоенизированные формирования Гражданской обороны и воинские подразделения.
На работников государственной лесной охраны возлагается также руководство силами и средствами, привлеченными для тушения лесных пожаров.
Резервными силами для тушения лесных пожаров в лесхозах являются все работники лесхозов, организованные в пожарные дружины.
Резервные команды (или их отдельные бригады) привлекаются на тушение лесных пожаров по распоряжению лесничего или руководителя лесхоза в помощь командам пожарно-химических станций, а в районах применения авиационных сил и средств пожаротушения - в помощь подразделениям авиационной службы. В случае необходимости резервные команды или бригады могут привлекаться и для самостоятельного тушения пожаров, если пожары возникли вблизи мест их работы или если команды пожарно-химических станций и подразделений авиапожарной службы заняты на тушении других пожаров.
Предприятия, организации, учреждения и другие юридические лица, проводящие работы или имеющие в лесах рабочие поселки, дороги, склады, сооружения и иные объекты, обязаны до наступления пожароопасного сезона в лесах создать в своем составе лесопожарные формирования из числа рабочих и служащих и провести их подготовку по тактике тушения лесных пожаров.
Предприятия, организации, учреждения и другие юридические лица, которым не утверждены нормы обеспечения пожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров, создают в местах своих работ и в местах расположения объектов в лесах простейшие средства пожаротушения (емкости с водой, лесные огнетушители, топоры, лопаты и т. д.). Создаются пункты сосредоточения пожарной техники и оборудования, предназначенные для хранения оборудования и инвентаря, используемого при тушении пожаров населением и привлеченными лицами.
Лесхозы совместно с предприятиями, организациями, учреждениями и другими юридическими лицами обязаны установить порядок информации о лесных пожарах и взаимной работе по борьбе с ними, а также обеспечить контроль за своевременной организацией и подготовкой лесопожарных формирований, их обеспеченностью пожарным оборудованием и средствами для тушения лесных пожаров.
Из числа привлекаемых сил и средств на периоды высокой пожарной опас
ности в лесах предусматривается создание лесопожарных формирований повышенной готовности с целью их немедленного выезда на тушение лесного пожара.
Для тушения лесных пожаров, возникающих в непосредственной близости от сельских и городских объектов, по решению местных органов самоуправления могут привлекаться подразделения ведомственной пожарной охраны и добровольные пожарные дружины (команды), организуемые в соответствии с Федеральным 3аконом о пожарной безопасности.
Для обеспечения ликвидации лесных пожаров в лесохозяйственных предприятиях создаются пожарно-химические станции (ПХС), оснащаемые пожарной техникой, транспортом и средствами связи.
Пожарно-химические станции могут быть двух типов. ПХС-1 придаются в основном легкие средства пожаротушения и транспорт. Перед ними стоит задача обеспечить быструю ликвидацию возникающих на обслуживаемой территории лесных пожаров, а также тушение совместно со станцией второго типа распространившихся пожаров.
ПХС-2 имеет наряду с легкими средствами пожаротушения и транспортом более мощную технику, применяемую для борьбы с лесными пожарами. На эти станции, 'наряду с обеспечением быстрой ликвидации лесных пожаров, возлагается также тушение крупных пожаров на территории всего лесхоза. Численность работников и оснащение ПХС приведены в таблицах 4.1, 4.2.
Таблица 4.1.
Например, лесопильные бригады распиливают валежник и сучья, другие бригады ликвидируют очаги горения, третьи смешивают тлеющие горючие материалы с землей. За небольшими бригадами на полосе обычно закрепляют определенные секторы, при этом каждая бригада отвечает за полное дотушивание в своем секторе. Работа по дотушиванию очень трудоемкая, и ее необходимо постоянно контролировать, чтобы она была выполнена квалифицированно, в противном случае, дотушивание может продолжаться слишком долго, с перерывами, люди быстро устают и качество работы снижается. Это чревато повторной вспышкой очагов горения и возобновлением пожара.
Механизированные звенья с тракторами или автоцистернами существенно упрощают организацию тушения и осуществление тактического замысла на линии. Бульдозеры и водоподающая техника составляют основные средства тушения крупного пожара.
В состав звена из двух бульдозеров входят направляющий – человек, который прокладывает трассу, корректировщик, который находится в зоне видимости ведущего бульдозер (первого) и корректирует его движения относительно движения кромки пожара. Бульдозеры оснащены поворотными ножами, и первый срезает подрост и подлесок, а также небольшие деревья и сдвигает их в противоположную от пожара сторону.
Крупный лесной пожар, как правило, не имеет замкнутого контура, периметра горящей кромки. Он состоит из участков, где горение наиболее интенсивно (это или фронт пожара, или участок с повышенным запасом горючих материалов), участков с менее интенсивным горением, с тлением и участков, где горение полностью отсутствует или проявляется отдельными очагами. В связи с этим пожар следует разделить на сектора тушения. На крупном пожаре, до 1000 га, следует выделять их не менее 2-3, на пожаре более 1000 га - больше, что зависит от особенностей распространения пожара, объема работ и их сложности, а также от численности тушильщиков, вида и эффективности средств пожаротушения и применяемых тактических приемов. Руководители секторов должны быть квалифицированными специалистами из числа лесничих или старших
инструкторов парашютно-пожарной и десантной служб. Они полностью отвечают каждый за свой сектор и организуют работу отрядов и бригад. Постоянно поддерживают связь с руководителем тушения пожара и действуют в рамках реализации общего плана тушения.
В каждом секторе обычно действуют 2-3 отряда и каждый отряд состоит из 2-3 бригад. Если в отряде имеются механизированные звенья, то отряд может состоять из 2 бригад тушильщиков и 1-2 механизированных звеньев. Каждая бригада делится на 3-4 группы, объединяющие по 2-3 тушильщика. Отряды должны возглавлять инструкторы парашютно-пожарной и десантной служб, помощники лесничего или техники. Бригады возглавляют мастера леса, лесники или рабочие пожарно-химических станций, а также бригадиры или мастера других лесных предприятий, мобилизованные на тушение вместе со своей бригадой.
Кроме того, на очень сложных для тушения пожарах должен действовать оперативный отряд, состоящий из специалистов парашютно-пожарной и десантной служб. Задача отряда - остановка быстро распространяющихся или интенсивно горящих участков кромки пожара. В его состав входит бригада взрывников и две бригады тушильщиков с ручными орудиями и средствами для пуска отжига. Этот отряд подчиняется непосредственно руководителю участка (сектора) пожара и является также его резервом.
На пожаре, охватывающем площадь в сотни гектаров и расчлененном на несколько участков горения, представляющих самостоятельные пожары, необходимо маневрирование силами и средствами. В этом случае в распоряжении руководителя сектора должны быть 1-2 вертолета, которыми руководит специалист по обслуживанию пожара (это может быть летчик-наблюдатель из резерва авиабазы).
Предлагаемая система может сокращаться или увеличиваться в зависимости от размеров пожара и скорости тушения. Например, при площади пожара до 500 га уменьшается число бригад, отрядов, возможно, и зон тушения. В этом случае руководитель тушения пожара сам руководит тушением на линии огня. В штабе снижается численность группы планирования.
В случае увеличения объема работ, вызванного сложностью туше
ния или размерами пожара, при наращивании сил необходимо руководствоваться тем, что число тушильщиков в бригадах и отрядах не должно увеличиваться. Увеличивать можно только число бригад и отрядов. Такое ограничение связано с тем, что бригадир может контролировать работу определенного числа тушилыциков так же, как руководитель отряда или сектор тушения может руководить определенным числом подчиненных.
4.2. Силы и технические средства для тушения лесных пожаров
Силами, призванными обеспечивать своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, являются:
- служба государственной лесной охраны (лесники, мастера и др.), за которыми закреплены для непосредственной охраны участки леса; временные пожарные сторожа, нанимаемые лесхозами на пожароопасный сезон, в помощь лесной охране и другие работники лесхозов, находящиеся на работах в лесу;
- пожарно-химические станции со специально подготовленными командами, оснащенные лесопожарной техникой и средствами транспорта;
- резервные пожарные команды, специально организованные из рабочих и служащих лесхозов с закрепленными за ними техникой, средствами транспорта и пожарным инвентарем;
- лесопожарные формирования, создаваемые из привлекаемых сил и средств, в соответствии с оперативными планами борьбы с лесными пожарами, утверждаемыми органами местного самоуправления;
- пожарные дружины (добровольные пожарные дружины), создаваемые на пожароопасный сезон в подразделениях, осуществляющих лесные пользования или производящих работы в лесу, а также в поселках, расположенных в лесу;
- авиаотделения баз авиационной охраны лесов с имеющимся в их составе парашютными, десантно-пожарными командами (группами).
В случаях, когда быстрая ликвидация возникших лесных пожаров указанными выше силами не может быть обеспечена и создается угроза распространения пожаров на больших площадях, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в необходимых случаях создаются специальные комиссии, которые, кроме населения, работников, пожарной техники и транспортных средств местных предприятий, организаций и учреждений привлека
ют также невоенизированные формирования Гражданской обороны и воинские подразделения.
На работников государственной лесной охраны возлагается также руководство силами и средствами, привлеченными для тушения лесных пожаров.
Резервными силами для тушения лесных пожаров в лесхозах являются все работники лесхозов, организованные в пожарные дружины.
Резервные команды (или их отдельные бригады) привлекаются на тушение лесных пожаров по распоряжению лесничего или руководителя лесхоза в помощь командам пожарно-химических станций, а в районах применения авиационных сил и средств пожаротушения - в помощь подразделениям авиационной службы. В случае необходимости резервные команды или бригады могут привлекаться и для самостоятельного тушения пожаров, если пожары возникли вблизи мест их работы или если команды пожарно-химических станций и подразделений авиапожарной службы заняты на тушении других пожаров.
Предприятия, организации, учреждения и другие юридические лица, проводящие работы или имеющие в лесах рабочие поселки, дороги, склады, сооружения и иные объекты, обязаны до наступления пожароопасного сезона в лесах создать в своем составе лесопожарные формирования из числа рабочих и служащих и провести их подготовку по тактике тушения лесных пожаров.
Предприятия, организации, учреждения и другие юридические лица, которым не утверждены нормы обеспечения пожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров, создают в местах своих работ и в местах расположения объектов в лесах простейшие средства пожаротушения (емкости с водой, лесные огнетушители, топоры, лопаты и т. д.). Создаются пункты сосредоточения пожарной техники и оборудования, предназначенные для хранения оборудования и инвентаря, используемого при тушении пожаров населением и привлеченными лицами.
Лесхозы совместно с предприятиями, организациями, учреждениями и другими юридическими лицами обязаны установить порядок информации о лесных пожарах и взаимной работе по борьбе с ними, а также обеспечить контроль за своевременной организацией и подготовкой лесопожарных формирований, их обеспеченностью пожарным оборудованием и средствами для тушения лесных пожаров.
Из числа привлекаемых сил и средств на периоды высокой пожарной опас
ности в лесах предусматривается создание лесопожарных формирований повышенной готовности с целью их немедленного выезда на тушение лесного пожара.
Для тушения лесных пожаров, возникающих в непосредственной близости от сельских и городских объектов, по решению местных органов самоуправления могут привлекаться подразделения ведомственной пожарной охраны и добровольные пожарные дружины (команды), организуемые в соответствии с Федеральным 3аконом о пожарной безопасности.
Для обеспечения ликвидации лесных пожаров в лесохозяйственных предприятиях создаются пожарно-химические станции (ПХС), оснащаемые пожарной техникой, транспортом и средствами связи.
Пожарно-химические станции могут быть двух типов. ПХС-1 придаются в основном легкие средства пожаротушения и транспорт. Перед ними стоит задача обеспечить быструю ликвидацию возникающих на обслуживаемой территории лесных пожаров, а также тушение совместно со станцией второго типа распространившихся пожаров.
ПХС-2 имеет наряду с легкими средствами пожаротушения и транспортом более мощную технику, применяемую для борьбы с лесными пожарами. На эти станции, 'наряду с обеспечением быстрой ликвидации лесных пожаров, возлагается также тушение крупных пожаров на территории всего лесхоза. Численность работников и оснащение ПХС приведены в таблицах 4.1, 4.2.
Таблица 4.1.