ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 969
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тушение пожаров на территориях, загрязненных радионуклидами. В лесах с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2, а также стронцием-90 от 0,15 до 3 Ки/км2 тушение пожаров осуществляется обычными тактическими приемами и способами, применяемыми в соответствии с региональными и природно-климатическими особенностями, наземными и авиационными силами и средствами. При этом принимаются дополнительные меры по защите работающих в соответствии с правилами по охране труда в условиях радиоактивного загрязнения.
В лесах с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 5 до 15 Ки/км2 для остановки распространения кромки пожара и его тушения применяют косвенные методы — создают заградительные и опорные полосы, используют химические растворы огнетушащих веществ типа ОС-5 наземными или ОС-А1 авиационными способами.
В лесах с плотностью загрязнения почвы более 15 Ки/км2 (третья и четвертая зоны) тушение лесных пожаров осуществляется с помощью водосливных устройств с вертолетов и лесопожарных самолетов, а также искусственно вызываемыми осадками при наличии в районе пожара ресурсной облачности.
Для лесов с плотностью загрязнения почвы цезием-137 более 15 Ки/км2 и стронцием-90 от 10 до 25 Ки/км2 органы управления лесным хозяйством разрабатывают специальные проекты по противопожарной профилактике, предусматривающие комплекс лесоводственных и организационно-технических мер по поддержанию противопожарной устойчивости насаждений, тушению лесных пожаров и охране труда работников лесного хозяйства, а также лиц, участвующих в работах по охране лесов.
В лесном фонде с плотностью загрязнения почвы стронцием-90 свыше 25 Ки/км2 охрана лесов от пожаров осуществляется органами управления лесным хозяйством по специальным программам и техническим проектам, утвержденным органами исполнительной власти, управления лесным хозяйством, санитарно-эпидемиологического надзора и охраны окружающей среды.
Тушение лесных пожаров требует тщательной радиационной защиты органов дыхания людей. При тушении пожаров в загрязненных лесах могут работать лица, прошедшие специальную подготовку, медицинский отбор и давшие согласие быть отнесенными к критической группе профессий с предоставлением соответствующих льгот, прав и обязанностей. Персонал, направляемый на тушение, обеспечивается несколькими комплектами спецодежды и спецобуви, приборами для защиты дыхательных путей и индивидуальными дозиметрами-накопителями дозы. При накоплении дозы 0,5 бэр (5 мЗв) работник, участвующий в тушении лесных пожаров, выводится из зоны радиоактивного загрязнения сроком на один год.
О каждом лесном пожаре составляется протокол по установленной форме. Протокол о лесном пожаре должен быть составлен в течение 5 дней после ликвидации лесного пожара. К протоколу прилагается схематичный план пожара.
Съемка контура пожара и участков внутри его, пройденных пожарами разного вида (верховым, низовым, почвенным) с привязкой их к ориентирам, проводится:
- в районах наземной охраны лесов - инструментально, в порядке, установленном в лесоустройстве в соответствии с разрядом лесоустройства;
- в районах авиационной охраны лесов - аэровизуально, с использованием лесопожарной или патрульной карты в порядке, установленном Инструкцией по авиационной охране лесов.
На схему также наносят границы кварталов, в которых действовал пожар, и их номера, номера смежных кварталов, общая граница пожара и границы участков, пройденных пожарами разных видов. Внутри каждого участка указываются вид пожара и общая площадь участка, исчисленная по лесопожарной карте или плану лесонасаждений.
Границы пожара и границы участков, пройденных пожарами разных видов, со схемы переносят на планшет, план лесонасаждений соответствующего лесничества. Уточняются номера выделов, по каждому выделу определяют площади, пройденные пожарами разного вида, и степень повреждения насаждений. По таксационным описаниям устанавливают характеристику выделов (преобладающая порода, ее средний диаметр) и определяют общую площадь, прой
денную пожаром каждого вида, по категориям земель (в том числе и на нелесных землях лесного фонда).
На основании этих данных лесхоз производит расчет потерь и всего ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном Инструкцией о порядке привлечения к ответственности за лесонарушения, и Инструкцией по определению экономического и экологического ущерба.
В практике работ органов управления лесным хозяйством имеют место случаи, когда протокол о лесном пожаре не составляется и незначительные по площади лесные пожары (в начальной стадии развития), не причинившие ущерба, учитываются в книге учета лесных пожаров по донесениям лесной охраны (без составления протокола). В донесении указывают место пожара, его площадь, время возникновения и тушения, предполагаемую причину, кто обнаружил и потушил.
Защита населенных пунктов. Особое внимание при борьбе с лесными пожарами уделяется защите населенных пунктов. Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления разрабатываются и выполняются мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Рекомендуется у каждого жилого строения устанавливать емкость (бочку) с водой или иметь огнетушитель.
На территории сельских населенных пунктов, блокконтейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и создаваться запасы воды для целей пожаротушения, а также определен порядок вызова пожарной охраны.
В летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах и предприятиях, дачных поселках, садовых участках по решению органов исполнительной власти, местного самоуправления разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, может быть
временно приостановлена.
В этих случаях силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований организуется патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовка для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, проводится соответствующая разъяснительная работа о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара.
В весенне-летний пожароопасный период при пожарном депо в помощь членам добровольной пожарной дружины (пожарно-сторожевой охраны) организуется дежурство граждан и работников предприятий, расположенных в населенном пункте.
Населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. В большинстве лесных населенных пунктов нет подразделений пожарной охраны.
Для защиты населения и снижения ущерба при массовых пожарах заблаговременно проводятся мероприятия по прокладыванию и расчистке просек и грунтовых полос шириной 5—10 метров в сплошных лесах и до 50 метров в хвойных лесах.
В населенных пунктах устраиваются пруды и водоемы, емкость которых принимается из расчета не менее 30 кубических метров на 1 гектар площади поселка или населенного пункта (но не менее 100м3).
В населенных пунктах организуется дежурство противопожарных звеньев для наблюдения за пожарной обстановкой в лесах, вблизи населенных пунктов; изготавливаются ватно-марлевые повязки, респираторы и другие средства защиты органов дыхания; ограничивается режим посещения лесов в засушливый период лета (особенно на автомобилях).
Для предотвращения лесных пожаров важное значение имеет также массовая пропаганда: плакаты, тематические выставки, специальные природоохранные программы и соблюдение законов, ограничивающих применение огня в лесах.
Опасность лесных пожаров для людей связана не только с прямым действием огня, но и большой вероятностью отравления из-за снижения концентрации атмосферном воздухе, резкого повышения концентрации угарного
газа, окиси углерода и других вредных примесей. Поэтому основными мерами защиты населения от лесных пожаров являются:
- спасение людей с отрезанной огнем территории;
- исключение пребывания людей в зоне пожара путем проведения эвакуации из населенных пунктов, объектов и мест отдыха;
- ограничение въезда в пожароопасные районы;
- тушение пожаров;
- обеспечение безопасного ведения работ по тушению пожаров.
4.3. Средства связи и оповещения
Связь и, в первую очередь, радиосвязь является важнейшим средством бесперебойной и надёжной работы по управлению и организации борьбы с лесными пожарами. Для обеспечения оперативного обнаружения пожаров и управления силами пожаротушения необходима развитая система связи в органах управления лесным хозяйством, механизированных отрядах, авиабазах и авиаотделениях.
Успешная борьба с лесными пожарами возможна лишь при координации действий авиационных и наземных сил. Здесь главная роль отводится совместным пунктам диспетчерского управления (ПДУ) авиазвеньев, региональных и центральной авиабаз и органов управления лесным хозяйством.
Основными задачами радиосвязи в системе «Авиалесоохраны» являются обеспечение оперативного управления работой подразделений баз авиациооной охраны лесов, лесозащитных предприятий, воздушных судов, используемых авиалесоохраной.
Для обеспечения работы лесопожарных служб «Авиалесоохраны» организуется следующая система радиосвязи:
- непосредственная радиосвязь каждого авиаотделения с авиазвеном и с авиабазой, при которой вызов корреспондента может быть осуществлен немедленно. Такая же радиосвязь должна быть между соседними авиаотделениями;
- радиосвязь каждого самолета и вертолета с авиаотделением, при которой вызов корреспондента в обоих направлениях должен быть осуществлен немедленно, а при отсутствии на борту автономной командной УКВ радиостанции, настроенной на частоту авиаотделения, не позже чем через 10 - 15 минут после возникновения необходимости в таком вызове;
- радиосвязь авиаотделения с руководителями тушения тех пожаров, которые не были локализованы на следующий день после их обнаружения;
В лесах с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 5 до 15 Ки/км2 для остановки распространения кромки пожара и его тушения применяют косвенные методы — создают заградительные и опорные полосы, используют химические растворы огнетушащих веществ типа ОС-5 наземными или ОС-А1 авиационными способами.
В лесах с плотностью загрязнения почвы более 15 Ки/км2 (третья и четвертая зоны) тушение лесных пожаров осуществляется с помощью водосливных устройств с вертолетов и лесопожарных самолетов, а также искусственно вызываемыми осадками при наличии в районе пожара ресурсной облачности.
Для лесов с плотностью загрязнения почвы цезием-137 более 15 Ки/км2 и стронцием-90 от 10 до 25 Ки/км2 органы управления лесным хозяйством разрабатывают специальные проекты по противопожарной профилактике, предусматривающие комплекс лесоводственных и организационно-технических мер по поддержанию противопожарной устойчивости насаждений, тушению лесных пожаров и охране труда работников лесного хозяйства, а также лиц, участвующих в работах по охране лесов.
В лесном фонде с плотностью загрязнения почвы стронцием-90 свыше 25 Ки/км2 охрана лесов от пожаров осуществляется органами управления лесным хозяйством по специальным программам и техническим проектам, утвержденным органами исполнительной власти, управления лесным хозяйством, санитарно-эпидемиологического надзора и охраны окружающей среды.
Тушение лесных пожаров требует тщательной радиационной защиты органов дыхания людей. При тушении пожаров в загрязненных лесах могут работать лица, прошедшие специальную подготовку, медицинский отбор и давшие согласие быть отнесенными к критической группе профессий с предоставлением соответствующих льгот, прав и обязанностей. Персонал, направляемый на тушение, обеспечивается несколькими комплектами спецодежды и спецобуви, приборами для защиты дыхательных путей и индивидуальными дозиметрами-накопителями дозы. При накоплении дозы 0,5 бэр (5 мЗв) работник, участвующий в тушении лесных пожаров, выводится из зоны радиоактивного загрязнения сроком на один год.
О каждом лесном пожаре составляется протокол по установленной форме. Протокол о лесном пожаре должен быть составлен в течение 5 дней после ликвидации лесного пожара. К протоколу прилагается схематичный план пожара.
Съемка контура пожара и участков внутри его, пройденных пожарами разного вида (верховым, низовым, почвенным) с привязкой их к ориентирам, проводится:
- в районах наземной охраны лесов - инструментально, в порядке, установленном в лесоустройстве в соответствии с разрядом лесоустройства;
- в районах авиационной охраны лесов - аэровизуально, с использованием лесопожарной или патрульной карты в порядке, установленном Инструкцией по авиационной охране лесов.
На схему также наносят границы кварталов, в которых действовал пожар, и их номера, номера смежных кварталов, общая граница пожара и границы участков, пройденных пожарами разных видов. Внутри каждого участка указываются вид пожара и общая площадь участка, исчисленная по лесопожарной карте или плану лесонасаждений.
Границы пожара и границы участков, пройденных пожарами разных видов, со схемы переносят на планшет, план лесонасаждений соответствующего лесничества. Уточняются номера выделов, по каждому выделу определяют площади, пройденные пожарами разного вида, и степень повреждения насаждений. По таксационным описаниям устанавливают характеристику выделов (преобладающая порода, ее средний диаметр) и определяют общую площадь, прой
денную пожаром каждого вида, по категориям земель (в том числе и на нелесных землях лесного фонда).
На основании этих данных лесхоз производит расчет потерь и всего ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном Инструкцией о порядке привлечения к ответственности за лесонарушения, и Инструкцией по определению экономического и экологического ущерба.
В практике работ органов управления лесным хозяйством имеют место случаи, когда протокол о лесном пожаре не составляется и незначительные по площади лесные пожары (в начальной стадии развития), не причинившие ущерба, учитываются в книге учета лесных пожаров по донесениям лесной охраны (без составления протокола). В донесении указывают место пожара, его площадь, время возникновения и тушения, предполагаемую причину, кто обнаружил и потушил.
Защита населенных пунктов. Особое внимание при борьбе с лесными пожарами уделяется защите населенных пунктов. Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления разрабатываются и выполняются мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Рекомендуется у каждого жилого строения устанавливать емкость (бочку) с водой или иметь огнетушитель.
На территории сельских населенных пунктов, блокконтейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и создаваться запасы воды для целей пожаротушения, а также определен порядок вызова пожарной охраны.
В летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах и предприятиях, дачных поселках, садовых участках по решению органов исполнительной власти, местного самоуправления разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, может быть
временно приостановлена.
В этих случаях силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований организуется патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовка для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, проводится соответствующая разъяснительная работа о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара.
В весенне-летний пожароопасный период при пожарном депо в помощь членам добровольной пожарной дружины (пожарно-сторожевой охраны) организуется дежурство граждан и работников предприятий, расположенных в населенном пункте.
Населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. В большинстве лесных населенных пунктов нет подразделений пожарной охраны.
Для защиты населения и снижения ущерба при массовых пожарах заблаговременно проводятся мероприятия по прокладыванию и расчистке просек и грунтовых полос шириной 5—10 метров в сплошных лесах и до 50 метров в хвойных лесах.
В населенных пунктах устраиваются пруды и водоемы, емкость которых принимается из расчета не менее 30 кубических метров на 1 гектар площади поселка или населенного пункта (но не менее 100м3).
В населенных пунктах организуется дежурство противопожарных звеньев для наблюдения за пожарной обстановкой в лесах, вблизи населенных пунктов; изготавливаются ватно-марлевые повязки, респираторы и другие средства защиты органов дыхания; ограничивается режим посещения лесов в засушливый период лета (особенно на автомобилях).
Для предотвращения лесных пожаров важное значение имеет также массовая пропаганда: плакаты, тематические выставки, специальные природоохранные программы и соблюдение законов, ограничивающих применение огня в лесах.
Опасность лесных пожаров для людей связана не только с прямым действием огня, но и большой вероятностью отравления из-за снижения концентрации атмосферном воздухе, резкого повышения концентрации угарного
газа, окиси углерода и других вредных примесей. Поэтому основными мерами защиты населения от лесных пожаров являются:
- спасение людей с отрезанной огнем территории;
- исключение пребывания людей в зоне пожара путем проведения эвакуации из населенных пунктов, объектов и мест отдыха;
- ограничение въезда в пожароопасные районы;
- тушение пожаров;
- обеспечение безопасного ведения работ по тушению пожаров.
4.3. Средства связи и оповещения
Связь и, в первую очередь, радиосвязь является важнейшим средством бесперебойной и надёжной работы по управлению и организации борьбы с лесными пожарами. Для обеспечения оперативного обнаружения пожаров и управления силами пожаротушения необходима развитая система связи в органах управления лесным хозяйством, механизированных отрядах, авиабазах и авиаотделениях.
Успешная борьба с лесными пожарами возможна лишь при координации действий авиационных и наземных сил. Здесь главная роль отводится совместным пунктам диспетчерского управления (ПДУ) авиазвеньев, региональных и центральной авиабаз и органов управления лесным хозяйством.
Основными задачами радиосвязи в системе «Авиалесоохраны» являются обеспечение оперативного управления работой подразделений баз авиациооной охраны лесов, лесозащитных предприятий, воздушных судов, используемых авиалесоохраной.
Для обеспечения работы лесопожарных служб «Авиалесоохраны» организуется следующая система радиосвязи:
- непосредственная радиосвязь каждого авиаотделения с авиазвеном и с авиабазой, при которой вызов корреспондента может быть осуществлен немедленно. Такая же радиосвязь должна быть между соседними авиаотделениями;
- радиосвязь каждого самолета и вертолета с авиаотделением, при которой вызов корреспондента в обоих направлениях должен быть осуществлен немедленно, а при отсутствии на борту автономной командной УКВ радиостанции, настроенной на частоту авиаотделения, не позже чем через 10 - 15 минут после возникновения необходимости в таком вызове;
- радиосвязь авиаотделения с руководителями тушения тех пожаров, которые не были локализованы на следующий день после их обнаружения;