Файл: Книга 6 (леса, торфа, лесосклады) Москва 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 778

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тушение пожаров на территориях, загрязненных радионуклидами. В лесах с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2, а также стронцием-90 от 0,15 до 3 Ки/км2 тушение пожаров осуществляется обычными тактическими приемами и способами, применяемыми в соответст­вии с региональными и природно-климатическими особен­ностями, наземными и авиационными силами и средствами. При этом принимаются дополнительные меры по защите работающих в соответст­вии с правилами по охране труда в условиях радиоактивного загрязнения.

В лесах с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 5 до 15 Ки/км2 для остановки распространения кромки пожара и его тушения применяют косвен­ные методы — создают заградительные и опорные полосы, используют хими­ческие растворы огнетушащих веществ типа ОС-5 наземными или ОС-А1 авиационными способами.

В лесах с плотностью загрязнения почвы более 15 Ки/км2 (третья и четвер­тая зоны) тушение лесных пожаров осуществляется с помощью водосливных устройств с вертолетов и лесопожарных самолетов, а также искусственно вы­зываемыми осадками при наличии в районе пожара ресурсной облачности.

Для лесов с плотностью загрязнения почвы цезием-137 более 15 Ки/км2 и стронцием-90 от 10 до 25 Ки/км2 органы управления лесным хозяйством раз­рабатывают специальные проекты по противопожарной профилактике, преду­сматривающие комплекс лесоводственных и организационно-технических мер по поддержанию противопожарной устойчивости насаждений, тушению лес­ных пожаров и охране труда работников лесного хозяйства, а также лиц, участ­вующих в работах по охране лесов.

В лесном фонде с плотностью загрязнения почвы стронцием-90 свыше 25 Ки/км2 охрана лесов от пожаров осуществляется органами управления лес­ным хозяйством по специальным программам и техническим проектам, утвер­жденным органами исполнительной власти, управления лесным хозяйством, санитарно-эпидемиологического надзора и охраны окружающей среды.


Тушение лесных пожаров требует тщательной радиационной защиты орга­нов дыхания людей. При тушении пожаров в загрязненных лесах могут работать лица, прошедшие специальную подготовку, медицинский отбор и давшие согласие быть отнесенными к критической группе профессий с предоставлением соот­ветствующих льгот, прав и обязанностей. Персонал, направляемый на тушение, обеспечивается несколькими комплектами спецодежды и спецобуви, при­борами для защиты дыхательных путей и индивидуальными дозиметрами-на­копителями дозы. При накоплении дозы 0,5 бэр (5 мЗв) работник, участвую­щий в тушении лесных пожаров, выводится из зоны радиоактивного загрязне­ния сроком на один год.

О каждом лесном пожаре составляется протокол по установленной форме. Протокол о лесном пожаре должен быть составлен в течение 5 дней после лик­видации лесного пожара. К протоколу прилагается схематичный план пожара.

Съемка контура пожара и участков внутри его, пройденных пожарами раз­ного вида (верховым, низовым, почвенным) с привязкой их к ориентирам, проводится:

- в районах наземной охраны лесов - инструментально, в порядке, установ­ленном в лесоустройстве в соответствии с разрядом лесоустройства;

- в районах авиационной охраны лесов - аэровизуально, с использованием лесопожарной или патрульной карты в порядке, установленном Инструк­цией по авиационной охране лесов.

На схему также наносят границы кварталов, в которых действовал пожар, и их номера, номера смежных кварталов, общая граница пожара и границы участков, пройденных пожарами разных видов. Внутри каждого участка указы­ваются вид пожара и общая площадь участка, исчисленная по лесопожарной карте или плану лесонасаждений.

Границы пожара и границы участков, пройденных пожарами разных видов, со схемы переносят на планшет, план лесонасаждений соответствующего лес­ничества. Уточняются номера выделов, по каждому выделу определяют площа­ди, пройденные пожарами разного вида, и степень повреждения насаждений. По таксационным описаниям устанавливают характеристику выделов (преоб­ладающая порода, ее средний диаметр) и определяют общую площадь, прой­

денную пожаром каждого вида, по категориям земель (в том числе и на нелес­ных землях лесного фонда).

На основании этих данных лесхоз производит расчет потерь и всего ущер­ба, причиненного пожаром, в порядке, установленном Инструкцией о порядке привлечения к ответственности за лесонарушения, и Инструкцией по опреде­лению экономического и экологического ущерба.

В практике работ органов управления лесным хозяйством имеют место слу­чаи, когда протокол о лесном пожаре не составляется и незначительные по площади лесные пожары (в начальной стадии развития), не причинившие ущерба, учитываются в книге учета лесных пожаров по донесениям лесной ох­раны (без составления протокола). В донесении указывают место пожара, его площадь, время возникновения и тушения, предполагаемую причину, кто об­наружил и потушил.

Защита населенных пунктов. Особое внимание при борьбе с лесными пожа­рами уделяется защите населенных пунктов. Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления разрабатываются и выполняются мероприятия, иск­лючающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, по­садка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительно­сти и дру­гие).

Рекомендуется у каждого жилого строения устанавливать емкость (бочку) с водой или иметь огнетушитель.

На территории сельских населенных пунктов, блокконтейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и создаваться запасы воды для целей пожаротушения, а также определен порядок вызова пожарной охраны.

В летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунк­тах и предприятиях, дачных поселках, садовых участках по решению органов исполнительной власти, местного самоуправления разведение костров, прове­дение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, может быть
временно приостановлена.

В этих случаях силами местного населения и членов добровольных пожар­ных формирований организуется патрулирование населенных пунктов с пер­вичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовка для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, проводится соответствующая разъяснительная работа о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара.

В весенне-летний пожароопасный период при пожарном депо в помощь членам добровольной пожарной дружины (пожарно-сторожевой охраны) орга­низуется дежурство граждан и работников предприятий, расположенных в на­селенном пункте.

Населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. В большинстве лесных населенных пунктов нет подразделе­ний пожарной охраны.

Для защиты населения и снижения ущерба при массовых пожарах заблаго­временно проводятся мероприятия по прокладыванию и расчистке просек и грунтовых полос шириной 5—10 метров в сплошных лесах и до 50 метров в хвойных лесах.

В населенных пунктах устраиваются пруды и водоемы, емкость которых принимается из расчета не менее 30 кубических метров на 1 гектар площади поселка или населенного пункта (но не менее 100м3).

В населенных пунктах организуется дежурство противопожарных звеньев для наблюдения за пожарной обстановкой в лесах, вблизи населенных пунк­тов; изготавливаются ватно-марлевые повязки, респираторы и другие средства защиты органов дыхания; ограничивается режим посещения лесов в засушли­вый период лета (особенно на автомобилях).

Для предотвращения лесных пожаров важное значение имеет также массо­вая пропаганда: плакаты, тематические выставки, специальные природоохран­ные программы и соблюдение законов, ограничивающих применение огня в лесах.

Опасность лесных пожаров для людей связана не только с прямым действием огня, но и большой вероятностью отравления из-за снижения концентрации атмосферном воздухе, резкого повышения концентрации угарного
газа, окиси углерода и других вредных примесей. Поэтому основными мерами защиты населения от лесных пожаров являются:

- спасение людей с отрезанной огнем территории;

- исключение пребывания людей в зоне пожара путем проведения эвакуации из населенных пунктов, объектов и мест отдыха;

- ограничение въезда в пожароопасные районы;

- тушение пожаров;

- обеспечение безопасного ведения работ по тушению пожаров.
4.3. Средства связи и оповещения
Связь и, в первую очередь, радиосвязь является важнейшим средством бесперебойной и надёжной работы по управлению и организации борьбы с лесными пожарами. Для обеспечения оперативного обнаружения пожаров и управления силами пожаротушения необходима развитая система связи в органах управления лесным хозяйством, механизированных отрядах, авиабазах и авиаотделениях.

Успешная борьба с лесными пожарами возможна лишь при координации действий авиационных и наземных сил. Здесь главная роль отводится совместным пунктам диспетчерского управления (ПДУ) авиазвеньев, региональных и центральной авиабаз и органов управления лесным хозяйством.

Основными задачами радиосвязи в системе «Авиалесоохраны» являются обеспечение оперативного управления работой подразделений баз авиациооной охраны лесов, лесозащитных предприятий, воздушных судов, используемых авиалесоохраной.

Для обеспечения работы лесопожарных служб «Авиалесоохраны» организуется следующая система радиосвязи:

- непосредственная радиосвязь каждого авиаотделения с авиазвеном и с авиабазой, при которой вызов корреспондента может быть осуществлен немедленно. Такая же радиосвязь должна быть между соседними авиаотде­лениями;

- радиосвязь каждого самолета и вертолета с авиаотделением, при которой вызов корреспондента в обоих направлениях должен быть осуществлен не­медленно, а при отсутствии на борту автономной командной УКВ радио­станции, настроенной на частоту авиаотделения, не позже чем через 10 - 15 минут после возникновения необходимости в таком вызове;

- радиосвязь авиаотделения с руководителями тушения тех пожаров, кото­рые не были локализованы на следующий день после их обнаружения;