ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 972
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- радиосвязь самолетов и вертолетов с группами, занятыми на тушении пожаров в период нахождения воздушного судна в районе пожара;
- радиосвязь воздушных судов с авиапожарными станциями и обслуживаемыми лесхозами при выполнении патрульного полета над территорией соответствующего лесхоза.
Для радиостанций авиаотделений и авиазвеньев время начала связи с авиабазой ежедневно устанавливается пунктом диспетчерского управления. Перерывы в радиосвязи и окончание связи этих радиостанций с авиабазой производятся с разрешения диспетчера авиабазы.
Оборудование центральной радиостанции авиабазы, выбор количества и типов радиостанций в авиазвеньях, авиаотделениях, рабочие частоты и расписание работы определяются с учетом обеспечения своевременной передачи информации о работе авиаотделений и горимости лесов, а также соответствующих распоряжений по организации борьбы с лесными пожарами.
При наличии в органе управления лесным хозяйством собственных радиостанций их работа на пожароопасный сезон организуется по расписанию, согласованному с авиабазой.
Радиосвязь между радиостанциями авиаотделений, лесхозов, лесничеств и патрульными воздушными судами осуществляется в следующем порядке.
В день вылета в назначенное накануне время радиостанция авиаотделения проводит сеанс циркулярной связи, при котором уточняется время вылета, принимаются заявки лесхозов на осмотр отдельных частей их территории, решаются вопросы взаимодействия по тушению лесных пожаров, а также сообщается о случаях отмены полетов и назначается время следующего сеанса циркулярной связи.
С момента вылета патрульного воздушного судна все командные радиостанции на охраняемой территории обязаны непрерывно работать в режиме приема. Прекращать связь с воздушным судном наземные радиостанции имеют право только с разрешения летчика-наблюдателя.
Во время работы летчика-наблюдателя с одной из радиостанций на охраняемой территории все остальные радиостанции должны прекращать радиообмен на этой частоте и могут возобновить его только после того, как летчик-наблюдатель закончил очередной сеанс связи.
После взлета воздушного судна и набора высоты летчик-наблюдатель устанавливает связь с лесхозом, над территорией которого в данное время происхо
дит полет. При обнаружении лесного пожара или нарушений правил пожарной безопасности в лесу летчик-наблюдатель передает лесхозу сообщение о них и принятых мерах по их ликвидации и при необходимости согласовывает с лесхозом свои дальнейшие действия.
За 5 – 10 минут до подхода воздушного судна к границе другого лесхоза летчик-наблюдатель устанавливает с ним связь.
Связь с лесхозом, облет территории которого закончен, прекращается только после пролета его границ, при этом летчик-наблюдатель назначает время следующего сеанса связи.
Летчики-наблюдатели воздушных судов, имеющих на борту радиостанцию, могут при необходимости устанавливать в полете прямую связь с радиостанцией авиазвена или авиабазы.
Сообщения об обнаружении или необходимых мерах по тушению лесных пожаров с борта воздушного судна, при отсутствии связи с авиаотделением или лесхозом летчик-наблюдатель может передавать через диспетчера соответствующего аэропорта. Получив радиограмму о пожарах, диспетчер аэропорта обязан передать ее авиаотделению или лесхозу, находящемуся в этом пункте, либо в авиазвено или авиабазу.
При значительном удалении и отсутствии прямой радиосвязи в УКВ диапазоне с авиаотделением передача сообщений может производиться с помощью других воздушных судов, с которыми удается установить прямую связь в воздухе.
Порядок и схема установления связи авиаотделений и лесхозов с авиапредприятиями гражданской авиации для передачи сообщений о лесных пожарах и обеспечения полетов воздушных судов взаимно согласовываются перед началом пожароопасного сезона.
Штатные средства связи и оповещения авиаотделений:
- стационарная радиостанция KB диапазона - 2 шт.;
- стационарная радиостанция УКВ диапазона воздушной подвижной службы - 2 шт.;
- стационарная радиостанция УКВ диапазона наземной подвижной службы - 1 шт.;
- мобильная радиостанция УКВ диапазона наземной подвижной службы (на каждую единицу автотранспорта) - 1 шт.;
- звуковещательная станция для воздушных судов - 1 шт.;
- электромегафон - 1 шт.
В авиабазах, где организовано диспетчерское управление работой авиаотделений, летчик-наблюдатель обязан немедленно сообщить по радио с борта воздушного судна о пожаре и принимаемых мерах по его ликвидации в авиаотде
ление для передачи этих сообщений в пункт диспетчерского управления авиабазы.
При наличии радиосвязи с лесхозом, на территории которого обнаружен пожар, летчик-наблюдатель открытым текстом передает сообщение о пожаре. Донесение в этом случае может не составляться.
Если радиосвязь с лесхозом отсутствует, летчик-наблюдатель обязан сбросить донесение о лесном пожаре в ближайший пункт приема донесений, от которого наиболее удобны пути подхода к пожару.
Если дальнейший маршрут полета проходит вблизи конторы лесхоза или лесничества, летчик-наблюдатель в необходимом случае может сбросить туда копию донесения или сообщение с указанием места пожара, его характеристики и мер по его тушению.
При обнаружении нарушений Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации летчик-наблюдатель обязан принять меры к их прекращению:
- если нарушение не предопределяет возможность возникновения лесного пожара, летчик-наблюдатель может передать сообщение о нем в соответствующий лесхоз после окончания полета;
- если в результате выявленного нарушения может начаться лесной пожар, летчик-наблюдатель обязан сбросить нарушителям письменное предписание о прекращении нарушения или использовать для передачи сообщения звуковещательную станцию, имеющуюся на борту судна.
Связь с руководителем тушения лесного пожара осуществляется в основном по радио, а при отсутствии радиосвязи - при помощи звуковещательной станции или сигнальными ракетами, а также знаков, выложенных на земле из подручных материалов. При необходимости летчик-наблюдатель может в своем сообщении по звуковещательной станции или в записке, сброшенной вымпелом, указать, каким знаком с земли должен быть подан ответ на заданный им вопрос.
Организация связи на базах авиационной охраны и порядок работы изложены в Инструкции по авиационной охране лесов. Патрульный самолет исполняет роль разведчика: увидел огонь, определил координаты пожара и сообщил их на землю в лесхоз. Целесообразно иметь на борту патрульного самолета аэронавигационный комплекс, с помощью которого через спутник, в считанные секунды определяются координаты очага возгорания.
Для связи с бортами летательных аппаратов используются радиосредства УКВ диапазона воздушной подвижной службы - как стационарные, так и возимые и носимые.
Вариант схемы организации связи органов управления и сил, задействованных в борьбе с лесными пожарами на территории субъекта Российской Федерации изображен на рис 4.2. Своевременное обнаружение и ликвидация возникающих пожаров в лесах могут быть оперативно обеспечены лишь при наличии в лесхозах достаточного количества средств связи и хорошо организованной их работы.
Рис. 4.2 Схема огрганизации связи органов управления сил, задействованных в борьбе с лесными пожарами на территории субъекта РФ.
Лесхозы должны быть обеспечены связью с лесничествами, пожарными наблюдательными пунктами, пожарно-химическими станциями, авиаотделениями авиабаз и с экипажами патрульных самолетов (вертолетов), а также по возможности с лесопользователями и другими работающими в лесах предприятиями, организациями и учреждениями.
Лесничества должны быть обеспечены связью с расположенными на их территории пожарными наблюдательными пунктами, пунктами приема донесений о пожарах от экипажей самолетов (вертолетов), пожарно-химическими станциями, кордонами лесной охраны, с патрулирующими работниками лесной охраны и временными пожарными сторожами, с командами и бригадами рабочих занятых на тушении пожаров. Отдаленные лесничества, кроме того, должны иметь непосредственную связь с экипажами патрулирующих самолетов (вертолетов).
Пожарно-химические станции лесхозов должны иметь: устойчивую телефонную или радиосвязь с лесхозом, лесничеством, лесопожарными бригадами, расположенными или действующими вне станции, а также с пожарными наблюдательными пунктами и вышками, лесопользователями, авиаотделениями, патрульными воздушными судами.
В районах где осуществляется авиационное патрулирование, при каждой ПХС организуется пункт приема донесений от летчика-наблюдателя (дополнительно к радиосвязи), при использовании вертолетов устраивается посадочная площадка.
В каждом лесхозе разрабатывается схема организации связи, определяющая (в зависимости от наличия необходимых объектов связи, расстояний между ними, рельефа местности, обеспеченности средствами общегосударственной связи) потребности в строительстве новых линий связи, типы радиостанций по объектам и в обслуживающем связь персонале.
Работа всех направлений радиосвязи проводится по расписанию. В расписании указывается время работы радиостанций, используемые частоты и другие необходимые данные. Расписание является обязательным для всех работников, обслуживающих радиосвязь на определенной территории, где центральная станция лесхоза, управления, авиазвена, авиабазы, является командной (старшей).
В районах деятельности авиационной охраны лесов расписание работы всех радиостанций на пожароопасный сезон утверждается директором лесхоза совместно с начальником авиаотделения.
Радиостанции лесхозов, лесничеств, над территориями которых проводится патрульный полет, находятся постоянно на дежурном приеме на частоте бортовой радиостанции летательного аппарата.
Связь с пожарными командами или бригадами, работающими на тушении пожара, а также с работниками, осуществляющими наземное патрулирование (при наличии у них средств радиосвязи), поддерживается в течение всего периода работ по тушению пожаров или при патрулировании лесов.
Сообщение о лесном пожаре, поступившее от работников авиационной или наземной охраны лесов на любой пункт связи (лесничество, ПХС, кордон лесной охраны и т. д.), должно быть немедленно передано в контору лесхоза. Основными техническими средствами связи являются телефонная проводная связь и радиосвязь, вспомогательными - односторонняя связь экипажа