ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 968
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Опыт использования лесопожарных танков уже имеется. Еще в 1999 году состояли «на вооружении» танки переделанные в АЛТ - агрегаты лесопожарные танковые. Танк без башни, но с навешенным спереди клиновым ножом – самое эффективное и экономичное оружие против лесного огня. Путь любому крупному пожару перерезают широкие 4-метровые просеки, создаваемые танками в считанные часы. Производительность бульдозера при прокладке такой полосы 500—600 метров в час. Танк за это же время без особых усилий прорезает более 5 километров тайги, отсекая гарь от живого леса. Производительность «танков» на крупных лесных пожарах в 8 - 10 раз выше, чем у тракторов. Конструкция кабины и баков для воды защищает двигатель машины от падающих деревьев, а система танковой противогазовой защиты — от попадания дыма в кабину. Скорость АЛТ в тайге составляет 10—20 км/ч, что в 5-10 раз выше, чем у тракторов.
Для тушения лесных пожаров используются также различные химические составы. Они подразделяются на смачивающие, огнезадерживающие и огнегасящие.
Из смачивающих химикатов наиболее известен сульфанол. Это легкий желтый порошок, быстро растворимый в воде. Его добавка в количестве 30 г на ведро воды (0,3 % по весу к воде или другим растворам) повышает смачивающие свойства. В качестве поверхностно-активных веществ (ПАВ) используются также моющие средства типа «Прогресс», «Дон», «Астра», а также смачиватели группы ОП-7, ОП-10 и др. Водные растворы сульфанола и другие смачиватели незаменимы для борьбы с устойчивыми почвенными пожарами, особенно с торфяными, они способны быстро проникать в толстые слои торфа и лесные подстилки.
Растворы огнетушащих солей и растворы ПАВ готовятся и хранятся на пожарно-химических станциях в специальных емкостях и доставляются к пожару в цистернах пожарных машин, полиэтиленовых канистрах, а также непосредственно в резервуарах лесных огнетушителей или готовятся на месте работ.
Огнетушащие химикаты применяют для тушения на кромке низового пожара, создания опорных полос для отжига, а также для дотушивания
оставшихся очагов горения после локализации пожара.
Для тушения быстро распространяющихся лесных пожаров в районах авиационной охраны лесов, а также пожаров, действующих на участках лесного фонда, загрязненных радионуклидами, применяют самолеты-танкеры, взлетающие с сухопутных аэродромов, и гидросамолеты (амфибии), оборудованные специальными емкостями для забора, перевозки и слива воды и огнетушащих составов ОС-А1 и ОС-А2 на кромку пожара или создания перед фронтом пожара заградительной полосы, а также вертолеты с выливными устройствами.
При отсутствии местных водных источников (вблизи кромки пожара) вода доставляется авто- или тракторными цистернами, а при отсутствии дорог - вертолетами в специальных емкостях или ВСУ на внешней подвеске. Основными приемами использования водосливного устройства (ВСУ) являются: обработка кромки пожара с вертолета водой и растворами химикатов; прокладка заградительных полос; использование их как резервуара для заправки лесных огнетушителей. Наибольший эффект при обработке кромки огня водой с вертолета получается при тушении пожаров, распространяющихся в редкостойных и низкорослых насаждениях, в кустарниковых зарослях, на не покрытых лесной растительностью площадях и в притундровых лесах. При этом метод слива воды с вертолета целесообразно применять только для дотушивания пожаров и при наличии наземной команды, а также в труднодоступных местах при тушении очагов загорания до прихода рабочих.
Водосливное устройство (ВСУ) подвешивается к транспортным вертолетам Ми-26Т и Ми-8МТ (соответственно ВСУ-15 и ВСУ-5). Этот «мешок», изготовленный из прочной парашютной ткани, способен вместить в себя (ВСУ-15) пятнадцать кубометров воды, а в ВСУ-5 — пять кубов. Он сконструирован так, что может быть заполнен в считанные секунды: вертолет зависает над любым водоемом, лебедка опускает водосливное устройство, и через полминуты уже можно лететь к месту пожара. Скорость полета с заполненной емкостью составляет 180 км/ч, а с порожней емкостью - 200 км/ч. Масса комплекта ВСУ-15 составляет 255 кг. Скорость полета при сливе воды составляет 120 км/ч.
Вертолёт МИ-8Т имеет водосливное устройство ёмкостью 2 м3
. Вначале он берёт 1,5 м3 воды и в режиме висения летит к пожару, где проходя над его кромкой создаёт полосу на открытой местности 60х30м.
Затем в режиме висения заправляет ёмкость (18-20 сек) из водоёма глубиной более 1,5м, снова идёт к кромке пожара и проводит на неё слив, при этом перекрывая на 5-7м полосу предыдущего слива.
Если у водоёма поставить ещё одно ВСУ, то его можно заправлять составом ОСБ – 1 (с помощью пожарных) и проводить затем заполнение ёмкости водой и тушение. Через каждые 30 минут полёта забор воды в ёмкость увеличивается на 0,25 м3 и так доходит до 2 м3 .
Для тушения лесных пожаров с воздуха используются лесопожарные самолеты-танкеры:
- Ан-2П, бак огнегасящей жидкости в фюзеляже объемом - 1200 л, высота полета при сливе — 25 м над пологом леса, время слива - 3 с, заправка – с пожарной машины на аэродроме;
- Ан-26П, 2 подвесных бака по 2000 л каждый, заправка - со специального аэродромного модуля или пожарных машин, высота полета при сливе – около 40 м над пологом леса, время слива — до 3 с;
- Ан-32П, 4 подвесных бака по 2000 л каждый, заправка - со специального аэродромного модуля или пожарных машин, высота полета при сливе – около 50 м над пологом леса. Слив производится сначала с передних двух баков и через 1,5 с двух из двух задних или одновременно со всех баков;
- Бе-12П, гидросамолет с баком на 6 т внутри фюзеляжа, забор воды – на глиссировании, слив с высоты 50 м над пологом леса.
МЧС России использует для тушения лесных пожаров транспортный самолет Ил-76, внутри фюзеляжа которого размещены 2 резервуара на 42 т. Заправка осуществляется на аэродроме через рукава, заведенные в грузовую кабину от гидрантов или пожарных систем. Время заправки составляет 20 - 30 мин.
Слив огнегасящей жидкости осуществляется через сливную систему, выполненную в виде лотков, при открытом заднем люке и рампе. Слив происходит с высоты 50 - 100 метров и занимает 6 - 8 секунд. Накрываемая площадь залпового сброса — 550x100 м.
В 2003 году научно-производственная корпорация «Иркут» начала поставки нового многоцелевого самолета-танкера амфибии типа Бе-200. Он уже приспособлен под пожаротушение. У самолета такие параметры: способность забирать 12 тонн воды за 12 - 14 секунд без посадки на аэродроме; может сбросить до 310 тонн воды за одну заправку топливом при удале
нии от базы на 200 км и 10 километровом удалении точки забора воды от очага пожара.
Имеется ещё авиационное средство пожаротушения АСП-500. Оно создано на базе объемнодетонирующей вакуумной бомбы. АСП-500 представляет собой пластиковый цилиндрический бак со стабилизатором в кормовой части и контактным взрывателем. Цилиндрический заряд взрывчатого вещества при подрыве распыляет в очаге пожара воду и создает гасящую огонь ударную волну. Пластиковый корпус обеспечивает отсутствие осколков, создающихся лишь за счет двух металлических обручей с системой подвески под самолет.
АСП-500 тушит и локализует лесные пожары на площади до 1000 кв. м. От существующих систем авиационного пожаротушения бомбу отличает способность более точно наносить удар по очагу пожара. Осложняет использование АСП-500 необходимость оснащения носителей бомбардировочными прицелами. Это ограничивает применение её с транспортных самолетов, которые могут брать на борт до нескольких десятков АСП-500. Привлечение к тушению пожаров основных носителей - фронтовых бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков СУ – 25 - не всегда возможно по техническим, финансовым и иным причинам.
Для парашютных прыжков, межбазового маневрирования силами и средствами пожаротушения, а кое-где и просто для патрулирования применяют самолёты Ан – 24 и Ан – 26. Планируется переоснащение парка воздушных судов, ежегодное внедрение и освоение 10 самолётов Ан – 3Т – 08 (лесопатрульный вариант). Этот лёгкий многоцелевой самолёт может взять на борт 11 парашютистов – пожарных.
С помощью применяемых для тушения самолетов и вертолетов решаются задачи:
- тушения кромки горения на отдельных участках пожаров;
- задержки распространения пожара;
- оказания помощи пожарным в тушении очагов сильного горения;
- предупреждения перехода низового пожара в верховой;
- придания огнестойкости смежным с пожаром насаждениям;
- помощи наземным силам в повышении надежности создаваемых противопожарных барьеров;
- тушения начавшихся (точечных) лесных пожаров в недоступной горной местности.
Применяется способ тушения – искусственное вызывание осадков из облаков. Этот способ применяют для тушения крупных пожаров, борьба с которыми обычными
средствами невозможна или малоэффективна, а также для тушения в отдаленных лесхозах (или районах) одновременно действующих мелких очагов в случаях массового их возникновения. Применение указанного способа возможно лишь при наличии в районе действующих пожаров мощных переохлажденных кучевых облаков. В вершины таких облаков с самолета вводятся специальные реагенты (применяют йодистый свинец или сернистую медь), мельчайшие частицы которых становятся ядрами кристаллизации переохлажденной воды. Реагенты, вызывающие осадки, могут вводиться в облака и с помощью ракет, запускаемых с Земли.
Возможность и целесообразность применения авиационных методов тушения в каждом отдельном случае решается руководителями соответствующих органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и обслуживающих баз авиационной охраны лесов.
Характеристики средств для борьбы с лесными пожарами: ручных лесных огнетушителей; мотопомп; лесопожарных тракторов и агрегатов; зажигательных лесных аппаратов; плугов лесных; специальной лесопожарной техники (грунтомётов, полосопрокладывателей и др.); лесопожарного оборудования; лесопожарных самолётов и вертолётов; полевых магистральных трубопроводов и их производительность приведены в приложениях 1-3.