Файл: Книга 6 (леса, торфа, лесосклады) Москва 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 916

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
средоточены тысячи тонн горю­чих веществ. Рядом - автоза­правочная станция. Случись по­жар, море огня двинется на жилые кварталы.

По другую сторону массива - зверохозяйство. Тысячи деревянных клеток, де­сятки тонн древесной стружки, употребляемой как подстилка. А сразу за хозяйством - еще один завод и жилой микрорай­он.

Когда подъехали к очагу по­жара, там, кроме лесников, уже работали тридцать членов добро­вольной пожарной дружины из Управления транспортно-экспедиционных предприятий. Шел бой с огнем, но остановить его ни­как не удавалось. Пламя пере­летало с ветки на ветку, огонь шел по торфу под землей.

В этот момент пришло донесе­ние: в районе шоссе огонь пе­рекинулся через просеку с ли­нией электропередачи и пошел верхом к химзаводу.

По вызову РТП выехали на восемь машин. Уже в дороге было получено сообщение, что в районе химзавода и автозаправки обнаружены очаги загорания. Создалась реальная угроза взрыва и пожара. Чем ближе, тем яснее становились масштабы бедствия. По окраине города машины про­бирались с включенными фарами - дымом затянуло улицы так, чтодальше одного-двух домов ничего не было видно.

Еще по пути, оценив обстанов­ку, начальник отдела пожарной охраны вызвал передвижную на­сосную станцию, обратился за помощью к добровольным по­жарным дружинам местных предприятий.

Возле химзавода есть неболь­шой пруд. Там и развернули станцию. Вода под огромным да­влением из трех стволов ударила по пламени.

Примерно к 15.00 огонь уда­лось сдержать, его остановили в полусотне метров от шоссе. И хотя в сторону химзавода еще продолжали лететь горящие вет­ки, искры, огонь локализо­вали. Пожарные дружинники быстро сбивали огонь возле предприятия. В тот момент ка­залось, что самое страшное по­зади.

Над соседним лесом кудрявился дымок. К полудню он уже валил валом. Время от времени над верхушками сосен появлялись языки пламени. Позвонили по­жарным, а те уже сами приня­
ли меры. Вдоль забора, отго­раживающего от леса, заранее расставили щиты с пожарным инструментом, бочки с водой. На всякий случай имелся запас воды - почти двести тонн. Полили сухую траву вдоль забора, подготовили ведра.

Дым из леса валил все силь­нее. В три часа в три дня изме­нился ветер. По макушкам сосен запрыгали языки ог­ня. Минута, другая, и пламя со­скочило на сухую траву пересохшего болота. На зверохозяйство двинулась сплошная стена огня. Клубящийся вал шириной почти в триста метров, высотой в два неумолимо приближался к клет­кам, где, предчувствуя беду, ме­тались десятки тысяч пушных зверьков.

Взяли ведра и стали поливать землю возле ограды. Женщины платок намочат, лицо закроют и в огонь, зали­вать его. Но больше всех доставалось трактористам, они все время возили во­ду. Краска на тракторе пузырится.

И здесь помощь подоспела - пришли машины с членами до­бровольных пожарных дружин, курсанты Брянской школы мили­ции (они прервали торжествен­ный митинг, посвященный Дню Победы). Приехал к нам и пред­седатель областной чрезвычай­ной комиссии по борьбе с лес­ными пожарами, первый заме­ститель председателя облиспол­кома.

В тот день огонь был безжа­лостным и коварным врагом, а борьба с ним была настоящей войной. Когда огонь окружил с трех сторон, лейтенант прижался спиной к забору и отбивался, держа ствол, как оружие. И вдруг - стоп: не идет вода. Ока­залось,прогорел рукав. Разъ­единил, оставил одну короткую секцию и опять ударил. То был самый тяжелый момент в тушении пожара.

К месту пожара приезжали все новые команды. Добровольцев с комбината «Сельстройдеталь» возглавил сам директор. На своих машинах под началом главного инженера прибыли рабочие завода по ремонту дизельных машин.

К концу дня отбитый у зверо-хозяйства огонь двинулся к го­роду в обход. Но сюда уже были переброшены пожарные машины. Пламя остановили в какой-то сотне метров от жилых домов.

Пожарные и их до­бровольные помощники проявили

мужество и завидную выучку. Постоянная готовность к борьбе с огнем, защитные меры сделали свое дело - зверохозяйство, химзавод, город остались в це­лости. Ущерб, нанесенный на­родному хозяйству, исчисляется только стоимостью сгоревшего леса.

В солнечный день бутылоч­ное стекло способно, как линза, сфокусировать лучи и вызвать пожар. Чуть поодаль – груда корда от сгоревших покрышек. Именно отсюда огонь пошел вер­хом - на деревьях следы огнен­ного столба, поднимавшегося над горящей резиной. А ветки, которые оставили на просеке энергетики, очищая путь для ЛЭП. Может, и не перешел бы огонь дорогу, не будь на ней массы сухого дерева.

Только за два дня - 7 и 8 мая - вдоль только одной железнодо­рожной ветки из-за неисправно­сти тепловозов было зарегистрировано 15 случаев загорания леса.

Лесной пожар в Костромской области
Лето 1981 года в Костромской области вы­далось жарким и сухим. Средняя дневная температура в течение июня—июля превы­шала + 25°С, осадки почти не выпадали. Сохла трава, кустарники. Вырубленные участ­ки лесных кварталов, захламленные сухим валежником, были словно начинены порохом. Брошенный окурок, искра из выхлопной тру­бы автомобиля могли стать причиной пожара. В связи со сложной обстановкой в области была создана чрезвычайная комиссия по борьбе с лесными пожарами. В нее вошли, в основном, все руководители управлений и отделов во главе с председателем. Штабом руководил начальник областного управления лесного хозяйства.

31 июля от искры, вылетевшей из выхлопной трубы тепловоза, воспламенилась сухая трава на вырубленном участке квартала № 8 Вахтомского лесничества Парфеньевского лесхоза.

Машинист тепловоза, кондуктор и дорож­ный мастер пытались потушить огонь ветками и одеждой, но оказались бессильны. Видя, что огонь быстро набирает силу, они на теплово­зе прибыли в пос. Северный и доложили ру­ководству Нейского леспромхоза о пожаре в лесу. Были приняты экстренные меры по мо­билизации рабочих и жителей близлежащих населенных пунктов, а также техники для предотвращения распространения огня в лес­ном массиве. Однако, огонь быстро охватил высушенные зноем лесные кварталы и на 14 часов 31 июля распространился на площади более 7 га.

К месту пожара были доставлены два буль­дозера, которые приступили к прокладке ми­нерализованной полосы с западной стороны, чтобы ограничить распространение огня. Одновременно с этим 50 рабочих леспромхо­за пытались бороться с пожаром с помощью подручных средств - веток, лопат, обра­батывая его кромку с южной стороны. К со­жалению, принятые меры не дали результа­тов.

Рис. 1.1. Схема тушения пожара.

К 8 часам утра 1 августа площадь пожара составила 90 га. Огнем были охвачены кварталы 8, 67 и он продолжал распространяться в
направлении кварталов 7, 68, 82, 52 (см. рис. 1.1). К этому времени были организованы ра­боты по прокладке минерализованной полосы с восточного направления. Мобилизация на­селения, рабочих и техники на тушение по­жара продолжалась в Нейском, Кологривском, Парфеньевском и Чухломском райо­нах. Но, несмотря на принимаемые меры, размеры пожара возрастали; сильный ветер гнал огонь на массивы смешанного леса, ста­рые вырубки и торфяники. Пожар угрожал перейти из леса на отдаленные населенные пункты. К 3 августа площадь пожара составила около 1400 га. Огнем полностью были охва­чены кварталы 67, 75, 74, 66 и частично 10 со­седних. По фронту пожар, охвативший леса трех районов - Кологривского, Парфеньевского и Чухломского - распространился на 13 км, а его ширина доходила до 3 км.

В такой угрожающей обстановке чрезвы­чайная комиссия решила назначить руково­дителем тушения пожара начальника УВД Костромского облисполкома заместителями - заместителя начальника отдела пожарной охраны и на­чальника объединения «Костромалеспром». Был создан штаб пожаротуше­ния. В него вошли: председатели и заместители председателей одминистрации районов, главные лесничие, председатели леспромхозов, сотрудники ор­ганов внутренних дел и другие ответственные работники.

При штабе были организованы две группы: разведки и тыла, куда вошли работники инспекций госпожнадзора, лесного хозяйст­ва. Штаб пожаротушения расположился в по­селке Северный. В его распоряжении нахо­дился вертолет МИ-2.

После воздушной разведки на заседании штаба пожаротушения было принято решение всю территорию, охваченную огнем, разбить на три сектора. Первый сектор — со стороны города Кологрив. Это направление стало на­зываться Кологривским (кварталы 68, 52, 67, 58). Руководителем тушения пожара на этом направлении был назначен председатель Кологривского райсовета. Сектору были приданы началь­ствующий состав органов внутренних дел, 200 рабочих, бульдозеры, поливочные маши­ны, бензопилы.

Со стороны поселка Парфеньево было создано второе, Парфеньевское направле­ние (кварталы 73, 81, 82, 7). Им руководил за­меститель председателя Парфеньевского райсовета. На этот сектор были вы­делены работники УВД, 380 рабочих, буль­дозеры, тракторы, пожарные машины, по­жарный поезд, мотопомпы, бензопилы.