ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 922
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
льные ограничения, связанные с организацией работы этих тяжелых машин (взлетные полосы и связанная с этим дальность перелетов, частота сбросов воды, проблемы с заправкой топливом и водой и, наконец, общая дороговизна работ и др.). В конце сентября - октябре 1998 года применение этих машин на Сахалине было крайне затруднено из-за сильной задымленности и плохой видимости в условиях пересеченного рельефа. В итоге в ряде случаев самолеты приходилось наводить на кромку огня вертолетом лесной охраны.
В тушении лесных пожаров на Сахалине в 1998 году по-прежнему преобладали наземные методы борьбы.
На местах работы по тушению пожаров часто велись недостаточно эффективно. В результате многие пожары обходили немногочисленные пожарные заслоны по крутым склонам и гребням. Сотрудники леспромхозов и лесозаготовительных фирм вплоть до объявления режима чрезвычайной ситуации 23 сентября если и принимали участие в тушении пожаров, то в крайне недостаточных объемах (за редким исключением). Местное население, ранее жившее за счет леспромхозов, в тушении пожаров практически не участвовало. Население, не получая доходов, достаточных для существования, не чувствует необходимости спасать чужие ресурсы. Активная противопожарная пропаганда и агитация среди населения на острове отсутствовала. После введения режима чрезвычайной ситуации 23 сентября и подключения МЧС России на тушение лесных пожаров, в первую очередь в окрестностях поселков, были мобилизованы дополнительные силы и средства.
К концу сентября на тушении лесных пожаров работало до 1200 человек. Были организованы штабы по тушению лесных пожаров, привлечена дополнительная техника, в том числе техника ряда лесозаготовительных фирм. В отдельных видах работ участвовали военнослужащие. К этому времени обстановка была такова, что сил и средств, вовлеченных в процесс, было недостаточно для борьбы с пожарами и речь шла только о защите от пожаров
отдельных хозяйственных объектов и эвакуации людей. В связи с возникшей угрозой после объявления чрезвычайной ситуации на некоторое время приостанавливалась работа ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз».
Итоги пожарного сезона 1998 года, представленные Департаментом лесопромышленного комплекса администрации Сахалинской области таковы: всего было пройдено огнем 80,8 тыс. га, в том числе лесных угодий 52,4 тыс. га и еще 28,4 тыс. га – болот и торфяников. Огнем было уничтожено 2,4 млн. м3 древесины. Общее число пожаров, зарегистрированных на территории области - 350, из них 223 произошли по вине человека. Ущерб от лесных пожаров превысил 600 млн. рублей.
Анализ космической съемки показал, что на Сахалине в 1998 году пострадало от огня не менее 234,8 тыс. га только лесопокрытых земель, в том числе не менее 43,5 тыс. га пройдено верховыми пожарами. При этом 100-тысячный рубеж пройденных огнем площадей был преодолен еще в начале сентября. Общая площадь лесных земель, пройденных пожарами, составила не менее 270 тыс. га, а вся площадь, пройденная огнем на Сахалине в 1998 году с учетом пожаров на нелесных землях, вплотную подошла к 420 тыс. га.
Существующая система оценки качества работы органов управления лесным хозяйством не стимулирует приведение официальной статистики в соответствие с реальностью. Чтобы успешно тушить лесные пожары, используя ограниченные средства, надо иметь возможность вовремя принимать правильные решения.
Более 90 % пожаров возникло в местах пребывания и деятельности человека. Основными источниками возникновения пожаров явились:
На северном Сахалине добыча нефти, а точнее, связанная с этим инфраструктура, также является постоянным источником пожарной опасности. В этой части острова практически ежегодно возникает множество лесных пожаров, иногда распространяющихся на значительные площади.
Достаточно четкая привязка очагов возникновения пожаров к местам деятельности человека, а также крайняя неравномерность размещения источников возгораний не может быть объяснена естественными причинами.
Хорошим горючим материалом являются порубочные остатки, невывезенная древесина, обгоревшие стволы и древесные остатки, деревья, усохшие после предыдущих пожаров, а также сухая трава. В результате формируются значительные площади, на которых лес практически не возобновляется.
Засушливое лето 1998 года стало основной причиной тяжелой пожарной обстановки. Однако потери могли быть существенно меньше, если бы не целый комплекс проблем, к которым следует отнести следующие:
1998 год наглядно показал, что нужны реальные и исполнимые планы противопожарных мероприятий, учитывающие различные сценарии развития ситуации и предусматривающие создание финансовых резервов и четкое определение источников пополнения материально-технической базы и привлечения дополнительных людских ресурсов на тушение лесных пожаров. Такой комплекс мероприятий должен предусматривать в качестве одной из составных частей привлечение внимания центральной прессы и телевидения для проведения агитации населения.
Лесные пожары в Читинской области
В пожароопасном периоде 2002 г. на территории Читинской области было зарегистрировано 1 198 очагов природных пожаров на общей площади 83 253 га. Их них крупных пожаров - 46, на площади 46 861 га.
Ущерб лесному фонду составил более 80 млн. рублей. Пожароопасный период продолжался с 13 марта по 14 октября. Пожары охватили леса на территории 28 районов области. В июле и августе сохранялась жаркая и засушливая погода. Осадков выпало меньше среднемноголетнего уровня 36—60 мм (35-70 %). Количество ветреных дней (до 25 м/с) от 2 до 5 в месяц. Среднемесячная температура наблюдалась на 2 - 3 градуса выше средних многолетних, а в отдельные дни она повышалась до 32 - 40 градусов. Необычайно сухая и ветреная погода сохранялась и в первые осенние месяцы.
На территории области преобладал высокий класс горимости лесов – 3 - 4.
Впервые за последние двадцать лет в течение двух месяцев (сентябрь-октябрь) в результате отсутствия осадков и сильных ветров отмечалось возникновение и распространение пожаров на значительных площадях. Особенностью осенних лесных пожаров являлась их схожесть с торфяными пожарами, когда огонь на 30-50 см уходил вглубь листвяной подстилки и появлялся вновь на поверхности иногда через несколько суток, что значительно затрудняло его ликвидацию.
Главной и основной причиной распространения пожаров на значительные площади явилось несвоевременность и недостаточность сил и средств в последние месяцы: август - сентябрь, неподготовленность к длительному пожароопасному периоду.
Время действия очагов пожаров составляло: 1 сутки - 20 %; 2 суток - 7 %; 3 суток - 55 %; 4 суток и более - 18 %. Оперативность реагирования на пожары в 2002 году снизилась, особенно в период август - сентябрь. В 1999 году в первые сутки удавалось потушить 91,5 % пожаров, в 2000 году - 78 %, в 2001 году - 58 %. Еще одной причиной этому послужило то, что областные резервы к началу августа иссякли, а интенсивность финансирования центром снизилась.
На территории области в лесных и прилегающих к ним зонах расположено 133 населенных пункта с общей численностью населения 281,6 тыс. человек. В связи с этим под особым контролем находились лесные пожары, возникаю
В тушении лесных пожаров на Сахалине в 1998 году по-прежнему преобладали наземные методы борьбы.
На местах работы по тушению пожаров часто велись недостаточно эффективно. В результате многие пожары обходили немногочисленные пожарные заслоны по крутым склонам и гребням. Сотрудники леспромхозов и лесозаготовительных фирм вплоть до объявления режима чрезвычайной ситуации 23 сентября если и принимали участие в тушении пожаров, то в крайне недостаточных объемах (за редким исключением). Местное население, ранее жившее за счет леспромхозов, в тушении пожаров практически не участвовало. Население, не получая доходов, достаточных для существования, не чувствует необходимости спасать чужие ресурсы. Активная противопожарная пропаганда и агитация среди населения на острове отсутствовала. После введения режима чрезвычайной ситуации 23 сентября и подключения МЧС России на тушение лесных пожаров, в первую очередь в окрестностях поселков, были мобилизованы дополнительные силы и средства.
К концу сентября на тушении лесных пожаров работало до 1200 человек. Были организованы штабы по тушению лесных пожаров, привлечена дополнительная техника, в том числе техника ряда лесозаготовительных фирм. В отдельных видах работ участвовали военнослужащие. К этому времени обстановка была такова, что сил и средств, вовлеченных в процесс, было недостаточно для борьбы с пожарами и речь шла только о защите от пожаров
отдельных хозяйственных объектов и эвакуации людей. В связи с возникшей угрозой после объявления чрезвычайной ситуации на некоторое время приостанавливалась работа ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз».
Итоги пожарного сезона 1998 года, представленные Департаментом лесопромышленного комплекса администрации Сахалинской области таковы: всего было пройдено огнем 80,8 тыс. га, в том числе лесных угодий 52,4 тыс. га и еще 28,4 тыс. га – болот и торфяников. Огнем было уничтожено 2,4 млн. м3 древесины. Общее число пожаров, зарегистрированных на территории области - 350, из них 223 произошли по вине человека. Ущерб от лесных пожаров превысил 600 млн. рублей.
Анализ космической съемки показал, что на Сахалине в 1998 году пострадало от огня не менее 234,8 тыс. га только лесопокрытых земель, в том числе не менее 43,5 тыс. га пройдено верховыми пожарами. При этом 100-тысячный рубеж пройденных огнем площадей был преодолен еще в начале сентября. Общая площадь лесных земель, пройденных пожарами, составила не менее 270 тыс. га, а вся площадь, пройденная огнем на Сахалине в 1998 году с учетом пожаров на нелесных землях, вплотную подошла к 420 тыс. га.
Существующая система оценки качества работы органов управления лесным хозяйством не стимулирует приведение официальной статистики в соответствие с реальностью. Чтобы успешно тушить лесные пожары, используя ограниченные средства, надо иметь возможность вовремя принимать правильные решения.
Более 90 % пожаров возникло в местах пребывания и деятельности человека. Основными источниками возникновения пожаров явились:
-
стоянки рыбаков (в т.ч. станы) и места посещения охотниками, туристами и браконьерами. В случаях с браконьерами возгорания очень часто начинаются от костров на нерестовых реках, которые браконьеры бросают при приближении рыбоохраны. Обычно рыбоохрана не видит эти костры, не ищет их и не тушит; -
места традиционного отдыха населения и окрестности поселков. В этих местах пожары возникают, как правило, в выходные; -
обочины дорог общего пользования, включая железные дороги. По данным наземного обследования, в северной части острова источником возгораний часто являются искры из глушителей вездеходов; -
места лесозаготовок, включая дороги, по которым ведется вывозка древесины либо перевозка рабочих вахтовиков.
На северном Сахалине добыча нефти, а точнее, связанная с этим инфраструктура, также является постоянным источником пожарной опасности. В этой части острова практически ежегодно возникает множество лесных пожаров, иногда распространяющихся на значительные площади.
Достаточно четкая привязка очагов возникновения пожаров к местам деятельности человека, а также крайняя неравномерность размещения источников возгораний не может быть объяснена естественными причинами.
Хорошим горючим материалом являются порубочные остатки, невывезенная древесина, обгоревшие стволы и древесные остатки, деревья, усохшие после предыдущих пожаров, а также сухая трава. В результате формируются значительные площади, на которых лес практически не возобновляется.
Засушливое лето 1998 года стало основной причиной тяжелой пожарной обстановки. Однако потери могли быть существенно меньше, если бы не целый комплекс проблем, к которым следует отнести следующие:
-
недостаток техники, оборудования, ГСМ и т. п. для эффективной борьбы с лесными пожарами; -
отсутствие у органов управления лесным хозяйством на Сахалине либо искажение ими информации о масштабах лесных пожаров и текущей ситуации. Это стало одной из причин слишком поздней помощи федерального центра, так как поступавшая туда информация не подтверждала мнение о катастрофическом развитии ситуации; -
отсутствие системы, отслеживающей реальную пожарную обстановку и ее развитие; -
неэффективность действий по тушению пожаров и недостаточная мобилизация сил и средств в начале пожароопасного сезона, когда эффект от этих работ был бы максимальным. Не были в полной мере задействованы возможности лесной службы, не было реальной помощи от подразделений лесной службы других регионов, где пожарная обстановка была не такая напряженная; -
отсутствие профилактики лесных пожаров и реальной подготовки к пожароопасному сезону; -
недооценка роли и недостаточное привлечение центральных средств массовой информации к формированию общественного мнения и общественной поддержки мероприятиям по борьбе с лесными пожарами и их последствиями; -
организационная неспособность управления лесами наладить и координировать борьбу с лесными пожарами в масштабах области и в условиях чрезвычайной пожарной обстановки. Недостаточная координация работ разных ведомств по тушению лесных пожаров; -
опоздание действенной помощи (организационной, технической и финансовой) как со стороны федерального центра, так и со стороны администрации области; -
недостаточное внимание администрации области к развитию пожарной
обстановки.
1998 год наглядно показал, что нужны реальные и исполнимые планы противопожарных мероприятий, учитывающие различные сценарии развития ситуации и предусматривающие создание финансовых резервов и четкое определение источников пополнения материально-технической базы и привлечения дополнительных людских ресурсов на тушение лесных пожаров. Такой комплекс мероприятий должен предусматривать в качестве одной из составных частей привлечение внимания центральной прессы и телевидения для проведения агитации населения.
Лесные пожары в Читинской области
В пожароопасном периоде 2002 г. на территории Читинской области было зарегистрировано 1 198 очагов природных пожаров на общей площади 83 253 га. Их них крупных пожаров - 46, на площади 46 861 га.
Ущерб лесному фонду составил более 80 млн. рублей. Пожароопасный период продолжался с 13 марта по 14 октября. Пожары охватили леса на территории 28 районов области. В июле и августе сохранялась жаркая и засушливая погода. Осадков выпало меньше среднемноголетнего уровня 36—60 мм (35-70 %). Количество ветреных дней (до 25 м/с) от 2 до 5 в месяц. Среднемесячная температура наблюдалась на 2 - 3 градуса выше средних многолетних, а в отдельные дни она повышалась до 32 - 40 градусов. Необычайно сухая и ветреная погода сохранялась и в первые осенние месяцы.
На территории области преобладал высокий класс горимости лесов – 3 - 4.
Впервые за последние двадцать лет в течение двух месяцев (сентябрь-октябрь) в результате отсутствия осадков и сильных ветров отмечалось возникновение и распространение пожаров на значительных площадях. Особенностью осенних лесных пожаров являлась их схожесть с торфяными пожарами, когда огонь на 30-50 см уходил вглубь листвяной подстилки и появлялся вновь на поверхности иногда через несколько суток, что значительно затрудняло его ликвидацию.
Главной и основной причиной распространения пожаров на значительные площади явилось несвоевременность и недостаточность сил и средств в последние месяцы: август - сентябрь, неподготовленность к длительному пожароопасному периоду.
Время действия очагов пожаров составляло: 1 сутки - 20 %; 2 суток - 7 %; 3 суток - 55 %; 4 суток и более - 18 %. Оперативность реагирования на пожары в 2002 году снизилась, особенно в период август - сентябрь. В 1999 году в первые сутки удавалось потушить 91,5 % пожаров, в 2000 году - 78 %, в 2001 году - 58 %. Еще одной причиной этому послужило то, что областные резервы к началу августа иссякли, а интенсивность финансирования центром снизилась.
На территории области в лесных и прилегающих к ним зонах расположено 133 населенных пункта с общей численностью населения 281,6 тыс. человек. В связи с этим под особым контролем находились лесные пожары, возникаю