Файл: Книга 6 (леса, торфа, лесосклады) Москва 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 740

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
льные ограничения, связанные с организацией работы этих тяжелых машин (взлетные полосы и связанная с этим дальность перелетов, частота сбросов воды, проблемы с заправкой топливом и водой и, наконец, общая дороговизна работ и др.). В конце сентября - октябре 1998 года применение этих машин на Сахалине было крайне затруднено из-за сильной задымленности и плохой видимости в условиях пере­сеченного рельефа. В итоге в ряде случаев самолеты приходилось наводить на кромку огня вертолетом лес­ной охраны.

В тушении лесных пожаров на Сахалине в 1998 году по-прежнему преобладали наземные методы борьбы.

На местах работы по тушению пожаров часто велись недостаточно эффек­тивно. В результате многие пожары обходили немногочисленные пожарные заслоны по кру­тым склонам и гребням. Сотрудники леспромхозов и лесозаготовительных фирм вплоть до объявления режима чрезвычайной ситуации 23 сентября если и принимали участие в тушении пожаров, то в крайне недо­статочных объемах (за редким исключением). Местное население, ранее жив­шее за счет леспромхозов, в тушении пожаров практически не участвовало. Население, не получая доходов, достаточных для существования, не чувствует необходимости спасать чужие ресурсы. Активная противопожарная пропаганда и агитация среди насе­ления на острове отсутствовала. После введения режима чрезвычайной ситуации 23 сентября и подключе­ния МЧС России на тушение лесных пожаров, в первую очередь в окрестно­стях поселков, были мобилизованы дополнительные силы и средства.

К концу сентября на тушении лесных пожаров работало до 1200 человек. Были органи­зованы штабы по тушению лесных пожаров, привлечена дополнительная техника, в том числе техника ряда лесозаготовительных фирм. В отдельных видах работ участвовали военнослужащие. К этому времени обстанов­ка была такова, что сил и средств, вовлеченных в процесс, было недо­статочно для борьбы с пожарами и речь шла только о защите от пожаров
отдельных хозяйственных объектов и эвакуации людей. В связи с возникшей угрозой после объявления чрезвычайной ситуации на некоторое время приостанавливалась работа ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз».

Итоги пожарного сезона 1998 года, представленные Департаментом лесопромышленного комплекса администрации Сахалинской области таковы: всего было пройдено огнем 80,8 тыс. га, в том числе лесных угодий 52,4 тыс. га и еще 28,4 тыс. га – болот и торфяников. Ог­нем было уничтожено 2,4 млн. м3 древесины. Общее число пожаров, зарегист­рированных на территории области - 350, из них 223 произошли по вине че­ловека. Ущерб от лесных пожаров превысил 600 млн. рублей.

Анализ космической съемки показал, что на Сахалине в 1998 году постра­дало от огня не менее 234,8 тыс. га только лесопокрытых земель, в том числе не менее 43,5 тыс. га пройдено верховыми пожарами. При этом 100-тысячный рубеж пройденных огнем площадей был преодолен еще в начале сентября. Об­щая площадь лесных земель, пройденных пожарами, составила не менее 270 тыс. га, а вся площадь, пройденная огнем на Сахалине в 1998 году с учетом пожаров на нелесных землях, вплотную подошла к 420 тыс. га.

Существующая система оценки качества работы органов управления лес­ным хозяйством не стимулирует приведение официальной статисти­ки в соответствие с реальностью. Чтобы успешно тушить лесные пожары, используя ограниченные средства, надо иметь возможность вовремя принимать правильные решения.

Более 90 % пожаров возникло в местах пребывания и деятельности человека. Основными источниками возникновения пожаров явились:

  • стоянки рыбаков (в т.ч. станы) и места посещения охотниками, туристами и браконьерами. В случаях с браконьерами возгорания очень часто начина­ются от костров на нерестовых реках, которые браконьеры бросают при приближении рыбоохраны. Обычно рыбоохрана не видит эти костры, не ищет их и не тушит;

  • места традиционного отдыха населения и окрестности поселков. В этих местах пожары возникают, как правило, в выходные;

  • обочины дорог общего пользования, включая железные дороги. По дан­ным наземного обследования, в северной части острова источником возго­раний часто являются искры из глушителей вездеходов;

  • места лесозаготовок, включая дороги, по которым ведется вывозка древе­сины либо перевозка рабочих вахтовиков.


На северном Сахалине добыча нефти, а точнее, связанная с этим инфраст­руктура, также является постоянным источником пожарной опасности. В этой части острова практически ежегодно возникает множество лесных пожаров, иногда распространяющихся на значительные площади.

Достаточно четкая привязка очагов возникновения пожаров к местам деятельности человека, а также крайняя неравномерность размещения источников возгора­ний не может быть объяснена естественными причинами.

Хорошим горючим материалом являются порубочные остатки, невывезенная древесина, обгоревшие стволы и древесные остатки, деревья, усохшие после предыдущих пожаров, а также сухая трава. В результате формируются значительные площади, на которых лес практически не возобновляется.

Засушливое лето 1998 года стало основной причи­ной тяжелой пожарной обстановки. Однако потери могли быть существенно меньше, если бы не целый комплекс проблем, к которым следует отнести следующие:

  • недостаток техники, оборудования, ГСМ и т. п. для эффективной борьбы с лесными пожарами;

  • отсутствие у органов управления лесным хозяйством на Сахалине либо ис­кажение ими информации о масштабах лесных пожаров и текущей ситуа­ции. Это стало одной из причин слишком поздней помощи федерального центра, так как поступавшая туда информация не подтверждала мнение о катастрофическом развитии ситуации;

  • отсутствие системы, отслеживающей реальную пожарную обстановку и ее развитие;

  • неэффективность действий по тушению пожаров и недостаточная мобили­зация сил и средств в начале пожароопасного сезона, когда эффект от этих работ был бы максимальным. Не были в полной мере задействованы воз­можности лесной службы, не было реальной помощи от подразделений лесной службы других регионов, где пожарная обстановка была не такая напряженная;

  • отсутствие профилактики лесных пожаров и реальной подготовки к пожароопасному сезону;

  • недооценка роли и недостаточное привлечение центральных средств мас­совой информации к формированию общественного мнения и обществен­ной поддержки мероприятиям по борьбе с лесными пожарами и их послед­ствиями;

  • организационная неспособность управления лесами наладить и координи­ровать борьбу с лесными пожарами в масштабах области и в условиях чрезвычайной пожарной обстановки. Недостаточная координация работ раз­ных ведомств по тушению лесных пожаров;

  • опоздание действенной помощи (организационной, технической и финан­совой) как со стороны федерального центра, так и со стороны администра­ции области;

  • недостаточное внимание администрации области к развитию пожарной
    обстановки.


1998 год наглядно показал, что нужны реальные и исполнимые планы про­тивопожарных мероприятий, учитывающие различные сценарии развития си­туации и предусматривающие создание финансовых резервов и четкое опреде­ление источников пополнения материально-технической базы и привлечения дополнительных людских ресурсов на тушение лесных пожаров. Такой комп­лекс мероприятий должен предусматривать в качестве одной из составных час­тей привлечение внимания централь­ной прессы и телевидения для проведения агитации населения.

Лесные пожары в Читинской области
В пожароопасном периоде 2002 г. на территории Чи­тинской области было зарегистрировано 1 198 очагов природных пожаров на общей площади 83 253 га. Их них крупных пожаров - 46, на площади 46 861 га.

Ущерб лесному фонду составил более 80 млн. рублей. Пожароопасный период продолжался с 13 марта по 14 октября. По­жары охватили леса на территории 28 районов области. В июле и августе сохра­нялась жаркая и засушливая погода. Осадков выпало меньше среднемноголетнего уровня 36—60 мм (35-70 %). Количество ветреных дней (до 25 м/с) от 2 до 5 в месяц. Среднемесячная температура наблюдалась на 2 - 3 градуса выше средних многолетних, а в отдельные дни она повышалась до 32 - 40 градусов. Необычайно сухая и ветреная погода сохранялась и в первые осенние месяцы.

На территории области преобладал высокий класс горимости лесов – 3 - 4.

Впервые за последние двадцать лет в течение двух месяцев (сентябрь-ок­тябрь) в результате отсутствия осадков и сильных ветров отмечалось возникновение и распространение пожаров на значительных площадях. Особенностью осенних лесных пожаров являлась их схожесть с торфяными пожарами, когда огонь на 30-50 см уходил вглубь листвяной подстилки и появлялся вновь на по­верхности иногда через несколько суток, что значительно затрудняло его лик­видацию.

Главной и основной причиной распространения пожаров на значительные площади явилось несвоевременность и недостаточность сил и средств в последние месяцы: ав­густ - сентябрь, неподготовленность к длительному пожароопасно­му периоду.

Время действия очагов пожаров составляло: 1 сутки - 20 %; 2 суток - 7 %; 3 суток - 55 %; 4 суток и более - 18 %. Оперативность реагирования на пожа­ры в 2002 году снизилась, особенно в период август - сентябрь. В 1999 году в первые сутки удавалось потушить 91,5 % пожаров, в 2000 году - 78 %, в 2001 году - 58 %. Еще одной причиной этому послужило то, что областные резервы к началу августа иссякли, а интенсивность финансирования центром снизилась.

На территории области в лесных и прилегающих к ним зонах расположено 133 населенных пункта с общей численностью населения 281,6 тыс. человек. В связи с этим под особым контролем находились лесные пожары, возникаю­