Файл: Книга 6 (леса, торфа, лесосклады) Москва 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 925

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В третий сектор — со стороны г. Судай вошли кварталы 65, 56, 57. Руководителем ту­шения пожара на этом самом сложном на­правлении был назначен второй секретарь райкома. Здесь также имелись значительные силы и средства.

Для координации деятельности секторов им были приданы радиостанции, которые установили в штабе пожаротушения и на вер­толете.

Перед каждым направлением ставилась определенная задача для того, чтобы приоста­новить распространение огня по лесному массиву, главным образом путем создания минерализованных полос. Затем планирова­лось замкнуть пожар в кольцо и локализовать его в кварталах 56, 57, 65, 67, 73, 52, 74.

Эту задачу удалось выполнить 5 августа: площадь пожара (около 1400 га) была пол­ностью закольцована минерализованными полосами.

Для окончательной ликвидации огня всю зону пожара пришлось рассечь на части мине­рализованными полосами, выкопать искусст­венные водоемы, сделать запруды, проезды к отдельным очагам.

При тушении использовалась как техника, так и подручные средства, пожар тушили во­дой от пожарных и поливочных машин, с по­мощью мотопомп, обычных ведер, отдель­ные очаги засыпались землей.

В соответствии с распоряжением руково­дителя пожаротушения за каж­дым кварталом закреплялось ответственное лицо, на которое возлагалась ответственность за окончательную ликвидацию огня. Были наз­начены также ответственные за обслужива­ние и ремонт техники, работающей на пожа­ре. Создание минерализованных полос и ту­шение пожара проводилось в две смены (круглосуточно). На наиболее опасных участ­ках распространения пожара в ночное время делали отжиг.

Для тушения межрайонного пожара ис­пользовалось 34 бульдозера, 6 пожарных ма­шин, 9 поливочных, 10 трелеровочных тракто­ров, 75 автомашин для перевозки людей, 800 рабочих.

Благодаря сосредоточению такого коли­чества техники, людей и созданию необходи­мых минерализованных полос 10 августа по­жар был полностью потушен.

Анализ пожара позволяет сделать вывод об эффективности создания кольцевых мине­рализованных полос с последующим продви­жением в глубь кварталов и рассечением их на сектора. Вместе с тем нельзя не отметить ряд недостатков, особенно на первоначаль­ной стадии борьбы с огнем. На первых порах не было обеспечено необходимое маневри­рование сил и средств: медленно велась прокладка минерализованных полос. Были проблемы с ремонтом техники, которая в условиях тушения лесных пожаров часто вы­ходит из строя. Все это должно быть учтено при перера­ботке планов привлечения сил и средств, ко­торые оказались весьма несовершенными и должной пользы не принесли.

Лесные пожары на Сахалине
Лесные пожары 1998 года на Сахалине отразили все недостатки в организации борьбы с ними. Пожарная обстановка в сезоне 1998 года в лесах Сахалина начала обостря­ться уже в мае — после прекращения дождей и установления жаркой, сухой по­годы на большей части Центрального и Северного Сахалина. Летом 1998 года установилась жаркая, засушливая погода. Количество выпавших осадков в июне при норме 374 мм составило 91 мм, в июле при норме 542 мм - 45 мм, в августе при норме 666 мм - 200 мм, в сентябре при норме 808 мм - 171 мм.

Площадь лесного фонда области составляет 6,9 млн. га, лесистость территории - 78,7 %. Высокая пожароопасность сахалинского леса обуслов­ливается преобладанием хвойных пород, а также наличием кустарников и тор­фяных болот.

Борьба с лесными пожарами в значительной степени осложнялась из-за си­льно пересеченной местности, преобладания горного рельефа, сильных, поры­вистых, часто меняющих направление ветров и слабой развитости дорог.

Пожароопасный период в Сахалинской области в 1998 году начался в мае. Первое крупное возгорание было зафиксировано в районе реки Чамгу, на участках, не­давних сплошных рубок. Этот пожар был одним из самых значительных по площади, который с разной степенью активности действовал на протяже­нии всего лета и осени, вплоть до ноября. Выгорел практически весь бассейн реки Чамгу; по малым притокам в верховьях реки огонь вышел в высокогорье Набильского хребта. В результате пострадали значительные площади горных лесов. По свидетельствам очевидцев, некогда одна из самых красивей­ших и богатых лососем рек - Чамгу - в результате огненного бедствия 1998 г. стала мертвой рекой в мертвых берегах.

С конца мая лесные пожары все интенсивнее развивались на Центральном и Северном Сахалине. Отсутствие дождя в этих районах с течением летних месяцев усиливало пожарную опасность и способ­ствовало развитию возгораний, расширению охваченных огнем участков.

В июне на территории 7 районов насчитывалось 67 очагов пожаров на об­щей площади 8701 га. Наиболее напряженная ситуация складывалась в Ног

ликском и Смирныховском районах, в других районах отдельные очаги удава­лось подавить.

В течение июня чамгинский пожар начал распространяться на прилегаю­щие территории, в бассейны соседних рек. Благодаря усилиям лесной охраны, это движение в южном направлении было остановлено, однако на севере огонь вышел из-под контроля и продолжал занимать все новые участки лесов в Ногликском районе, которые в подавляющем большинстве были в недалеком про­шлом пройдены рубками главного пользования. Это значительно облегчало и ускоряло движение огня и развитие пожаров.

В июле добавились еще 59 новых очагов. В середине июля из Иркутска был срочно вызван специальный самолет-амфибия Бе-12П. Однако его примене­ние было крайне неэффективным — во многом, из-за несогласованности дей­ствий различных ведомств и неготовности экипажа к специфическим сахалин­ским условиям.

В это же время пожары начинают возникать и в других районах - сначала в Углегорском, затем в Поронайском и Тымовском районах.

В августе лес горел уже в 12 районах на общей площади 31 061 га. Для их ликвидации требовались значительные силы и средства, но, несмотря на при­нятые меры, удалось ликвидировать только 113 очагов, с остальными велась борьба по их локализации. Пожары охватили Охинский и Александровск-Сахалинский районы. Во многих местах тушение не велось по причине сильно пересеченного рельефа: техника не могла работать на крутых склонах, во мно­гих местах у лесной охраны уже просто не хватало сил и средств реагировать на сигналы тревоги, часто такие сигналы поступали с большим опозданием. В августе кое-где прошедшие небольшие дожди уже не смогли изменить обста­новку.

В начале августа ситуация в лесах северной части острова превысила пятый, наивысший, класс пожарной опасности. Руководство лесного хозяйст­ва острова неоднократно заявляло, что размер поражения огнем и напряжен­ность пожарной обстановки уже превзошли уровень наиболее катастрофиче­ских пожаров для лесов Сахалина 50-х годов. В сентябре ситуация резко ухудшилась, когда началось стремительное нарастание площади очагов пожаров. Это в было вызвано резкими шквальными ветрами, которые прокатились по северной части острова при продолжающемся отсутствии осадков и небывалой сухости.
Истощенные длительной напряжённой работой силы лесной охраны, местных администраций и лесозаготовительных предприятий уже не в состоянии были ограничивать распространение огненного вала. Жизненно важным стало защитить таежные населенные пункты - леса горели уже на окраинах некоторых из них. Жители большинства поселков, расположенных в Тымь-Поронайской низменности, были вынуждены дышать едким дымом, постоянно висевшим в воздухе. Нормативы каче­ства воздуха по угарному газу были превышены в несколько раз. Солнце с тру­дом пробивалось через эту завесу, и день был похож на вечерние сумерки.

По данным космической съемки, уже к началу сентября 1998 года лесопокрытая площадь, пройденная огнем на Сахалине, перешла за 24 тыс. га. к 25 сен­тября — она уже составляла не менее 106 тыс. га.

Итоги года еще более трагичны - свыше 234,8 тыс. га. лесных массивов уничтожены огнем.

20 сентября, в 18 час. 20 мин. фронт пожара подошёл к по­селку Горки. Пожарным подразделениям совместно с жителями поселка не удалось локализовать пожар из-за того, что поселок находится в распадке, а ветер со скоростью до 25 м/с переносил горящие ветки стоящего вокруг хвой­ного леса, швыряя их на несколько сот метров на строения поселка. Поэтому пожар с 18 час. 45 мин. захватил шквальным огнем почти одновременно весь поселок. Лес горел сплошной стеной с южной и западной стороны поселка. Высокая температура и летящие горящие ветки не давали возможности людям без специального снаряжения работать в очаге пожара. К 19 часам горела уже половина жилых домов и объектов, находящихся в западной части поселка.Из поселка было эвакуировано 678 человек. Поселок сго­рел полностью, огнем было уничтожено 136 жилых домов, без крова осталось 236 семей (683 человека, из них 245 детей). В этом пожаре погибли 3 человека и 1 пропал без вести.

Несмотря на крайне сухой год и все время возраставшую пожарную опасность, не были своевременно задействованы необходимые людские и технические средства. Одной из причин такого положения являлось занижение площадей пожаров, не позволявшее правильно оценить сложившуюся угрозу и потребности в людской силе и тех­нике. Каждый лесхоз своими силами боролся с пожарами, возникшими на его территории, помощь извне и координация борьбы с пожарами в масштабах области, особенно на на­
чальных этапах, были крайне недостаточными. Привлечение сил и средств лесной службы других регионов началось только в самом конце пожароопасно­го периода.

Как и в предыдущие годы, имело место несоблюдение гражданами и юридическими лицами запрета на посещение лесов, в том числе в целях от­дыха.

Несмотря на все ухудшавшуюся пожарную обстановку, лесозаготовки не прекращались во многих случаях вплоть до выхода фронта огня на лесосеки.

Хотя на тушении пожаров были задействованы люди и техника из ближайших лесхозов, мобилизация сил и средств была явно недостаточной. В то время, когда в одном из лесхозов малочисленные отряды пытались остановить лесные пожары, в соседнем - сотрудники лесхоза, включая лесную ох­рану, спокойно продолжали заготавливать хвойный лес в порядке рубок промежуточного пользования. Вертолетов для заброски пожарных не хватало.

Особого внимания заслуживает практика применения противопожарной авиации.

В 1998 году на Сахалине применялись «летающая лодка» Бе-12П, способ­ная взять на борт 6 тонн воды, и с конца сентября 1998 года использовались са­молеты-танкеры МЧС России на базе ИЛ-76 с емкостью 42 тонны воды и вер­толет Ми-8.

Самолет-танкер (Бе-12П), прилетевший из Иркутской области, начал рабо­тать в июле. Однако эффективность действий этого аппарата была невысо­кой - отчасти из-за постоянно ощущавшейся нехватки топлива, отчасти из-за технических параметров, так как сбрасываемая самолетом вода в лучшем слу­чае накрывает участок примерно 100x40 метров. Таким образом, применение Бе-12П наиболее эффективно против оперативно обнаруженных небольших источников возгораний. К тому же определенные сложности создает забор воды с поверхности моря и отсутствие удобных для этого водоемов вблизи оча­гов пожаров. Оперативность обнаружения пожаров на Сахалине была недоста­точно высокой, в итоге самолет-танкер часто применялся для работы по кром­кам распространившихся очагов, что не приносило ожидаемого эффекта. В дополнение к этому после инцидента с посадкой на мель при заборе воды в Луньском заливе 13 июля самолет не работал до 24 июля. К этому времени применение Бе-12П против больших очагов пожаров уже не имело смысла.

Самолеты-танкеры на базе ИЛ-76, принадлежащие МЧС России, могут ра­ботать против широкого спектра очагов. Однако существуют дополните­