Файл: Марк ДугласДисциплинированный трейдер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
воспринял обстановку так, что ощутил то, чего как раз и хотел избежать, держа под прицелом всех собак вокруг.
Но ведь на чем человек, что называется, зациклен, то обычно и попадает в фокус его внимания. Яркий тому пример - случай с укусившей собакой. Однако есть масса других ситуаций, когда под влиянием страха человек накликал на себя беду.
Просто эти ситуации не так бросаются в глаза. Напомню, что всякий страх служит нашему восприятию предупредительным сигналом, помогая уберечься от того, что мы считаем угрозой для себя. Один такой способ избежать объект страха - просто сделать вид, будто ничто не говорит об угрозе. Можно поступить и более тонко
-правда, ценой белых пятен в картине обзора: надо переключить внимание на какую-то другую, ничем не тревожную информацию, исключив из поля зрения все прочее. Учтите, однако, что из-за этих белых пятен из вашего поля зрения выпадут целые пласты доступных для восприятия сведений, что может привести к катастрофическим последствиям, особенно на рынке.
Допустим, на рынке сложилась ситуация, в которой вам видится хороший шанс выиграть. «Вперед!» - командуете вы себе и вступаете в сделку. Казалось бы, смелое решение - а ведь принято оно и от страха. Вы же боитесь ошибиться, то есть упустить шанс! Ведь тогда придется пережить атаку всей той отрицательной энергии, которая осталась от ошибок прошлого. Делайте свой выбор, предлагает тем временем рынок.
Вот одни факты: они говорят, что вы правы; а вот — другие, они опровергают вас. На каких естественнее сосредоточиться? Конечно, на тех, что за вас. А как быть с теми,
что против? Не признавать - и все. Раз они идут вразрез, то незачем вообще задумываться о том, что из них следует. Между тем последствия и тут могут быть катастрофическими.
Возьмем другой рыночный пример: трейдер боится проиграть. Страх проиграть - признак явной внутренней борьбы. Прежде всего, этому трейдеру трудно дается решение вступать в сделки. Допустим все же (в данном случае), что он не устоял перед каким-то особо выгодным моментом, сумев перебороть страх. Его бесстрашия хватило на период вступления в сделку. На какие факты он будет теперь обращать главное внимание? Это зависит от действий рынка. Если рынок пойдет против трейдера, то он испугается: вдруг опять проиграет? Поэтому он будет отслеживать какие-нибудь другие данные, не подающие сигнал тревоги. Если же рынок вернется к уровню, на котором трейдер вступал в сделку, то он выйдет из нее, вздохнув с облегчением. Ему уже неважно, что рынок, возможно, и дальше будет двигаться в его сторону. А вот если рынок продолжит движение против него, то внутренняя защита трейдера начнет рушиться. Уж слишком громко звучат сигналы тревоги: от них больше не отмахнуться. В этот момент трейдер может запросто обезволить от страха,
так что даже не предпримет контрмер. В конце концов его потрясение и нервное напряжение наберут такую силу, что снять их он сможет, лишь выйдя из сделки.
Ну, а если он начнет выигрывать? Тогда он станет отслеживать совершенно другие сигналы. Ведь он боится проиграть, а потому будет следить за признаками, по которым видно, что рынок хочет отнять прибыль. Выигрывая, он отмахнется от любых сигналов, которые показывают, каковы шансы рынка продолжить движение в пользу трейдера. Напомню, что в период проигрыша он отслеживал только их.
Теперь же победитель сосредоточится исключительно на данных, которые подтверждают его страх перед рынком, если тот возвращается к уровню его вступления в сделку или движется еще дальше. Вообще, от страха проиграть он выйдет из сделки пораньше, довольствуясь и малой прибылью, хотя продолжение торговли могло сулить большее. Итак, он вышел из сделки, а рынок продолжил движение в его пользу. Вот когда трейдер начнет страдать по прибыли, которую отдал чужому дяде! Он еще удивится: почему не остался подольше? Ему и в голову не придет, что он не остался подольше из-за страха проиграть: из-за него он упустил

большее.
Теперь вы, наверное, поняли, почему огромная масса трейдеров пресекает прибыль на корню и дает дорогу потерям. Когда человек выигрывает, то от страха проиграть он усиленно следит за признаками, по которым видно, что рынок хочет отнять выигранное. И этот же страх гонит его из сделки раньше времени. Проигрывая,
человек обращает главное внимание на обратные признаки, то есть на все, что не говорит о его проигрыше. Страх не оставляет выбора в оценках. Когда человек боится узнать об определенных рыночных фактах, он донельзя ограничен в выборе того, что считает реальным. Допустим, трейдер систематически отмахивается от свидетельств его убыточной сделки. Пресечь потери - где же в этом решении свобода выбора? Нет ее и в решении остаться в прибыльной сделке, если одолел страх, что рынок вот-вот отнимет выигранное.
Как же уберечься от белых пятен в восприятии? Нужно научиться торговать без страха. А для этого нужно полностью полагаться на себя, на свою способность мужественно выслушать и признать все, что заявит о себе рынок. Кроме того, нужно самодоверие, уверенность, что всегда и без всяких колебаний сумеешь сыграть наилучшим для себя образом - что бы ни уготовил рынок. Вообще, хоть какая-то доля самодоверия нужна в любом деле. Без нее даже улицу не перейти: ведь на проезжую часть ступаешь тогда, когда уверен, что не попадешь под машину. С психологической точки зрения от рыночной среды можно пострадать не меньше, чем от наезда транспорта. Хотите преуспеть на рынке? Тогда поверьте в себя, в такую победу, когда никакой страх уже не помешает лучше оценить обстановку, найти больше вариантов.
Но для этого нужно сначала поработать над собой: освободиться от всего, что сужает рамки внимания или целенаправленно выводит из поля зрения определенные сведения.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16

ГЛАВА 11
Зачем учиться приспосабливаться?
Умеете ли вы приспосабливаться к переменам в жизни? Ведь от этого напрямую зависит, насколько вы ею довольны. Но что значит «приспосабливаться к переменам»? Это значит меняться самому, познавая все больше из того, что преподносит жизнь с точки зрения ее разнообразия. Чем больше оттенков видит в ней человек, чем лучше понимает, как все они взаимодействуют, тем больше знаний открывается ему при восприятии мира. Расширяя их круг, он глубже постигает и лучше разбирается в причинно-следственных связях, которые есть между ним и миром. Иными словами, он начинает понимать, какого действия можно ожидать от внешнего мира и чем тот, в свою очередь, может ответить при воздействии на него.
Кто осведомленнее и проницательнее, тот может лучше справиться с жизнью,
удовлетворяя свои потребности и достигая целей. Когда потребности удовлетворены,
а цели достигнуты, у человека появляется ощущение благополучия, уверенности и удовлетворения. А если - нет, то есть если человек не удовлетворил себя? Тогда он разочарован, недоволен, тогда он опускается. Успех, уверенность, удовлетворение - это три «у» с одной сутью. Они исходят друг от друга, образуя и прочно замыкая плодотворный круг развития и внутреннего роста. По той же логике, разочарование,
недовольство и загнивание также исходят друг от друга, образуя порочный круг из душевной боли, тревоги и подавленности.
Что нужно, чтобы удовлетворить свои потребности и достичь целей? Нужна определенная степень соответствия или равновесия между внутренним и внешним миром. Под соответствием я имею в виду, что надо в должной мере знать, как устроен этот внешний мир. Наши потребности, намерения, цели и желания - все до
единого - существуют прежде всего во внутреннем мире. А потом, уже во внешнем мире, складывается один из трех вариантов: все реализовано полностью, все реализовано частично; ничего не реализовано. Понятно, что степень удовлетворения будет соответствующая.
Чтобы удовлетворить себя, приходится идти на контакт с внешними силами.
Степень удовлетворения зависит от того, найдет ли человек самый подходящий алгоритм действий при данных обстоятельствах и насколько он будет свободен в своих действиях. Но как выбрать алгоритм, который лучше всего подходит для данной характерной обстановки? Это зависит от общего уровня доступных на тот момент знаний, которыми овладел человек.
Пример
Начертите огромный круг, диаметром около двух метров. Это - круг всей имеющейся информации о мире, существующей независимо от того, какой ее частью человек уже овладел, а какой ему еще предстоит овладеть. Затем начертите внутри большого круга еще один, диаметром сантиметром семьдесят. Это и есть та часть знаний, которую накопило человечество с самого начала своего существования.
Иначе говоря, это соотношение известного и неизвестного о нашем взаимодействии с внешним миром. Теперь поставьте точку в малом круге. Догадались, что это?
Пожалуй, примерно такова будет доля того, что каждый из нас успел узнать, усвоить и понять по сравнению со всеми остальными (и в прошлом, и в настоящем) и со всем остальным, что ждет своего часа.
Пустое пространство между внутренними границами большего круга и меньшим кругом - это, по сути, все неизвестное или пока непознанное как всеми, так и каждым в отдельности. Так что предстоит испытать и познать еще много нового. Но прежде чем познать что-то, надо узнать о его существовании. Ведь изучать, например,
атомную энергию люди начали тогда, когда открыли ее. Однако она существовала сотни тысяч лет до их открытия, спокойно ожидая своего часа. И он пробил. Это - пример загадок природы, которые кто-то должен разгадывать. Ну, а если нечто,
оставаясь неразгаданным, действует на человека загадочным для него образом? Что остается делать, пока не будет найдена истина? Либо сказать, что все это только кажется; либо сочинить что-нибудь из области поверий и суеверий. Можно также приписать все некой неведомой или слепой силе. Докапываясь до нее, человек учится различать оттенки настолько, чтобы суметь выявить все составляющие этой силы, сумма действий и взаимодействий которых и дает результат, который считался случайным, а потом оказался закономерным. Так, многие годы рыночные теоретики думали, что рынки движутся хаотично. Вот вам отличный пример их всеобщего недопонимания человеческой натуры. Ведь трейдеры влияют на цены, подчиняясь законам железной логики: просто надо знать, что речь идет о логике страха.
Малый круг представляет все, что было открыто и изучено кем-то когда-то, в какой-то исторический момент. Все открытия, сделанные на протяжении человеческой истории, расширяли площадь малого круга за счет большого. Так, в эпоху Средневековья малый круг был, наверное, раз в десять меньше нынешнего. С
каждым новым открытием расширялось и исследовательское поле человека: ведь он пополнял свой внутренний мир новинками. Иными словами, познавая мир, человек менял и свое восприятие. В результате шло развитие общечеловеческого мышления.
Посмотрите на современный уровень совокупных знаний человечества. И
представьте себе какого-нибудь самого прогрессивного мыслителя с максимальной широтой взглядов, жившего всего сто лет тому назад. Ведь нынешние знания для него совершенно непостижимы! От них, попросту говоря, ум за разум заходит! Все,
что есть у человечества сейчас и чего не было тогда (автомобили, самолеты,
телефоны, компьютеры и так далее), - все это плоды чьей-то «эврики», которыми первооткрыватели поделились с другими. В итоге изменились ритм и уклад

современной жизни. Но ведь все, что есть у человека сегодня, имелось в природе - в качестве возможного - с самого начала цивилизации. Так, возможность полететь в космос существовала с того момента, когда какой-нибудь землянин, любуясь звездным небом, впервые подумал: «Интересно, что там и как там, на этих звездах?»
Конечно, ни он, ни другие даже не пытались и впрямь полететь, пока наука не дошла до такого уровня, когда стоит только захотеть — и желание будет исполнено. А
любопытно было бы вернуться, скажем, в 1889 год и поговорить с типичным сорокалетним представителем того времени. Мы бы рассказали ему о мире, в котором будут жить его прапраправнуки. Но он не поверил бы ни одному нашему слову! Уж слишком громадны перемены. Он не поверил бы потому, что в его внутреннем мире нет опорной системы, чтобы принять такие сведения. Ведь и мы не вполне готовы представить себе, какой станет жизнь через сто лет.
Ну, а теперь займемся точкой в круге. Она показывает весь жизненный опыт отдельно взятого человека по сравнению с тем, что могло бы появиться, имей он в своем внутреннем мире все совокупные знания человечества. Все, что и вы, и я (как отдельно взятые люди) знаем по сравнению с тем, чего пока не знаем, составляет текущий набор ограничений, из которых мы исходим. Значит, все совокупные знания о свойствах внешнего мира (все воспоминания, понятия, отличительные признаки,
ассоциативные связи, осведомленность или понимание чего-то), которыми обладает отдельно взятый человек, - все это его личные ограничения по сравнению с тем, что еще имеется и можно почерпнуть из внешнего мира (приобрести опыт, составить представление, постичь). Следовательно, информации там всегда больше, чем позволяют воспринять и оценить личные ограничения каждого.
Ведь сколько еще всего неизведанного - даже подумать страшно! Между тем каждый человек, пришедший в этот мир, воздействует на него, добиваясь каких-то изменений. Последствия его действий могут стать и плюсом, и минусом для остальных. Отчего же зависит, кто как действует, добиваясь перемен и затрагивая других? Это зависит от уклада его внутреннего мира. Да, но мы с вами не разбираемся во всех тонкостях поведения других и не знаем точно, кто как себя проявит, чтобы повлиять на внешний мир (а значит, на всех нас). Что ж, тогда все они пока останутся для нас неведомой внешней силой - неведомой настолько, насколько на сегодня неведома и непонятна человеческая натура вообще.
В малом круге можно было бы поставить и другие точки, заполнив его почти до отказа. Это - знания каждого из живущих на Земле. Оставшееся место - это знания,
которые существуют в том или ином виде, но во внутреннем мире живущего ныне человека их нет. Точки можно расположить и кучками: они получатся нанесенными слегка внахлест. Так можно изобразить общие для различных культур знания и понятия. Но они лишь отчасти перекроют одна другую: ведь у каждого есть свои особые знания, потому что у каждого имеется свой, отличный от других опыт. Кстати,
размер у точек тоже должен быть разным: надо показать разные уровни знаний и понимания каждого в отношениях с окружающими. Так точка знаний ребенка будет гораздо меньше точки знаний рядового взрослого.
Внешний мир существовал и до нас. И нам, конечно, не дано от рождения знать:
с ним надо взаимодействовать так, чтобы добиться для себя огромного удовлетворения. Будь между внешним и внутренним миром человека стопроцентное соответствие, он бы уже знал о жизни все, и эти знания стали бы составляющей его внутреннего мира. Кроме того, такая идеальная гармония означала бы, что человек до конца познал все силы, действующие в физическом мире, и разбирается во всех их причинно-следственных связях. Что отсюда следует? Очевидно, человек знал бы точно, какие испытания или радости преподнесет ему жизнь и чем ответит на его воздействие-поведение. (Под поведением я имею в виду внешнее физическое проявление энергии внутреннего мира, которая воздействует на внешний мир.) При

такой осведомленности естественно и знать, что именно лучше всего предпринять,
дабы реализовать свои потребности, намерения, цели и желания - то есть в итоге полностью удовлетворить себя.
Но есть ли хоть у кого-нибудь из простых смертных такая идеальная гармония с миром? Конечно, нет. Значит, вернее будет сказать, что никто не живет с чувством полного удовлетворения. Однако чем больше человек знает и понимает подспудные взаимодействующие силы собственного поведения и внешние, не зависимые от него взаимодействующие силы, тем легче ему удовлетворить свои потребности и достичь целей. А это значит, и жизнью своей он будет доволен больше. И наоборот: если не понимать собственных поступков, то тем более не понять или не предугадать чьи-то еще. Далее, чем меньше человек понимает и знает об остальных составляющих внешнего мира, которые способны воздействовать на людей, тем, очевидно, он менее способен удовлетворить собственные потребности и достичь целей. И что в итоге? Ощущение несчастливой жизни с разочарованиями, стрессами, тревогой - и страхами.
ПОЗНАНИЕ И КАЧЕСТВО НАКОПЛЕННОГО ОПЫТА
Как уже говорилось, человеку не дано от рождения знать, что для удовлетворения потребностей нужно успешно действовать во внешнем мире. Но ему дано другое: врожденная тяга к знаниям. Выбираясь из самых глубин его «я», она становится движущей силой его жизни. Природное чувство любопытства влечет его постоянно открывать и познавать что-то новое. Вы замечали, как разобравшись в каком-то вопросе или закончив какое-то дело, быстро теряешь к нему интерес и ищешь чего-нибудь другого? Скука становится в этом случае внутренней движущей силой, которая подталкивает человека к новым поискам и открытиям.
А возьмем увлечения, тягу к предметам, вызывающим любопытство: ведь они тоже пробуждают в человеке внутреннюю силу, которая заставляет его окунаться в жизнь, открывая что-то новое и набираясь опыта. Простой тому пример: малыш с любопытством рассматривает какую-нибудь вещь, которая привлекла его внимание.
Отнимите у него объект его исследований - и тогда он, скорее всего, заплачет, а то и устроит истерику. О чем говорит плач малыша? Это сигнал о том, что его внутренние потребности не удовлетворяются. Плач - это форма недовольства, которая восполняет нарушение равновесия между внутренним и внешним миром. Если человек вволю насмотрелся (наслушался, напробовался и так далее) того, что было любопытно, - значит, его внутренний мир пополнился тем, что мог предложить внешний мир в плане приобретения опыта. Ну, а дальше? А дальше человек просто-напросто теряет интерес к этому предмету. Ему становится скучно, он начинает новый поиск: не найдется ли опять что-нибудь любопытное?
Есть в человеке еще одно свойство, которое помогает не останавливаться на достигнутом. Ведь как происходит обучение, например, какому-то навыку или действию? Его выполнение складывается из отдельных приемов, и природа человека позволяет выполнять их на уровне бессознательного, то есть автоматизма.
Благодаря ему можно переходить к освоению все нового. Общая схема обучения такова: берется какой-то навык, он делится на мелкие приемы, каждый из них отрабатывается отдельно, после чего они отрабатываются все вместе в нужной последовательности; и в итоге навык с успехом освоен. Но пока идет отработка каждого из приемов, человек настолько поглощен только ими, что словно не замечает ничего другого вокруг. Вспомните, как это было у вас, когда вы, например,
начинали осваивать какой-нибудь вид спорта. Допустим, вы отрабатываете какое-то движение, стараясь выполнить все его элементы, а в это время кто-то обращается к