Файл: Марк ДугласДисциплинированный трейдер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вам, что называется, не по делу. Легко ли и ему ответить, и своей собранности не растерять? Донельзя трудно, а то и вовсе невозможно. Но вот навык с успехом освоен. Пусть теперь обращаются даже не по делу: вы и им ответите, и упражнение с блеском выполните.
Если бы не этот дар природы (действовать на уровне автоматизма), то по уровню умений взрослый почти сравнялся бы с обычным годовалым ребенком! А
ведь чтобы просто поднять предмет с пола, малышу надо сосредоточиться на всех движениях туловища, ног, рук, пальцев. Теперь для нас, взрослых, прикинуть движения на глазок или согласованно двигать руками - нечто само собой разумеющееся. Но эти навыки появились не сами собой. Их пришлось осваивать. И
мы освоили, потому что вокруг было столько интересного и так хотелось все это потрогать, взять в руки... Научившись делать одно, другое, третье, человек потом выполняет нужное машинально. Когда прежней сосредоточенности уже не требуется,
можно браться за что-то новое и тем самым непрерывно пополнять свой запас знаний и умений.
Жить - значит учиться. Учиться человек начинает совершенно естественным образом: просто-напросто от непреодолимого любопытства и тяги к тому, что нужно знать досконально -иначе не прожить. На исходном уровне получается, что человек учится просто потому, что пришел в этот мир, контактов с которым не избежать - если,
конечно, он хочет выжить. Так что он хоть кое-чему, а научится. Однако это «кое-что»
может оказаться далеко не тем, что потребуется знать и уметь, чтобы остаться довольным жизнью. Ведь многое из того, что ребенок познает о том, как устроен мир,
он выбирает не сам. Подробнее об этом я расскажу чуть позже.
Итак, точка в круге увеличивается. Иначе говоря, человек все больше познает мир (как в приведенном примере), когда тот предлагает ему заглянуть в свои глубины.
Следовательно, повышается и его уровень гармонии с миром. Ведь когда человек учится, он меняет уклад и состояние своего внутреннего мира. При любой подобной перемене одновременно меняется его взгляд и восприятие внешнего мира. Внешний мир становится другим, потому что теперь человек действует с большей проницательностью и пониманием. Эти качества пополнили или изменили его внутренний мир. Чем глубже знания, тем больше и разнообразнее выбор вариантов,
по которым можно успешнее справляться с жизнью, добиваясь лучшего исхода в той или иной ситуации.
Казалось бы, связь очевидна: чем больше познал, тем больше доволен жизнью.
Увы и еще раз увы! Ведь тогда мало кто мучился бы, недоумевая: почему его дела идут все хуже? почему нет ему счастья? почему он всем недоволен? Он сказал бы себе: значит, не хватает знаний - и не надо делать вид, что все знаешь, а надо просто поучиться.
Все дело в том, что как бы ни был человек доволен исходом той или иной ситуации, его успех - не предел. Предел достигается тогда, когда и в своих знаниях он достигает предельно возможного. Но если бы человек познал все, что дано вообще, то внешние результаты и внутренний мир пришли бы к полной гармонии.
Она возможна тогда, когда человек идеально понимает себя (то есть те внутренние силы, которые влияют на его поведение), свою реакцию на действие внешних сил. Но разве кому-нибудь удавалось достичь предельно возможных знаний? Каков же вывод?
Правильно: исход и опыт, полученный в любой ситуации, могли быть другими,
поступи человек иначе. Но он тогда не мог знать о другом возможном варианте.
Значит, исход любой ситуации соответствует тому уровню знаний, понимания и способности действовать, которые человек имел именно на тот момент.
Чем больше человек приобщает себя к знаниям, тем лучше он способен взвесить возможные варианты исхода. Сказанное также означает, что в своих оценках он, прежде всего, допускает и другие варианты, не упираясь лбом в какой-то

один, сложившийся под давлением своих ожиданий и понятий об уже познанном.
Запомните: все познанное по сравнению с непознанным - это текущий набор ограничений, из которых вы и исходите. Вообще, у каждого поколения есть своя зашоренность в суждениях. Была она, к примеру, и у жителей Средневековья, когда в своих выводах они исходили из того, что Земля плоская. Есть она и у современного человека.
Ну, а если кто-то и слышать не хочет о том, что из-за своих понятий не может постичь данную ситуацию до конца? Вдобавок, он (снова из-за понятий) видит лишь один вариант решения, меж тем как их несколько. Что ж, тогда он никогда не научится ни находить, ни прикидывать более удачные варианты. Ведь что значит сказать: да,
возможен и другой, более удачный алгоритм действий? Это значит настроить себя на его поиск, а затем найти этот более удачный путь, ведущий к большему удовлетворению. Отвергать возможность лучшего решения - все равно что утверждать, будто электричество не существовало во времена, когда оно просто-напросто не было открыто. Если твердить, что положение дел неизменно,
отстаивая только уже, как мы считаем, познанное, то внешний мир покажется этаким обидчиком, который вечно норовит вторгнуться в нашу жизнь. Внешний мир действительно вторгается: «Посмотри, как я устроен! Подучись! Ведь ты этого не знаешь». Но человек упирается, не хочет учиться.
Кто же прав? Как определить, нужно ли и впрямь подучиться, чтобы лучше справляться с жизнью? Для этого достаточно понаблюдать за собой, за своими ощущениями. Отчего появляются подавленность, разочарование, растерянность,
стресс, тревога? Будь внутренний мир человека всегда в полном или почти полном соответствии с внешним миром, такие чувства вообще не появились бы. Но они появляются. Значит, это равновесие, или гармония, либо нарушены, либо их просто нет. Оттого и бывает неуютно, плохо на душе. Когда она не в ладу с жизнью, то вместо радости, счастья и удовлетворения испытываешь совсем обратное.
Следовательно, всякий раз, когда человек переживает эти неприятные ощущения, он либо выбрал не лучший алгоритм действий (отчего разочарован и подавлен), либо не знает, что делать дальше (отсюда стресс, тревога, растерянность).Однако в любом
случае ощущения человека - это показатель его отношений с внешним миром и
указатель маршрута к тому, чему нужно научиться, чтобы быть больше
довольным жизнью.
Допустим, человек недоволен личными отношениями с кем-то. В чем причина неудачи? Просто он не умеет общаться с людьми, скажете вы. Не слишком ли вы упрощаете? Ведь есть же у него возможность поучиться навыкам общения и применить их в своей жизни. Тогда он мог бы улучшить отношения с этим человеком,
добиться большего сближения. Да, но с тем же успехом можно заявить и другое:
навыков общения, позволяющих улучшить их отношения, нет; или же все требуемые уже приобретены. Но раз даже с их помощью желаемое не достигнуто - значит, его не достичь вообще. Допустим, я соглашусь с таким выводом -хотя жизнь (в лице какой-нибудь другой пары) показывает, что большее удовлетворение достижимо. Но тогда придется, видимо, считать, что эта пара просто изображает свое счастье, играя на публику. Вот и хорошо: значит, ничего такого особенного они не знают, и тому недовольному ничему учиться не надо.
Чувствуете, в чем разница? Согласиться с первым выводом - значит начинать задумываться, учиться, развиваться. Зато потом можно лучше справляться с жизнью и быть довольнее. А если согласиться с остальными двумя? Тогда недовольства явно прибавится. Ситуации могут меняться, но суть останется одна: всякий раз все те же мучительные переживания. Эти круги мучений будут повторяться до тех пор, пока человек не скажет себе: «Да, мне надо кое-чему поучиться. И я займусь собой».


СТАРЫЕ ЗНАНИЯ - БАРЬЕР ДЛЯ НОВЫХ
Конечно, сказать себе «Да, мне надо кое-чему поучиться» не так просто, как кажется. Ведь это значит признаться: «Да, я кое-чего не знаю» или «Познания у меня есть, но от них мало прока, и результат скромный». Признать такое - значит,
уготовить себе встречу с одним из основных парадоксов жизни. Ведь тогда предстоит решить дилемму: как познать то, чего не знаешь, если то, что уже знаешь, мешает пробиться к тому, чего еще не знаешь? Не волнуйтесь: сейчас поясню. Допустим, вы взялись играть на бирже. Как только вы решите, что это - дело простое (а несколько первых удачных сделок укрепят вас в этом мнении), вы уже не захотите слышать обратное: то есть что из всех возможных дел вы взялись, пожалуй, за одно из самых трудных. Итак, есть два понятия: биржевая торговля - дело простое; и биржевая торговля - дело трудное. Каждое будет диктовать свой, совершенно отличный от другого, выбор вариантов из числа имеющихся. Результаты тоже будут очень разные
- в зависимости от того, что выбрано и выполнено.
Человеку не свойственно задумываться: полезно ли, пригодно ли то, что он уже познал. Ведь он так или иначе уже опробовал свои познания. Иными словами, он не может сомневаться в действительности того, что испытал, именно потому что испытал. Действительность испытанного подтверждена пятью свидетелями: это его пять органов чувств. Все, что попало в его внутренний мир, он видел, слышал, нюхал,
осязал, пробовал на вкус. Нужны ли еще доказательства? Когда пережитое превращается в составляющую часть внутреннего мира в виде воспоминания,
понятия или ассоциативной связи, оно становится частью того, что обычно называют личностью, и сомнению не подлежит.
Впрочем, человек готов вбирать в себя практически все, что есть вокруг - если,
конечно, он не насторожился из-за какого-то случая в прошлом. Но то, с чем он сталкивается впервые, он впитывает, словно губка. С чем он столкнулся - уже неважно. Важно другое: затем он будет либо защищать, либо сам защищаться от того,
что попало в его внутренний мир. Как именно? Избегать всякой информации извне,
которую не хочет признать частью своего внутреннего мира. И это - вместо того чтобы продолжить познание мира в новых ситуациях, а может, и познание самого себя (что тоже не исключено).
Но для защиты от вторжения информации извне нужна энергия. Такую отдачу энергии обычно называют стрессом. Проще всего это состояние можно описать,
наверное, так: это то, что чувствует человек, когда стеной встает на пути информации извне. С точки зрения физики быть в стрессе - все равно что идти против ветра.
Образно говоря, ветер - это разного рода факты, с которыми человеку не хочется сталкиваться; а тело человека, идущего против ветра, - это все познанное, то есть содержимое внутреннего мира, которое не впускает чужаков. Одна сила нашла на другую - и человек в стрессе.
Жизнь любит посмеяться над людьми. Одна из ее самых больших забав - потешаться над тем, как каждый хочет быть прав. Иными словами, каждый считает,
будто то, что довелось испытать и познать ему, и есть единственная правда жизни.
Что же тут забавного? Дело в том, что правда каждого действительно истинна! Ведь она попала в его внутренний мир, пройдя проверку через его органы чувств. Если он что-то видел, слышал, прочел, потрогал, попробовал на язык, понюхал (или то и другое разом), то для него это - факт. С другой стороны, не всякая правда жизни (то,
что она дает познать) так уж полезна и пригодна как средство добиться в ней успешного результата. Мало ли что может попасть во внутренний мир! Отсюда еще не следует, что оно действительно поможет достичь желаемого.
Возьмем, например, ребенка. Он не способен осмыслить, как из его опыта

складываются его представления о действительности. Кстати, при разных обстоятельствах она и оцениваться будет совершенно по-разному. Конечно,
познанное и пережитое станет для ребенка фактом жизни, потому что понятия,
которые у него складываются, замешаны на чувствах и эмоциях. Но он не будет размышлять над пережитым, чтобы оценить характер представлений, которые у него складываются. Ему не дано решить, чем обернутся они потом (подспорьем или помехой), когда ему потребуется проявить себя.
Ребенок не понимает, что любое из его понятий обрисует жизнь так, что не оставит места другим вариантам. Кроме того, попытавшись увязать один случай с другим, он смешает все в кучу, то есть его умение в этом деле ограничено и пользы от него нет. Кроме того, многие из этих понятий утратят силу сами собой, когда ребенок, удовлетворяя любопытство, будет по-новому взаимодействовать с миром.
Впрочем, у каждого человека прежний круг ограничений отпадает сам собой с поступлением новых знаний. В ходе такого обновления человек расстается и с былыми понятиями. Но если многие из них имели отрицательную энергию, то страх помешает человеку проявить себя: он не даст разглядеть большее число возможных вариантов решения.
Так, каждому, кто вырос в семье, где его постоянно унижали или упрекали, знает,
каково переносить такое. В результате к понятиям о себе и своем месте в жизни он придет через болезненные переживания. Естественно, что и в детские, и в отроческие годы он и знать не будет о том, что у него складывается представление о своей никчемности по сравнению с другими. Но что такое никчемность? Возможно, он поймет это, лишь став совсем взрослым. И возможно, он так и не научится избавляться от губительного действия этой оценки. Пока же его губит страх быть униженным и осмеянным, из-за которого он не видит массу возможностей проявить себя. Многое из того, что он видит, кажется ему находящимся за пределами досягаемого. А вот тот, кто ничего подобного не боится, воспринимает те же возможности как нечто само собой разумеющееся.
Если говорить о насмешках жизни, то еще любопытнее другое. Смотрите: чем охотнее человек готов признать, что его правда жизни - не тот ключ к пониманию,
который мог бы открыть все двери, тем охотнее он готов впитывать в себя новое. И
тогда он обогащает свой внутренний мир информацией из внешнего, его точка в круге все расширяется, гармония с внешним миром все повышается. При этом неизвестного остается все меньше, так что его правда жизни неуклонно приближается к истине.
Чем сильнее человек вбирает в себя знания, тем лучше он может прикинуть шансы на будущее. Да и как не стать мудрее, познав и освоив новое? Ведь сколько всего требуется, если вспомнить, что такое внешний мир! Он действует на человека,
можно сказать, бесчисленным множеством способов. Одни из них известны. Но о массе других даже не подозреваешь. Они открываются лишь тому, кто вечный ученик природы - даже если стал крупным ученым. И наоборот: чем больше кто-то уверен,
будто сведущ, тем больше у жизни шансов доказать, что от его знаний не так уж много пользы. Только, опять же, увидит ли он ее доказательства? Ведь они могут быть прямо перед его носом, но внутреннему миру нечем опознать их. Вся надежда на то, что человек сам захочет раскрыть на них глаза и дать пищу уму. Но, может, мы и впрямь очень сведущи? Тогда с какой стати появляются мучительные переживания?
Вот кто лучший свидетель наших пробелов: нет, мы не знаем, как справиться с жизнью, чтобы остаться довольными. Знали - так справились бы!
Все сказанное должно бы казаться отчасти очевидным. Ведь человеку не свойственно старательно собирать и учитывать сведения, которые идут вразрез с тем, что уже известно и считается истинным. Да, но мы забыли о том, что за фактами может скрываться нечто большее. Вернее, мы просто еще не научились оценивать

его или отличать от прочего. Не исключено, что на его пути встали и наши нынешние понятия. Однако в этом большем заключен более подходящий алгоритм действий,
который сулит лучший результат. Все, что пока не познано тем или иным человеком,
остается за рамками его личной точки в круге, но ждет своего часа, чтобы войти в нее.
Все неизвестное - это вся та информация, которая могла бы подсказать вариант с гораздо более успешным исходом. Но ведь нельзя знать того, что пока не познано. С
другой стороны, уже познанное не дает прикинуть иные варианты достичь желаемого.
Вот так и попадают люди в этот донельзя бесплодный круговорот жизни.
Какой-нибудь бедолага уверен, что ничего другого ему и не дано. А что на самом деле? Он сам посадил себя в яму, не научившись приспосабливаться. Ведь когда ищешь средство приспособиться, то возможных вариантов оказывается всегда больше, чем думалось - вернее, чем позволяли думать собственные понятия. Уточню,
что я имею в виду под «приспосабливаться»: это значит выявлять и усердно менять нечто в нашем внутреннем мире, добиваясь большей гармонии между внутренним и внешним миром.
Всякое знакомство с чем-то извне оставляет внутри пометку о характере познанного. Вся информация или возможные варианты из той же группы, что и познанное новое, пройдут через оценочный фильтр урока, извлеченного из этого знакомства. Помните пример с ребенком, чье знакомство с собаками кончилось плачевно? Мальчик хотел поиграть с животным, которое вызвало у него естественное любопытство. А собака его укусила. Какой вывод он сделает для себя на будущее?
Все собаки кусаются. Это «естественное обобщение» станет внутренним барьером для всего, что так или иначе опять будет связано для него с собаками.
Я сказал «естественное обобщение», чтобы подчеркнуть: ребенку не придется всякий раз долго вспоминать о своем однобоком выводе о собаках, который уже занесен в его внутренний мир. Ведь ассоциации срабатывают автоматически: так устроен мозг человека. Поэтому мальчику не потребуется воскрешать в памяти укусившую его собаку. Для него любая собака - напоминание о боли от той первой встречи. Из-за ее печального исхода он будет механически переносить то ощущение на все последующие эпизоды с собаками. Понятно, что он сильно ошибся в своем обобщении. Понятно, что жизнь, наверняка, покажет: в основном собака - это все-таки друг человека. «Не бойся, она не укусит!» - говорят ему окружающие. А он все равно верит лишь собственному выводу о собаках (заметьте: не о собаке, а именно о собаках). Из-за него новым фактам дорога во внутренний мир закрыта.
Возьмем теперь обратную ситуацию. Первый опыт общения ребенка с собакой оказался удачным. Очевидно, при всяком удобном случае он затеет игру с любой собакой. И так будет до тех пор, пока он, что называется, не обожжется. Допустим,
собака укусила его. Обобщит ли он автоматически всех собак со своей обидчицей?
Нет. Ведь он уже знает, что в жизни бывает по-всякому. Просто, оказывается, не все собаки дружелюбны; значит, с ними надо быть поосторожнее и смотреть, какая это собака: вот что он откроет для себя.
А теперь вернемся к случаю печального первого опыта. Тот ребенок не знает,
что собаки могут приносить радость и даже счастье. Откуда ему знать, если он такого не испытал? Он этого пока не усвоил, хотя не исключено, что жизнь уже дает ему возможности убедиться в обратном. Но у нее вряд ли что получится, пока он не захочет преодолеть свой страх. Энергия уже усвоенного встанет на пути или отвергнет все прочие факты о натуре собак.
Вообще, ребенка можно научить чему угодно - даже если эта наука не вписывается в жизнь и не срабатывает на практике. Малыш поверит всему, чему вы учите, потому что все испытанное им становится частью его личности. Да, все испытанное человеком становится действующей частью его личности. Что значит
«действующей»? Это значит, что все (неважно, что именно), попавшее во внутренний