ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мир человека, способно повлиять на его поведение. В свою очередь, все эти действующие части (воспоминания о каком-то опыте, понятия и ассоциативные связи), превращаются во внутреннего строителя: они создают образ мира, который человек познает из того, что ему выпадает испытать.
Вернемся к теме страха. Напомню, что каждый боится того, на чем когда-то обжегся. Он боится потому, что видит (по прошлому опыту) какую-то угрозу для себя.
Он видит угрозу именно для себя, поскольку кто-нибудь другой может оценить обстановку совершенно иначе: точнее, по собственному прошлому опыту в схожей ситуации. И если он тогда ни на чем не обжегся, то теперь ему не страшно. Словом,
одна и та же ситуация для первого - угроза, а для второго - выгодный, момент: все зависит от содержимого внутреннего мира. Что в него заложено от прошлого опыта,
то и скажется на оценке новой ситуации. Кто-то будет предвкушать радость, кто-то опасаться страданий, а кто-то - еще чего-то из массы промежуточных переживаний от радости до боли. Но дело даже не в этом. Занятно другое: никто не сможет доказать остальным свою правоту, потому что каждый прав по-своему. Ведь его оценка напрямую связана с тем, как и что он уже постиг.
Усомниться в каких-то своих выводах или понятиях человек обычно может лишь в самом крайнем случае - когда жизнь заставит. Как же она заставит его, наконец,
признать, что нужно кое-чему поучиться? Душевной болью! Когда человек страдает от серьезных разочарований, стресса или беспокойства, то волей-неволей признает:
«Да, мне не хватает знаний и опыта». Ведь отчего он мучается? Оттого что не знает,
как быть дальше; а искать других виновных в том, к чему он пришел, становится все труднее.
Обратимся еще раз к выводу «торговля — дело простое». (Помните пример?)
Допустим, для кого-то она вначале и впрямь оказалась делом простым. Так с какой стати ему считать, что оно трудное? Что может заставить его усомниться? Страдания от разочарований, когда он не сумеет достичь желаемого. И вот он усомнился. Что тогда? Тогда перед ним раскроется целый кладезь знаний о том, как успешнее справиться с жизнью, повысив гармонию с миром. Но ведь все, что он откроет для себя, существовало и прежде - если, конечно, он не додумается до чего-то совершенно своего. Так что же мешало черпать эти знания раньше? Энергия уже познанного. Это она не давала ходу новому. Загвоздка в том, что когда с познанием нового приходится менять старое, человек, похоже, инстинктивно противится переменам - хотя для успеха в новых условиях старое уже не годится. Все познанное встает препоном на пути прочей информации, которая может подсказать иные решения. Ей противятся даже дети: они не любят того, что идет вразрез с их познаниями, даже если от тех уже мало прока.
Учиться - значит менять и меняться. Менять ли старое, познавать ли совершенно новое - это уже неважно. Не желаете менять (приспосабливать) свой внутренний мир? Не хотите видеть больше различий и изменить угол зрения? Тогда вы остаетесь без знаний, которые нужны, чтобы постичь в жизни что-то совсем иное.
Но раз нет перемен в себе - не будут они ощутимы и в жизни. Значит, останется одно:
хождение по замкнутому порочному кругу боли и недовольства. А ведь страдания будут усиливаться и в конце концов до того измучают, что просто не оставят выбора.
И вам придется пересмотреть свой стиль жизни, то есть пересмотреть свои понятия:
пригодны ли они?
МЫ ПОЗНАЛИ - А ОНО УСТАРЕЕТ
Итак, наука приспосабливаться человеку просто необходима. Причина насущная: чтобы не ходить по замкнутому порочному кругу недовольства, в который
Вернемся к теме страха. Напомню, что каждый боится того, на чем когда-то обжегся. Он боится потому, что видит (по прошлому опыту) какую-то угрозу для себя.
Он видит угрозу именно для себя, поскольку кто-нибудь другой может оценить обстановку совершенно иначе: точнее, по собственному прошлому опыту в схожей ситуации. И если он тогда ни на чем не обжегся, то теперь ему не страшно. Словом,
одна и та же ситуация для первого - угроза, а для второго - выгодный, момент: все зависит от содержимого внутреннего мира. Что в него заложено от прошлого опыта,
то и скажется на оценке новой ситуации. Кто-то будет предвкушать радость, кто-то опасаться страданий, а кто-то - еще чего-то из массы промежуточных переживаний от радости до боли. Но дело даже не в этом. Занятно другое: никто не сможет доказать остальным свою правоту, потому что каждый прав по-своему. Ведь его оценка напрямую связана с тем, как и что он уже постиг.
Усомниться в каких-то своих выводах или понятиях человек обычно может лишь в самом крайнем случае - когда жизнь заставит. Как же она заставит его, наконец,
признать, что нужно кое-чему поучиться? Душевной болью! Когда человек страдает от серьезных разочарований, стресса или беспокойства, то волей-неволей признает:
«Да, мне не хватает знаний и опыта». Ведь отчего он мучается? Оттого что не знает,
как быть дальше; а искать других виновных в том, к чему он пришел, становится все труднее.
Обратимся еще раз к выводу «торговля — дело простое». (Помните пример?)
Допустим, для кого-то она вначале и впрямь оказалась делом простым. Так с какой стати ему считать, что оно трудное? Что может заставить его усомниться? Страдания от разочарований, когда он не сумеет достичь желаемого. И вот он усомнился. Что тогда? Тогда перед ним раскроется целый кладезь знаний о том, как успешнее справиться с жизнью, повысив гармонию с миром. Но ведь все, что он откроет для себя, существовало и прежде - если, конечно, он не додумается до чего-то совершенно своего. Так что же мешало черпать эти знания раньше? Энергия уже познанного. Это она не давала ходу новому. Загвоздка в том, что когда с познанием нового приходится менять старое, человек, похоже, инстинктивно противится переменам - хотя для успеха в новых условиях старое уже не годится. Все познанное встает препоном на пути прочей информации, которая может подсказать иные решения. Ей противятся даже дети: они не любят того, что идет вразрез с их познаниями, даже если от тех уже мало прока.
Учиться - значит менять и меняться. Менять ли старое, познавать ли совершенно новое - это уже неважно. Не желаете менять (приспосабливать) свой внутренний мир? Не хотите видеть больше различий и изменить угол зрения? Тогда вы остаетесь без знаний, которые нужны, чтобы постичь в жизни что-то совсем иное.
Но раз нет перемен в себе - не будут они ощутимы и в жизни. Значит, останется одно:
хождение по замкнутому порочному кругу боли и недовольства. А ведь страдания будут усиливаться и в конце концов до того измучают, что просто не оставят выбора.
И вам придется пересмотреть свой стиль жизни, то есть пересмотреть свои понятия:
пригодны ли они?
МЫ ПОЗНАЛИ - А ОНО УСТАРЕЕТ
Итак, наука приспосабливаться человеку просто необходима. Причина насущная: чтобы не ходить по замкнутому порочному кругу недовольства, в который
его загоняет собственный набор ограничений на данный момент (познанное не дает дороги непознанному). Но есть и другая, даже более насущная причина. Чтобы удовлетворить свои потребности и достичь целей, людям приходится взаимодействовать с внешним миром - а он все время меняется. Как мы будем взаимодействовать? Какие варианты решений увидим из того, что действительно может предложить жизнь? И как поступим с увиденными вариантами? Все это зависит от познаний каждого. Опять же, надо учесть, что все в мире находится в постоянном движении. А все, что находится в движение (и значит, все, что состоит из атомов и молекул) меняется также во времени. Следовательно, перемены - это неотъемлемая черта внешнего мира.
Ну, а внутреннего? Он состоит из положительно или отрицательно заряженной энергии: она хранит информацию о нашем опыте, обо всем познанном. Образно говоря, оно разложено по полочкам; если же говорить по-научному, то это - понятия и представления о свойствах физического мира. Да, но энергия не состоит из атомов и молекул. Значит, она не меняется во времени. Она вообще находится в нефизическом измерении вне рамок времени - то есть вне того, что человек воспринимает органами чувств. Электрическую энергию или энергию, генерируемую химическим источником, можно хранить точно так же, как в батарейках; вместе с ней будет законсервирована и информация, которую она содержит. Получается, время никак не затронет качества хранимой энергии (то есть степени положительности или отрицательности заряда). Далее, энергия как влияла, так и будет влиять на то, как человек оценивает информацию извне. А эта информация как действовала на его поведение, так и будет действовать." Словом, всем им время - не указчик.
Как видите, внутренний мир сам по себе не подстроится под вечно меняющийся внешний мир. Он не ищет гармонии, и отданная ему на сохранение информация о внешнем мире может годами (а то и всю жизнь) оставаться неизменной - даже если она устарела, стала ненужной и даже вредной. Хуже того: это отжившее свое продолжает заправлять поведением человека, из-за чего тот поступает совсем не так,
как требует новая обстановка. Хорошо, конечно, если сегодня вы, действуя по старинке, довольны результатами. Но где гарантия, что ситуация не изменится? Где гарантия, что испытанные средства и тогда помогут? Жизнь не стоит на месте. От ее новых веяний никуда не деться: надо знакомиться, надо приспосабливаться. На рынке, например, перемены в обстановке видны невооруженным глазом. И обычно ситуация меняется с каждой минутой. В других областях деятельности ветры перемен дуют слабее и менее заметны - но обновление идет. Вся беда в том, что условия меняются, но человек не всегда улавливает перемены, даже если у него что-то разладилось в жизни. Поэтому надо быть всегда начеку: испытанные на сегодня средства назавтра могут и устареть.
Ну, а внутреннего? Он состоит из положительно или отрицательно заряженной энергии: она хранит информацию о нашем опыте, обо всем познанном. Образно говоря, оно разложено по полочкам; если же говорить по-научному, то это - понятия и представления о свойствах физического мира. Да, но энергия не состоит из атомов и молекул. Значит, она не меняется во времени. Она вообще находится в нефизическом измерении вне рамок времени - то есть вне того, что человек воспринимает органами чувств. Электрическую энергию или энергию, генерируемую химическим источником, можно хранить точно так же, как в батарейках; вместе с ней будет законсервирована и информация, которую она содержит. Получается, время никак не затронет качества хранимой энергии (то есть степени положительности или отрицательности заряда). Далее, энергия как влияла, так и будет влиять на то, как человек оценивает информацию извне. А эта информация как действовала на его поведение, так и будет действовать." Словом, всем им время - не указчик.
Как видите, внутренний мир сам по себе не подстроится под вечно меняющийся внешний мир. Он не ищет гармонии, и отданная ему на сохранение информация о внешнем мире может годами (а то и всю жизнь) оставаться неизменной - даже если она устарела, стала ненужной и даже вредной. Хуже того: это отжившее свое продолжает заправлять поведением человека, из-за чего тот поступает совсем не так,
как требует новая обстановка. Хорошо, конечно, если сегодня вы, действуя по старинке, довольны результатами. Но где гарантия, что ситуация не изменится? Где гарантия, что испытанные средства и тогда помогут? Жизнь не стоит на месте. От ее новых веяний никуда не деться: надо знакомиться, надо приспосабливаться. На рынке, например, перемены в обстановке видны невооруженным глазом. И обычно ситуация меняется с каждой минутой. В других областях деятельности ветры перемен дуют слабее и менее заметны - но обновление идет. Вся беда в том, что условия меняются, но человек не всегда улавливает перемены, даже если у него что-то разладилось в жизни. Поэтому надо быть всегда начеку: испытанные на сегодня средства назавтра могут и устареть.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 16
ГЛАВА 12
Движущие силы достижения цели
Удовлетворить в той или иной степени свои потребности, достичь в той или иной мере своих целей - значит, остаться более или менее довольным жизнью.
Понятно, что степень второго зависит от степени первого. А от чего зависит она?
Во-первых, важно, способен ли человек понять, чего хочет, и поставить цель. Это не так просто, как кажется. Все дело в природном любопытстве людей и их тяге к чему-то привлекательному для них - этих мощнейших внутренних силах. Из-за них всегда что-нибудь требуется. Человек будет с жизнью не в ладу, пока не получит желаемого. Когда одолевает страсть к какому-то делу, человеку или предмету, то
зачастую бывает трудно прикинуть возможный расклад или наметить планы: мешают прочие внутренние силы - понятия, ассоциативные связи, воспоминания. Поэтому сначала нужно разобраться: ладят ли наши потребности и страсти с прочими внутренними силами? Ведь те, в некотором смысле, говорят «нельзя». Не грозит ли нам раздор?
Но вернемся к вопросу о том, отчего зависит степень удовлетворения.
Во-вторых, она зависит от того, насколько человек понимает характер внешних сил, с которыми предстоит взаимодействовать, чтобы удовлетворить свои потребности и достичь целей. (Глубина проницательности напрямую связана с тем, как человек проявляет себя в жизни, чтобы добиться желаемого.) В-третьих, степень удовлетворения зависит от набора умений, которыми овладел человек, чтобы взаимодействовать с миром. Наконец, в-четвертых, играет роль способность пустить их в ход.
Допустим, человеку требовалось, хотелось, мечталось или »думалось одно - а он получил нечто другое. Значит, он просто не дотянул в своих познаниях до требуемого уровня; или же у него нет нужных навыков, чтобы сделать требуемое.
Насколько он не дотянул - настолько и недополучил. К первой причине («не дотянул»)
в качестве условия относится и способность (или неспособность) беспристрастно
(без иллюзий) оценить, может ли жизнь дать то, чего некто требует или хочет. Не исключено, что как раз не может - или может, но не в том объеме или не в те сроки.
Однако во внутреннем мире человека не было средств взвесить все за и против и вычислить реальный шанс.
Кроме того, надо учесть и такой вариант: жизнь могла дать желаемое, но человек не разглядел свой шанс, потому что не научился хорошо распознавать ситуации - то есть взглянуть на них под углом, откуда шанс виден. «Эх, если бы...»
или «Да знай я тогда, что...» - говоришь себе обычно тогда, когда время спустя узнаешь то, чего не знал в нужный момент и что помогло бы увидеть упущенное.
Впрочем, нередко неопознанный шанс так и остается неопознанным: а ведь требовалось всего лишь чуть-чуть сместить угол зрения! Но откуда было знать, что желаемое упущено просто потому, что не хватило нужных знаний? Будь они во внутреннем мире - так человек, наверняка, заметил бы свой шанс (если, конечно,
ничто не затуманило бы его взгляд).
Хочу, однако, кое-что пояснить. Если в отношениях с людьми вы прибегаете к силе или уловкам, потому что иначе желаемого не достичь, то это - не что иное как давление на них: пусть, мол, поступятся собственными понятиями. Ведь если бы вы сошлись в мнениях, то сила и уловки не потребовались бы. Зачем они при таком согласии? Зачем давить на кого-то, если он и так готов сделать требуемое? Своим давлением вы нарушаете его внутреннее равновесие. И обычно он постарается вернуть его путем какой-нибудь отместки. Так что рано или поздно - готовьтесь.
Кстати, хотел бы упомянуть об одном общем выводе о человеческой натуре,
поскольку он касается темы нашего разговора. Люди в большинстве своем всю жизнь стараются изменить, а точнее, подогнать то, что вокруг, под уклад своего внутреннего мира. А надо всего-навсего изменить свой взгляд на то, что вокруг: тогда и оно в их восприятии изменится.
Рассмотрим теперь вторую причину: то есть когда нет нужных навыков, чтобы сделать требуемое. Ведь можно и самый подходящий алгоритм действий разглядеть,
и доступность желаемого оценить беспристрастно - но отсюда еще не следует, что у человека хватит мастерства выполнить намеченное. Не исключено, что он либо недооценит свой уровень навыков, которые потребуются именно для данного случая
(то есть решит, что на большее не способен), либо переоценит его. Кроме того, даже если уровень подходящий, не исключены помехи: помните, что говорилось о понятиях и страхах? Да, эти барьеры, или сдерживающие силы, не дадут выполнить
Но вернемся к вопросу о том, отчего зависит степень удовлетворения.
Во-вторых, она зависит от того, насколько человек понимает характер внешних сил, с которыми предстоит взаимодействовать, чтобы удовлетворить свои потребности и достичь целей. (Глубина проницательности напрямую связана с тем, как человек проявляет себя в жизни, чтобы добиться желаемого.) В-третьих, степень удовлетворения зависит от набора умений, которыми овладел человек, чтобы взаимодействовать с миром. Наконец, в-четвертых, играет роль способность пустить их в ход.
Допустим, человеку требовалось, хотелось, мечталось или »думалось одно - а он получил нечто другое. Значит, он просто не дотянул в своих познаниях до требуемого уровня; или же у него нет нужных навыков, чтобы сделать требуемое.
Насколько он не дотянул - настолько и недополучил. К первой причине («не дотянул»)
в качестве условия относится и способность (или неспособность) беспристрастно
(без иллюзий) оценить, может ли жизнь дать то, чего некто требует или хочет. Не исключено, что как раз не может - или может, но не в том объеме или не в те сроки.
Однако во внутреннем мире человека не было средств взвесить все за и против и вычислить реальный шанс.
Кроме того, надо учесть и такой вариант: жизнь могла дать желаемое, но человек не разглядел свой шанс, потому что не научился хорошо распознавать ситуации - то есть взглянуть на них под углом, откуда шанс виден. «Эх, если бы...»
или «Да знай я тогда, что...» - говоришь себе обычно тогда, когда время спустя узнаешь то, чего не знал в нужный момент и что помогло бы увидеть упущенное.
Впрочем, нередко неопознанный шанс так и остается неопознанным: а ведь требовалось всего лишь чуть-чуть сместить угол зрения! Но откуда было знать, что желаемое упущено просто потому, что не хватило нужных знаний? Будь они во внутреннем мире - так человек, наверняка, заметил бы свой шанс (если, конечно,
ничто не затуманило бы его взгляд).
Хочу, однако, кое-что пояснить. Если в отношениях с людьми вы прибегаете к силе или уловкам, потому что иначе желаемого не достичь, то это - не что иное как давление на них: пусть, мол, поступятся собственными понятиями. Ведь если бы вы сошлись в мнениях, то сила и уловки не потребовались бы. Зачем они при таком согласии? Зачем давить на кого-то, если он и так готов сделать требуемое? Своим давлением вы нарушаете его внутреннее равновесие. И обычно он постарается вернуть его путем какой-нибудь отместки. Так что рано или поздно - готовьтесь.
Кстати, хотел бы упомянуть об одном общем выводе о человеческой натуре,
поскольку он касается темы нашего разговора. Люди в большинстве своем всю жизнь стараются изменить, а точнее, подогнать то, что вокруг, под уклад своего внутреннего мира. А надо всего-навсего изменить свой взгляд на то, что вокруг: тогда и оно в их восприятии изменится.
Рассмотрим теперь вторую причину: то есть когда нет нужных навыков, чтобы сделать требуемое. Ведь можно и самый подходящий алгоритм действий разглядеть,
и доступность желаемого оценить беспристрастно - но отсюда еще не следует, что у человека хватит мастерства выполнить намеченное. Не исключено, что он либо недооценит свой уровень навыков, которые потребуются именно для данного случая
(то есть решит, что на большее не способен), либо переоценит его. Кроме того, даже если уровень подходящий, не исключены помехи: помните, что говорилось о понятиях и страхах? Да, эти барьеры, или сдерживающие силы, не дадут выполнить
намеченное как следует. Человек может догадываться о том, что такие понятия и страхи у него есть. Но он может и не подозревать о них, то есть они абсолютно подсознательные. Под «подсознательными» я имею в виду любые ощущения,
которые не поддаются непосредственному сознательному анализу. Допустим,
человек боится войти в воду: он может знать, что у него водобоязнь, но совершенно не помнить о неприятном случае, который был связан у него с купанием. Поэтому он не может объяснить, почему боится этого действия.
Обратите внимание, что припоминание и воспоминание -совсем не одно и то же,
и очень важно отличать одно от другого. Воспоминание - это то, чем становится все пережитое. Способность же специально вызвать воспоминание в памяти - это уже припоминание. Одни воспоминания вызвать нетрудно, потому что каналы связи с ними (где бы они ни хранились) от частого употребления стали проторенными дорожками. Иначе говоря, человек помнит, как припомнить такие воспоминания. Но масса других воспоминаний уходит в подсознание. Это воспоминания, вызывать которые человек разучился. Почему? Потому что либо дорожки к ним заросли, либо он просто так до конца и не понял, что же именно прежде всего уловили тогда его органы чувств. Но дело даже не в этом, а в другом: ничто из попавшего во внутренний мир не исчезает бесследно и не перестает существовать только потому, что человек этого не помнит. Одни могут припомнить какой-нибудь случай, а другие - нет. Одни способны специально вызвать в памяти какое-нибудь понятие, которое им прививали в детстве, а другие - нет. Эти составляющие внутреннего мира в любом случае скажутся на поведении человека, так что слабая память или забвение им не помеха - как и физическое течение времени. Конечно, способность припоминать с годами ослабевает, но они не влияют на электрический заряд (качество энергии) и силу его эмоциональной окраски. Так, старинное изречение «Время - лучший лекарь» к внутреннему миру не относится. Время лечит телесные раны, поскольку тело - это часть физической действительности, где «все течет, все изменяется». Но время не властно над воспоминаниями, которые хранятся во внутреннем мире: ведь он состоит не из физической материи, а из хранимой энергии - а она со временем не меняется.
Душевные раны (отрицательно заряженная энергия внутреннего мира) сами собой не залечиваются: их надо уметь изживать или превращать во что-то другое.
Людям кажется, что время лечит раны, потому что с годами, проходя через все новые ситуации, они либо невольно расстаются со старой болью, либо сооружают оборонительную линию из понятий, которыми отгораживаются от нее. Вообще, от бесконечной, казалось бы, способности человека твердить «Нет, мне не больно!» и скрывать следы душевных ран они становятся почти неуловимыми. С телесными ранами такого не получится. Ведь пострадавшему почти всегда известно, когда и как он повредил себе что-нибудь. Если кто-то сломал ногу -значит, он не сможет ходить и волей-неволей узнает о переломе. Если кость плохо срастется, то и это обнаружится:
ведь тогда походка у человека изменится (он начнет, например, хромать), ему будет больно ходить и так далее. Иное дело - раны душевные: они не так бросаются в глаза.
Их выдают недовольство и душевная боль, которые раз за разом переживает человек. Но он может отгородиться от этих сигналов, которые посылает его собственная отрицательно заряженная энергия: подгонит свои понятия под нужный вывод - вот и убедил себя, будто страдает не по своей вине.
Почему я особо выделяю этот момент? Потому что, по моим наблюдениям,
большинству людей с трудом верится, что их детские происшествия могут все еще сказываться на их нынешних поступках и отношении к жизни. Но подумайте сами:
разве может быть иначе, если все пережитое становится составляющей нашего внутреннего мира? А в сумме составляющие становятся внутренней причиной нашего отношения к внешнему миру. Но, повторяю, при этом человек может,
которые не поддаются непосредственному сознательному анализу. Допустим,
человек боится войти в воду: он может знать, что у него водобоязнь, но совершенно не помнить о неприятном случае, который был связан у него с купанием. Поэтому он не может объяснить, почему боится этого действия.
Обратите внимание, что припоминание и воспоминание -совсем не одно и то же,
и очень важно отличать одно от другого. Воспоминание - это то, чем становится все пережитое. Способность же специально вызвать воспоминание в памяти - это уже припоминание. Одни воспоминания вызвать нетрудно, потому что каналы связи с ними (где бы они ни хранились) от частого употребления стали проторенными дорожками. Иначе говоря, человек помнит, как припомнить такие воспоминания. Но масса других воспоминаний уходит в подсознание. Это воспоминания, вызывать которые человек разучился. Почему? Потому что либо дорожки к ним заросли, либо он просто так до конца и не понял, что же именно прежде всего уловили тогда его органы чувств. Но дело даже не в этом, а в другом: ничто из попавшего во внутренний мир не исчезает бесследно и не перестает существовать только потому, что человек этого не помнит. Одни могут припомнить какой-нибудь случай, а другие - нет. Одни способны специально вызвать в памяти какое-нибудь понятие, которое им прививали в детстве, а другие - нет. Эти составляющие внутреннего мира в любом случае скажутся на поведении человека, так что слабая память или забвение им не помеха - как и физическое течение времени. Конечно, способность припоминать с годами ослабевает, но они не влияют на электрический заряд (качество энергии) и силу его эмоциональной окраски. Так, старинное изречение «Время - лучший лекарь» к внутреннему миру не относится. Время лечит телесные раны, поскольку тело - это часть физической действительности, где «все течет, все изменяется». Но время не властно над воспоминаниями, которые хранятся во внутреннем мире: ведь он состоит не из физической материи, а из хранимой энергии - а она со временем не меняется.
Душевные раны (отрицательно заряженная энергия внутреннего мира) сами собой не залечиваются: их надо уметь изживать или превращать во что-то другое.
Людям кажется, что время лечит раны, потому что с годами, проходя через все новые ситуации, они либо невольно расстаются со старой болью, либо сооружают оборонительную линию из понятий, которыми отгораживаются от нее. Вообще, от бесконечной, казалось бы, способности человека твердить «Нет, мне не больно!» и скрывать следы душевных ран они становятся почти неуловимыми. С телесными ранами такого не получится. Ведь пострадавшему почти всегда известно, когда и как он повредил себе что-нибудь. Если кто-то сломал ногу -значит, он не сможет ходить и волей-неволей узнает о переломе. Если кость плохо срастется, то и это обнаружится:
ведь тогда походка у человека изменится (он начнет, например, хромать), ему будет больно ходить и так далее. Иное дело - раны душевные: они не так бросаются в глаза.
Их выдают недовольство и душевная боль, которые раз за разом переживает человек. Но он может отгородиться от этих сигналов, которые посылает его собственная отрицательно заряженная энергия: подгонит свои понятия под нужный вывод - вот и убедил себя, будто страдает не по своей вине.
Почему я особо выделяю этот момент? Потому что, по моим наблюдениям,
большинству людей с трудом верится, что их детские происшествия могут все еще сказываться на их нынешних поступках и отношении к жизни. Но подумайте сами:
разве может быть иначе, если все пережитое становится составляющей нашего внутреннего мира? А в сумме составляющие становятся внутренней причиной нашего отношения к внешнему миру. Но, повторяю, при этом человек может,
например, бояться чего-то, но не помнить, отчего он стал бояться этого. Более того,
от него даже не требуется открыто признаться себе в том, что в нем засел такой страх: ведь это ощущение можно всегда приписать чему-то другому или заглушить мысль о нем вином либо наркотиками. Но как бы человек ни старался гнать прочь свои внутренние ощущения - они по-прежнему при нем. Иначе чему он так упорно противостоит? Страх остается: ведь энергия воспоминания о каком-то случае заставит почувствовать его. Хочет человек вспоминать или нет, откуда взялся этот страх, - уже неважно.
Воспоминания, понятия и ассоциативные связи не вытравить ни временем, ни алкоголем, ни наркотиками, ни попыткой загнать куда-нибудь в подсознание, которое поможет не осознавать их. Они продолжат свое действие в качестве источника энергии для многих наших занятий: они скажутся и в том, как мы собираем и отбираем информацию извне, и в том, как поступаем. Так может продолжаться вообще всю жизнь - если, конечно, не научиться справляться с ними. Вы никогда не задумывались над тем, почему было так тяжело расстаться с какой-нибудь вредной привычкой? Или, например, почему бывает так трудно выполнить какой-нибудь хорошо продуманный план, который вы просто обязаны были выполнить? Да,
виноваты они - те самые, что засели внутри и не дают хода вашим намерениям.
Намерение сделать что-то - это еще не убеждение. Иными словами, намерения бывают разные: одним наши понятия, воспоминания и ассоциативные связи командуют «Вперед!», а другим говорят «Стоп!». Когда есть одобрение изнутри, то все идет как бы само собой. В самом деле, с чем бороться, если намерения в ладу с понятиями, воспоминаниями и ассоциативными связями? Другое дело - когда не в ладу. Тогда выполнение намеченного превращается в борьбу; тогда человек не может сосредоточиться, легко отвлекается и делает ошибки, которые в народе называются дурацкими.
Возьмем такой пример. Некий курильщик пришел к выводу, что курить вредно. И
он дал себе слово бросить вредную привычку. Каково его намерение? Стать некурящим. Но едва он выкурил последнюю сигарету - его понятия уже нашептывают ему: «Ты же курильщик! Ну и кури себе!» В конце концов эти нашептывания доведут его до соблазна потянуться к пачке сигарет - и он не устоит: возьмет и закурит.
Налицо классический пример борьбы намерения с понятиями, причем не просто борьбы - ему во внутреннем мире вообще не на что опереться. Ведь там нет опорного понятия, которое шепнуло бы ему: «Ты - некурящий». Откуда же взять энергию на привычку не курить? Ее придется черпать из сознательного желания переделать себя в некурящего. Но оно не может враз перечеркнуть всю энергию понятий, которые укоренились за долгие годы курения. Им еще с лихвой хватит этой энергии, чтобы управлять его сознательным вниманием (его взгляд и мысли тянутся к пачке сигарет) и поведением (он взял-таки сигарету и закурил).
Ну, а если внутренняя опора (понятия, воспоминания и ассоциативные связи)
для намерения имеется: тогда все выйдет легко? Не всегда. Помешать выполнить намеченное могут прочие недовольные им понятия. Чаще всего напрямую противостоят какие-нибудь подсознательные или забытые понятия. В результате делаются пресловутые дурацкие ошибки. Отличный тому пример - рыночная торговля. Сколько людей тратят уйму времени, сил и денег, чтобы стать трейдерами!
А сколько они учатся рыночному делу! За такие рыночные познания даже стоящие на одной ступени с ними удостаивают их самых высоких оценок. Однако на практике они так и не могут провести сделку грамотно или по плану. Трейдеры такого рода умеют стабильно, день за днем, делать деньги. Но рано или поздно, достигнув какого-то предела, они быстро - за одну-две сделки - спускают выигранное. Они словно сначала поднимаются в гору, а затем, достигнув пика, летят с нее кувырком.
Оказавшись у подножия рыночной горы, неудачники начинают новое восхождение в
от него даже не требуется открыто признаться себе в том, что в нем засел такой страх: ведь это ощущение можно всегда приписать чему-то другому или заглушить мысль о нем вином либо наркотиками. Но как бы человек ни старался гнать прочь свои внутренние ощущения - они по-прежнему при нем. Иначе чему он так упорно противостоит? Страх остается: ведь энергия воспоминания о каком-то случае заставит почувствовать его. Хочет человек вспоминать или нет, откуда взялся этот страх, - уже неважно.
Воспоминания, понятия и ассоциативные связи не вытравить ни временем, ни алкоголем, ни наркотиками, ни попыткой загнать куда-нибудь в подсознание, которое поможет не осознавать их. Они продолжат свое действие в качестве источника энергии для многих наших занятий: они скажутся и в том, как мы собираем и отбираем информацию извне, и в том, как поступаем. Так может продолжаться вообще всю жизнь - если, конечно, не научиться справляться с ними. Вы никогда не задумывались над тем, почему было так тяжело расстаться с какой-нибудь вредной привычкой? Или, например, почему бывает так трудно выполнить какой-нибудь хорошо продуманный план, который вы просто обязаны были выполнить? Да,
виноваты они - те самые, что засели внутри и не дают хода вашим намерениям.
Намерение сделать что-то - это еще не убеждение. Иными словами, намерения бывают разные: одним наши понятия, воспоминания и ассоциативные связи командуют «Вперед!», а другим говорят «Стоп!». Когда есть одобрение изнутри, то все идет как бы само собой. В самом деле, с чем бороться, если намерения в ладу с понятиями, воспоминаниями и ассоциативными связями? Другое дело - когда не в ладу. Тогда выполнение намеченного превращается в борьбу; тогда человек не может сосредоточиться, легко отвлекается и делает ошибки, которые в народе называются дурацкими.
Возьмем такой пример. Некий курильщик пришел к выводу, что курить вредно. И
он дал себе слово бросить вредную привычку. Каково его намерение? Стать некурящим. Но едва он выкурил последнюю сигарету - его понятия уже нашептывают ему: «Ты же курильщик! Ну и кури себе!» В конце концов эти нашептывания доведут его до соблазна потянуться к пачке сигарет - и он не устоит: возьмет и закурит.
Налицо классический пример борьбы намерения с понятиями, причем не просто борьбы - ему во внутреннем мире вообще не на что опереться. Ведь там нет опорного понятия, которое шепнуло бы ему: «Ты - некурящий». Откуда же взять энергию на привычку не курить? Ее придется черпать из сознательного желания переделать себя в некурящего. Но оно не может враз перечеркнуть всю энергию понятий, которые укоренились за долгие годы курения. Им еще с лихвой хватит этой энергии, чтобы управлять его сознательным вниманием (его взгляд и мысли тянутся к пачке сигарет) и поведением (он взял-таки сигарету и закурил).
Ну, а если внутренняя опора (понятия, воспоминания и ассоциативные связи)
для намерения имеется: тогда все выйдет легко? Не всегда. Помешать выполнить намеченное могут прочие недовольные им понятия. Чаще всего напрямую противостоят какие-нибудь подсознательные или забытые понятия. В результате делаются пресловутые дурацкие ошибки. Отличный тому пример - рыночная торговля. Сколько людей тратят уйму времени, сил и денег, чтобы стать трейдерами!
А сколько они учатся рыночному делу! За такие рыночные познания даже стоящие на одной ступени с ними удостаивают их самых высоких оценок. Однако на практике они так и не могут провести сделку грамотно или по плану. Трейдеры такого рода умеют стабильно, день за днем, делать деньги. Но рано или поздно, достигнув какого-то предела, они быстро - за одну-две сделки - спускают выигранное. Они словно сначала поднимаются в гору, а затем, достигнув пика, летят с нее кувырком.
Оказавшись у подножия рыночной горы, неудачники начинают новое восхождение в