Файл: В середине 1960х годов интерес к проблеме внимания возрос. С этим связано возникновение новых отраслей науки когнитивной психологии и психофизиологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Долгое время проблема внимания игнорировалась исследователями из-за влияния идей бихевиоризма, предметом которого является поведение, освобожденное от психики, понимаемое как совокупность реакций организма на стимулы, подчиняющиеся законам случайности. Другой причиной низкого интереса к вниманию являлось влияние гештальтпсихологии, которая рассматривает структуру (гештальт), отражающую целостность объекта и имеющую приоритет над его элементами, как основную характеристику психологических процессов.

В середине 1960-х годов интерес к проблеме внимания возрос. С этим связано возникновение новых отраслей науки: когнитивной психологии и психофизиологии. Проблема внимания стала центральным вопросом в изучении психофизиологических механизмов когнитивных процессов — восприятия, памяти, мышления и принятия решений. Внимание широко изучалось в контексте выявления факторов, влияющих на эффективность человеческой деятельности, включая обучение и профессиональную деятельность. Внимание играет важную роль в механизмах регуляции уровня бодрствования, функции модулирующих систем мозга, а также в обеспечении сознательной деятельности человека.

Совсем недавно считалось, что внимание не связано с какими-то определенными структурами мозга и что его нарушения (в виде ослабления, снижения объема, нарушения концентрации, повышенной истощаемости, резких колебаний и т.д.) свойственны любому больному человеку, в независимости от локализации поражения мозга. Иными словами, считалось, что нарушения внимания не имеют локального значения, и их анализ не может быть использован в нейропсихологической диагностике. Эта точка зрения связывала нарушения внимания (как и нарушения памяти) только с общемозговыми механизмами, с работой мозга как целого.

Есть все основания считать, что системы переднего мозга не играют одинаковую роль в процессах организации внимания и вопрос о мозговой организации внимания следует дифференцировать как в отношении отдельных структур мозга, так и в отношении отдельных форм внимания. После работ Мэгуна, Моруцци, Линстли, Джаспера и др. образования верхних отделов ствола и ретикулярной формации считались основными механизмами, определяющими переход от сна к бодрствованию и обеспечивающими наиболее генерализованные и элементарные формы внимания.








Однако стволовые и мезэнцефалические механизмы восходящей формации обеспечивают лишь наиболее генерализованные состояния бодрствования и внимания.

Для обеспечения избирательных форм внимания, т.е. выделения того или иного сигнала и торможения реакций на побочные раздражители, необходимо участие более высоко расположенных образований головного мозга неспецифических ядер таламуса – лимбической коры и лобной области больших полушарий.

На данный момент накоплено множество данных, освещающих роль, которую играют образования древней коры, или лимбической области (гипокамп, миндалина), и связанные с ними аппараты хвостатого ядра в регуляции внимания и бодрствования. Исследования, проведенные на нейронном уровне, показали, что именно в данных образованиях значительное место занимают нейроны, которые отвечают не на модально-специфические раздражения, а производят компарацию старых и новых раздражителей и обеспечивают реакцию на новые сигналы или их свойства с ослаблением реакций на старые, уже привычные раздражители. Именно поэтому образования гиппокампа, участвующие в обеспечении механизмов торможения посторонних раздражителей и привыкании к длительно повторяющимся раздражителям, стали считать одной из существенных составных частей того тормозящего или «фильтрующего» аппарата, который необходим для избирательных реакций на специфические раздражители, входящие в систему врожденных ориентировочных рефлексов и инстинктивного поведения. И поэтому гиппокамп, а чуть позже и хвостатое ядро стали рассматриваться как существенные аппараты, обеспечивающие организму возможность осуществления строго избирательных форм поведения. Нарушения этих образований – источник распада селективного поведения, которое в большей степени относится к нарушениям избирательного внимания, чем к дефектам памяти. Этим представлениям о роли лимбических структур, в организации поведения играют и те изменения в поведении и в состоянии сознания, которые наблюдаются у человека при поражении этой области, а также при изучении в специальных электрофизиологических исследованиях.
















Совершенно иную роль играют в организации внимания лобные доли головного мозга. В исследованиях над животными показано, что животное, у которого были удалены лобные доли, не могло сохранить отсроченных реакций не столько потому, что не удерживало прежних следов, а вследствие постоянного отвлечения побочными раздражителями. Устранение этих побочных раздражителей (например, помещение животного в полную темноту или проведение опытов на фоне транквилизаторов, снижающий общий тонус коры) приводило к восстановлению отсроченных реакций. Существенна роль лобных долей в торможении реакции на любые раздражители и в сохранении направленного, программированного поведения.

Богатейшие данные о нарушениях избирательного поведения, и, прежде всего высших произвольных форм внимания, дает клиника поражений лобных долей мозга.

В отличие от поражений верхних отделов ствола и лимбической области элементарные формы непроизвольного внимания или импульсивно возникающие ориентировочные реакции на любые раздражители могут быть у таких больных не только сохранены, но даже и патологически усилены; Наоборот. Всякие попытки вызвать у этих больных устойчивое произвольное внимание по речевой инструкции не приводят ни к каким результатам.

Невозможность сосредоточиться на данной инструкции и затормозить реакции на любые побочные раздражители становятся видны уже при обычных клинических наблюдениях над больными с массивными поражениями лобных долей мозга. Обычно такие больные начинают выполнять предложенное им задание, но лишь только в палату входит посторонний человек или сосед по палате обращается к кому - то шепотом, больной тотчас же перестает выполнять начатое задание, переводит взор на вошедшего в палату или вмешивается в разговор соседа.







Эта повышенная отвлекаемость больного с массивным поражением лобных долей становится источником глубоких нарушений его целенаправленного поведения.

Ряд психофизиологических исследований, проведенных за последние годы, позволяет подойти к выделению механизмов, лежащих в основе нарушений высших произвольных форм внимания. Именно в лобных долях ожидание какого-либо сигнала вызывает специфические медленные потенциалы, названные «волнами ожидания», и что лишь в последствии эти волны распространяются на другие участки мозга. По данным М. Н.
Ливанова и его сотрудников, каждое интеллектуальное напряжение вызывает в лобных отделах коры закономерное повышение числа синхронно работающих точек.

Массивные поражения верхних отделов ствола среднего диэнцефального мозга и лимбической области могут привести к нарушениям первичных основ внимания – ориентировочного рефлекса, который либо угнетается и легко угасает, либо, напротив, не подчиняется факторам привыкания. Характерно, однако, что в этих случаях привлечение внимания к сигналу путем речевой инструкции может в известных пределах компенсировать этот дефект и усиливать, и стабилизировать электрофизиологические и вегетативные компоненты ориентировочного рефлекса. Аналогичное можно наблюдать и у больных с поражением задних отделов мозга, у которых патологическое состояние коры может делать физиологическую основу внимания неустойчивой, но у которых, речевая инструкция, данная больному, сразу же повышает активность коры в определенной мере компенсирует дефект. Настойчивую работу над компенсацией дефекта можно наблюдать у этих дольных и в процессе восстановительного обучения, она, безусловно, требует напряженности и стойкости произвольного внимания.

У больных с массивными поражениями лобных долей мозга, если наблюдать их реакции на последовательно предъявляемые сигналы. Значительная часть больных этой группы обнаруживает в этих случаях большую нестойкость внимания, и уже через несколько предъявлений одних и тех же раздражителей вегетативные и электрофизиологические компоненты ориентировочного рефлекса исчезают.

Лобные доли мозга принимают ближайшее участие в повышении уровня бодрствования соответственно поставленным перед субъектом задачам и тем самым играют решающую роль в обеспечении высших произвольных форм внимания.

Уровни бодрствования

Бодрствование — это состояние активного взаимодействия человека с окружающим миром.

Бодрствование является тем функциональным состоянием, на фоне которого разворачивается любая психическая деятельность. Значимость этого состояния для обеспечения эффективности деятельности при ее оптимальной физиологической стоимости чрезвычайно велика. Состояние бодрствования не является однородным.

Можно выделить достаточно много специфических состояний, которые отличаются в первую очередь по уровню бодрствования. Различают следующие функциональные состояния:


1. Функциональный покой. В это время человек находится в полностью расслабленном физическом состоянии, максимальном психоэмоциональном покое, изолирован от воздействия всяких внешних раздражителей, глаза закрыты, но не спит. Характерным для такого состояния является выраженность на ЭЭГ альфа-ритма.

2. Пассивное бодрствование. Для этого состояния характерен физический покой, глаза открыты, на человека воздействуют сигналы низкой значимости, произвольная активность отсутствует, психоэмоциональный фон спокойный. Соматическая и вегетативная сфера на низком уровне активности. В состоянии спокойного бодрствования у взрослого человека регистрируется синхронизированный ритм, максимально выраженый в покое с закрытыми глазами и блокируется при открывании глаз. Степень выраженности альфа-ритма различается у разных людей. В норме по выраженности альфа-ритма выделяют несколько типов, отражающих индивидуальную организацию нервных процессов, большую или меньшую активированность коры больших полушарий и особенности ее взаимодействия с подкорковыми структурами. Функциональная роль альфа-ритма обеспечивается не только четкой ритмичностью, но и его пространственно-временной организацией в коре больших полушарий. Одним из показателей такой организации является наличие устойчивых фазовых сдвигов, наиболее значительных для удаленных отделов коры.

3. Активное бодрствование. В этом состоянии отмечается наличие произвольной физической или интеллектуальной деятельности, но на весьма низком психоэмоциональном фоне. При этом происходит заметная активация двигательной и вегетативной сфер, па ЭЭГ регистрируются преимущественно быстрые колебания. При состоянии активного бодрствования в условиях мобилизации организма происходит переход реагирующей системы на более высокий уровень активированности. При этом основной ритм распадается (так называемая реакция десинхронизации альфа-ритма), и в ЭЭГ регистрируются колебания более высокой частоты, бета- и гамма-активность. Состояние мобилизации обеспечивает эффективность реализации психических процессов. На этом фоне при подготовке к определенному виду деятельности наблюдаются локальные изменения функционального состояния отдельных нервных центров – тех, которые будут вовлечены в ее реализацию – локальная активация.

В процессе активного бодрствования человек либо занят физической деятельностью, либо чувственным восприятием окружающего мира. В зависимости от вида деятельности РЧ взаимодействует с сознанием через посредство соответствующих объемов ДНК. Базовая часть программы активного бодрствования создается во время сна. При этом используются наработанные в прошлом программы, которые связываются в оригинальную макропрограмму будущего дня эмоциональным кодом.