Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1325

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа государственной итоговой аттестации по направлению

«Социальная работа» 39.03.02

ДашаБ

  1. Объект и предмет теории, социальной работы как науки, основные понятия и категории.

Место социальной работы как научной теории в системе социально-гуманитарного знания. Специфика объекта и предмета теории социальной работы в отличие от объектов и предметов других социальных наук. Специфика понятийно-категориального аппарата теории социальной работы исходя из принципов теории социальной работы (общефилософские, общенаучные, специфические принципы теории социальной работы). Подходы к классификации категорий социальной работы: базовые категории, общефилософские, общенаучные.

СР имеет интегральный характер. Она явилась результатом междисциплинарных исследований в области психологии, медицины, педагогики, социологии, юриспруденции, философии, а также в других областях знания, которые исследуют различные аспекты помощи нуждающимся. На сегодняшний день теория СР выступает как самостоятельная отрасль соц гуманитарного знания в системе общественных наук, для которой характерна интегративность и прикладная направленность.

Предметом СР как науки является ее практика, представляющая собой деятельность людей, которые занимаются профессиональной помощью нуждающимся.

Объектом СР как науки являются связи, взаимодействия, механизмы, способы и средства регуляции поведения людей и соц. групп, способствующие реализации их жизненных интересов и направленные на развитие соц. гармонии в обществе.

Специфика СР состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Учитывая тот факт, что СР является универсальным видом деятельности, имеет междисциплинарный характер, ее методологическими принципами выступают интегрированные принципы других наук. Их можно разделить на несколько групп:

1. Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принципы детерминизма, отражения, развития.

2. Общие принципы социальных (общественных) наук: принципы историзма, соц. обусловленности, единства сознания и деятельности, логического подхода. Более узкими по содержанию, но охватывающие различные стороны СР являются принципы социально – психологические, организационные, психолого – педагогические, социально – политические и др.


3. Специфические принципы СР, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания соц. услуг населению: принципы гуманизма, справедливости, альтруизма, коммуникативности, вариативности соц. помощи, гармонизации общественных, групповых и личностных интересов и др.

3.1. Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании соц. помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера.

3.2. Принцип соц. реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным соц. проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами соц. ситуации индивидуального клиента.

3.3. Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения соц. проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем.

3.4. Принцип клиентоцентризма означает признание прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей.

3.5. Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъективную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем.

3.6. Принцип максимизации соц. ресурсов исходит из того, что каждая соц. система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание соц. помощи населению. Однако соц. работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольные, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов, использовать другие не запрещенные законом способы.

3.7. Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности соц. работнику становится доступной конфиденциальная информация о клиенте, которая не должна разглашаться.

3.8. Принцип толерантности обусловлен тем, что СР ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Соц. работник не может сортировать клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый, кто нуждается в помощи, должен получить ее.

Категории СР распадаются на три группы, хотя границы между ними относительны и проницаемы.

Первая группа категорий СР включают в себя понятия, которые не являются специфическими для нее, поскольку обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (например, «социальные отношения»). Что касается второй группы, то она включает в себя категории, относящиеся преимущественно к СР, но используемые также другими отраслями знания (например, «социальная реабилитация»). Наконец, третья группа включает в себя понятия, являющиеся собственно категориями СР. К ней относятся такие понятия, как «соц. работник», «соц. обслуживание», «адресная соц. помощь» и т.д.




  1. Основные формы и методы практической социальной работы. (Аня)

Специфика использования различных методов и форм в социальной работе. Классификация методов, используемых в социальной работе: организационно-распорядительные методы; социально-экономические методы в социальной работе (материальная помощь и материальное обеспечение); педагогические методы; психологические методы; социально-психологические методы. Интегративный характер методов социальной работы.

Формы социальной работы:

1) Социальная деятельность, направленная на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам и общностям, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации или реформирования отдельных элементов социальной системы.

2) Теория, изучающая способы и методы содействия социальной адаптированности и реализации субъектности индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества.

3)Учебная дисциплина многоуровневого характера. Ее цели и задачи заключаются в формировании личностно-профессиональных качеств будущего специалиста на основе теоретических знаний, реализуемых в технологиях социальной работы.

Под методами социальной работы понимаются специфические способы вмешательства (посредничества), осуществляемые на различных уровнях.

Методы социальной работы подразделяются на следующие виды:

  • по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экономические);

  • по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные);

  • по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы).

Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе, способы достижения какой – либо цели решения конкретной задачи. Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника и социальных служб. С другой стороны, они определяются также профессией социального работника, его специализацией в той или иной области, сфере жизни, структурой социальных и других служб.


Все методы социальной можно разделить на две группы: методы решения задач и методы получения знания.

1. К методам решения задач относятся:

  • социологические методы (сплошное исследование, исследование основного массива, монографическое и выборочное исследование);

  • психологические методы, направленные на изучение человеческой психики (экспериментальные и неэкспериментальные, лабораторные и клинические, прямые и косвенные, а также исследовательские и обследовательские);

  • другие методы (социально – психологические, педагогические, организационные, правовые, финансово – экономические и медико – социальные).

2. К методам получения знания относятся:

  • коммуникативные методы;

  • логические методы;

  • философские методы.

Организационно-распорядительные методы. Ориентированы на мотивы поведения людей, как осознанная необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Отличительной их чертой является прямой характер воздействия, поскольку опираются они на регламентирующие, нормативно правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование — способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).

Нормирование — установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности соц работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т. д.).

Инструктирование — наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование).

К социально-экономическим методам
СР относят все способы, с помощью которых специалисты СР оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежит натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.

Материальная помощь является одним из видов социальной помощи, предоставляемой гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и основывается на принципах адресности, доступности и добровольности.

Материальная помощь в виде осуществления за заявителя расходов(возмещения понесенных заявителем расходов) предоставляется на: оформление документов, удостоверяющих личность; оплату проезда железнодорожным и автомобильным транспортом (кроме такси) к месту жительства заявителей, оказавшихся без средств к существованию; оплату медицинского осмотра (обследования) при трудоустройстве;

Материальная помощь в натуральной форме предоставляется в виде: продуктового набора; набора средств санитарии и гигиены; горячего питания; одежды, обуви.

Социальное обеспечение – система мер по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудо­способных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждаю­щихся в социальной помощи. К основным видам социального обеспечения следует отнести:

Пенсионное обеспечение, систему пособий, систему льгот нуждающимся категориям населения, систему профессионального обу­чения, трудоустройства и протезно-ортопедической помо­щи инвалидам; социальное обслуживание престарелых, инвалидов, социальная помощь семье и детям.

Важнейшей функцией социального обеспечения явля­ется выплата гражданам пенсий – ежемесячных денеж­ных выплат нетрудоспособным гражданам в связи с их прошлой трудовой или иной общественно полезной дея­тельностью.

Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности.

Три основные группы этих методов:

1) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);

2) методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);