Файл: Практическое задание Что представляет собой разовая консультация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание

1. Что представляет собой разовая консультация?


2. Что представляет собой краткосрочное консультирование?

3. Охарактеризуйте среднесрочное консультирование.

3. Определите, к какому виду консультирования относятся следующие случаи. По каким критериям Вы это определили.:

а) к психологу обращается женщина 27-30 лет с просьбой, посоветовать, может ли она позволить себе родить ребенка, если она не замужем, но встречается с мужчиной, который имеет семью. Психолог, поговорив с женщиной и убедившись в ее высокой мотивации к этому поступку, поддерживает ее в решении родить малыша. А дальше может выясниться, что женщина, сама того не осознавая до конца, рождает ребенка не только ради нее самой, сколько ради того, чтобы попытаться оторвать своего любимого от семьи, которую он любит и вовсе не собирается оставлять. Итак, не имея возможности в ходе единственной встречи раскрыть все эти обстоятельства, психолог поддерживает женщину в психологически верном для нее и других решении.

б) к психологу обратилась мать 8-летнего Максима Н. Основным моментом его запроса была просьба помочь разобраться, почему сын с некоторых пор начал ее обманывать, хитрить. Мать считала, что следует как можно раньше положить конец таким действиям, поскольку в дальнейшем это может стать пагубной привычкой. В ходе первой встречи была проведена подробная беседа с матерью. Выяснилось, что Максим был взят родителями из детского дома в возрасте одного года. Сначала он был очень нервный, болезненный, почти до трех лет не разговаривал. В дошкольном возрасте стал спокойнее, в детсад ходил с 5 лет, с детьми контактировал хорошо. Идя в школу, умел немножко читать, но не писал. Сейчас учится неплохо. Отец, по словам матери, заботится о сыне, но бывает с ним мало, поскольку много работает. Мать тоже работает, причем на ответственной работе Итак, мальчик чаще бывает дома сам, больше всего любит смотреть телевизор, ничем другим особенно не увлекается. Родители относятся к Максиму требовательно, особенно не ласкают. Обманывает и хитрит Максим в основном тогда, когда речь идет о школе, его отношения с учителями, одноклассниками. В разговоре мать неоднократно возвращалась к обстоятельствам, при которых она взяла мальчика из детского дома, высказывала беспокойство, не проявляется в его поведении плохая наследственность. На следующей встрече было проведено психологическое обследование мальчика. Беседа с матерью дала психологу основания сомневаться, все ли так хорошо у Максима с учебой, как считают родители. Кроме того,
возникло предположение, что у мальчика могут быть переживания, связанные с семьей, своим местом в ней, отношениями с матерью и отцом. Поэтому для диагностического обследования были выбраны методика дифференцированной диагностики интеллектуального развития детей (Н. Сгадненко), а также методика "Рисунок семьи". Мальчик начал выполнять задание, когда с ним уже был установлен контакт, и довольно неплохо освоился в новой обстановке, но при том заметно нервничал, проявлял неуверенность и главное - очень быстро уставал. У Максима оказались трудности с обобщениями, пространственной ориентацией, запасом лексики, что свидетельствовало о серьезных проблемах, с которыми он, очевидно, сталкивается в обучении. Результаты выполнения "Рисунка семьи" показали явную неудовлетворенность основных психических потребностей в семье, в частности потребности в близких эмоциональных контактах.

Определенное обследование прошла и иметь, в частности, ей был предложен тест-опросник родительского отношения (А. Караул, В. Столов). Оказалось, что ее родительская позиция близка к авторитарной гиперсоциализации, когда от ребенка требуют безоговорочного послушания, дисциплины, социальных успехов, строго наказывают за любую провинность. На заключительной встрече, которая проводилась с матерью (отец не смог прийти), были обсуждены результаты обследования. Для матери было полной неожиданностью узнать, что Интеллектуальное развитие сына совсем не такой высокий, как ей казалось, и что он, наверное, испытывает трудности в обучении. Такой же неожиданностью было для нее услышать, что мальчику дома не хватает любви, ласки, что он чувствует себя отчужденным, не включенным в семью. Психолог объяснил матери, что хитрости и обманы мальчика могут быть вызваны тем, что, с одной стороны, он дорожит родителями, любит их, хочет, чтобы они его тоже любили, при этом знает, что дома его больше хвалят за успехи в школе, а с другой - ему становится все труднее учиться на "5" и "4". Итак, чтобы мать не злилась, ее лучше обмануть (спрятать дневник, не сказать о родительские собрания и т. д.). Обсуждались с матерью и причины трудностей в обучении Максима, ее родительская позиция. В конце концов пришли к выводу: если ситуация не изменится, то трудности мальчика как в учебе, так и в отношениях с родителями будут нарастать.



Матери было рекомендовано, во-первых, изменить свою тактику в отношении обучения Максима: меньше требовать, а больше помогать, изменить режим труда и отдыха, не допускать чрезмерной усталости, не форсировать его успехи. При этом должен быть постоянный контакт с учителями, чтобы помощь мальчику поступала с разных сторон. Во-вторых, и мать, и папа должны больше быть с мальчиком, дать ему почувствовать их любовь, уверить его, что они любят его таким, какой он есть, а не за какие-то особые успехи.