Файл: Учебник Рекомендовано Федеральным государственным учреждением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 790
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
логичных им в смежных областях), далее мы покажем, в чем со
стоит существенная разница между «обычным» подходом и пред
лагаемым в сфере искусственного интеллекта и почему экспертные системы можно выделить в отдельный, достаточно хорошо раз
личимый класс программ. Четкого формального определения экспертной системы, которое всех бы удовлетворило, не суще
ствует — приведенное выше тоже довольно расплывчато. Но тем не менее существует довольно много важных признаков, присущих в той или иной степени всем экспертным системам.
2.3. Х ар актери сти ки экспертны х си ст е м
Прежде всего нужно отметить, что экспертная система модели
рует не столько физическую (или иную) природу определенной проблемной области, сколько механизм мышления человека при
менительно к решению задач в этой проблемной области. Это су
щественно отличает экспертные системы от систем математическо
го моделирования или компьютерной анимации. Нельзя, конечно, сказать, что программа полностью воспроизводит психологическую модель специалиста в этой предметной области (эксперта), но важ
но, что основное внимание все-таки уделяется воспроизведению компьютерными средствами методики решения проблем, приме
няемой экспертом, т. е. выполнению некоторой части задач так же
(или иногда даже лучше), как это делает эксперт.
Система помимо выполнения вычислительных операций фор
мирует определенные соображения и выводы, основываясь на тех знаниях, которыми она располагает. Знания в системе представ
лены, как правило, на некотором специальном языке и хранятся отдельно от собственно программного кода, который и формиру
ет выводы и соображения.
При решении задач экспертными системами основными явля
ются эвристические и приближенные методы, которые в отличие от алгоритмических не всегда гарантируют успех. Такие методы являются приблизительными в том смысле, что они не требуют исчерпывающей исходной информации, и существует определен
ная степень уверенности (или неуверенности) в том, что пред
лагаемое решение является верным.
Одна из основных характеристик экспертной системы — ее производительность, т.е. скорость получения результата и его до
стоверность, или надежность. Экспертная система должна за до
статочно короткое время найти решение не хуже того, которое может предложить специалист данной предметной области.
Экспертная система должна обладать способностью обосновать принятие именно такого решения и доказать его. ЭС проектиру
63
стоит существенная разница между «обычным» подходом и пред
лагаемым в сфере искусственного интеллекта и почему экспертные системы можно выделить в отдельный, достаточно хорошо раз
личимый класс программ. Четкого формального определения экспертной системы, которое всех бы удовлетворило, не суще
ствует — приведенное выше тоже довольно расплывчато. Но тем не менее существует довольно много важных признаков, присущих в той или иной степени всем экспертным системам.
2.3. Х ар актери сти ки экспертны х си ст е м
Прежде всего нужно отметить, что экспертная система модели
рует не столько физическую (или иную) природу определенной проблемной области, сколько механизм мышления человека при
менительно к решению задач в этой проблемной области. Это су
щественно отличает экспертные системы от систем математическо
го моделирования или компьютерной анимации. Нельзя, конечно, сказать, что программа полностью воспроизводит психологическую модель специалиста в этой предметной области (эксперта), но важ
но, что основное внимание все-таки уделяется воспроизведению компьютерными средствами методики решения проблем, приме
няемой экспертом, т. е. выполнению некоторой части задач так же
(или иногда даже лучше), как это делает эксперт.
Система помимо выполнения вычислительных операций фор
мирует определенные соображения и выводы, основываясь на тех знаниях, которыми она располагает. Знания в системе представ
лены, как правило, на некотором специальном языке и хранятся отдельно от собственно программного кода, который и формиру
ет выводы и соображения.
При решении задач экспертными системами основными явля
ются эвристические и приближенные методы, которые в отличие от алгоритмических не всегда гарантируют успех. Такие методы являются приблизительными в том смысле, что они не требуют исчерпывающей исходной информации, и существует определен
ная степень уверенности (или неуверенности) в том, что пред
лагаемое решение является верным.
Одна из основных характеристик экспертной системы — ее производительность, т.е. скорость получения результата и его до
стоверность, или надежность. Экспертная система должна за до
статочно короткое время найти решение не хуже того, которое может предложить специалист данной предметной области.
Экспертная система должна обладать способностью обосновать принятие именно такого решения и доказать его. ЭС проектиру
63
ется в расчете на взаимодействие с разными пользователями, для которых ее работа должна быть по возможности «прозрачной».
Это особенно необходимо в областях, характеризующихся нео
пределенностью, неточностью информации (например, в меди
цинской диагностике). В этих случаях способность к объяснению нужна для того, чтобы повысить степень доверия пользователя к советам системы, а также для того, чтобы дать возможность поль
зователю обнаружить возможный дефект в рассуждениях системы.
Пользователь должен получить всю необходимую информацию, чтобы быть уверенным, что решение принято «не с потолка».
В связи с этим в экспертных системах следует предусматривать дружественное взаимодействие с пользователем. Кроме того, от
сутствие достаточной прозрачности поведения системы не по
зволит эксперту повлиять на ее производительность или дать совет, как можно ее повысить. Прослеживание и оценка поведения си
стемы — задача довольно сложная и для ее решения необходимы совместные усилия эксперта и специалиста по информатике.
Экспертные системы должны решать задачи, требующие экс
пертных знаний в некоторой конкретной области. В той или иной форме экспертные системы должны обладать этими знаниями.
Зачастую термин «система», основанная на знаниях, и использу
ется в качестве синонима термина «экспертная система», хотя, строго говоря, экспертная система — это более широкое понятие.
Система, основанная на знаниях, — это любая система, процесс работы которой основан на применении правил отношений к символическому представлению знаний, а не на использовании алгоритмических или статистических методов. Таким образом, программа, способная рассуждать о погоде, будет системой, осно
ванной на знаниях, даже в том случае, если она не способна вы
полнить метеорологическую экспертизу. А вот чтобы иметь право называться метеорологической экспертной системой, программа должна давать прогноз погоды (достоверность прогноза — это другой вопрос).
От других видов программ из области искусственного интел
лекта экспертные системы отличаются тем, что имеют ярко вы
раженную практическую направленность в научной и коммерче
ской областях.
Суммируя все сказанное, отметим, что экспертная система со
держит знания в определенной предметной области, накопленные в результате практической деятельности человека, и использует их для решения специфичных для этой области проблем. Этим экспертные системы отличаются от прочих, «традиционных», систем, в которых предпочтение отдается более общим и менее связанным с предметной областью теоретическим методам, чаще всего математическим.
64
Это особенно необходимо в областях, характеризующихся нео
пределенностью, неточностью информации (например, в меди
цинской диагностике). В этих случаях способность к объяснению нужна для того, чтобы повысить степень доверия пользователя к советам системы, а также для того, чтобы дать возможность поль
зователю обнаружить возможный дефект в рассуждениях системы.
Пользователь должен получить всю необходимую информацию, чтобы быть уверенным, что решение принято «не с потолка».
В связи с этим в экспертных системах следует предусматривать дружественное взаимодействие с пользователем. Кроме того, от
сутствие достаточной прозрачности поведения системы не по
зволит эксперту повлиять на ее производительность или дать совет, как можно ее повысить. Прослеживание и оценка поведения си
стемы — задача довольно сложная и для ее решения необходимы совместные усилия эксперта и специалиста по информатике.
Экспертные системы должны решать задачи, требующие экс
пертных знаний в некоторой конкретной области. В той или иной форме экспертные системы должны обладать этими знаниями.
Зачастую термин «система», основанная на знаниях, и использу
ется в качестве синонима термина «экспертная система», хотя, строго говоря, экспертная система — это более широкое понятие.
Система, основанная на знаниях, — это любая система, процесс работы которой основан на применении правил отношений к символическому представлению знаний, а не на использовании алгоритмических или статистических методов. Таким образом, программа, способная рассуждать о погоде, будет системой, осно
ванной на знаниях, даже в том случае, если она не способна вы
полнить метеорологическую экспертизу. А вот чтобы иметь право называться метеорологической экспертной системой, программа должна давать прогноз погоды (достоверность прогноза — это другой вопрос).
От других видов программ из области искусственного интел
лекта экспертные системы отличаются тем, что имеют ярко вы
раженную практическую направленность в научной и коммерче
ской областях.
Суммируя все сказанное, отметим, что экспертная система со
держит знания в определенной предметной области, накопленные в результате практической деятельности человека, и использует их для решения специфичных для этой области проблем. Этим экспертные системы отличаются от прочих, «традиционных», систем, в которых предпочтение отдается более общим и менее связанным с предметной областью теоретическим методам, чаще всего математическим.
64
2.4. Ф ункции экспертны х си ст е м
В самом общем случае, для того чтобы построить ЭС, необхо
димо разработать механизмы выполнения следующих функций:
1) приобретение знаний в конкретной предметной области;
2) представление знаний;
3) решение задач с использованием знаний о конкретной пред
метной области (управление процессом решения);
4) объяснение намерений и решений системы во время и после окончания процесса решения задачи (разъяснение принятого решения).
Каждая из этих функций может оказаться очень сложной и за
висит от прикладной области, а также от различных практических требований. В процессе разработки и реализации могут возникать разнообразные проблемы.
2.4.1. Приобретение знаний
Приобретение знаний — это передача потенциального опыта решения проблемы от некоторого источника знаний и преобра
зование его в вид, позволяющий использовать эти знания в про
грамме.
Передача знаний выполняется в процессе достаточно длитель
ных собеседований между специалистом по проектированию экспертной системы (инженером по знаниям) и экспертом в определенной предметной области, способным четко сформули
ровать имеющийся у него опыт. Многие исследователи рассма
тривают функцию приобретения знаний в качестве одного из главных «узких мест» технологии экспертных систем. Проблемы могут возникнуть самые разнообразные.
Специалисты в узкой области, как правило, пользуются соб
ственным профессиональным жаргоном, который трудно пере
вести на обычный язык. Но смысл жаргонных слов (профессио
нализмов) совсем не очевиден, а потому требуется много допол
нительных вопросов для уточнения их логического значения.
Неудовлетворительные результаты собеседований эксперта и ин
женера по знаниям ввиду использования первым профессиона
лизмов пробудили у некоторых исследователей интерес к автома
тизации процесса передачи знаний специалистом машине. Одно из направлений исследований в этой области — автоматизирован
ное извлечение знаний — появилось как побочный продукт в развитии систем человеко-машинного диалога. Другое направле
ние — машинное обучение. Идея состоит в том, чтобы машина училась решать проблемы примерно так же, как учится человек.
65
Проблемой является еще и то, что факты и принципы, лежащие в основе многих специфических областей знания эксперта, не могут быть четко сформулированы в терминах математической теории или детерминированной модели, свойства которой хорошо понятны. Так, эксперту может быть известно, что определенное событие может наступить, но он ничего не сможет сказать о ме
ханизмах, которые приводят к наступлению этого события. Для того чтобы решить проблему в определенной области, эксперту недостаточно просто обладать суммой знаний о фактах и прин
ципах в этой области. Например, опытный специалист знает, какого рода информацией нужно располагать для формулировки того или иного суждения, насколько надежны различные источ
ники информации и как можно расчленить сложную проблему на несколько простых, которые можно решать более или менее не
зависимо. Выявить в процессе собеседования такого рода знания, основанные на личном опыте и плохо поддающиеся формализа
ции, значительно сложнее, чем получить простой перечень каких- то фактов или общих принципов.
Экспертный анализ даже в очень узкой области, выполняемый человеком, очень часто нужно поместить в довольно обширный контекст, который включает и многие вещи, кажущиеся эксперту само собой разумеющимися, но для постороннего отнюдь тако
выми не являющиеся.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 19
2.4.2. Представление знаний
Представление знаний — это отдельная область исследований, тесно связанная с философией формализма и когнитивной пси
хологией. Предмет исследования в этой области — методы ассо
циативного хранения информации, подобные тем, которые суще
ствуют в мозгу человека. При этом основное внимание, естествен
но, уделяется логической, а не биологической стороне процесса, опуская подробности физических преобразований.
База знаний — наиболее важная компонента экспертной си
стемы, на которой основаны ее «интеллектуальные способности».
В отличие от всех остальных компонент экспертной системы база знаний — изменяемая часть системы, которая может пополняться и модифицироваться инженерами по знаниям. Существует не
сколько способов представления знаний в экспертной системе, однако общим для всех них является то, что знания представлены в символьной форме (элементарными компонентами представле
ния знаний являются тексты, списки и другие символьные струк
туры). Таким образом, в экспертной системе реализуется принцип символьной природы рассуждений, который заключается в том,
66
что процесс рассуждения представляется как последовательность символьных преобразований.
Наиболее распространенный способ представления знаний — в виде конкретных фактов и правил, по которым из имеющихся фактов могут быть выведены новые. Факты могут быть представ
лены, например, в виде троек: атрибут, объект, значение.
Такой факт означает, что заданный объект имеет заданный атрибут (свойства) с заданным значением. Например, тройка (воз
раст, пациент, 77) представляет факт, что возраст пациента — 77 лет. В более простых случаях факт выражается не конкретным значением атрибута, а каким-либо простым утверждением, кото
рое может быть истинным или ложным, например: «Пациент курит». В таких случаях факт можно обозначить каким-либо крат
ким именем (например, курение) или использовать для представ
ления факта сам текст соответствующей фразы.
Правила в базе знаний имеют вид:
ЕСЛИ а TO s,
где а — условие; s — действие.
Действие s исполняется, если а истинно. Наиболее часто дей
ствие s, так же, как и условие, представляет собой утверждение, которое может быть выведено системой (т. е. становится ей из
вестной), если истинно условие правила а. Правила в базе знаний служат для представления эвристических знаний (эвристик), т.е. неформальных правил рассуждения, вырабатываемых экспертом на основе опыта его деятельности. Простой пример правила:
ЕСЛИ «Пациент курит»
ТО «У пациента больные легкие».
В качестве условия а может выступать либо факт (как в данном примере), либо несколько фактов аь..., а„, соединенные логиче
скими операциями.
Пример предыдущего правила с более сложным условием (пра
вило 1):
ЕСЛИ
(«Пациент курит») / f («Кровяное давление выше среднего»)
ТО
«Риск высокий» (правило 1)
Действия, входящие в состав правил, могут содержать новые факты. При применении таких правил эти факты становятся из
вестны системе, т.е. включаются в множество фактов, которое называется рабочим множеством. Например, если факты «Па
циент курит» и «Кровяное давление выше среднего» уже имеются в рабочем множестве, то после применения приведенного выше правила в него также включается факт «Риск высокий».
67
Наиболее распространенный способ представления знаний — в виде конкретных фактов и правил, по которым из имеющихся фактов могут быть выведены новые. Факты могут быть представ
лены, например, в виде троек: атрибут, объект, значение.
Такой факт означает, что заданный объект имеет заданный атрибут (свойства) с заданным значением. Например, тройка (воз
раст, пациент, 77) представляет факт, что возраст пациента — 77 лет. В более простых случаях факт выражается не конкретным значением атрибута, а каким-либо простым утверждением, кото
рое может быть истинным или ложным, например: «Пациент курит». В таких случаях факт можно обозначить каким-либо крат
ким именем (например, курение) или использовать для представ
ления факта сам текст соответствующей фразы.
Правила в базе знаний имеют вид:
ЕСЛИ а TO s,
где а — условие; s — действие.
Действие s исполняется, если а истинно. Наиболее часто дей
ствие s, так же, как и условие, представляет собой утверждение, которое может быть выведено системой (т. е. становится ей из
вестной), если истинно условие правила а. Правила в базе знаний служат для представления эвристических знаний (эвристик), т.е. неформальных правил рассуждения, вырабатываемых экспертом на основе опыта его деятельности. Простой пример правила:
ЕСЛИ «Пациент курит»
ТО «У пациента больные легкие».
В качестве условия а может выступать либо факт (как в данном примере), либо несколько фактов аь..., а„, соединенные логиче
скими операциями.
Пример предыдущего правила с более сложным условием (пра
вило 1):
ЕСЛИ
(«Пациент курит») / f («Кровяное давление выше среднего»)
ТО
«Риск высокий» (правило 1)
Действия, входящие в состав правил, могут содержать новые факты. При применении таких правил эти факты становятся из
вестны системе, т.е. включаются в множество фактов, которое называется рабочим множеством. Например, если факты «Па
циент курит» и «Кровяное давление выше среднего» уже имеются в рабочем множестве, то после применения приведенного выше правила в него также включается факт «Риск высокий».
67
Если система не может вывести некоторый факт, истинность или ложность которого требуется установить, то система спраши
вает о нем пользователя. Например:
Верно ли, что «Пациент курит»?
При получении положительного ответа от пользователя факт
«Пациент курит» включается в рабочем множество.
Существуют статические и динамические базы знаний. Стати
ческие базы данных не изменяются со временем. Динамические базы знаний изменяются со временем. Новые факты, добавляемые в базу знаний, являются результатом вывода, который состоит в применении правил к имеющимся фактам.
Экспертные системы могут иметь монотонный и немонотон
ный выводы.
В системах с монотонным выводом факты, хранимые в базе знаний, статичны, т.е. не изменяются в процессе решения задачи.
В системах с немонотонным выводом допускается изменение или удаление фактов из базы знаний. Изменение фактов в свою оче
редь приводит к необходимости удаления из базы знаний заклю
чений, полученных с помощью упомянутых правил. Тем самым вывод выполняется повторно для того, чтобы пересмотреть реше
ния, полученные на основе подвергшихся изменению фактов.
2.4.3. Решение задач с использованием знаний
При проектировании экспертной системы серьезное внимание должно быть уделено и тому, как осуществляется доступ к знани
ям и как они используются при поиске решения. Знание о том, какие знания нужны в той или иной конкретной ситуации, и умение ими распорядиться — важная часть процесса функциони
рования экспертной системы. Такие знания получили наимено
вание метазнаний, т.е. знаний о знаниях. Решение нетривиаль
ных проблем требует и определенного уровня планирования и управления при выборе, какой вопрос нужно задать, какой тест выполнить и т. д.
Использование разных стратегий перебора имеющихся знаний, как правило, довольно существенно влияет на характеристики эффективности программы. Эти стратегии определяют, каким способом программа отыскивает решение проблемы в некотором пространстве альтернатив.
Существует такая программная компонента экспертных систем, как подсистема вывода, реализующая процесс рассуждений си
стемы на основе базы знаний и рабочего множества. Она выпол
няет две функции:
68
1) просмотр существующих фактов из рабочего множества и правил из базы знаний и добавление (по мере возможности) в рабочее множество новых фактов;
2) определение порядка просмотра и применения правил. Эта подсистема управляет процессом консультации, сохраняет для пользователя информацию о полученных заключениях и запраши
вает у него информацию, когда для срабатывания очередного пра
вила в рабочем множестве оказывается недостаточно данных.
Цель экспертной системы — вывести некоторый заданный факт, который называется целевым утверждением, т.е. в резуль
тате применения правил добиться того, чтобы этот факт был включен в рабочее множество, либо опровергнуть этот факт, т.е. убедиться, что его вывести невозможно, следовательно, при дан
ном уровне знаний системы он является ложным. Целевое утверж
дение либо «заложено» заранее в базу знаний системы, либо из
влекается системой из диалога с пользователем.
Работа системы представляет собой последовательность шагов, на каждом из которых система выбирает из базы некоторое пра
вило, которое можно применить к текущему содержимому рабо
чего множества. Цикл заканчивается, когда выведено или опро
вергнуто целевое утверждение. Цикл работы экспертной системы иначе называется логическим выводом. Логический вывод может происходить многими способами, из которых наиболее распро
страненные — прямой и обратный порядок вывода.
Прямой порядок вывода — от фактов, которые находятся в рабочем множестве, к заключению. Если такое заключение уда
ется найти, то оно заносится в рабочее множество. Прямой вывод часто называют выводом, управляемым данными.
Для иллюстрации добавим к нашему примеру базы знаний о здоровье еще одно правило (правило 2):
ЕСЛИ
«Риск высокий»
ТО
«Продолжительность жизни менее 60 лет».
Предположим также, что факты «Пациент курит» и «Кровяное давление выше среднего» имеются в рабочем множестве, а целью системы является определение наиболее вероятной продолжитель
ности жизни пациента (пользователя).
При прямом выводе работа системы будет протекать следу
ющим образом.
1.
Рассматривается правило 1. Его условие истинно, так как оба элемента конъюнкции имеются в рабочем множестве. Применяем правило 1. Добавляем к рабочему множеству факт «Риск высо
кий».
69