Файл: Учебник Рекомендовано Федеральным государственным учреждением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 785
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исторически сложились три основных подхода в моделирова
нии ИИ.
В рамках первого подхода объектом исследований являются структура и механизмы работы мозга человека, а конечная цель заключается в раскрытии тайн мышления. Необходимыми этапа
ми исследований в этом направлении являются построение моде
лей на основе психофизиологических данных, проведение экс
периментов с ними, выдвижение новых гипотез относительно механизмов интеллектуальной деятельности, совершенствование моделей и т.д.
Второй подход предполагает моделирование интеллектуальной деятельности с помощью ЭВМ. Цель работ в этом направле
нии — создание алгоритмического и программного обеспечения, позволяющего решать интеллектуальные задачи не хуже человека.
Наконец, третий подход ориентирован на создание смешанных человеко-машинных, или, как еще говорят, интерактивных ин
теллектуальных систем, на симбиоз возможностей естественного и искусственного интеллекта. Важнейшими проблемами в этих исследованиях являются оптимальное распределение функций между естественным и искусственным интеллектом и организация диалога между человеком и машиной.
В начале 80-х годов прошлого столетия в исследованиях по ис
кусственному интеллекту сформировалось самостоятельное на
правление, получившее название экспертные системы (ЭС). Цель исследований по ЭС состоит в разработке программ, которые при решении задач, трудных для эксперта-человека, получают резуль
таты, не уступающие по качеству и эффективности решениям, получаемым экспертом. Стратегии экспертных систем основаны на знаниях эксперта.
Экспертные системы — это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и распространяющие этот опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей. Программные средства, ба
зирующиеся на технологии экспертных систем или инженерии знаний, получили значительное распространение в мире. Техно
логия экспертных систем позволяет пользователю принимать решения, превосходящие его возможности. По мнению ведущих специалистов, в недалекой перспективе ЭС будут играть ведущую роль во всех фазах проектирования, разработки, производства, распределения, продажи, поддержки и оказания услуг. Технология экспертных систем, получившая коммерческое распространение, обеспечит революционный прорыв в интеграции приложений из готовых интеллектуально взаимодействующих модулей.
Экспертные системы предназначены для так называемых не
формализованных задач, при этом они не отвергают и не заменя
56
ют традиционного подхода к разработке программ, ориентиро
ванного на решение формализованных задач.
Неформализованные задачи обычно обладают следующими особенностями:
— ошибочностью, неоднозначностью, неполнотой и противо
речивостью исходных данных;
— ошибочностью, неоднозначностью, неполнотой и противо
речивостью знаний о проблемной области и решаемой задаче;
— большой размерностью пространства решения, т. е. перебор при поиске решения весьма велик;
— динамически изменяющимися данными и знаниями.
Следует подчеркнуть, что неформализованные задачи пред
ставляют большой и очень важный класс задач. Многие специали
сты считают, что эти задачи являются наиболее массовым классом задач, решаемых ЭВМ.
Решение специальных задач требует специальных знаний.
Главная идея использования технологии экспертных систем за
ключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, за
грузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Являясь одним из основных при
ложений искусственного интеллекта, экспертные системы пред
ставляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристиче
ских правил. Э в р и с т и к а представляет собой некоторое зна
ние, приобретенное человеком по мере накопления практическо
го опыта решения аналогичных проблем. Эвристики не гаранти
руют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рам
ках технологии поддержки принятия решений. Однако часто они дают в достаточной степени приемлемые решения для их практи
ческого использования. Все это делает возможным использовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем.
Экспертные системы имеют много особенностей. Они при
меняются для решения только трудных практических задач. По качеству и эффективности решения экспертные системы не усту
пают (не должны уступать) решениям специалиста. Кроме того, решения экспертных систем обладают «прозрачностью», т.е. мо
гут быть объяснены пользователю на качественном уровне. Экс
пертные системы способны пополнять свои знания в ходе взаи
модействия с экспертом. Экспертные системы и системы искус
ственного интеллекта отличаются от систем обработки данных еще и тем, что в них в основном используют символьный (а не числовой) способ представления данных, символьный вывод и эвристический поиск решения (а не исполнение известного алго
ритма).
57
ванного на решение формализованных задач.
Неформализованные задачи обычно обладают следующими особенностями:
— ошибочностью, неоднозначностью, неполнотой и противо
речивостью исходных данных;
— ошибочностью, неоднозначностью, неполнотой и противо
речивостью знаний о проблемной области и решаемой задаче;
— большой размерностью пространства решения, т. е. перебор при поиске решения весьма велик;
— динамически изменяющимися данными и знаниями.
Следует подчеркнуть, что неформализованные задачи пред
ставляют большой и очень важный класс задач. Многие специали
сты считают, что эти задачи являются наиболее массовым классом задач, решаемых ЭВМ.
Решение специальных задач требует специальных знаний.
Главная идея использования технологии экспертных систем за
ключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, за
грузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Являясь одним из основных при
ложений искусственного интеллекта, экспертные системы пред
ставляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристиче
ских правил. Э в р и с т и к а представляет собой некоторое зна
ние, приобретенное человеком по мере накопления практическо
го опыта решения аналогичных проблем. Эвристики не гаранти
руют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рам
ках технологии поддержки принятия решений. Однако часто они дают в достаточной степени приемлемые решения для их практи
ческого использования. Все это делает возможным использовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем.
Экспертные системы имеют много особенностей. Они при
меняются для решения только трудных практических задач. По качеству и эффективности решения экспертные системы не усту
пают (не должны уступать) решениям специалиста. Кроме того, решения экспертных систем обладают «прозрачностью», т.е. мо
гут быть объяснены пользователю на качественном уровне. Экс
пертные системы способны пополнять свои знания в ходе взаи
модействия с экспертом. Экспертные системы и системы искус
ственного интеллекта отличаются от систем обработки данных еще и тем, что в них в основном используют символьный (а не числовой) способ представления данных, символьный вывод и эвристический поиск решения (а не исполнение известного алго
ритма).
57
Э к с п е р т н о е з н а н и е — это сочетание теоретического понимания проблемы и набора эвристических правил для ее ре
шения, которые эффективны в данной предметной области.
Большинство экспертных систем были написаны для специали
зированных предметных областей, эти области довольно хорошо изучены и располагают четко определенными стратегиями при
нятия решений. Несмотря на воодушевляющие перспективы экс
пертных систем, было бы ошибкой переоценивать возможности этой технологии. Основные проблемы таковы:
— трудности в передаче «глубоких» знаний предметной обла
сти;
— недостаток гибкости. Если людей поставить перед задачей, которую они не в состоянии решить немедленно, то они обычно сначала исследуют основные принципы и вырабатывают какую-то стратегию для перехода к решению проблемы. Экспертным си
стемам этой способности не хватает;
— трудности в предоставлении аргументированных объяснений.
Обычно ограничиваются описанием шагов, которые были пред
приняты в поиске решения;
— трудности в тестировании. Хотя обоснование корректности любой большой компьютерной системы достаточно трудоемко, экспертные системы проверять особенно тяжело;
— ограниченные возможности обучения на опыте.
Очевидное решение этих проблем — «заставить» программы учиться самим на опыте, аналогах или примерах. Несмотря на эти ограничения, экспертные системы доказали свою ценность во многих важных областях.
Типичная экспертная система состоит из следующих основных компонентов: интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы, подсистема объяснений (рис. 2.1).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 19
Интерфейс пользователя — комплекс программ, реализующих диалог пользователя с экспертной системой как на стадии ввода информации, так и на стадии получения результатов.
База знаний — ядро экспертной системы, совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному). Параллельно такому человече
скому представлению существует БД в машинном представле
нии.
Интерпретатор — программа, моделирующая ход рассужде
ний эксперта на основании знаний, имеющихся в БЗ (его иногда называют решателем, дедуктивной машиной или блоком логиче
ского вывода).
Модуль создания системы — это программный модуль, пред
назначенный для преобразования данных и правил, полученных
58
t
Пользователь
___ L_L_
Интерфейс пользов
системы
Инструкции
и информация
^ Решение
и объяснение
► Знания
Рис. 2.1. Основные компоненты информационной технологии эксперт
ных систем
от инженера по знаниям, в форму, пригодную для использования их в программе.
Подсистема объяснений — программа, позволяющая пользо
вателю получить ответы на вопросы: «Как была получена та или иная рекомендация?» и «Почему система приняла такое решение?»
Ответ на вопрос «как» — это трассировка всего процесса получе
ния решения с указанием использованных фрагментов БЗ, т.е. всех шагов в цепочке решений. Ответ на вопрос «почему» — ссыл
ка на решение, непосредственно предшествовавшее полученному решению, т. е. отход на один шаг назад.
В разработке экспертных систем участвуют представители сле
дующих специальностей:
— эксперт в проблемной области, задачи которой будет решать экспертная система;
— инженер по знаниям — специалист по разработке экспертных систем (используемые им технологию, методы называют техноло
гией (методами) инженерии знаний);
Эксперт
Инженер
по знаниям
59
— программист по разработке инструментальных средств, пред
назначенных для разработки экспертных систем.
Эксперт определяет знания (данные и правила), характеризу
ющие проблемную область, обеспечивает полноту и правильность введенных в экспертную систему знаний.
Инженер по знаниям помогает эксперту выявить и структури
ровать знания, необходимые для работы экспертной системы, осуществляет выбор инструментального средства, наиболее под
ходящего для данной проблемной области, определяет способ представления знаний, выделяет стандартные функции (типичные для данной проблемной области), которые будут использоваться в правилах, вводимых экспертом.
Экспертная система работает в двух режимах: приобретения знаний и решения задачи (называемом также режимом консуль
тации или режимом использования ЭС).
В режиме приобретения знаний общение с экспертной систе
мой осуществляет эксперт (через посредничество инженера по знаниям). В этом режиме эксперт, используя модуль создания системы, наполняет систему знаниями, которые позволяют ЭС в режиме решения самостоятельно (без эксперта) решать задачи из проблемной области. Эксперт описывает проблемную область в виде совокупности данных и правил. Данные определяют объ
екты, их характеристики и значения, существующие в области экспертизы. Правила определяют способы манипулирования с данными, характерные для рассматриваемой области.
Отметим, что режиму приобретения знаний в традиционном подходе к разработке программ соответствуют этапы алгоритми
зации, программирования и отладки, выполняемые программи
стом. В случае экспертной системы, в отличие от традиционного подхода, программы разрабатывает не программист, а эксперт, не владеющий программированием.
В режиме консультации общение с ЭС осуществляет конечный пользователь, которого интересует результат и (или) способ его получения. Необходимо отметить, что в зависимости от назна
чения экспертной системы пользователь может не быть специа
листом в данной проблемной области. В этом случае он обраща
ется к ЭС за результатом. Если пользователь — специалист, то в этом случае он может сам получить результат, но он обращается к ЭС с целью либо ускорить процесс получения результата, либо возложить на ЭС рутинную работу. В режиме консультации дан
ные о задаче пользователя после обработки их диалоговым ком
понентом поступают в рабочую память. Интерпретатор на осно
ве входных данных из рабочей памяти, общих данных о про
блемной области и правил из базы знаний формирует решение задачи.
60
Необходимо отметить, что в настоящее время технология экс
пертных систем используется для решения различных типов задач
(интерпретация, предсказание, диагностика, планирование, кон
струирование, контроль, отладка, инструктаж, управление) в са
мых разнообразных проблемных областях, таких как финансы, нефтяная и газовая промышленность, энергетика, транспорт, фармацевтическое производство, космос, металлургия, образова
ние, телекоммуникации и связь и др.
Ниже приведены примеры крупномасштабных экспертных систем.
MICIN — экспертная система для медицинской диагностики.
Разработана группой по инфекционным заболеваниям Стенфорд
ского университета. Ставит соответствующий диагноз исходя из представленных ей симптомов и рекомендует курс медикаментоз
ного лечения любой из диагностированных инфекций. База дан
ных состоит из нескольких сотен правил.
PUFF — анализ нарушения дыхания. Данная система пред
ставляет собой MICIN, из которой удалили данные по инфекци
ям и вставили данные о легочных заболеваниях.
DENDRAL — распознавание химических структур. Данная система старейшая из имеющих звание экспертных. Первые вер
сии данной системы появились еще в 1965 г. все в том же Стен
фордском университете. Пользователь дает системе DENDRAL некоторую информацию о веществе, а также данные спектроме
трии (инфракрасной, ядерного магнитного резонанса и масс- спектрометрии), и та в свою очередь выдает диагноз в виде соответ
ствующей химической структуры.
PROSPECTOR — экспертная система, созданная для содей
ствия поиску коммерчески оправданных месторождений полезных ископаемых.
2.2. С м ы сл экспер тного анализа
Способность выполнить экспертный анализ — это не только наличие определенных знаний и уровня квалификации. Для это
го нужно обладать и очень специфическими навыками и умени
ем разобраться в конкретной ситуации в данной предметной об
ласти.
Ранее было сказано, что экспертная система должна обладать знаниями. Просто способность выполнять некоторый алгоритм, например производить анализ списка элементов на наличие какого-либо свойства, явно не отвечает этому требованию. Это все равно, что дать первому случайному прохожему список вопро
сов и ответов и ожидать от него успешного выполнения поиска и
61
устранения неисправностей в системах определенного типа. Рань
ше или позже, но он обязательно столкнется с ситуацией, не предусмотренной в том списке, которым его снабдили.
Знания, которыми обладает программа, должны быть сконцен
трированы в определенной предметной области. Случайный набор имен, дат и мест событий, сентенций из классиков и т. п. — это отнюдь не те знания, которые могут послужить основой для про
граммы, претендующей на способность выполнить экспертный анализ. Знания предполагают определенную организацию и ин
теграцию, т. е. отдельные сведения должны соотноситься друг с другом и образовывать нечто вроде цепочки, в которой одно зве
но «тянет» за собой следующее (причинно-следственная связь).
Недостаточно получить доступ к оперативной документации — необходимо получить в свое распоряжение специалиста (или программу), способного справиться с возникшими проблемами.
Экспертная система может полностью взять на себя функции, выполнение которых обычно требует привлечения опыта специ
алиста, или играть роль ассистента для человека, принимающего решение. Другими словами, система (техническая или социаль
ная), требующая принятия решения, может получить его непо
средственно от программы или через промежуточное звено — че
ловека, который общается с программой. Тот, кто принимает решение, может быть экспертом со своими собственными права
ми, и в этом случае программа может оправдать свое существова
ние, повышая эффективность его работы. Альтернативный вари
ант — человек, работающий в сотрудничестве с такой программой, может добиться с ее помощью результатов более высокого каче
ства. Правильное распределение функций между человеком и машиной является одним из ключевых условий высокой эффек
тивности внедрения экспертных систем.
Перечень типовых задач, решаемых экспертными системами, включает:
— извлечение информации из первичных данных (таких, как сигналы, поступающие от гидролокатора);
— диагностика неисправностей (как в технических системах, так и в человеческом организме);
— структурный анализ сложных объектов (например, химиче
ских соединений);
— выбор конфигурации сложных многокомпонентных систем
(например, распределенных компьютерных систем);
— планирование последовательности выполнения операций, приводящих к заданной цели (например, выполняемых промыш
ленными роботами).
Хотя известны и «обычные» программы, специализирующиеся на определенных задачах из представленного перечня (или ана
62
ше или позже, но он обязательно столкнется с ситуацией, не предусмотренной в том списке, которым его снабдили.
Знания, которыми обладает программа, должны быть сконцен
трированы в определенной предметной области. Случайный набор имен, дат и мест событий, сентенций из классиков и т. п. — это отнюдь не те знания, которые могут послужить основой для про
граммы, претендующей на способность выполнить экспертный анализ. Знания предполагают определенную организацию и ин
теграцию, т. е. отдельные сведения должны соотноситься друг с другом и образовывать нечто вроде цепочки, в которой одно зве
но «тянет» за собой следующее (причинно-следственная связь).
Недостаточно получить доступ к оперативной документации — необходимо получить в свое распоряжение специалиста (или программу), способного справиться с возникшими проблемами.
Экспертная система может полностью взять на себя функции, выполнение которых обычно требует привлечения опыта специ
алиста, или играть роль ассистента для человека, принимающего решение. Другими словами, система (техническая или социаль
ная), требующая принятия решения, может получить его непо
средственно от программы или через промежуточное звено — че
ловека, который общается с программой. Тот, кто принимает решение, может быть экспертом со своими собственными права
ми, и в этом случае программа может оправдать свое существова
ние, повышая эффективность его работы. Альтернативный вари
ант — человек, работающий в сотрудничестве с такой программой, может добиться с ее помощью результатов более высокого каче
ства. Правильное распределение функций между человеком и машиной является одним из ключевых условий высокой эффек
тивности внедрения экспертных систем.
Перечень типовых задач, решаемых экспертными системами, включает:
— извлечение информации из первичных данных (таких, как сигналы, поступающие от гидролокатора);
— диагностика неисправностей (как в технических системах, так и в человеческом организме);
— структурный анализ сложных объектов (например, химиче
ских соединений);
— выбор конфигурации сложных многокомпонентных систем
(например, распределенных компьютерных систем);
— планирование последовательности выполнения операций, приводящих к заданной цели (например, выполняемых промыш
ленными роботами).
Хотя известны и «обычные» программы, специализирующиеся на определенных задачах из представленного перечня (или ана
62