Файл: Учебник Рекомендовано Федеральным государственным учреждением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 772

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информационное обеспечение должно быть достаточным для поддержания всех автоматизируемых функций объекта. Кроме того, должна поддерживаться совместимость информационного обеспечения взаимодействующих подсистем (данные одной под­
системы должны быть доступны для данных другой взаимодей­
ствующей подсистемы). В информационной системе необходимо предусмотреть средства контроля входной и выходной информа­
ции, способы обновления данных в информационных массивах, контроля целостности информационной базы, защиту от несанк­
ционированного доступа.
Информационную базу подразделяют на внемашинную и ма­
шинную части, при этом внемашинная часть также может быть представлена на машинных носителях.
К внемашинной части относят системы классификации и ко­
дирования информации, нормативно-справочную информацию, методические инструктивные материалы, унифицированные си­
стемы документации (типовые формы, документы, проекты, ре­
шения). К внемашинной части можно отнести ту информацию, которую используют вне информационной системы.
К машинной части относят ту информацию, которая исполь­
зуется только внутри информационной системы — совокупность входной и выходной информации, базы данных, экранные формы для ввода первичных данных в компьютер или вывода результи­
рующей информации и др.
Организационное обеспечение. Организационное обеспече­
ние — это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации ИС. Это различного рода документы
(приказы, положения, инструкции, штатные расписания, квали­
фикационные требования и др.), определяющие положение авто­
матизированной системы в организации, ее структуру и схему функционирования и регламентирующие деятельность персонала в условиях функционирования информационной системы.
Организационное обеспечение реализует следующие функ­
ции:
— анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
— подготовку технического задания на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
— разработку управленческих решений, направленных на по­
вышение эффективности системы управления.
19


Организационное обеспечение создается по результатам пред- проектного обследования и представляет собой комплекс докумен­
тов, составленный в процессе проектирования И С, утвержденный и положенный в основу эксплуатации информационной системы.
Правовое обеспечение. Правовое обеспечение представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоот­
ношения при создании, внедрении и эксплуатации ИС.
Главная цель правового обеспечения — укрепление законности.
В состав правового обеспечения входят законы, указы, постанов­
ления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы. В правовом обеспечении можно выделить:
— общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы;
— локальную часть, регулирующую функционирование кон­
кретной информационной системы.
На этапе разработки информационных систем правовое обе­
спечение включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика, с правовым регулирова­
нием различных отклонений в ходе этого процесса, а также акты, необходимые для обеспечения процесса разработки ИС различ­
ными видами ресурсов.
На этапе функционирования информационных систем право­
вое обеспечение включает:
— определение статуса ИС;
— правовое положение в организации;
— права, обязанности и ответственность персонала;
— порядок создания и использования информации в ИС;
— процедуры регистрации, сбора, хранения, передачи и обра­
ботки информации;
— порядок приобретения и использования вычислительной и телекоммуникационной техники и других технических средств;
— создание и использование математического и программного обеспечения.
Часть правового обеспечения — защита информационных систем. Она подразумевает ограничение несанкционированного доступа к программам, техническому обеспечению, документации, защита их от преднамеренного разрушения и хищения, а также исключение несанкционированного копирования (тиражирова­
ния) программного обеспечения и баз данных. Правовые методы защиты включают: патентную защиту, закон о производственных секретах, лицензионные соглашения и контракты.
Патентная защита устанавливает приоритет в разработке и ис­
пользовании нового подхода или метода, примененного при раз­
работке программ, удовлетворяет их оригинальность.
20


Статус производственного секрета для программы ограничи­
вает круг лиц, допущенных к эксплуатации, а также определяет меру их ответственности за разглашение секретов.
Лицензионное соглашение распространяется на все аспекты правовой охраны программных продуктов, включая авторское право, патентную защиту, производственные секреты. Наиболее часто используются лицензионные соглашения (лицензия) на передачу авторских прав.
Лицензия — договор на передачу одним лицом другому лицу права на использование имени, продукции, технологии или услу­
ги. Лицензиар увеличивает свои доходы сбором лицензионных платежей, расширяет область распространения программного обеспечения или базы данных. Лицензиат извлекает доходы за счет их применения. В лицензии оговариваются все условия экс­
плуатации информационной системы, в том числе создание копий.
Существует несколько типов лицензий на программное обеспе­
чение.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Исключительная лицензия — продажа всех имущественных прав на программное или информационное обеспечение, по­
купателю предоставляется исключительное право на их исполь­
зование, а автор или владелец патента отказывается от само­
стоятельного их применения или предоставления другим ли ­
цам.
Простая лицензия — лицензиар предоставляет лицензиату использовать программное или информационное обеспечение, оставляя за собой право применять их и предоставлять на анало­
гичных условиях неограниченному числу лиц (лицензиат может лишь продавать копии приобретенного программного или инфор­
мационного обеспечения).
Этикеточная лицензия — лицензия на одну копию программ­
ного или информационного обеспечения. Данный тип применя­
ется в розничной продаже.
Лингвистическое обеспечение. Лингвистическое обеспече­
ние представляет собой совокупность языковых средств, исполь­
зуемых для повышения эффективности разработки системы и облегчения общения человека с ЭВМ. В его состав входят:
— информационные языки для описания структурных единиц информационной базы (документов, показателей, реквизитов и т.п.);
— языки управления и манипулирования данными информа­
ционной базы;
— языковые средства информационно-поисковых систем;
— языковые средства автоматизации проектирования инфор­
мационных систем;
— диалоговые языки специального назначения;
21

— система терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования автоматизированных информа­
ционных систем и др.
Эргономическое обеспечение. Эргономическое обеспече­
ние — это совокупность методов и средств, создающих благопри­
ятные условия для быстрого освоения АИС, высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в системе.
Эргономическое обеспечение как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функцио­
нирования ИС, предназначено для создания оптимальных условий высококачественной, высокоэффективной деятельности человека при использовании ИС. В состав эргономического обеспечения информационных систем входят:
— комплекс документации, содержащей эргономические тре­
бования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществления эргоно­
мической экспертизы уровня их реализации;
— комплекс методов учебно-методической документации и технических средств, обеспечивающих обоснование и формули­
ровку требований к уровню подготовки персонала, а также фор­
мированию системы отбора и подготовки персонала;
— комплекс методов, обеспечивающих высокую эффективность деятельности персонала.
Обеспечивающие подсистемы ИС в отличие от функциональ­
ных подсистем, как правило, аналогичны по составу для инфор­
мационных систем различных экономических объектов.
1.2. Классиф икация инф ормационны х си ст е м
Информация в современном мире превратилась в один из наи­
более важных ресурсов, а информационные системы стали не­
обходимым инструментом практически во всех сферах деятель­
ности. Разнообразие задач, решаемых с помощью ИС, привело к появлению множества разнотипных систем, различающихся прин­
ципами построения и заложенными в них правилами обработки информации.
Информационные системы можно классифицировать по цело­
му ряду различных признаков.
По степени автоматизации информационные системы пораз- деляют на ручные, автоматические и автоматизированные.
Рунные системы характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.
22


В автоматических системах все операции по переработке информации выполняются без участия человека.
Автоматизированные системы предполагают участие в про­
цессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработ­
ки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем со­
ответствует современному представлению понятия «информаци­
онная система».
По типу используемых данных информационные системы можно классифицировать на фактографические и документаль­
ные.
Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных. Над такими данными можно выполнять различные операции — поиск, фильтрацию, сортировку, агрегирование и т.д.
В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из рефератов, текстов, описаний и пр.
Поиск по неструктурированным данным осуществляется с ис­
пользованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких си­
стемах практически не производится.
При создании или при классификации информационных си­
стем неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным
(математическим и алгоритмическим) описанием решаемых ими задач. От степени формализации во многом зависят эффектив­
ность работы всей системы, а также уровень автоматизации, опре­
деляемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработ­
ки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.
Различают три типа задач, для которых создаются информаци­
онные системы: структурированные (формализованные), неструк­
турированные (неформализованные) и частично структурирован­
ные.
Структурированная (формализованная) задача — задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. В структу­
рированной задаче удается выразить ее содержание в форме ма­
тематической модели, имеющей точный алгоритм решения. По­
добные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю.
Например, задача расчета заработной платы — структурированная задача, где полностью известен алгоритм решений. Рутинный
23