Файл: Учебник Рекомендовано Федеральным государственным учреждением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 649

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
характер этой задачи определяется тем, что расчеты всех начис­
лений и удержаний многократно повторяются ежемесячно для большого числа сотрудников.
Неструктурированная (неформализованная) задача — задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи. Решение неструктурированных задач из-за сложности создания математического описания и разработки алгоритма свя­
зано с большими трудностями. Решение в таких случаях прини­
мается человеком на основе опыта и, возможно, косвенной ин­
формации из разных источников.
Заметим, что в практике работы любой организации существу­
ет сравнительно немного полностью структурированных или со­
вершенно неструктурированных задач. О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурирован­
ными. В этих условиях в информационной системе получаемая информация анализируется человеком, который будет принимать решения.
Информационные системы, используемые для решения ча­
стично структурированных задач, подразделяются на два вида.
1. Создающие управленческие отчеты и ориентированные глав­
ным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегиро­
вание, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение. Информационные системы данного вида обеспечивают информационную поддержку пользователя, т. е. предоставляют доступ к информации в базе дан­
ных и имеют возможность получения результирующей информации либо в агрегированном виде, либо как сравнительные отчеты в различных разрезах за произвольные промежутки времени и т. п.
2. Разрабатывающие возможные альтернативы решения. При­
нятие решения при этом сводится к выбору одной из предложен­
ных альтернатив. Информационные системы могут быть модель­
ными или экспертными.
Модельные системы предоставляют пользователю математи­
ческие, статистические, финансовые и другие модели, использо­
вание которых облегчает выработку и оценку альтернатив реше­
ния. Пользователь может получить недостающую ему для при­
нятия решения информацию путем ведения диалога с системой в процессе исследования модели.
Основные функции модельной информационной системы:
— возможность работы в среде типовых математических моде­
лей, включая решение основных задач моделирования типа «как сделать, чтобы?» и «что будет, если?»;
— достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;
24


— оперативная подготовка и корректировка входных параме­
тров и ограничений модели;
— возможность графического отображения динамики модели;
— возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.
Экспертные системы обеспечивают выработку и оценку воз­
можных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.
Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.
На первом уровне экспертная поддержка исходит из концепции
«типовых управленческих решений», в соответствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается ин­
формационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.
Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе име­
ющихся в информационном фонде данных и правил преобразо­
вания.
Существует классификация информационных систем по ха­
рактеру обработки данных (рис. 1.5).
Информационно-поисковые системы производят ввод, систе­
матизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользова­
теля без сложных преобразований данных. Пользователь обраща­
ется к системе с информационным запросом — текстом, отра-
Рис. 1.5. Классификация информационных систем по характеру
обработки данных
25
жающим информационную потребность (например, список книг определенного автора). Поиск информации ведется в поисковом массиве, который формируется (и по мере необходимости обнов­
ляется) администраторами системы или пользователем. Элементы поискового массива вводятся в информационно-поисковую си­
стему на естественном (или близком к нему) языке, а затем под­
вергаются индексированию, т. е. переводу на формальный инфор- мационно-поисковый язык. Информационно-поисковыми явля­
ются системы библиотечного обслуживания, системы резерви­
рования и продажи билетов, бронирования мест в гостиницах и пр.
Информационно-решающие системы кроме вышеперечис­
ленных операций осуществляют операции переработки инфор­
мации по определенному алгоритму. Они подразделяются на управляющие и советующие.
В управляющих системах результирующая информация непо­
средственно трансформируется в принимаемые человеком реше­
ния. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных. Например, информационные системы планирования производства или заказов, системы бух­
галтерского учета и т. п.
Советующие системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формиро­
вании управленческих решений и не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки не данных, а знаний. К советующим системам относят экспертные системы.
На рис. 1.6 представлен один из способов классификации ин­
формационных систем по сфере применения. На самом деле об­
ласти применения информационных систем весьма разнообразны, и потому классифицировать их по сфере применения можно са­
мыми различными способами. Мы рассмотрим наиболее распро­
страненную классификацию.
Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и непромышлен­
ных объектов (гостиниц, банков, магазинов, учебных заведений и пр.). Специфика данного класса информационных систем за­
ключается в использовании экономических (хозяйственных, про­
изводственных) параметров при отражении состояния элементов системы. Информационная система является частью организации
(фирмы, предприятия), а один из ключевых элементов организа­
ции — ее структура. Координация работы всех подразделений организации осуществляется через органы управления разного уровня.
26


Рис. 1.6. Классификация информационных систем по сфере
применения
Под управлением предприятием (фирмой, компанией и т.п.) понимают обеспечение поставленной цели при условии реализа­
ции следующих функций: организационной, плановой, учетной, анализа, контрольной, стимулирования.
1. Организационная функция заключается в разработке орга­
низационной структуры и комплекса нормативных документов: штатного расписания фирмы, отдела, лаборатории, группы и т. п. с указанием подчиненности, ответственности, сферы компетен­
ции, прав, обязанностей и т. п. Чаще всего это излагается в по­
ложении по отделу, лаборатории или должностных инструкциях.
2. Планирование (плановая функция) состоит в разработке и реализации планов по выполнению поставленных задач. Напри­
мер, бизнес-план для всей фирмы, план производства, план мар­
кетинговых исследований, финансовый план, план проведения научно-исследовательской работы и т.д. на различные сроки (год, квартал, месяц, день).
3. Учетная функция заключается в разработке или использова­
нии уже готовых форм и методов учета показателей деятельности фирмы, например бухгалтерский учет. В общем случае учет мож­
но определить как получение, регистрацию, накопление, обра­
ботку и предоставление информации о реальных хозяйственных процессах.
4. Анализ (аналитическая функция) связывается с изучением итогов выполнения планов и заказов, определением влияющих факторов, выявлением резервов, изучением тенденций развития и т.д. Выполняется анализ разными специалистами в зависимости от сложности и уровня анализируемого объекта или процесса.
Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы за год и более проводят специалисты, а на уровне цеха, отдела — менеджер этого уровня (начальник или его заместитель) совместно со специалистом-экономистом.
5. Контрольная функция чаще всего осуществляется менедже­
ром: контроль за выполнением планов, расходованием матери­
альных ресурсов, использованием финансовых средств и т. п.
27

6.
Стимулирование (мотивационная функция) предполагает разработку и применение различных методов стимулирования труда подчиненных работников:
— финансовые стимулы (зарплата, премия, акции, повышение в должности и т.п.);
— психологические стимулы (благодарности, грамоты, звания, степени, доски почета и т.п.).
Информационные системы управления технологическими
процессами служат для автоматизации функций производствен­
ного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических про­
цессов (температуры, давления, химического состава продукта и т.п.), процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов. Например, в качестве средств автоматизации процессов изготовления деталей исполь­
зуют оборудование с числовым программным управлением (ЧПУ), гибкие производственные линии, автоматизированные линии, промышленные роботы, роботизированные технологические комплексы. Проектирование технологических процессов обработ­
ки заготовок деталей на автоматизированной линии начинают с анализа информации о продукции. Технологический процесс раз­
рабатывают поэтапно. Необходимым элементом перехода от ло­
кальной автоматизации к гибким производственным линиям являются роботизированные технологические комплексы. Струк­
тура информационной системы управления технологическими процессами и степень участия в ней человека зависит от уровня автоматизации, избираемого для данных конкретных условий, и характера связей с внешними и смежными производственными подразделениями. Такого рода системы можно подразделить на три основные подсистемы: обработки, обслуживания, контроля и управления. Подсистемы обработки и обслуживания формиру­
ются на основе технологического оборудования. Подсистема контроля и управления состоит из комплекса программных средств контроля, измерений, регулирования, вычислений, логи­
ческого управления, регистрации и аварийной защиты. Исполь­
зуются датчики контроля ориентации и точности расположения изготавливаемых изделий, выполняемого технологического про­
цесса, правильности срабатывания оборудования и т.д.
Системы автоматизированного проектирования (САПР —
Computing Aided Design, CAD) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитек­
торов, дизайнеров, т.е. для выполнения расчетов, чертежей, пла­
нов, схем, моделирования объектов. Различают САПР конструк­
тора и САПР технолога. Основные функции систем автоматизи­
28

рованного проектирования — инженерные расчеты, создание графической и проектной документации, моделирование проек­
тируемых объектов, увеличение производительности труда про­
ектировщиков, сокращение сроков проектирования, повышение качества разработки проектов. Развитие систем автоматизирован­
ного проектирования опирается на прочную научно-техническую базу. Это современные средства вычислительной техники, новые способы представления и обработки информации, создание новых численных методов решения инженерных задач и оптимизации.
Системы автоматизированного проектирования дают возможность на основе новейших достижений фундаментальных наук отраба­
тывать и совершенствовать методологию проектирования, стиму­
лировать развитие математической теории проектирования слож­
ных систем и объектов. К этому же классу систем можно отнести автоматизированные системы поддержки производства (Computing
Aided Manufacturing, САМ), автоматизированные системы инже­
нерного проектирования (Computing Aided Engineering, CAE).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Интегрированные (корпоративные) информационные систе­
мы используются для автоматизации всех функций предприятия, как организационных, так и производственных, и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции.
Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности. Под­
робнее интегрированные информационные системы рассмотрены в главе 5.
1.3. Архитектуры ИС
Современные информационные системы характеризуются огромными объемами хранимой и обрабатываемой информации, сложностью ее организации, а также необходимостью удовлетво­
рять разнообразные требования пользователей.
Существуют различные способы организации данных и методы доступа к ним. Традиционные архитектурные решения информа­
ционных систем основаны на использовании выделенных файл- серверов или серверов баз данных (БД). Существуют также вари­
анты архитектур корпоративных информационных систем, бази­
рующихся на технологии Интернет. В настоящее время достаточно популярной является также разновидность архитектуры инфор­
мационной системы, основывающаяся на концепции «хранилища данных» (DataWarehouse) — интегрированной информационной среды, включающей разнородные информационные ресурсы.
И наконец, для построения глобальных распределенных инфор­
29
мационных приложений используется архитектура интеграции ин­
формационно-вычислительных компонентов на основе объект­
но-ориентированного подхода.
1.3.1. Архитектура файл-сервер
В архитектуре файл-сервер базы данных хранятся на сервере, клиент обращается к серверу с файловыми командами, а механизм управления всеми информационными ресурсами находится на компьютере клиента.
Файл-серверные базы данных могут быть доступны многим клиентам через сеть. Сама база данных хранится на сетевом файл- сервере в единственном экземпляре. Для каждого клиента во время работы создается локальная копия данных, с которой он манипулирует. При этом возникают проблемы, связанные с воз­
можным одновременным доступом нескольких пользователей к одной и той же информации. Эти проблемы решаются разработ­
чиками приложений баз данных (каждый раз при обращении к данным проверяется их доступность).
Архитектура файл-сервер обладает значительными недостат­
ками. Одним из них является непроизводительная загрузка сети.
При каждом запросе клиента данные в его локальной копии полностью обновляются из базы данных на сервере. Даже если запрос относится всего к одной записи, обновляются все записи базы данных. Если записей в базе данных много, то и при неболь­
шом числе клиентов сеть будет загружена очень основательно, что серьезно скажется на скорости выполнения запросов. В результа­
те циркуляции в сети больших объемов избыточной информации резко возрастает нагрузка на сеть, что приводит к соответству­
ющему снижению ее быстродействия и производительности ин­
формационной системы в целом. Значительный сетевой трафик особенно сказывается при организации удаленного доступа к базам данных на файл-сервере через низкоскоростные каналы связи.
Другой недостаток связан с тем, что забота о целостности дан­
ных при такой организации работы возлагается на программы клиентов. Одним из традиционных средств, на основе которых создаются файл-серверные системы, являются локальные СУБД.
Такие системы, как правило, не отвечают требованиям обеспече­
ния целостности данных, в частности, они не поддерживают об­
работки транзакций (завершенных операций с документами).
Поэтому при их использовании задача обеспечения целостности данных возлагается на клиентские приложения, что приводит к их усложнению. Если они недостаточно тщательно продуманы, в
30