Файл: I. Общие представления о внимании 5 1 Классификация внимания 5.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержание
Введение 2
Глава I. Общие представления о внимании 5
1.1 Классификация внимания 5
1.2 Свойства и функции внимания 10
1.3 Нарушение внимания 14
1.4 Внимательность как свойство личности 15
1.5 Выводы по первой главе 18
Глава II. Развитие внимания и методы его исследования 19
2.1 Современные представления о внимании 19
2.2 Методы изучения внимания 22
2.3 Выводы по второй главе 23
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение
Актуальность. Каждый день человек находится под воздействием различных раздражителей, поступающих из окружающей среды. Из массы находящихся рядом объектов, явлений, предметов, человек определяет для себя личностно – значимые, представляющие наибольший интерес и соответствующие его потребностям и запросам. Любая активность человека предполагает выделение ключевых аспектов в деятельности и сосредоточения на них.
Упомянутые выше характеристики относятся к процессу внимания, который является одной из важнейших высших психических функций, от состояния которого во многом зависят другие психические процессы и вся психическая деятельность в целом. Для памяти внимание выступает фактором удержания информации. В процессе общения между людьми внимание выступает мощнейшим условием эффективности межличностного взаимодействия и установления социальных контактов.
Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия . Внимание, наряду с иными психическими процессам, призвано повышать результативность деятельности субъектов. Поскольку внимание само по себе не имеет определенного ощутимого продукта, оно напрямую связано с познавательными процессами. Безусловным является факт, что, если любое ощущение дополнить вниманием, его результативность значительно усилится. Например, в процессе прослушивания материала лекции «на автомате», весьма сложно воспроизвести слова, которые звучали, и даже уловить смысл.
Напротив, как только субъект сосредоточивает внимание на словах, они могут быть с легкостью воспроизведены в дальнейшем.
Развитие внимания обеспечивает получение навыков сосредоточивать собственную деятельность на конкретных заданиях и сохранять данную способность до момента его решения, а при необходимости переключать с одного объекта на другой.
Целью данной работы является рассмотрение внимания как психического познавательного процесса и внимательности как личностного качества.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач: собрать и проанализировать необходимую учебную и научную литературу, статьи и материалы сети Интернет; на основе проанализированной информации, рассмотреть классификацию внимания; рассмотреть свойства и функции внимания; рассмотреть нарушение внимания; рассмотреть внимательность как свойство личности; рассмотреть современные представления о внимании; рассмотреть методы изучения внимания.
В заключении будут подведены итоги проделанной работы и сделаны необходимые выводы.
Объект исследования – внимание как психический процесс.
Предмет исследования – внимание и его разновидность.
Теоретическая основа – учебная и научная литература, статьи и материалы сети Интернет.
Методы исследования – изучение и обобщение, а также анализ собранной информации.
В заключении будут подведены итоги проделанного исследования и сделаны необходимые выводы.
Глава I. Общие представления о внимании
1.1 Классификация внимания
В психологии накоплено большое разнообразие классификаций внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Наиболее простым, генетически обусловленным и пассивным по своей природе, является непроизвольное внимание. Возникновение данного вида внимания никак не зависит от желания и воли человека. Внимание возникает благодаря ярким, оригинальным и неординарным предметам или же видам деятельности. Непроизвольное внимание непосредственно связано в некоторыми физическими, психофизическими и психическими причинами1.
Непроизвольное внимание также не редко называют пассивным или же вынужденным по той причине, что оно появляется, как уже упоминалось, вне зависимости от человеческого сознания. Деятельность захватывает человека само по себе из-за силы своей привлекательности, неожиданности или занимательности. Впрочем, необходимо уточнить, что такое понимание факторов возникновения непроизвольного внимания является достаточно упрощенным. Чаще всего, когда возникает непроизвольное внимание, в качестве причин выступают сразу несколько факторов, которые взаимосвязаны друг с другом, однако, условно, их можно разделить на четыре категории. Рассмотрим их.
Первая группа имеет непосредственную связь с внешними раздражителями и его характером. Главным образом к таким относятся сила, или интенсивность, раздражителя. Всякое, в достаточной степени, сильное раздражение, будь то яркий свет или громкий звук, заставляет обратить на него внимание абсолютно непроизвольно. Также очень важным является и контраст между раздражителями, их продолжительность, величина и форма. Сюда же относятся качество и необычность раздражителя, а также его новизна. Новизна раздражителя – это не только проявление в нем ранее отсутствующего свойства, но также и изменение его физических свойств, ослабление их действия или же вовсе их прекращение, а также смена расположения раздражителя. Следовательно, в первую группу причин можно отнести характеристики раздражителя, которые воздействуют на человека.
Ко второй группе причин, которые могут вызвать у человека непроизвольное внимание, имеют связь с соответствием внешних раздражителей с внутренним состоянием человека, в первую очередь, к тем потребностям, которые у него имеются. К примеру, реакция на разговор о еде будет отличаться у голодного и сытого человека. Первого, непроизвольно привлечет разговор о пище. А.А. Ухтомский объясняет действие этих причин принципом доминанты.
В третью группу причин входят общая направленность личности и наличие у него предшествующего опыта, что непосредственно влияет на возникновение непроизвольного внимания.
К четвертой группу причин, который могут вызвать возникновение непроизвольного внимания, необходимо назвать чувства, вызываемые воздействующим раздражителем. То, что способно вызвать интерес или определенную эмоциональную реакцию, есть наиважнейшая причина возникновения непроизвольного внимания.
Структура непроизвольного внимания состоит из вынужденного, невольного и привычного внимания. Вынужденное внимание – это такое внимание, которое достаточно сложно в управлении, его привлекают стимулы повышенной интенсивности, такие как яркий свет, громкие звуки, едкий запах и пр., а также движущиеся, повторяющиеся и необычные стимулы.
Невольное внимание – это такое внимание к объектам, связанным с удовлетворением базовых человеческих потребностей, к примеру, потребность в пище, физиологическим отправлениям, однако необходимо отметить, что такое внимание возникает лишь при определенных обстоятельствах.
Привычное внимание – это такое внимание, которое имеет связь со сферами интересов и деятельности человека. К примеру, при совместной прогулке людей различных профессий привлекает внимание лишь те явления, особенности протекания различных процессов, которые так или иначе имеют связь с выбранной профессией.
Произвольное внимание − управляется сознательной целью. Оно возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно идет к ней, преодолевая различные препятствия и преграды на пути к ее достижению. Данный вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в процессе филогенетического развития общества в результате трудовых усилий. Его еще называют волевым, активным, преднамеренным.
Ряд ученых в произвольном внимании выделяют: волевое (возникает в случае противоречия между непроизвольным и произвольным вниманием), выжидательное (связано с ожиданиями и желаниями личности) и спонтанное (является трансформированным волевым вниманием, когда объект вызывает стойкий интерес к изучению).
Главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.
Главная функция произвольного внимания состоит в том, чтобы активно регулировать протекающие психические процессы. Таким образом произвольное внимание имеет значительные отличия от непроизвольного. Однако необходимо отметить, что оба вида внимания имеет очень тесную связь друг с другом, по той причине, что произвольное внимание проистекает из непроизвольного. Следовательно, можно сделать предположение, что источником произвольного внимания у человека является процесс сознательной деятельности.
Происхождение произвольного внимания проистекает из социальных причин, а никак не из биологических, так как такой вид внимания возникает у ребенка в процессе его общения со старшими. Выготский считает, что на ранних стадиях развития функция произвольного внимания поделена между ребенком и взрослым. Взрослый выделяет объект из окружающей обстановки и указывает на него, обозначая тем или иным словом, тогда как ребенок, в свою очередь, прослеживает жест взрослого, хватая предмет или же повторяя за взрослым произнесенное им слово. Следовательно, данный предмет был выделен для ребенка из окружающей обстановки. В дальнейшем дети уже самостоятельно ставят цели. Процесс развития произвольного внимания у детей по началу проявляется в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослого, и уже после по мере того, как ребенок овладевает речью, – в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.
Несмотря на то, что произвольное внимание, как уже говорилось, качественно отличается от непроизвольного, оно также имеет тесную связь с чувствами, прежним опытом человека и его интересами. Но нужно отметить, что влияние вышеперечисленных факторов при произвольном внимании косвенное, а не непосредственное и опосредуется сознательно поставленными целями. Таким образом, интересы являются интересами цели, интересами результата деятельности.
Процесс сосредоточения внимания на умственной деятельности упрощается при условии, что в процесс познания включено практическое действие. К примеру, намного проще удержать внимание при прочтении научной литературы, если при этом делать конспект.
Произвольное внимание обладает рядом характеристик. Целенаправленность произвольного внимания определяют задачи, которые ставит сам себе человек. Проявление организованности произвольного внимания состоит в том, что человек сознательно готовиться к тому, чтобы быть внимательным. Помимо этого, одной из характеристик произвольного внимания является повышенная устойчивость.
Одним из важнейших условий для поддержания внимания является физическое и психическое состояние человека. Человеку, который испытывает усталость, достаточно сложно сосредоточиться. Благодаря многочисленным наблюдениям и опытам, было установлено, что ближе к окончанию рабочего дня, количество ошибок, допускаемым человеком значительно увеличивается, а также субъективно переживается состояние утомления – сосредоточить свое внимание человеку довольно сложно. Также на ослабление произвольного внимания человека может оказывать эмоциональная возбужденность, которая может быть вызвана посторонними причинами, отвлекающими от основной деятельности – болезненное состояние, отвлеченные мысли и прочие аналогичные факторы.
Большое значение в общей систематике видов внимания уделяется послепроивзольному вниманию. Согласно определению, которое было дано Н.Ф. Добрыниным, возникновение послепроизвольного внимания возможно в том случае, когда цель проявлять внимание остается, однако волевые усилия исчезают. Что характерно именно данный вид внимания более всего способен обеспечить наибольшую продуктивность и результативность деятельности2.
Как уже было сказано, для проявления непроизвольного внимания необходимы качества внешних раздражителей и особые свойства внутреннего состояния человека (интересы, потребности и пр.), то для того, чтобы появилось и поддерживалось произвольное внимание нужно сознательное отношение к деятельности. Эти же условия актуальны и для возникновения послепроизвольного внимания. Однако привлечение послепроивзольного внимания осуществляется с гораздо меньшей сложностью. В данном случае не редко на помощь приходит привычка, вследствие чего, человеку гораздо проще и быстрее включиться в рабочий процесс и сосредоточиться на нем.