Файл: I. Общие представления о внимании 5 1 Классификация внимания 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14.

1.5 Выводы по первой главе


Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности – словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Состояние обостренной внимательности возникает у человека, попадающего в новую, необычную для него обстановку; оно вызывается напряженным ожиданием существенных для личности событий, выполнением ответственных поручений. Для него характерны обострение чувствительности, ясность мысли, эмоциональный подъем, увеличение скорости психических реакций, вызванное волевой мобилизацией сил, собранностью и готовностью к действию. Основу состояния внимательности составляет в этом случае произвольное внимание.

Глава II. Развитие внимания и методы его исследования

2.1 Современные представления о внимании


В настоящее время среди психологов существуют различные точки зрения относительно определения самого понятия «внимание», понимания его феноменологической сущности, структуры и механизмов интенциональной деятельности. Проблеме внимания в научной психологии посвящены работы таких выдающихся отечественных и зарубежных психологов, как Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Т.А. Рибо, Н.Н. Ланге и другие. Современное состояние изучения проблемы внимания отражены в работах современных ученых: В.П. Глухова, Н.А. Цыпиной, Т.А. Власовой, Т.П. Артемьевой, Л.Н. Блиново.

Понимание феномена внимания в психологии отражает существенные различия во взглядах отечественных и зарубежных психологов. В современной литературе представлено многообразие подходов, раскрывающих внимание как самостоятельный психический познавательный процесс и интенциональную направленность личности. Значительное расхождение ученых в понимании сущности феномена внимания, безусловно, создает трудности в изучении его структуры, сущностных характеристик и свойств.

Определяя важную роль внимания как познавательного процесса в общей психической деятельности человека и раскрывая его самостоятельное значение, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов
15.

Несколько иное понимание феномена внимания в психологии формулирует Н.Ф. Добрынин. По мнению ученого, внимание представляет собой направленность и сосредоточение психической деятельности на объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость16.

Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Им впервые была обозначена тесная связь внимания с эмоциями. Чем больше эмоций вызывает у человека какой-либо объект или деятельность, тем выше концентрации и устойчивость внимания. В структурно-компонентном содержании внимания особое значение ученый уделял оценке психофизиологического аспекта. Внимание и те механизмы, что лежат в его основе, могут подвергаться анализу только лишь после изучения актуального психоаффективного состояния личности17.

В учении Д.Н. Узнадзе указывается, что внимание напрямую зависит от установок человека и особенностей его восприятия. Под влиянием установки происходит выделение образа (впечатления). В последующем этот образ становится объектом внимания для личности. Чем сильнее впечатление, тем выше уровень концентрации и устойчивости внимания на объекте изучения18.

По мнению П.Я. Гальперина, оценка состояния внимания должна осуществляться при анализе с другими психическими процессами. Любое действие включает в себя умственный и ориентировочный аспект. Согласно ученому, внимание представляет собой важный элемент в структуре ориентировочной деятельности человека. Оно является психологическим действием, цель которого – исследование особенностей определенного образа, составляющего содержимое психики19.

Культурно-исторический подход на проблему происхождения внимания был предложен Л.С. Выготским. Отечественный ученый полагал, что существует два типа внимания: заложенное природой и обусловленное культурой. Ребенок растет, и по мере этого процесса общество направляет его внимание на различные предметы и явления окружающей действительности, их многообразие, способы и механизмы взаимодействия.

Согласно культурно-исторической традиции, отраженной в трудах (Л.С. Выготского, 1988; Л.Я. Гальперина, 1989; А.Н. Леонтьева, 1975; А.Р. Лурия, 1979) становление внимания как высшей психической функции происходит в процессе социального взаимодействия ребенка посредством знакового опосредования. Натуральное внимание постепенно уступает место высшим культурным формам произвольного внимания, становление которого связано с последовательным оформлением таких характеристик, как: целостность, структурность, контроль, регуляция и управление. Их формирование неразрывно связано с поступательным развитием свойств произвольного внимания.



Чтобы достаточно полно представить картину внимания как психического процесса, необходимо упомянуть физиологические корреляты данного процесса. Согласно теории А.А. Ухтомского при сосредоточении внимания в коре головного мозга возникает очаг возбудимости нервных центров, который является доминантой. Другие области коры, в которых протекает процесс торможения, находятся в пассивном состоянии. Такая концентрация и обеспечивает сосредоточение внимание на одних предметах и избегание других20.

2.2 Методы изучения внимания


В психологии используются многочисленные диагностические методы для выявления уровня развития внимания21. Они бывают двух основных видов – это экспериментальные и диагностические.

Экспериментальное изучение внимания базируется в основном на исследовании отдельных его характеристик. Например, таких как объем, избирательность, устойчивость, концентрация и др.

В качестве таких методик можно привести следующие диагностики: методика «Красно-черная таблица», «Корректурная проба», «Кольца Ландольта» и пр.

Рассмотрим некоторые из них. Методика «Корректурная проба» используется профессионалами для того, чтобы исследовать особенности активного внимания, устойчивости и способности к его концентрации. Применение данной методики позволяет определить колебание внимания – проще говоря, периодическое кратковременное непроизвольное ослабление и усиление сосредоточенности, а также наличие утомляемости. Исследование происходит следующим образом – испытуемому предоставляется специальный бланк с рядами букв, расположенных в случайном порядке. Задачей испытуемого является зачеркивать одну или две буквы и подчеркивать другие22.

Немаловажным представляется и исследование устойчивости внимания, задачей которого является установление следующих моментов:

• прочности и устойчивости сохранения внимания к определенной задаче на протяжении длительного времени;

• отмечаются ли при этом известные колебания в устойчивости внимания;

• условий возникновения явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями23.

Методику «Красно-черная таблица» применяют для оценки переключения внимания. В ходе исследования испытуемым дают таблицу, в которую вписаны числа красного и черного цвета. Задачей испытуемых является поиск попеременно чисел красного и черного цветов, но числа красного цвета необходимо отыскивать в убывающем порядке, черного же, наоборот – в возрастающем
24.

Не редко применяется методика «Кольца Ландольта», который предназначен для детей младшего возраста. Корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, которые направлены в разные стороны. С помощью этого теста также определяется концентрация и устойчивость внимания ребенка.

2.3 Выводы по второй главе


Существуют различные психологические теории внимания. Значительный вклад в понимание природы внимания внесли: Т. Рибо, который связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, осуществляемых при восприятии и представлении объектов. По мнению Д.Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием установка. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. П.Я. Гальперин считал, что внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека. У Течнера вводится понятие «волны внимания», с помощью которого определяются три главных свойства внимания.

Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

Заключение


В данной работы были исследованы общие представления о таком психическом процессе как внимание. В ходе исследования была дана классификация видов внимания, а также рассмотрены типы нарушения внимания. Были определены физиологические механизмы, определяющие избирательное протекание процессов возбуждения, лежащих в основе процесса внимания, изучены его функции и свойства и внимательности как свойства личности.

Во второй главе были рассмотрены различные взгляды современных исследователей на вопрос внимания, а также методы исследования процесса внимания

В заключении можно сказать, что внимание является результатом долгого и сложного пути развития человека. Большое значение имеет произвольность внимания человека, так как процесс формирования такого внимания позволяет глубже понять внутренние механизмы сложной формы организации сознательной деятельности человека, которая играет решающую роль в его психической деятельности.

Развитие внимания также представляется немаловажным для совершенствования жизненно важных функций, как и прочих физиологических показателей организма. Процесс внимания направлен на более ясное восприятие окружающей действительности, решение умственных задач, а также на отбор максимально важных приоритетов в сферах деятельности человека.


Помимо прочего было выяснено, что внимание запускает необходимые физиологические и психологические процессы, а при необходимости, тормозит их, способствуя таким образом целенаправленному и организованному отбору поступающей к человеку информации согласно его нынешним запросам и потребностям, и обеспечивая избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или сфере деятельности.

Список использованной литературы


  1. Ахметова, З. А. Внимание как проблемное поле психологии / З. А. Ахметова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2018. – Т. 18. – № 1. – С. 169-173.

  2. Верхотурова, Н. Ю. Особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Н. Ю. Верхотурова, А. Г. Литвинова, Г. К. Антошечкина // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2019. – Т. 8. – № 5-1. – С. 203-213.

  3. Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии / Л.И. Габдулина. – Р.-н/Д.: ЮФУ, 2017. – 150 с.

  4. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова; под ред. М. В. Гамезо. – М.: Пед. о-во России, 2018. – 508 с.

  5. Дроздова, В. А. Основные свойства внимания и возможности их эффективного использования в современных условиях / В. А. Дроздова // Психология, социология и педагогика. – 2019. – № 2(29). – С. 8.

  6. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии: учебник / Н. С. Ефимова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 287 с.

  7. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие / А. Р. Лурия. – М.: Питер, 2022. – 319 с.

  8. Макарова, Н. Г. Исследование у студентов свойств внимания: устойчивость, концентрация, распределение / Н. Г. Макарова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2018. – № 6. – С. 76-80.

  9. Нуркова, В. В. Общая психология: учебник для СПО / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. –524 с.

  10. Общая психология: учебное пособие / В. В. Богословский, А. Д. Виноградова, А. Г. Ковалев и др.; под ред. В. В. Богословского и др. - 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2011. – 383 с.

  11. Практикум по общей психологии: внимание и память / А. В. Гришина, А. С. Коленова, А. М. Кукуляр, Ю. В. Селезнева. – Р.-н/Д.: ДГТУ, 2022. – 46 с.

  12. Разыкова, Л. Т. Внимание и его функции в жизни и деятельности личности / Л. Т. Разыкова // Проблемы науки. – 2020. – № 4(52). – С. 83-84.

  13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Питер, 2022. – 705 с.

  14. Тестируем детей: психологическое тестирование, диагностика интеллекта, профессиональное тестирование / Сост. Т. Г. Макеева. - 4-е изд. – Р.-н/Д.: Феникс, 2019. – 347 с.

  15. Щербатых, Ю. В. Общая психология / Ю. В. Щербатых. – М.: Питер, 2020. – 272 с.