Файл: I. Общие представления о внимании 5 1 Классификация внимания 5.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Свойства и функции внимания
Процесс внимания представляет собой один из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Это психологическое действие, которое направлено на содержание образа, мысли или же другого феномена, который имеется на данный момент времени в человеческой психике. Как полагал П.Я. Гальперин, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И при внутреннем взгляде «про себя», и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности»3.
К основным функциям внимания необходимо отнести:
1. Активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов.
2. Целенаправленный организованный отбор поступающей информации – основная селективная функция внимания.
3. Удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель.
4. Обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте.
5. Регуляция и контроль протекания деятельности.
Суть внимания заключается в том, что известное представление или же ощущение у человека начинает занимать доминирующее положение в его сознании, вытесняя другие. Это большая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт или эффект внимания, но, как следствие, здесь возникают некоторые второстепенные эффекты, а именно:
1. Это представление благодаря его большой познаваемости становится для нас раздельнее, в нем мы замечаем больше подробностей (аналитический эффект внимания).
2. Оно делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает (фиксирующий момент).
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Относительно перечня свойств внимания в науке нет однозначного единого мнения. Согласно мнению С.Л. Рубинштейна, выделяется 5 основных свойств внимания: концентрация, объем, переключение, устойчивость и распределение
4. Дроздова В.А. делит указанные С.Л. Рубинштейном свойства на две основные группы (в зависимости от направленности на один или несколько объектов), добавляя к ним шестое – избирательность, занимающее промежуточное положение5. Нуркова В.В. и Березанская Н.Б. свойства внимания делят на три группы6:
1. произвольность (непроизвольность) внимания;
2. динамические характеристики: направленность, интенсивность (концентрация и сосредоточенность); устойчивость, распределение, колебание, отвлекаемость;
3. влияние на характеристики деятельности субъекта.
Не вдаваясь в анализ указанных точек зрения, рассмотрим элементы последней, как включающей в себя большее число признаков и характеристик.
Произвольность внимания выражается в его сознательной направленности на конкретный объект, который субъект выбирает сам. Произвольное внимание является активным и направленным процессом. Именно произвольным является внимание обучающегося при тщательном выполнении задания, что позволяет справиться с ним. Но произвольное внимание требует усилий и вызывает усталость.
Основой непроизвольного внимания является рефлекс, который срабатывает при поступлении сигнала от внешнего раздражителя и связан с непроизвольным переключением внимания на объект, который не был выбран субъектом самостоятельно. Такое внимание легко возникает и переключается. Примером непроизвольного внимания может быть внезапное переключение внимание студента на вошедшего в аудиторию человека. Непроизвольное внимание может обладать как отвлекающими свойствами, так и, напротив, позволяет замечать некоторые значительные моменты, не находящиеся в поле произвольного внимания.
Направленность внимания связана с его фокусированием на конкретном объекте. Психологическое значение имеет внутренняя или внешняя направленность внимания у определенного типа личности (экстраверт-интроверт).
При этом, в зависимости от различных ситуаций, может меняться интенсивность и устойчивость направленного внимания. Интенсивность (концентрация и сосредоточенность) характеризуется значительной затратой энергии на конкретную деятельность, что делает более ясным и четким понимание ее сущности и качественным осуществление.
Устойчивость позволяет длительно задерживать внимание на отдельных объектах. Она выражается в длительной способности задерживать внимание на каком-либо объекте в данный отрезок времени. Своеобразной помехой для устойчивости является колебание. Колебание внимания характеризуется тем, что его направленность периодически переходит с одного объекта на другой. Данная характеристика проявляется в случае, если лицо длительное время занимается одной деятельностью. Непроизвольное отвлечение от основного объекта происходит обычно с примерно одинаковым интервалом. Положительную роль при этом играют мотивы, интерес, постоянное нахождение новых интересных моментов, на которых сосредотачивается внимание
7.
Распределение и переключаемость внимания обеспечивают возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя внимание на каждом из них. Студенту одновременно необходимо слушать преподавателя (других обучающихся), следить за демонстрацией презентации, фиксировать информацию на свой носитель (тетрадь, ноутбук и т.п.), и, что немаловажно, понимать сущность произносимой информации. При этом успешность их деятельности обеспечивается за счет быстрого и последовательного переключения с одного объекта на другой. Легкость и успешность переключения внимания зависят: от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью; от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности; от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот); от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта и др.); от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости8
Таким образом, как видно из указанного выше, внимание имеет непосредственное влияние на характеристики деятельности субъекта. При наличии внимания субъект способен более точно выполнять определенные действия.
Однако, при значительной концентрации внимания на негативном моменте или объекте-помехе, способность выполнять деятельность может быть значительно снижена. Аналогично снижает эффективность деятельности концентрация внимания на автоматических действиях.
1.3 Нарушение внимания
Среди симптомов патологического состояния мозга наиболее важным является нарушение внимания9. Данный симптом можно также охарактеризовать как негативные изменения направленности, избирательности или устойчивости психической деятельности, которые отмечаются при утомлении или же при нарушении работы мозга человека в нормальном состоянии.
Нарушение внимания также можно классифицировать. Первый тип нарушения внимания – это отвлекаемость внимания, при котором происходит непроизвольное переключение человеческого внимания с одного объекта на какой-либо другой. Необходимо также отметить, что данный тип нарушения внимания может быть внутренним, так и внешним. Первая характеристика связана с какими-либо внутренними переживаниями человека, вторая же имеет непосредственное отношение к внешним раздражителям.
Далее следует рассмотреть второй тип нарушения внимания – рассеянность, которая характеризуется неспособностью человека сосредоточить свое внимание на чем-то на протяжении продолжительного времени. Среди причин такого расстройства выделяют физической или умственное переутомление или же расстройство нервной системы. Помимо прочего рассеянность, как неспособности человека сосредоточиться на чем-то, может выступать и наоборот, как повышенная концентрация на другом объекте деятельности.
Третий тип нарушения внимания – подвижность внимания, то есть постоянный переход внимания человека от одного объекта к другому, от одного вида деятельности к другому, с низкой эффективностью самой этой деятельности. Главной причиной такого нарушения исследователи считают возбудимый тип деятельности нервной системы человека, повышенная подвижность нервных процессор, и, наконец, ухудшение состояния соматического здоровья.
Четвертый тип нарушения внимания – инертность внимания, заключающееся в низкой его подвижности, когда человек фиксирует получаемую информацию на узком круге мыслей и представлений. При таком нарушении внимания фиксируются органические или функциональные нарушения мозга.
Наконец последний тип нарушения внимания – это сужение объема внимания, которое заключается в концентрации человеческого внимания на каком-то одном явлении или же событии, не редко негативного характера. Чаще всего катализатором такого нарушения выступает стресс, навязчивая проблема или же сильные эмоциональные переживания10.
1.4 Внимательность как свойство личности
Внимательность представляет собой сложное образование и рассматривается, прежде всего, как определенная подсистема, входящая в качестве составного элемента в более крупную систему – личность. Такой подход позволяет исследовать это явление всесторонне, во всем его многообразии. В связи с этим внимательность выступает, прежде всего, как динамичное, сложное, многоуровневое образование.
Понятие внимательность определяется как степень или сосредоточенность внимания, на каком-либо объекте. В Русском языке внимательность имеет ряд синонимов: заметливость, заприметливость, внимание, заприметчивость, наблюдательность, приметчивость, сосредоточенность11.
Впервые в отечественной психологии А.Ф. Лазурский рассматривал понятие внимательность, включенное в более широкое понятие «альтруизм». Строя свою классификацию человеческих типов, он выделяет тип альтруистов, в описании которых дается характеристика внимательности как свойства личности, присущего данному типу людей, где в качестве основной типологической особенности выделяет наличие у них эмоционально-волевого комплекса, который опосредует их интеллектуальную жизнь.
Внимательность имеет две формы проявления. Первая форма связана с постоянным вниманием человека к окружающей обстановке, умением замечать изменения в предметной среде и внешней ситуации, умением организовывать предметную деятельность и контролировать ее исполнение. Такая внимательность называется объектной и проявляется в таких свойствах личности, как наблюдательность, любознательность, деловитость и т.п. Вторая форма внимательности обнаруживается во взаимодействии людей друг с другом, в общении и называется субъектной внимательностью. Она имеет нравственное содержание и выражается в умении наблюдать и понимать психические состояния других людей. Идеал внимательности по отношению к другому человеку предполагает целый ансамбль личностных свойств, подобная внимательность является предпосылкой. Объектная и субъектная внимательности у каждого человека сочетаются в определенной пропорции: они могут быть или равно представленными, или одна из них может являться доминирующей
12.
Состояние обостренной внимательности вызывается напряженным ожиданием существенных для личности событий, выполнением ответственных поручений. Для него характерны обострение чувствительности, эмоциональный подъем, увеличение скорости психических реакций, вызванное волевой мобилизацией сил, собранностью и готовностью к действию. Основу состояния внимательности составляет в этом случае произвольное внимание. Также состояние внимательности может возникнуть при выраженной потребности или повышенном интересе к предмету в данный момент. В таком случае в основе внимательности лежит непроизвольное внимание13.
Рассеянность-состояние внимания, при котором человек не может сосредоточиться на каком-либо объекте. Усталость после напряженного рабочего дня, озабоченность своими мыслями, выполнение малоинтересного дела – все эти, как и некоторые другие причины, могут вызвать состояние рассеянности. В этом состоянии человек может проявлять несвойственную ему как личности невнимательность.
Типы внимания. При характеристике личности принято выделять внимательных, невнимательных и рассеянных. Внимательность определяется соотношением в деятельности видов внимания. Преобладание произвольного и после произвольного внимания характерно для волевого, целеустремленного человека, который ясно осознает, что и зачем ему нужно. В этом случае недостатки в отдельных качествах внимания (медленное переключение, слабое распределение) компенсируются.
Огромную ценность в обществе приобретает внимательность как черта характера, выражающая отношение к людям. Внимание к нуждам и интересам, переживаниям и здоровью сотрудников должно быть обязательной чертой каждого руководителя. Это требование в полной мере относится к учителю, для которого жизнь детей и их развитие представляют постоянный объект внимания. Внимательность составляет основу чуткости и такта в подходе как к детям, так и к взрослым.
Невнимательность выражается в неумении сосредоточиться на предмете, в поверхностности суждений, в неспособности проникнуть во внутренний мир другого. Причины невнимательности лежат в недостатках произвольного внимания, знаний об окружающем мире, в отсутствии чуткости, заинтересованности в судьбах людей. Как внимательность, так и невнимательность могут у человека проявляться избирательно.
Внимательный в одной области жизни может быть совершенно невнимательным в другой