Файл: 1. Методологические основы теории управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В связи с этим необходимо подчеркнуть, что существующие теории управления в основном построены на представлении об управлении как о целенаправленном воздействии субъекта управления на объект для достижения определенных результатов. Система понятий при этом складывается в самом общем виде следующим образом: субъект управления, имеющий свои цели, воздействует на объект управления и получает результат.

S(цель) O = Результат

При этом под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит управленческое воздействие; объектом управления выступают физические и юридические лица, на которые направлено управленческое воздействие.

Таким образом, под управлением в широком смысле слова можно понимать свойство, которое присуще сложноорганизованным объектам (системам), суть которого заключается в том, что оно (данное свойство) упорядочивает, регулирует систему в условиях постоянных изменений, сохраняет ее целостность, устойчивость и качественную определенность.

Где бы ни работал будущий специалист и чем бы он ни занимался, он всегда включается в «мир организаций», в систему управления, занимая в ней определенное место (нередко — руководящее).

Организация – это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять. Эти обязанности распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают.

Организация имеет определенные границы, которые обусловливаются видами деятельности, численностью работающих, капиталом, производственной площадью, территорией, материальными ресурсами и т.п. Обычно они фиксируются, закрепляются в таких документах, как устав, учредительный договор, положение.

Организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п. Любая организация состоит из трех основных элементов. Это люди, входящие в данную организацию, цели и задачи, для решения которых она создается, и управление, которое формирует и мобилизует потенциал организации для решения стоящих задач. Цель


управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта. При таком состоянии достигаются наивысшие результаты (количественные и качественные).

Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешнюю среду, с которой организация находится в состоянии постоянного обмена. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов:

1) получение ресурсов из внешней среды;

2) преобразование ресурсов в готовый продукт;

3) передача произведенного продукта во внешнюю среду.

Управление – это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические исполнители). Центральное место в управлении занимает менеджер. Он возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений, именно он несет всю полноту ответственности за результаты работы коллектива



Менеджер – руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Специалисты – работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. Труд названных работников обслуживают технические исполнители: секретари, референты, техники, архивариусы и т.д.

Итак, процесс управления включает следующие элементы: управляющую систему (субъект управления), управляемую систему (объект управления), управляющее воздействие в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту

Главным свойством социально-экономических систем является то, что в их основе лежат интересы людей, поскольку главным их компонентом является человек. Совокупность общественных, коллективных и личных интересов людей влияет на состояние системы и процесс ее развития.



Задача руководителя: как эффективно работать, чтобы достичь цели и получить нужный результат. Эффективнее — это значит с меньшими временными и энергетическими затратами; эффективнее — это значит достигать более высокого качества исполнения ваших распоряжений с большей отдачей для производства.

Почему подчиненные не всегда выполняют задания руководителя или выполняют их не на должном уровне? Одни обвиняют в этом самих руководителей, другие — подчиненных. Наиболее частой причиной этого является недостаточность знаний у руководителей .

Важно помнить, что управление организацией, эффективное управление его функционированием предполагает, прежде всего, принятие и реализацию таких управленческих решений, которые максимально учитывают его особенности и особенности среды. С другой стороны, управление в социальной организации – это управление процессами взаимодействия людей, социальными процессами.

Изменение социально-экономических процессов начинается с перестройки сознания, с отказа от сложившихся стереотипов мышления и практики. И это касается не только руководящих кадров высшего управленческого звена, но и руководителей любого ранга, и не только их мышления, но и стиля и методов работы.

Личность представляет собой био-психо-социальное явление, в данном случае это означает следующее:

а) управленческие решения могут быть успешно реализованы в организации только в том случае, если они приняты с учетом физических способностей и возможностей, психологических особенностей участников процесса; какие бы сверхсовершенные схемы и методы стимулирования труда не разрабатывались и не применялись, человек не может с одинаковой интенсивностью работать 24 часа подряд;

б) любые управленческие решения могут быть успешно реализованы в организации только в том случае, если они разработаны и приняты с учетом социальных норм, ценностей, интересов и потребностей участников процесса управления;

в) управленческая деятельность должна быть максимально освобождена от схем, упрощающих человеческие отношения и человеческое поведение.

Традиционно управление понимается преимущественно как однонаправленное воздействие субъекта управления, имеющего свои цели, на объект. Чаще всего работник рассматривается как элемент, инструмент для выполнения определенной работы, средство получения максимума экономической выгоды. Другие его свойства и качества современную систему управления мало интересуют. Но, человек – это не «винтик» системы, он наделен сознанием, интеллектом, мышлением, волей, характером, обладает определенными знаниями, умениями, навыками.


Тем самым, эффективное управление предполагает наличие точных знаний о природе объекта управления, о закономерностях его развития и функционирования, о том, чем можно управлять и в какой степени, каковы условия и каковы ресурсы: людские, финансовые, технические, временные и т. д.;

Известный американский теоретик менеджмента Питер Дракер, анализируя переход от индустриального хозяйства к посткапиталистическому обществу, особо подчеркивает роль знания в этом процессе. С точки зрения П. Дракера, изменилось определение понятия «руководитель». В первые годы после окончания второй мировой войны оно означало «человек, отвечающий за работу своих подчиненных», то есть начальник – это «шеф», а управление – высокая должность и власть. К началу 50-х годов содержание понятия «руководитель» стало означать «человек, отвечающий за эффективность и результаты работы коллектива». Сегодня и это определение слишком узко. Адекватным следует считать следующее: «человек, отвечающий за применение и эффективность знания». Таким образом, автор делает вывод «это изменение отражает подход к знанию как важнейшему из ресурсов. Земля, рабочая сила и капитал являются сегодня, главным образом, сдерживающими, ограничивающими факторами. Без них даже знание не сможет приносить плодов, а управление не будет эффективным. Но если обеспечено эффективное управление, в смысле применения знания к знанию, другие ресурсы всегда можно изыскать». Эффективнее — это значит с учетом теории и практики, которые объединяются в понятие «наука». В данном случае — это психологическая наука, и наука управления, разработки и достижения которых таят в себе огромную потенциальную силу.

Знания о закономерностях управления, о психологических особенностях поведения человека в организациях рассматриваются сегодня, по существу, как неотъемлемый компонент общей культуры личности специалиста и управленца любого профиля. Тем более это относится к требованиям, предъявляемым к сфере его профессиональной компетентности.


При этом большое внимание уделяется, именно психологическим вопросам управления. Почему?

Дело в том, что предметная сфера деятельности специалистов может быть различной (образование, сфера культуры, наука, политика, производство, сфера услуг); различными будут, в силу этого, и специфические методы управления.

Однако главное звено менеджмента — человек. Его психологические характеристики, с одной стороны, остаются неизменными, имеют универсальное значение. С другой стороны, каждый работник обладает неповторимыми, индивидуальными социальными и психологическими свойствами и качествами.


Определенные отношения и связи в организации в процессе управления окрашены психологическими особенностями, ибо они (эти отношения) возникают между людьми.

Именно индивидуальная деятельность руководителя является, в конечном итоге, важнейшим и определяющим звеном функционирования организаций. Это — своеобразная квинтэссенция практики управления, в которой все основные закономерности и явления проявляются в наиболее концентрированном и полном виде. Но деятельность — это одновременно и основная психологическая категория. В индивидуальной деятельности все известные сегодня психологические закономерности также проявляются наиболее полно, рельефно и целостно.

Особенностью управления личностью является то, что, ее поведение связано с деятельностью руководителя (субъекта управления) не жестко, неоднозначно.

Личность - это активная управляемая система, наделенная волей и сознанием, а значит, живет и действует не только по инструкции другого человека (руководителя), но и в соответствии с собственными интересами и целями.

Теория управления рассматривает управление, прежде всего как социальное явление, проявляющееся в форме социального взаимодействия, в процессе согласования интересов субъектов, в процессе организации достижения определенных, осознанных сторонами и принятых ими общих целей, по обеспечению устойчивого развития социальной системы в интересах человека, во имя создания условий для его гармоничного развития.

В исследовании управления как социального явления теория управления исходит из диалектического единства объекта и субъекта управления; отношения между ними – это отношения между людьми по поводу путей, способов и средств достижения общего интереса, которого предстоит добиться; связи между ними – это сущностные связи, формирующиеся в процессе совместной деятельности по достижению общей цели. Общая цель здесь рассматривается не как сумма целей отдельных участников процесса управления, не как цель субъекта управления, навязанная объекту и в силу этого воспринимаемая последним в качестве общей, а именно как однонаправленное движение усилий на совершенствование системы, на обеспечение ее перехода к качественно новому состоянию в интересах всех участников.