Файл: Образовательная программа учебного предмета информатика модуль информационная безопасность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 825
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОДОБРЕНА
решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию
(протокол от 26 октября 2020 № 4/20)
|
ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» (МОДУЛЬ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ») ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ |
|
2020
Содержание
Общая характеристика модуля «Информационная безопасность» учебного предмета «Информатика»…………………………………...………………………2
Планируемые результаты модуля «Информационная безопасность» учебного предмета «Информатика»………………………………………..………………… 4
Тематическое планирование модуля «Информационная безопасность» учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования …….…10
Литература 12
Приложение 1. Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю «Информационная безопасность» …………………………………… 13
Приложение 2. Ключи ответов к тестам…………………………………….…...23
Приложение 3. Глоссарий………………………………………………………...27
Приложение 4. Требования к содержанию итоговых проектно-исследовательских работ…………………………………………………………31
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Целью модуля «Информационная безопасность» учебного предмета «Информатика» далее Программа является формирование у обучающихся навыков информационной культуры, профилактики негативных тенденций в информационной культуре; умение соблюдать нормы информационной этики и права; знание о роли информационных технологий и устройств в жизни людей; формирование навыка и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет; формирование активной позиции в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень её опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им; обеспечение условий для повышения защищённости детей от информационных рисков и угроз.
Задачи модуля Программы:
— дать представление о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;
— сформировать навыки ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде;
— сформировать навыки по профилактике и коррекции зависимого поведения
школьников, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом;
— сформировать общекультурные навыки работы с информацией (умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовывать информационный процесс);
— дать представление о видах и способах распространения вредоносных кодов, способов защиты личных устройств;
— познакомить со способами защиты от противоправных посягательств в Интернете защиты личных данных — дать представление о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;
— сформировать навыки ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде;
— сформировать навыки по профилактике и коррекции зависимого поведения
школьников, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом;
— сформировать общекультурные навыки работы с информацией (умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовывать информационный процесс);
— дать представление о видах и способах распространения вредоносных кодов, способов защиты личных устройств;
— познакомить со способами защиты от противоправных посягательств в Интернете защиты личных данных.
Преимущество модуля Программы заключается в том, что знание об информационной безопасности позволит успешно решить весь комплекс вышеперечисленных задач, являясь действенным средством обеспечения безопасности ребёнка в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, воздействия интернета на формирование личности ребенка, его социализацию, защиты несовершеннолетних от негативной информации, размещенной в интернете.
В Программе специфика защиты информации, защиты ребёнка от негативной информации, размещённой в сети Интернет, защиты мобильных устройств удачно сочетаются с практическими занятиями, предполагая доступность освоения учебного материала всем возрастным категориям обучающихся.
Процесс реализации модуля Программы, опираясь на интегративный подход в обучении, позволяет планомерно реализовывать поставленную цель и последовательно решать задачи информационного воспитания обучающихся на протяжении трёх лет обучения в основной школе.
Программа реализуется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), который действует в интересах обучающихся образовательных организаций и утверждает:
- право образовательных организаций на самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности и свободе в определении содержания образования, разработке и утверждении своих образовательных программ, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (п. 1, п. 2, п. п. 6 п.3 ст.28 Закона);
- право педагогических работников на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, а также право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения, и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (п.п.2 и 3 п. 3 ст. 47 Закона);
Нормативно-правовая база
Программа разработана с учётом требований законов РФ:
-
«Об образовании», Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.07.2012); -
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; -
Указ президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 ̶ 2017 годы»; -
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10. -
Указ Президента Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666». -
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». -
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. -
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Информатика».
Место учебного модуля в учебном плане
Программа разработана и может реализовываться на уроках информатики в 7 ̶ 9 классах общеобразовательной организации по принципу модульной программы. Программа учебного курса рассчитана на 32 учебных часа, из них 18 часов — учебных занятий, 3 часа — проверка знаний, 9 часов — подготовка и защита учебных проектов, 2 часа — повторение. Учебные занятия по программе могут быть реализованы в рамках внеурочной деятельности в различных вариантах:
— в течение одного учебного года в 7, 8 или 9 классах;
— по одной теме последовательно в 7, 8 и 9 классах;
— произвольно распределены учителем в зависимости от интереса и готовности школьников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОДУЛЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Метапредметные результаты
Межпредметные понятия
В ходе изучения учебного модуля обучающиеся усовершенствуют опыт проектной деятельности и навыки работы с информацией, в том числе в текстовом, табличном виде, в виде диаграмм и пр.
Регулятивные универсальные учебные действия
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
— идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
— выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
— ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей;
— формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
— обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;
— определять необходимое(ые) действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
— обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
— определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
— выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
— выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
— составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
— определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
— описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определённого класса;
— определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
— систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
— отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
— оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
— находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
— работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
— сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
— определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
— анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
— свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
— оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определённым критериям в соответствии с целью деятельности;
— обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов — фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов;
— наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
— соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;