Файл: Образовательная программа учебного предмета информатика модуль информационная безопасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 826

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 3

ГЛОССАРИЙ

Аватар — графическое представление пользователя.

Аккаунт социальной сети — это учётная запись, личная страница пользователя в социальной сети.

Антивирусная программа (антивирус) — это программное обеспечение, защищающее устройство от действий и проникновения вредоносного кода.

Аутентификация — это процедура проверки подлинности личности для входа в аккаунт.

Блог — это интернет-страница, основное содержимое которой — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.

Блогер — это человек, который ведёт свой блог в Интернете (онлайн-журнал, youtube-канал и др.).

Бот — вредоносное программное обеспечение, призванное выполнять любые ко-манды, полученные от командного центра.

Ботнет — это сеть устройств, которые по команде злоумышленника могут про-изводить атаки на различные ресурсы, рассылать спам, производить любые другие опасные действия.

Браузер — это программа для загрузки интернет-страниц.

Буллинг (от англ. Bully — хулиган) — это избиение или психологическая травля одного человека другим.

Бэкдор — это тип трояна, предоставляющий своему хозяину возможность удалённого управления компьютером жертвы.

Вирус — это самовоспроизводящийся вредоносный код.

Внешний носитель — это устройство для хранения, накапливания и передачи информации.

Гаджет — это портативное техническое устройство (планшет, смартфон и т. д.).

Домен — уникальный адрес (имя) сайта в Интернете, состоящий из набора символов и цифр.

Идентифицировать — определить полное соответствие предмета или человека другому предмету или человеку по определённым признакам.

Инверсия — это набор русского словосочетания при включённой английской раскладке клавиатуры.

Инсталляция — это процесс установки программного обеспечения.

Интернет-троллинг — это форма провокации или издевательства в интернет-мире, использующаяся как одиночными участниками, так и группой.

Интерфейс — это набор инструментов для взаимодействия человека и компьютерной техники.

Исполняемый файл — это код, который начнёт выполняться на компьютере пользователя после запуска.

Кибербуллинг (кибертравля, интернет-травля) — это угрозы, оскорбления или травля, совершаемые в течение длительного времени через Интернет.

Киберпреступники — это злоумышленники, совершающие преступления с помощью цифровых технологий.


Киберсталкинг — перенос явления «сталкинга» в Интернет.

Конфиденциальность — это предотвращение разглашения или утечки какой-либо информации, в том числе личной.

Логин — это имя пользователя, использованное для регистрации на сайте.

Макросы — это алгоритмы, чаще всего использующиеся в офисных приложениях для автоматизации каких-то процессов.

Мессенджер — это программа (приложение) для мгновенного обмена сообщения-ми через Интернет. В качестве сообщений мессенджеры могут использовать текст, картинки, видео, некоторые приложения поддерживают передачу файлов любого формата.

Мобильный Интернет — технология подключения к Интернету через мобильное устройство (смартфон, планшет и др.).

Нигерийские письма — это вид интернет-мошенничества, связанный с массовой рассылкой писем по электронной почте.

Никнейм — это псевдоним, используемый пользователем в Интернете (в блогах, чатах или играх).

Онлайн-банкинг — это технология дистанционного банковского обслуживания.

Операционная система — это комплекс программ, связанных между собой и предназначенных для управления ресурсами устройства.

Открытый доступ в социальной сети — это доступ в режиме реального времени к пользовательскому контенту.

Паблик — это страница социальной сети, в которой публикуется определённый тематический контент.

Пароль — это определённый набор знаков, необходимый для подтверждения личности.

Патч — это программа, содержащая улучшенный или обновлённый код для операционной системы или приложения.

Персональные данные — это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ).

Платёжная карта — это инструмент, позволяющий держателю карты производить оплату с помощью электронного перевода.

Платёжная система — это сервис для перевода денег или иных средств, их заменяющих.

Пользовательский контент — это уникальный информационный материал, который создаётся потребителями определённого ресурса.

Поп-ап — это всплывающее окно на экране компьютера в результате какого-либо действия пользователя.

Приватная переписка — это обмен личными сообщениями, которые доступны только отправителю и получателю.

Приватность — это неприкосновенность частной жизни человека.

Псевдоним — это вымышленное имя.

Расширение файла — это несколько букв

после точки в конце названия любого файла, обозначающие его формат.

Режим «инкогнито» — это функция браузера, позволяющая повысить анонимность в Интернете путём прекращения процессов сохранения истории просмотренных страниц, загрузки файлов и т. д.

Репутация — это общественное мнение, сложившееся о ком-либо или о чём-либо (например, репутация компании) на основании его качеств, достоинств, недостатков и т. п.

Роутер — это прибор, позволяющий настроить рабочую или домашнюю сеть из нескольких устройств (компьютеров, планшетов и др.).

Рунет — это определённая часть Интернета с контентом преимущественно на русском языке.

Руткиты — это класс вредоносных программ, скрытно действующих в заражённой системе и обладающих специальными средствами, затрудняющими их обнаружение системами безопасности.

Скриншот — это изображение, полученное компьютером или мобильным устройством, показывающее то, что видит пользователь на экране монитора.

Скрипт — это программа или небольшой кусок кода, позволяющий автоматизировать какое-то действие.

Смарт-карты (от англ. smart card — умная карта) — это пластиковые кар-ты со встроенной микросхемой, предназначенные для одно- и двухфакторной аутентификации пользователей, хранения ключевой информации и т. д.

СМИ (средства массовой информации) — совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств.

Софт — это собирательное название программного обеспечения.

Социальная инженерия — это метод управления действиями человека без использования технических средств.

Социальная сеть — это специально созданный онлайн-сервис или веб-сайт, позволяющий людям и организациям общаться и обмениваться информацией.

Спам — это массовые незапрашиваемые рассылки сообщений через средства электронной коммуникации.

Сталкинг (от англ. stalking — облава) — это навязчивое внимание к человеку со стороны другого человека или группы лиц.

Токен — это устройство, предназначенное для обеспечения информационной безопасности, безопасного удалённого доступа к информационным ресурсам, идентификации владельца и т. д.

Транзакция — это операция перевода или снятия средств с банковской карты.

Тролль — это пользователь, который провоцирует и оскорбляет своими сообщениями других пользователей на форумах, в социальных сетях.


Утилита — это вспомогательная компьютерная программа в составе общего программного обеспечения, созданная для выполнения каких-либо типовых задач, в основном связанных с работой операционной системы.

Уязвимость — это ошибка в коде, не исправленная создателем.

Фанаты — это ярые поклонники чего-либо или кого-либо.

Фейковая новость — это преднамеренное распространение дезинформации в виртуальных медиа и традиционных СМИ для введения в заблуждение читателей.

Фишеры — это интернет-мошенники, занимающиеся фишингом.

Фишинг — это форма киберпреступности, основанная на методах социальной

инженерии. Предполагает кражу конфиденциальных данных с компьютера пользователя и использование этих данных для получения его денег.

Целевая атака — это непрерывный процесс несанкционированной активности в инфраструктуре атакуемой системы, удалённо управляемый в реальном времени вручную.

Чекин (от англ. to check in — отметиться по прибытии) — это сообщение, отправляемое пользователем в социальных сетях, о его местонахождении.

Эмулятор — это программа, позволяющая воспроизводить программы на операционной системе, для которой данные программы разработаны не были.

Jailbreak — это процедура получения прав суперпользователя на устройствах IOS.

Steam — это крупнейшая игровая платформа, сочетающая в себе функции он-лайн-магазина, социальной сети для игроков и библиотеки игр.

VPN (англ. Virtual Private Network) — это виртуальная частная сеть, которая используется для предоставления сотрудникам удалённого доступа к корпоративной сети через Интернет.

WEP (Wired Equivalent Privacy) — это алгоритм для обеспечения безопасности сетей Wi-Fi.

Wi-Fi — один из форматов передачи цифровых данных без использования проводов.
Приложение 4
Требования к содержанию итоговых проектно-исследовательских работ
Критерии содержания текста проектно-исследовательской работы

1. Во введении сформулирована актуальность (личностную и социальную значимость) выбранной проблемы. Тема может быть переформулирована, но при этом чётко определена, в необходимости исследования есть аргументы.

2. Правильно составлен научный аппарат работы: точность формулировки проблемы, чёткость и конкретность в постановке цели и задач, определении объекта и предмета исследования, выдвижении гипотезы. Гипотеза сформулирована корректно и соответствуют теме работы.


3. Есть планирование проектно-исследовательской деятельности, корректировка её в зависимости от результатов, получаемых на разных этапах развития проекта. Дана характеристика каждого этапа реализации проекта, сформулированы задачи, которые решаются на каждом этапе, в случае коллективного проекта — распределены и выполнены задачи каждым участником, анализ ресурсного обеспечения проекта проведён корректно.

4. Используется и осмысляется междисциплинарный подход к исследованию и проектированию и на базовом уровне школьной программы, и на уровне освоения дополнительных библиографических источников.

5. Определён объём собственных данных и сопоставлено собственное проектное решение с аналоговыми по проблеме. Дан анализ источников и аналогов с точки зрения значимости для собственной проектно-исследовательской работы, выявлена его новизна, библиография и интернет-ресурсы грамотно оформлены.

6. Соблюдены нормы научного стиля изложения и оформления работы. Текст работы должен демонстрировать уровень владения научным стилем изложения.

7. Есть оценка результативности проекта, соотнесение с поставленными задачами. Проведена оценка социокультурных и образовательных последствий проекта на индивидуальном и общественном уровнях.
Критерии презентации проектно-исследовательской работы (устного выступления)

1. Демонстрация коммуникативных навыков при защите работы. Владение риторическими умениями, раскрытие автором содержания работы, достаточная осведомлённость в терминологической системе проблемы, отсутствие стилистических и речевых ошибок, соблюдение регламента.

2. Умение чётко отвечать на вопросы после презентации работы.

3. Умение создать качественную презентацию. Демонстрация умения использовать IT-технологии и создавать слайд презентацию на соответствующем его возрасту уровне.

4. Умение оформлять качественный презентационный буклет на соответствую-ем его возрасту уровне.

5. Творческий подход к созданию продукта, оригинальность, наглядность, иллюстративность. Предоставлен качественный творческий продукт (макет, программный продукт, стенд, статья, наглядное пособие, литературное произведение, видео-ролик, мультфильм и т. д.).

6. Умение установить отношения коллаборации с участниками проекта, наметить пути создания сетевого продукта. Способность намечать пути сотрудничества на уровне взаимодействия с членами кружка или секции, проявление в ходе презентации коммуникабельности, благодарности и уважения по отношению к руководителю, консультантам, умение чётко обозначить пути создания сетевого продукта.