Файл: Образовательная программа учебного предмета информатика модуль информационная безопасность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 828
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
Познавательные универсальные учебные действия
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
— определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
— строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
— строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
— излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;
— самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
— вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
— объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
— делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
— анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата;
— критически оценивать содержание и форму текста;
— определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
— осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
— формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
— соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
— определять возможные роли в совместной деятельности;
— играть определённую роль в совместной деятельности;
— принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
— определять свои действия и действия партнёра, которые способствовали
или препятствовали продуктивной коммуникации;
— строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
— корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
— критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
— предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
— выделять общую точку зрения в дискуссии;
— договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
— устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;
— определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
— отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
— представлять в устной или письменной форме развёрнутый план собственной деятельности;
— соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
— высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;
— принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
— создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
— использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
— использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
— делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его;
— целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
— выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
— использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
— использовать информацию с учётом этических и правовых норм;
— создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Личностные
— осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям в реальном и виртуальном мире, их позициям, взглядам, готовность вести диалог с другими людьми, обоснованно осуществлять выбор виртуальных собеседников;
— готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
— освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
— сформированность ценности безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной среде.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Содержание модуля программы соответствует темам примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО) учебного предмета «Информатика», а также расширяет их за счёт привлечения жизненного опыта обучающихся в использовании всевозможных технических устройств (персональных компьютеров, планшетов, смартфонов и пр.), позволяет правильно ввести ребёнка в цифровое пространство и корректировать его поведение в виртуальном мире.
Основное содержание модуля Программы представлено разделами «Безопасность общения», «Безопасность устройств»», «Безопасность информации». Система учебных заданий, предложенная в модуле, позволяет создать условия для формирования активной позиции школьников в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень её опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им, и профилактики негативных тенденций в развитии информационной культуры учащихся, повышения защищённости детей от информационных рисков и угроз.
Система заданий предполагает индивидуальную и групповую формы работы, составление памяток, анализ защищённости собственных аккаунтов в социальных сетях и электронных сервисах, практические работы. Предлагаемые задания направлены на формирование критичного мышления школьников, формирование умений решать проблемы, работать в команде, высказывать и защищать собственную позицию, приобретение основ безопасной работы с информацией в виртуальном мире.
Каждый раздел программы завершается выполнением проверочного теста и проектной работой по одной из тем, предложенных на выбор учащимся. Эти занятия в качестве итоговой работы могут быть проведены учащимися, освоившими программу. Для проведения таких занятий могут быть использованы презентации, проекты, памятки, подготовленные в ходе выполнения заданий.
Тематическое планирование
Познавательные универсальные учебные действия
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
— определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
— строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
— строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
— излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;
— самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
— вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
— объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
— делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
— анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата;
— критически оценивать содержание и форму текста;
— определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
— осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
— формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
— соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
— определять возможные роли в совместной деятельности;
— играть определённую роль в совместной деятельности;
— принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
— определять свои действия и действия партнёра, которые способствовали
или препятствовали продуктивной коммуникации;
— строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
— корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
— критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
— предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
— выделять общую точку зрения в дискуссии;
— договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
— устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;
— определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
— отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
— представлять в устной или письменной форме развёрнутый план собственной деятельности;
— соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
— высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;
— принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
— создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
— использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
— использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
— делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его;
— целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
— выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
— использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
— использовать информацию с учётом этических и правовых норм;
— создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Личностные
— осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям в реальном и виртуальном мире, их позициям, взглядам, готовность вести диалог с другими людьми, обоснованно осуществлять выбор виртуальных собеседников;
— готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
— освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
— сформированность ценности безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной среде.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Содержание модуля программы соответствует темам примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО) учебного предмета «Информатика», а также расширяет их за счёт привлечения жизненного опыта обучающихся в использовании всевозможных технических устройств (персональных компьютеров, планшетов, смартфонов и пр.), позволяет правильно ввести ребёнка в цифровое пространство и корректировать его поведение в виртуальном мире.
Основное содержание модуля Программы представлено разделами «Безопасность общения», «Безопасность устройств»», «Безопасность информации». Система учебных заданий, предложенная в модуле, позволяет создать условия для формирования активной позиции школьников в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень её опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им, и профилактики негативных тенденций в развитии информационной культуры учащихся, повышения защищённости детей от информационных рисков и угроз.
Система заданий предполагает индивидуальную и групповую формы работы, составление памяток, анализ защищённости собственных аккаунтов в социальных сетях и электронных сервисах, практические работы. Предлагаемые задания направлены на формирование критичного мышления школьников, формирование умений решать проблемы, работать в команде, высказывать и защищать собственную позицию, приобретение основ безопасной работы с информацией в виртуальном мире.
Каждый раздел программы завершается выполнением проверочного теста и проектной работой по одной из тем, предложенных на выбор учащимся. Эти занятия в качестве итоговой работы могут быть проведены учащимися, освоившими программу. Для проведения таких занятий могут быть использованы презентации, проекты, памятки, подготовленные в ходе выполнения заданий.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Основное содержание | Количество часов |
Тема 1. «Безопасность общения» | |||
1 | Общение в социальных сетях и мессенджерах | Социальная сеть. История социальных сетей. Мессенджеры. Назначение социальных сетей и мессенджеров. Пользовательский контент | 1 |
2 | С кем безопасно общаться в Интернете? | Правила добавления друзей в социальных сетях. Профиль пользователя. Анонимные социальные сети | 1 |
3 | Пароли для аккаунтов социальных сетей | Сложные пароли. Онлайн генераторы паролей. Использование функции браузера по запоминанию паролей Правила хранения паролей. | 1 |
4 | Безопасный вход в аккаунты | Виды аутентификации. Настройки безопасности аккаунта. Работа на чужом компьютере с точки зрения безопасности личного аккаунта | 1 |
5 | Настройки конфиденциальности в социальных сетях | Настройки приватности и конфиденциальности в разных социальных сетях. Приватность и конфиденциальность в мессенджерах | 1 |
6 | Публикация информации в социальных сетях | Персональные данные. Публикация личной информации | 1 |
7 | Кибербуллинг | Определение кибербуллинга. Возможные причины кибербуллинга и как его избежать. Как не стать жертвой кибербуллинга. Как помочь жертве кибербуллинга. | 1 |
8 | Публичные аккаунты | Настройки приватности публичных страниц. Правила ведения публичных страниц | 1 |
9 | Фишинг | Фишинг как мошеннический приём. Популярные варианты распространения фишинга. Отличие настоящих и фишинговых сайтов. Как защититься от фишеров в социальных сетях и мессенджерах | 1 |
10 | Выполнение теста | Обсуждение тем индивидуальных и групповых проектов | 1 |
11—13 | Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов | | 3 |
Тема 2. «Безопасность устройств» | |||
1 | Что такое вредоносный код | Виды вредоносных кодов. Возможности и деструктивные функции вредоносных кодов | 1 |
2 | Распространение вредоносного кода | Способы доставки вредоносных кодов. Исполняемые файлы и расширения вредоносных кодов. Вредоносная рассылка. Вредоносные скрипты. Способы выявления наличия вредоносных кодов на устройствах. Действия при обнаружении вредоносных кодов на устройствах | 1 |
3 | Методы защиты от вредоносных программ | Способы защиты устройств от вредоносного кода. Антивирусные программы и их характеристики. Правила защиты от вредоносных кодов | 1 |
4 | Распространение вредоносного кода для мобильных устройств | Расширение вредоносных кодов для мобильных устройств. Правила безопасности при установке приложений на мобильные устройства | 1 |
5 | Выполнение теста | Обсуждение тем индивидуальных и групповых проектов | 1 |
6 ̶ 8 | Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов | | 3 |
Тема 3 «Безопасность информации» | |||
1 | Социальная инженерия: распознать и избежать | Приёмы социальной инженерии. Правила безопасности при виртуальных контактах | 1 |
2 | Ложная информация в Интернете | Фейковые новости. Поддельные страницы | 1 |
3 | Безопасность при использовании платежных карт в Интернете | Транзакции и связанные с ними риски. Правила совершения онлайн-покупок. Безопасность банковских сервисов | 1 |
4 | Беспроводная технология связи | Уязвимости Wi-Fi-соединений. Публичные и непубличные сети. Правила работы в публичных сетях | 1 |
5 | Резервное копирование данных | Безопасность личной информации. Создание резервных копий на различных устройствах | 1 |
6 | Выполнение теста. Обсуждение тем индивидуальных и групповых проектов | | 1 |
7 ̶ 9 | Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов | | 3 |
| Повторение, резерв | | 2 |
| Итого | | 32 |