Файл: Образовательная программа учебного предмета информатика модуль информационная безопасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 830

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Дневник Российского школьника "Российская символика. Интернет". - Москва: Высшая школа, 2009. - 228 c.

2.  Солдатова, Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой. — М., 2011. — 176 с.

3. Здоровье и безопасность подростков в сети Интернет. Комплект плакатов с методическим сопровождением. ФГОС. - М.: Учитель, 2018. - 821 c.

4. Макотрова, Г. В. Использование сети Интернет в познавательной деятельности старшеклассников: культурологический подход / Г.В. Макотрова. - М.: Флинта, 2014. - 689 c.

5. Мурсалиева, Г.Ш. Дети в сети: шлем безопасности ребенку в интернете / Г.Ш. Мурсалиева. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 320 c.

6. Чашин, А. Н. Борьба с правонарушениями в сети Интернет. Выпуск 1 / А.Н. Чашин. - М.: Дело и сервис, 2010. - 707 c.

Интернет-ресурсы о безопасном Интернете

  1. «Азбука Безопасности» -  http://azbez.com/safety/internet 

  2. Портал Российского Оргкомитета по проведению Года Безопасного Интернета - http://www.saferinternet.ru/  

  3. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Сети. Интернет-угрозы и эффективное противодействие им - http://saferunet.ru/ Центр безопасного Интернета в России.

  4. Фонд развития интернета Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности с безопасности Интернета - www.fid.ru  

  5. «Основы безопасности детей и молодежи в Интернете» — интерактивный курс по Интернет-безопасности -  http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm

  6. «Безопасность детей в интернете». Информация для родителей: памятки, советы, рекомендации - http://www.internet-kontrol.ru/stati/bezopasnost-detey-v-internete.html

  7. Образовательно выставочный проект "Дети в Интернете" - http://detionline.com/mts/about

  8. Детский онлайн-конкурс по безопасному использованию сети Интернет. Советы детям, педагогам и родителям, «полезные ссылки». Регистрация и участие в конкурсе по безопасному использованию сети Интернет - http://interneshka.net/ - «Интернешка».


Приложение 1

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МОДУЛЮ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тест по теме «Безопасность общения»



  1. Установите соответствие между названиями функций браузера и их описанием.

1) История посещения страниц.

2) Защита от фишинга и вредоносного программного обеспечения.

3) Автозаполнение.

4) Управление информацией о местоположении.

5) Сохранение паролей.

6) Управление всплывающими окнами.


А. Упрощает доступ к регулярно посещаемым сайтам за счёт автоматического ввода.

Б. Автоматическая блокировка всплывающих окон, чтобы они не загромождали экран.

В. Использование данных о вашем местонахождении для вывода ближайших к вам запрашиваемых мест.

Г. Доступ к регулярно посещаемым сайтам за счёт автоматического заполнения учётных данных.

Д. Запрос на подтверждение операции при загрузке файла.

Е. Возврат на посещённую страницу или восстановление события.



2. Выберите правильный ответ. Социальная сеть — это:

1) Онлайн-сервис, предоставленный провайдером.

2) Веб-сайт.

3) Программное обеспечение, позволяющее переписываться.

4) Онлайн-сервис в Интернете для общения и связи.

3. Соотнесите названия мессенджеров и сетей с их назначением и содержанием.

1) Общение с использованием псевдонимов.

2) Графический контент.

3) Обсуждение новостей.

4) Видео, фотографии, комментарии.

5) Посты.

6) Персональная информация пользователей. Twitter, ВКонтакте, Instagram, WhatsApp, Telegram, Facebook (или напишите свои).

4. Что такое аккаунт социальной сети?

1) Веб-страница в Интернете.

2) Учётная запись пользователя в каком-либо сервисе.

3) Логин и пароль для входа в социальную сеть.

5. Выберите информацию, которую безопасно размещать на своей странице в Интернете для незнакомых людей.

1) Домашний адрес.

2) Номер школы, в которой учитесь.

3) Паспортные данные или фотографию паспорта.

4) Геолокация устройства, с которого осуществляется ввод.

5) Секцию, в которую ходите.

6) Любимые места в городе.

7) Фотографии родителей, находящихся на отдыхе.

8) Ваше хобби.

9) Любимые книги.

6. Какие настройки приватности в социальных сетях следует установить, чтобы обезопасить себя от мошенников?

1) Приватность аудиозаписей.

2) Приватность фотографий.

3) Приватность списка друзей.

4) Приватность подарков.

5) Приватность персональных данных.

6) Приватность местоположения.

7. Отметьте простые (слабые) пароли для использования в учётной записи.


1) 654321ToPas&.

2) ytrewq.

3) Asdf123#Mnb.

4) drowssap.

5) uiop.

6) Mypassword.

7) Ivan1968.

8. Что можно отнести к двухфакторной аутентификации?

1) Логин и пароль от учётной записи на странице авторизации.

2) Логин и пароль от учётной записи и пароль из СМС-сообщения.

3) Логин и пароль от учётной записи и USB-токен.

4) Логин и пароль от учётной записи и смарт-карту.

9. Отметьте процесс, который носит название кибербуллинг.

1) Онлайн-спор, в который вовлечены определённое сообщество или группа в Интернете.

2) Травля, оскорбления и угрозы в условиях интернет-коммуникации.

3) Написание обидных комментариев к фотографиям, обвинение в непрофессионализме.

10. Какие данные хотят узнать фишеры?

1) Паспортные данные.

2) Номер школы.

3) Телефон.

4) Номер школьной карты.

5) Проверочный код от карты.

6) Пароль от учётной записи в социальной сети.

7) Пароль от онлайн-банкинга.

8) Номер банковской карты.

9) Логин и пароль от входа в дневник.

10) Логин и пароль от почты
Темы проектов:

1. Влияние социальных сетей на образ жизни современных подростков.

2. Сленг, используемый в социальных сетях.

3. Случайны ли орфографические ошибки при общении в социальных сетях и мессенджерах?

4. Группы в социальных сетях, опасные для психики детей и подростков.

5. Какие у меня есть права и обязанности в социальных сетях?

6. Реклама в сообществах социальных сетей.

7. Как стать блогером?
Тест по теме «Безопасность устройств»
1. Какие программы (коды) можно назвать вредоносными?

1) Программы, ворующие регистрационные данные.

2) Программы, использующие ресурсы других компьютеров.

3) Программы, дающие несанкционированный доступ к ключевым файлам различных программных продуктов.

4) Программы, использующие ресурсы компьютеров в интересах своего автора.

5) Программы, предлагающие посетить платные веб-ресурсы.

6) Программы, принудительно демонстрирующие рекламную информацию.

7) Программы, проникающие в системные области данных и меняющие их.

8) Программы, исправляющие ошибки и недоработки в новых версиях

приложений.

9) Программы, шифрующие персональные файлы пользователя.

2. Составьте список вредоносных программ, созданных злоумышленниками

для того, чтобы:

1) Получить доступ к электронным финансам пользователя.


2) Зашифровать пользовательские данные и выманить деньги у пользователя за расшифровку.

3) Организовать сетевую атаку на сервер организации с целью дальнейшего шантажа.

4) Создать сеть централизованно управляемых компьютеров для продажи управления ими.

5) Проникнуть в клиентские базы данных, финансовую и техническую документацию компаний с целью получения ценной информации.

3. Проанализируйте и отметьте истинные (верные) высказывания.

1) Трояны распространяются самостоятельно, а вирусы распространяют люди.

2) Трояны распространяют люди, а вирусы распространяются самостоятельно.

3) Трояны, распространяются так же, как и вирусы.

4) Черви распространяются так же, как и вирусы.

5) Черви распространяют люди.

4. Как распространяются вредоносные программы?

1) С помощью вложенных в письма файлов.

2) При скачивании приложений.

3) При авторизации в социальных сетях.

4) При посещении популярных сайтов.

5) С помощью файлообменных сетей и торрентов.

6) С помощью методов социальной инженерии.

7) При переходе по ссылке для подтверждения регистрации.

8) При использовании заражённой интернет-страницы.

9) Компаниями, которые создают и продают защиту от вредоносных

программ.

10) Предлагаются телефонным провайдером.

5. Выделите действия, которые связаны с целью установления обновлений и являются обязательными для защиты от проникновения вредоносных программ.

1) Обновлять операционную систему для устранения в новых версиях

ошибок и уязвимостей.

2) Не обновлять операционную систему, потому что обновления тоже

могут содержать ошибки, которые представляют опасность.

3) Не обновлять лицензионную операционную систему, потому что она достаточно безопасная.

4) Обновлять браузер, потому что в новых версиях исправляют уязвимости и недостатки предыдущих версий.

5) Не обновлять браузер, игнорировать информацию о необходимости обновления, потому что она бессмысленна.

6) Не обновлять браузер, потому что при обновлении могут быть занесены вредоносные программы.

7) Обновлять антивирусное программное обеспечение для детектирования и блокирования вновь появившихся вредоносных программ.

8) Не обновлять антивирусное программное обеспечение, потому что оно лишь добавит новые функции или изменит интерфейс и будет платным.


9) Не обновлять антивирусное программное обеспечение до истечения

платной лицензии.

6. При работе с поисковыми браузерами вы находите известный вам сайт, но появляется предупреждение об опасности. Выберите ваши действия.

1) Не буду заходить на сайт, даже проверенный сайт может быть заражён.

2) Не буду обращать внимание на предупреждение, потому что уже заходил на этот сайт неоднократно, и перейду на сайт.

3) Поищу информацию о заражении этого сайта, и если не найду, то перейду на сайт.

7. Выберите самое точное определение человека, не застрахованного от проникновения разного рода вредоносных программ на устройства, которыми он пользуется.

1) Внимательный и аккуратный человек.

2) Невнимательный и неаккуратный человек.

3) Человек, следящий за обновлениями браузера, операционной системы и антивирусного программного обеспечения.

4) Человек, не следящий за обновлениями браузера, операционной системы и антивирусного программного обеспечения.

5) Не разбирающийся в устройствах и программах человек.

6) Разбирающийся в устройствах и программах человек.

7) Любой человек.

8. Какие программы называются эксплойтами?

1) Вредоносные программы, которые маскируются под полезные утилиты.

2) Компьютерные программы, использующие уязвимости в программном обеспечении.

3) Вредоносные программы, которые скрытно действуют и затрудняют их обнаружение системами безопасности.

9. На какие параметры антивирусных программ следует обращать внимание при покупке?

1) Разнообразие функций.

2) Уровень детектирования.

3) Бесплатность.

4) Платность.

5) Влияние на скорость работы компьютера.

6) Уровень ложных срабатываний.

7) Доставка обновлений.

8) Наличие лицензии.

9) Продление лицензии.

10. Напишите пять и более правил, которые необходимо соблюдать продвинутому пользователю для осуществления защиты от вредоносных программ.

11. Отметьте виды программ, которые всегда вредоносны.

1) Вирусы.

2) Черви.

3) Трояны.

4) Скрипты.

5) Макросы.

6) Архиваторы.

7) Бэкдоры.

8) Буткиты.

9) Утилиты.

12. Отметьте, что необходимо использовать на компьютере, чтобы предотвратить заражение вирусами.

1) Регулярное обновление браузера.

2) Регулярное обновление операционной системы.

3) Регулярное обновление антивирусной базы.

4) Проверку адресов сайтов.

5) Отказ от перехода по ссылкам из всплывающих окон.