Файл: Урок Тема урока Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация и знаки препинания в бсп. Тип урока изучение нового материала.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 8
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок №…
Тема урока: «Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация и знаки препинания в БСП».
Тип урока: изучение нового материала
Задачи:
-
дать понятие о бессоюзном сложном предложении, смысловых отношениях между частями сложного предложения; -
сформировать понятие о принципе, на основании которого происходит деление предложений на простые и сложные; -
формировать умение находить грамматические основы и классифицировать предложения по их количеству; -
формировать умение различать простые и сложные предложения, в том числе с одинаковыми средствами связи;
формировать умение строить бессоюзные сложные предложения в соответствии с логическими и грамматическими нормами.
Межпрежметные связи: учебник литературы домашнее задание
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающего | Формируемые УУД | |
1.Оргмомент, мотивация к учебной деятельности Цель:включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «хочу-надо-могу», создание положительного эмоционального настроя | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность Эмоциональный и психологический настрой - Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник. - Готовы к работе? - Ребята, а что нужно для успешной работы на уроке? - Откройте тетради, запишите число. Классная работа | Приветствуют учителя Внимательно слушать учителя и ответы ребят, - желание узнать новое, - быть активным на уроке | Регулятивные: эмоционально-положительный настрой на урок Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися Личностные: понимают значение знаний и принимают его, проявляют позитивное отношение к другим и готовность к сотрудничеству. Познавательные: формулирование ответов на вопросы учителя. | |
2.Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | 1.Организует работу по повторению, подводит итог беседы. - Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. Этот материал включён в экзаменационные задания. А свои открытия я вам предлагаю начать с работы над ранее изученным материалом. Организует и актуализирует знания учащихся о сложном предложении Какие виды предложений мы уже изучили? Распределите предложения в зависимости от их вида: ПП, ССП, СПП. Организует закрепление умения анализировать сложное предложение в письменной практической деятельности с устным объяснением выполнения задания упр. 191. 2.Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока. - Какие из предложений не относятся к данной группе? Запишите эти предложения в тетрадь, подчеркните грамматические основы. - Что вы можете о них сказать? - Как части предложений связаны друг с другом? - Сделайте вывод, какие предложения мы будем сегодня изучать на уроке? - Сформулируйте тему урока, важные для вас, цели урока, используя опорные слова: 1) познакомиться с... 2) научиться... (опорная запись на доске) Сообщение целей урока учителем. - Запишите тему урока в тетрадь. (Какое орфографическое правило надо повторить, чтобы правильно написать слово «бессоюзное»?) Организует чтение теоретического материала на с. 107 – 108 и поиск новой информации. Просит обратить внимание на графический способ передачи строения сложного предложения. Организует закрепление умения анализировать бессоюзное сложное предложение по плану (упр. 193) в парах постоянного или сменного состава: устный анализ и проговаривание друг другу поочерёдно характеристик предложений из упр. 194, 195. | - простые предложения, ССП и СПП Объясняют, в каких случаях однородные члены предложения. - зачитывают предложения - записывают предложения, выделяют грамматические основы, - отмечают, что это сложные предложения, потому что 2 основы, - что в них нет союзов. - если союзов нет, то части связаны по смыслу - бессоюзные сложные предложения - определяют для себя цели и задачи: 1)познакомиться с БСП, 2)научиться находить БСП в тексте, ставить знаки препинания, чертить схемы БСП Читают теоретические сведения о бессоюзном сложном предложении, выделяют информацию о бессоюзных предложениях, анализируют схемы и переносят их в тетрадь. Дети перечисляют: - Сложные предложения делятся на три группы: ССП, СПП, БСП - Сложные предложения состоят из нескольких простых. - В ССП и СПП простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов. - В БСП нет союзов. Сверяют по учебнику с.129 | Коммуникативные: умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия, выявлять, что усвоено, а что предстоит усвоить Познавательные: формулирование ответов на вопросы учителя; умение анализировать языковой материал и поиск нужной информации | |
3.Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения Цель:организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: почему возникли затруднения? Чего мы ещё на знаем? | Организует закрепление умения анализировать бессоюзное сложное предложение в письменной практической деятельности с устным объяснением выполнения задания упр. 198. Запишем, что хотим узнать о БСП. | Объясняют, составляют вторую часть бессоюзного предложения, осуществляют выбор при записи предложений. - В предложениях разные знаки препинания. - разные смысловые отношения - Что такое БСП? - Из чего они состоят? - Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений? - Какие знаки препинания в БСП? Как выглядит схема БСП? | Познавательные: Извлечение необходимой информации и ее использование, постановка проблемы Коммуникативные: аргументация своего мнения Регулятивные: усваивают последовательность действий по выполнению задания, выделяют то, что уже усвоено и что надо усвоить | |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его при решении задачи, вызвавшей затруднение | Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнение учащихся - Где мы можем найти нужную информацию? Самостоятельное изучение материала разными методами: В паре: анализируют материал по карточке Индивидуально: работа с рисунками (1 ученик), по учебнику (1 ученик) Организует проверку Дети зачитывают выводы 1. Что такое БСП? Это слож. предл., части которого связаны по смыслу и интонации, а не при помощи союзов. - Из чего они состоят? Из простых предложений. - Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений? Смысловые отношения зависят от содержания входящих в них простых предложенийи выражаются интонацией(в устной речи) и знаками препинания ( в письменной) - Какие знаки препинания в БСП ?
Оцените работу + Объясняет задание: определить смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении. | Выбирают пути решения проблемы, обсуждают план выхода из затруднения: - обратиться к учителю для объяснения - обратиться к материалу учебника - проанализировать языковой материал - интернет Самостоятельная работа учащихся: - читают правило в учебнике с.95 - Работа с рисунками -- работа по карточке - делают выводы Ответы учащихся: по учебнику, затем по рисунку, дальше по карточке - каждому типу предложений соответствует свой рисунок, - пробуют начертить схемы предложений по рисункам Как выглядит схема БСП? - по карточке | Коммуникативные: принимать другое мнение, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами Регулятивные: Внесение необходимых корректировок в план и способ действия Познавательные: выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей; построение рассуждений. Регулятивные: Осуществление оценки, коррекция Личностные: проявлять интерес к новому заданию. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли | |
| | | ||
| | | ||
| ||||
| ||||
5. Этап первичного закрепления и проговаривания во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках, организует самоконтроль: - предлагает выполнить задание Работа с пословицами. Раздаются произвольно фрагменты пословиц – нужно собрать в единую фразу. Объясняет задание, раздает материал. | Читают, сопоставляют фрагменты, объясняют значение пословиц. | Регулятивные: преодолевают затруднения. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли, общение со своими товарищами с целью получения нужного результата | |
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет | Организует деятельность по применению новых знаний Задание на карточках: из простых составить БСП, вставить знаки препинания, начертить схему, определить значение. Оцените работу + | Выполняют задания в тетради Проверка по образцу | Познавательные: Самостоятельное решение задачи, выполнение действий по алгоритму Коммуникативные – принимают другое мнение. Регулятивные: осуществление самоанализа и самоконтроля, проверка знаний по эталону | |
7. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение Цель:включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Работа с последующей проверкой по эталону (раздаточный материал) по типу ОГЭ | Выполняют задание в на карточках – тестовые задания 12, 14 | Регулятивные: умение осуществлять проверку знаний по эталону, коррекция Личностные : Самоопределение, адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. | |
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Организует рефлексию. Обобщает полученные на уроке сведения. Проводит беседу по вопросам: - что мы узнали на уроке? Какую тему мы изучили? - выполнили цель урока? - докажите - в чем вы испытали затруднения? - что вам помогло их преодолеть? - оцените свою работу на уроке. Организует самооценку учебной деятельности. Задает домашнее задание: С.129-130 правило, Выписать из учебника литературы примеры бессоюзных сложных предложений с разными значениями. | Отвечают на вопросы. Вернуться к таблице. 1.Что знали? 2.Какая задача стояла перед нами? 3.Сегодня мы узнали… 4. Теперь я могу… - Предлагаю поделиться впечатлениями от сегодняшнего урока. Я понял…. Я узнал... - Ребята, в чём вы испытали затруднение? - Что у нас получилось лучше всего? - Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Считают количество + 6-7 молодцы! 4-5 вы старались, но у вас не все получилось, нужно поработать Меньше 4 придётся повторить Записывают домашнее задание в дневник | Регулятивные: самооценка собственной познавательной деятельности на уроке, качество и уровень усвоения знаний Личностные: Оценка собственной деятельности, рефлексия Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать высказывания других |